Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Яблоков А.Е.

Кафедра челюстно-лицевой хирургии и стоматологии стоматологического факультета Самарского государственного медицинского университета Минздрава России, Самара, Россия

Иващенко А.В.

Кафедра челюстно-лицевой хирургии стоматологического факультета ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, Самара, Россия

Федяев И.М.

Кафедра челюстно-лицевой хирургии и стоматологии стоматологического факультета Самарского государственного медицинского университета Минздрава России, Самара, Россия

Колганов И.Н.

ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, Самара, Россия

Тлустенко В.П.

кафедра ортопедической стоматологии стоматологического факультета Самарского государственного медицинского университета Минздрава России, Самара, Россия

Уханов М.М.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России, Москва, Россия

Обзор робот-ассистированных систем, применяемых при обучении специалистов стоматологического профиля

Авторы:

Яблоков А.Е., Иващенко А.В., Федяев И.М., Колганов И.Н., Тлустенко В.П., Уханов М.М.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2019;12(1): 28‑31

Просмотров: 806

Загрузок: 14


Как цитировать:

Яблоков А.Е., Иващенко А.В., Федяев И.М., Колганов И.Н., Тлустенко В.П., Уханов М.М. Обзор робот-ассистированных систем, применяемых при обучении специалистов стоматологического профиля. Российская стоматология. 2019;12(1):28‑31.
Yablokov AE, Ivashchenko AV, Fedyaev IM, Kolganov IN, Tlustenko VP, Uhanov MM. Overview of robot-assisted systems used in the training of dental professionals. Russian Journal of  Stomatology. 2019;12(1):28‑31. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/rosstomat20191201128

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ци­то­ло­ги­чес­кий ме­тод в ран­ней ди­аг­нос­ти­ке ра­ка шей­ки мат­ки: эво­лю­ция, прин­ци­пы, тех­но­ло­гии, пер­спек­ти­вы. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(2):49-55
Тех­но­ло­гии ма­шин­но­го обу­че­ния в КТ-ди­аг­нос­ти­ке и клас­си­фи­ка­ции внут­ри­че­реп­ных кро­во­из­ли­яний. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2023;(2):85-91
Ис­кусствен­ный ин­тел­лект в прог­но­зи­ро­ва­нии нас­туп­ле­ния бе­ре­мен­нос­ти. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2023;(2):83-87
Воз­мож­нос­ти и ог­ра­ни­че­ния ис­поль­зо­ва­ния прог­рам­мных ин­фор­ма­ци­он­ных ус­тройств с ис­кусствен­ным ин­тел­лек­том для ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния за­бо­ле­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):108-114
Циф­ро­вое раз­ви­тие эко­но­ми­ки здра­во­ох­ра­не­ния: от вы­яв­ле­ния тен­ден­ций — к пла­но­мер­но­му раз­ви­тию. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(5):89-94
Го­су­дарствен­ная ре­гис­тра­ция прог­рам­мно­го обес­пе­че­ния как ме­ди­цин­ско­го из­де­лия по пра­ви­лам Ев­ра­зий­ско­го эко­но­ми­чес­ко­го со­юза. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2023;(2):32-49
При­ме­не­ние ком­пью­тер­но­го зре­ния для про­фи­лак­ти­чес­ких ис­сле­до­ва­ний на при­ме­ре мам­мог­ра­фии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(6):117-123
Ис­поль­зо­ва­ние чат-бо­тов с при­ме­не­ни­ем ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та как эле­мен­та обу­че­ния при ра­бо­те с дер­ма­тос­ко­пи­чес­ки­ми изоб­ра­же­ни­ями. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(4):447-453
Пер­спек­ти­вы ис­поль­зо­ва­ния ро­бот-ас­сис­ти­ро­ван­ных тех­но­ло­гий в эс­те­ти­чес­кой плас­ти­чес­кой хи­рур­гии. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4-2):24-34
Циф­ро­вое здра­во­ох­ра­не­ние Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции: ос­нов­ные по­ня­тия для прак­ти­ку­ющих вра­чей. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):97-105

Актуальность исследования

Перспективным направлением современного стоматологического образования являются разработка и применение робот-ассистированных систем (РАС) с целью накопления мануальных и теоретических навыков у студентов-стоматологов и практикующих врачей. РАС представляют собой комплекс автоматизированных, механотронных, электронно-вычислительных техник, связанных между собой в единую систему.

Современные обучающие РАС оснащены механическими манипуляторами, помогающими снизить негативное влияние человеческого фактора во время обучения. Однако данные современные системы не способны проводить критический анализ смоделированной клинической ситуации. В будущем данные системы будут оснащены искусственным интеллектом и искусственные нейронные сети будут проводить ее критический анализ. На основе полученного анализа РАС будут принимать решения о правомерности проведения вмешательства.

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что современные РАС не являются полноценными роботами, так как не обладают искусственным интеллектом.

Цель исследования — проанализировать возможности применения РАС в стоматологии для обучения студентов-стоматологов и повышения профессиональных навыков врачей.

Материал и методы

Первичное обучение на робот-ассистированных фантомах сделает более плавным переход студентов-стоматологов к клинической практике, позволит им отработать и закрепить навыки эргономики и инфекционной защиты в безопасных условиях, что в свою очередь снизит риски неудачи для их первого реального пациента [1—3].

В то же время было установлено, что виртуальный симулятор не может заменить традиционное обучение с преподавателем и должен использоваться только в качестве дополнения [4].

1. Роботы-симуляторы, использующие дополненную и виртуальную реальность для препарирования зубов

Дополненная реальность — виртуальные 3D-объекты интегрируются в реальную окружающую 3D-среду в реальном времени. Современные стоматологические тренажеры используют и дополненную, и виртуальную реальность, с их помощью можно улучшить мануальные навыки, эргономику, недостатки таких тренажеров — высокая стоимость и наличие занятий, связанных только с препарированием зубов [5, 6].

Примеры роботов-симуляторов

Виртуальный симулятор DentSim 5,0 (США) [7]. Система состоит из фантома головы, в проекции челюсти, на которой проводится препарирование зубов под непрямые реставрации, неподвижно фиксируется пластина, содержащая пассивные инфракрасные видеотрекеры. В пределах ручки турбинного стоматологического наконечника неподвижно фиксированы пассивные видеотрекеры, окрашенные краской, способной светиться в инфракрасном диапазоне. Отслеживание передвижения видеотрекеров осуществляется роботизированным зрением (видеокамера, снабженная фотофильтром, отсекающим видимый спектр света) [8, 9]. Перед началом обучения проводят калибровку взаимного положения стоматологического наконечника и фантома головы пациента. Обучающемуся предлагают сценарий препарирования кариозной полости. В процессе препарирования в онлайн-режиме студент контролирует качество сошлифовывания твердых тканей, руководствуясь данными виртуальной модели, расположенной на мониторе компьютера. Оборудование предусматривает также сценарий дентальной имплантации, в котором студент осваивает этапы операции. Разработчики объединили в данной системе реальный стоматологический наконечник с реальным фантомом головы пациента и усилили отработку мануальных навыков за счет дополненной реальности.

В исследовании T. Jasinevicius и соавт. (2004) доказано, что применение виртуального симулятора DentSim значительно (в 5 раз) снижает время на обучение препарированию зубов при таком же качестве знаний [10].

VirTeaSy Dental (Франция) — виртуальный симулятор для обучения студентов-стоматологов. Содержит программы в области имплантологии, кариесологии, протезирования и эндодонтии. Сценарий клинического случая проецируется на монитор компьютера. Обеспечение синхронности движений манипулятора обучающегося и виртуального инструмента происходит в онлайн-режиме. Благодаря обратной связи появляется тактильный отклик.

SIMODONT (Нидерланды) — виртуальный симулятор. Программа создана при участии ACTA (Academic Centre for Dentistry in Amsterdam). Обучающийся самостоятельно моделирует клинический случай на мониторе компьютера и осуществляет виртуальное взаимодействие с пациентом. Для воссоздания реалистичной обстановки обучающийся держит в руках стоматологическое зеркало и наконечник, воспроизводится звук работающего наконечника, изменяется скорость вращения боров и фрез при помощи педали. Программа содержит множество различных уроков и реальных клинических случаев.

I. Mirghani и соавт. (2018) исследовали качество выполнения учебных задач на виртуальном симуляторе Simodont у 289 врачей с опытом работы от 1 года до 5 лет [11]. Было выявлено значительное различие между опытными врачами и теми, кто имел опыт не более 1 года. Однако каких-либо различий между врачами с опытом работы 3 года—5 лет не обнаружено.

В исследовании M. Bakr и соавт. (2014) не наблюдали существенной разницы в психомоторных навыках двух групп студентов 2-го года обучения (по 20 че-ловек в каждой), при том что одна из групп прошла вначале обучение по препарированию кариозных полостей на виртуальном симуляторе, а потом на традиционном фантоме, а вторая группа — наоборот [12]. Нужно отметить, что занятие на виртуальном симуляторе длилось всего 30 мин, и большинство (62,5%) студентов считали, что тренировка на симуляторе улучшила их мануальные навыки.

Kobra (Швеция) — виртуальный симулятор. Состоит из тактильного устройства, имитирующего стоматологический наконечник, монитора, 3D-стерео-очков и ножной педали. Симулятор Kobra предназначен для обучения хирургической стоматологии: удаление зубов (в том числе ретенированных), операции резекции верхушки корня и т. д.

Voxel-Man Dental (Германия) — виртуальный симулятор. Стоматологический симулятор позволяет использовать боры различной формы на низкой и высокой скоростях, которые регулируются ножной педалью. Программа дает возможность рассматривать зубы со всех сторон, используя виртуальное стоматологическое зеркало. Изображения зубов, в том числе поперечные срезы, были получены с микротомографий реальных зубов.

Леонардо (Россия) — гибридный симулятор, разработанный в 2017 г., был апробирован на кафедре пропедевтики стоматологических заболеваний РУДН и презентован на стоматологической выставке в Кель-не (Германия) IDS2017, одобрен стоматологической ассоциацией России (СтАР). В комплект симулятора входят стоматологическая турбинная установка, турбинный наконечник, микромотор, рабочее место ассистента-стоматолога, фантом головы стоматологического пациента со встроенными моделями зубных рядов на металлическом артикуляторе. Датчики отслеживают расположение в пространстве турбинного наконечника, микромотора, боров, стоматологического зеркала, карпульного шприца. Доступны клинические задачи в области терапевтической стоматологии, ортопедической стоматологии, выполнения местной анестезии.

ASCLEPIA (Россия) — виртуальный симулятор. Содержит два воспринимающих устройства, создающих тактильные обратные ощущения. Программным обеспечением симулируется работа всеми типами боров по ISO и ГОСТ, а также основными типами бормашин и их наконечников. Число оборотов регулируется ножной педалью. Включено 10 задач из раздела терапевтической стоматологии. Есть возможность создания собственных заданий.

2. Роботы, физически имитирующие пациента

В Японии для обучения студентов-стоматологов были разработаны РАС, полностью имитирующие тело человека [13,14].

Dentaroid — РАС (Япония), имитирующая пациента, создана при участии университетов Showa, Waseda и Kogakuin. Первые варианты этого робота назывались Showa Hanako 1 и Showa Hanako 2. Рост Dentaroid составляет 157 см, кожу имитирует мягкая пластмасса, мягкие ткани в полости рта и язык сделаны из силикона. Робот может выполнять 12 различных движений: мигание, движение глаз, движения языка (физиологические), неожиданное покачивание головы при ощущении боли, чиханье, кашель (удушье), движения рук, изменение пульса, изменение формы дыхания и др. Встроена функция распознавания голоса.

Simroid — РАС (Япония), имитирующая пациента. Сенсорные датчики расположены в полости рта и на теле РАС. РАС отвечает на действия стоматолога движениями глаз, головы, губ, рук, может открывать и закрывать рот, имитируя естественную реакцию пациента. РАС распознает японский и английский языки и может отвечать на простые вопросы. Две видео-камеры записывают процесс лечения. Доказано, что применение роботов Simroid улучшает не только мануальные навыки, но и навыки общения с пациентом как у студентов-стоматологов, так и у врачей, недавно получивших диплом [15].

Кроме того, в исследовании S. Abe и соавт. (2018) установлено, что после обучения на роботе Simriod студенты получают больше навыков в области эргономики, безопасности и инфекционного контроля по сравнению с применением стандартного фантома головы, и, согласно опросу, робот очень похож на реального пациента [16]. Однако мануальные навыки по препарированию зуба под коронку были одинаковы у всех студентов независимо от вида фантома.

Заключение

Использование обучающих РАС позволяет отрабатывать полученные мануальные навыки студентам-стоматологам, а уже практикующим специалистам — их совершенствовать. Обучение на РАС позволяет обучающемуся выявить и устранить свои ошибки, допущенные во время отработки мануальных навыков. Но следует понимать, что РАС не оснащены искусственным интеллектом и не могут в полной мере заменить пациента. Поэтому работа с РАС является лишь «репетицией» клинического случая, максимально приближенного к реальному.

Работа выполнена в соответствии с планом научных исследований ФГБОУ ВО «СамГМУ» Минздрава России.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования: Я.А.E., И.А.В., К.И.Н.

Сбор и обработка материала: Я.А.Е., И.А.В., Ф.И.М., У.М.М.

Статистическая обработка данных: Я.А.Е., И.А.В., Ф.И.М., К.И.Н., У.М.М.

Написание текста: Я.А.Е.

Редактирование: Я.А.Е., И.А.В., Ф.И.М., Т.В.П.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.