Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Орестова Е.В.

Кафедра общей психологии факультета клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета

Мохов В.А.

Кафедра общей психологии факультета клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета

Тон К.В.

Кафедра общей психологии факультета клинической психологии Московского государственного медико-стоматологического университета

Исследование изменений системы ценностей и способов совладания со стрессом в связи с динамикой алекситимического статуса у студентов I-III курсов

Авторы:

Орестова Е.В., Мохов В.А., Тон К.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская стоматология. 2011;4(4): 43‑48

Просмотров: 849

Загрузок: 9


Как цитировать:

Орестова Е.В., Мохов В.А., Тон К.В. Исследование изменений системы ценностей и способов совладания со стрессом в связи с динамикой алекситимического статуса у студентов I-III курсов. Российская стоматология. 2011;4(4):43‑48.
Orestova EV, Mokhov VA, Ton KV. Changes in the system of values and coping strategies in connection with dynamics of the alexithymic status in the II and III-year students. Russian Journal of Stomatology. 2011;4(4):43‑48. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Дос­туп­ность ме­ди­цин­ской по­мо­щи в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции: из­ме­не­ния в ее уров­не с точ­ки зре­ния раз­лич­ных ин­сти­ту­тов. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(4):16-22
Прог­но­зи­ро­ва­ние фор­ми­ро­ва­ния и про­фи­лак­ти­ка син­дро­ма эмо­ци­ональ­но­го вы­го­ра­ния у ме­ди­цин­ских ра­бот­ни­ков в ус­ло­ви­ях вы­со­ко­го эпи­де­ми­чес­ко­го рис­ка. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(4):51-56

Алекситимия (понятие, введенное в 1973 г. Сифнеосом) - невозможность выразить словами, описать свои эмоции, отделить чувства от телесных ощущений. Интерес к этому феномену обусловлен ростом нарушений эмоционального здоровья современного человека. С одной стороны, это связано с возрастанием частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок, чему способствует ряд современных условий: стремительное изменение социальной и физической среды, повышение темпов жизни и ее стоимости, разрушение традиционных семейных структур, экологические катаклизмы. С другой стороны, как отмечают отечественные и западные исследователи, значительная часть современных людей негативно относится к эмоциям, которым приписывается деструктивная, дезорганизующая роль как в политической, так и в личной жизни человека. Эмоциональный мир личности в рамках современного общества зачастую находится вне его поля внимания. Недооценка важности и действенности эмоциональной стороны жизни, ее игнорирование приводит к утрате навыков психогигиены в эмоциональной жизни, ослаблению и потере эмоционального здоровья, что в свою очередь имеет серьезные неблагоприятные последствия для психического и физического здоровья и для качества жизни в целом.

В общем понимании алекситимия представляет собой затрудненность осознавать и описывать свои эмоциональные переживания и определять их у других людей [1]. Изучение алекситимии как фактора, препятствующего осознанному контакту человека со своей эмоциональной сферой, создающего затруднения в коммуникативной сфере личности, являющегося предпосылкой в развитии целого спектра психосоматических заболеваний, становится важным и значимым в контексте исследования межличностных отношений, формирования малых групп и стратегий преодоления человеком стрессов. Межличностные отношения - взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Готовность к взаимодействию, сопровождающемуся эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным, отрицательным. Главным регулятором межличностных отношений является межличностная привлекательность, которая подразумевает под собой спектр различных параметров. В отечественной психологии данной темой занимались многие авторы, но до сих пор не были установлены связи между формированием малой группы и наличием алекситимического статуса у условно здоровых людей.

В отечественной психологии традиционно подчеркивается роль развития эмоциональной сферы в формировании как психики, так и всей личности в целом [5]. Кроме того, эмоции являются ведущим регулятором деятельности, включенным также и в контроль деятельности. Изучение эмоционального здоровья в рамках теории алекситимии позволяет напрямую увидеть связь между проблемами в области эмоциональной рефлексии и саморегуляции, во-первых, с развитием личности и, во-вторых, с нахождением своего места в малой группе, стратегиями преодоления стресса и удовлетворенностью ситуацией.

Таким образом, мы предполагаем, что чем выше уровень алекситимии, тем более негативно это отражается на адаптивности в стрессовых ситуациях, принятии внутренних противоречий и ориентировке в социальном окружении в динамике обучения на первых трех курсах у студентов вузов.

На основании результатов подобного изучения можно будет создать психокоррекционную программу по компенсации алекситимического статуса путем повышения эмоциональной грамотности и обучению навыкам эффективного совладания со стрессом, разрешению внутренних конфликтов, расширению способности к рефлексии, определив основные «мишени» психологического вмешательства. Данная программа будет преследовать цели улучшения способности к регуляции и осознавания своего поведения в группе, что является немаловажным фактором в различных сферах жизни человека.

Указанные обстоятельства определяют актуальность и значимость исследования.

Основные положения исследования

В лонгитюдном исследовании (результаты которого будут частично представлены в этой статье) приняли участие 45 студентов одной учебной группы. Обследование проводилось с осени 2007 г. по весну 2010 г. После подписания испытуемыми информированного согласия, одобренного этическим комитетом МГМСУ, приблизительно в одно и то же время года проводилось разовое обследование всей группы испытуемых с повторностью 3 раза в год. В представленных данных не фигурируют выбывшие (в силу отчисления) за период проведения исследования испытуемые (изначально испытуемых было 50 человек).

Цель исследования - изучение особенностей динамики уровня алекситимии, используемых копинг-стратегий, наличия внутриличностных конфликтов в процессе обучения студентов вузов на первых трех курсах.

Объектом исследования в первую очередь является уровень алекситимии у студентов первых трех курсов вузов. Предмет исследования - особенности связей уровня алекситимии с другими характеристиками личности и ее социальной адаптации и их динамика.

В исследовании проверялась следующая гипотеза: чем выше уровень алекситимии, тем более негативно это отражается на адаптивности в стрессовых ситуациях, принятии внутренних противоречий и ориентировке в социальном окружении в динамике обучения на первых трех курсах у студентов вузов.

Исследование проводилось анонимно от экспериментатора. Испытуемым был выдан список в начале исследования с фамилиями членов группы, каждый из них вписал напротив своей фамилии придуманный им псевдоним, который и использовался в качестве подписи опросных листов и для социометрического исследования. Список соответствия фамилий и псевдонимов на протяжении всего лонгитюдного исследования хранился у старосты группы и был не доступен экспериментатору.

Характеристика используемых методик

Для обследования были использованы четыре опросниковых метода.

1. Торонтская алекситимическая шкала (TAS) [2] создана G. Taylor и соавт. с применением концептуально-ориентированного, факторного подхода. По 26 утверждениям, с помощью которых испытуемый может характеризовать себя, применяя шкалу Ликерта (от «совершенно несогласен» до «совершенно согласен»), испытуемые заполняют опросный лист. При этом часть пунктов имеет положительный код, а другая часть - отрицательный, чтобы избежать однонаправленного согласия в ответах. Опросник опробован авторами на 542 студентах.

2. Опросник SACS - «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл) [3] направлен на диагностику преобладающих стратегий преодоления стрессовых ситуаций.

В настоящее время не существует общепризнанной классификации типов преодоления. Однако большинство из них построено вокруг двух стратегий психологического преодоления: 1) проблемно-ориентированный копинг (усилия направляются на решение возникшей проблемы); 2) эмоционально-ориентированный копинг (изменение собственных установок в отношении ситуации).

В качестве альтернативного подхода С. Хобфолл предложил многоосевую модель «поведения преодоления» и опросник SACS, построенный на ее основе. В отличие от предыдущих моделей преодолевающее поведение рассматривается как стратегии (тенденции) поведения, а не как отдельные типы поведения.

Предложенная модель имеет две основные оси: просоциальная-асоциальная, активная-пассивная и одну дополнительную ось: прямая-непрямая. Данные оси представляют собой измерения общих стратегий преодоления. Введение просоциальной и асоциальной осей основывается на том, что: а) многие жизненные стрессоры являются межличностными или имеют межличностный компонент; б) даже индивидуальные усилия по преодолению имеют потенциальные социальные последствия; в) действие преодоления часто требует взаимодействия с другими людьми. К тому же обращение к индивидуальному и социальному контексту преодоления дает возможность более сбалансированного сравнения между мужчинами и женщинами.

Опросник содержит 54 утверждения, касающиеся поведения в напряженных ситуациях. Испытуемый должен оценить, как он обычно поступает в данных случаях, используя шкалу Ликерта (от «совершенно несогласен» до «совершенно согласен»).

Опросник содержит 9 моделей преодолевающего поведения: ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипулятивные (непрямые) действия, асоциальные действия, агрессивные действия.

«Здоровое» преодоление (копинг) является активным и просоциальным. Активное преодоление в совокупности с положительным использованием социальных ресурсов (контактов) повышает стрессоустойчивость человека.

3. В исследовании использовалась первая часть ценностно-ориентированной системы методик «Диагностика внутриличностных конфликтов» Е.Б. Фанталовой методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» [4].

В основу замысла настоящей методики легло гипотетическое предположение о том, что одной из существенных детерминант мотивационно-личностной сферы является подвижное, постепенно меняющееся в процессе деятельности в зависимости от жизненных обстоятельств соотношение между двумя плоскостями «сознания». А именно: между плоскостью, вмещающей в себя осознание ведущих жизненных ценностей, личностных замыслов, дальних жизненных целей, и плоскостью всего, что является непосредственно доступным, связанным с осуществлением конкретных, легкодостижимых целей, находящихся в «обозримом психологическом поле», в зоне «легкой досягаемости». Далее легко заметить, что применительно к конкретной жизненной сфере или локальной проблеме соотношение этих двух плоскостей по своему характеру аналогично соотношению таких психологических параметров, как «ценность» (Ц) и «доступность» (Д), которые являются ключевыми в предлагаемой методике.

Применительно к конкретной жизненной сфере показатель расхождения Ц–Д будет иметь двухмерную характеристику в зависимости от того, какой параметр выше, Ц или Д. Максимальное расхождение между Ц и Д в случае, когда Ц>Д, будет означать стойкий, глубокий, до настоящего времени необратимый внутренний конфликт. Обратное соотношение, когда Д>Ц, будет, напротив, означать состояние «внутреннего вакуума», внутренней опустошенности, снижения побуждений.

Процедура исследования заключается в следующем. Испытуемому на специальном бланке с инструкцией предлагаются 12 понятий, означающих различные жизненные ценности. В инструкции сказано, что испытуемый должен провести попарное сравнение (попарное ранжирование) этих понятий на специальных матрицах на регистрационном бланке дважды: первый раз - по «ценности» (первая матрица) и второй раз по «доступности» (вторая матрица). Затем экспериментатор подсчитывает, сколько раз каждое понятие было преобладающим по «ценности» (Ц) и сколько раз по «доступности» (Д). Результаты подсчета заносятся в таблицу.

Анализ полученных результатов

Из представленных в табл. 1

данных видно, что есть возрастающая тенденция по уровню алекситимии с I на III курс у студентов вузов. Скорее всего это можно связать с получением большого количества аналитических знаний во время обучения на начальных курсах и образованием новых внешних авторитетов, что некоторым образом осложняет доверие собственным ощущениям и своей эмоциональной сфере.

По данным табл. 2

также видна динамика снижения выраженности такой адаптивной стратегии преодоления стресса, как активная (ассертивные действия), что также может быть следствием влияния внешних авторитетов и блокировкой таким образом опоры на собственное мнение и уже знакомые способы совладания со стрессовой ситуацией.

В то время как такая неадаптивная, как асоциальная, копинг-стратегия (агрессивные действия) имеет тенденцию возрастать. Возможно, в данном случае имеет место буферный компенсаторный механизм, играющий роль переходного к осознаванию более высокого уровня и усвоению новых способов обращения с социумом. А агрессивные действия, как известно, являются самым простым способом отреагирования избыточного напряжения.

Из табл. 3

видно, что при переходе со II на III курс значимо возрастает ценность материально-обеспеченной жизни. При приближении к «экватору» обучения студенты начинают более глубокое изучение специализированных предметов, что, безусловно, ставит повторный вопрос выбора (но уже более специфического) особенностей дальнейшей деятельности. Это влечет за собой размышления на тему своей эффективности в работе, что, в частности, выражается в материальной форме. Кроме того, приобретая все большее ощущение собственной значимости в профессии, студент III курса хочет найти этому материальное подтверждение.

Любопытно, что доступность по этой шкале в среднем падает от I к III курсу (табл. 4),

что подтверждается значимостью по разнице (табл. 5).
Из чего можно сделать вывод, что конфликт ценности и доступности материально-обеспеченной жизни приобретает значимость к середине обучения.

Из табл. 4 и 5 видно, что студенты скорее переоценивают относительную доступность таких сфер жизни, как здоровье, красота природы и искусства, наличие хороших и верных друзей, творчества. Что вполне объяснимо вступлением в полноценное использование данных природой ресурсов тела и фантазии, присущих этому возрасту.

Любопытна динамика такого параметра, как уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий и сомнений). Ее доступность падает от I ко II курсу и возрастает от II к III курсу. По данным табл. 5 понятно, что на II курсе возникает резкий дефицит этой уверенности (субъективно падает доступность), возможно, это как-то связано с теми же причинами, что и возрастание уровня алекситимии.

Доступность счастливой семейной жизни резко падает к III курсу, что, возможно, также связано со спецификацией и более глубоким погружением в профессиональную деятельность.

Рассмотрение корреляционных связей между уровнем алекситимии и копинг-стратегиями подтверждает утверждение о том, что повышение алекситимического статуса соответствует снижению способности использовать наиболее адаптивную стратегию преодоления стресса - активную (ассертивные действия) (табл. 6).

Кроме того, выраженность этих двух параметров противоположно возрастает от I к III курсу обучения.

Нелишне заметить, что на III курсе также значимой оказывается отрицательная корреляция уровня алекситимии с выраженностью использования такой вторичной адаптивной стратегии преодоления стресса, как просоциальная (действия - поиск социальной поддержки), что подтверждает теорию о разрушении устойчивости личностной структуры вследствие раскачивания привычных принципов и знакомых способов мышления и осознавания.

Также существует положительная связь уровня алекситимии с таким неадаптивным копингом, как непрямая стратегия преодоления стресса (избегание). Эта связь особо выражена на I и III курсах. Это заметно и в процессе обучения. Зачастую студентам на I курсе легче не прийти на сдачу зачета, нежели оказаться в непривычной ситуации. Ко II курсу в силу большего знакомства со способами взаимодействия в вузе студенту легче адаптироваться в таких тревожных ситуациях, как зачеты и экзамены. К III курсу снова возникает стремление к избеганию в силу усложнения программы и изменения требований с теоретических на практические и аналитические.

Из табл. 7 и 8

видно подтверждение вышеуказанного предположения об отрицательной связи между уровнем алекситимии и такой сферой жизни, как уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий и сомнений). Как ощущение ценности, так и ощущение доступности уверенности в себе обратным образом связано со способностью опознавать и вербализовать свои эмоциональные переживания. Это особо явно видно на примере доступности этого переживания на срезе II курса.

Ценность же наличия хороших и верных друзей повышается в случае высоких уровней алекситимии на I курсе. Возможно, это опять же носит компенсаторный характер.

В целом можно сказать, что по результатам проведенного исследования выявлено повышение среднего показателя по уровню алекситимии с I к II курсу у студентов вузов, снижение выраженности использования адаптивных стратегий преодоления стресса и их взаимосвязь, что может объясняться сменой способов переработки поступающей извне информации вследствие большого количества теоретических и аналитических знаний. Кроме того, меняются ценности личности в период обучения на первых 3 курсах вуза, что выражается в целом в смене ценности сферы отношений на профессиональные и материальные сферы. Также ярко выражена оценка доступности физических и творческих сфер личности. Важным результатом исследования стал факт некоторого разрушения уверенности в себе (свободы от внутренних противоречий и сомнений), что также может быть признаком пересмотра системы ценностей.

Таким образом, предположение о том, что повышение уровня алекситимии негативно отражается на адаптивности в стрессовых ситуациях, принятии внутренних противоречий и ориентировке в социальном окружении в динамике обучения на первых 3 курсах у студентов вузов подтвердилось.

Стало очевидным, что студенты переживают определенный кризис смены взглядов и ценностей, что вполне вероятно связано с получением большого объема теоретических и аналитических знаний, заменой старых способов взаимодействия с окружением на новые. А значит, существует актуальность создания вспомогательных мероприятий для студентов начальных курсов для поддержания их самоощущения и профессионального становления. Дальнейшая разработка данного исследования позволит более четко определить мишени воздействия и разработать программу методического вмешательства.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.