Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Жидкова Е.А.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России;
Центральная дирекция здравоохранения — филиал ОАО «РЖД»

Гутор Е.М.

Центральная дирекция здравоохранения — филиал ОАО «РЖД»

Смирнова С.С.

ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» города Нижний Новгород»

Орлова А.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Джиоева О.Н.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России

Гуревич К.Г.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России;
ГБУ города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента ДЗМ»

Драпкина О.М.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины» Минздрава России;
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Особенности трудовой деятельности и модифицируемых факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний у работников локомотивных бригад рельсового транспорта Нижнего Новгорода

Авторы:

Жидкова Е.А., Гутор Е.М., Смирнова С.С., Орлова А.А., Джиоева О.Н., Гуревич К.Г., Драпкина О.М.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1032

Загрузок: 30


Как цитировать:

Жидкова Е.А., Гутор Е.М., Смирнова С.С., Орлова А.А., Джиоева О.Н., Гуревич К.Г., Драпкина О.М. Особенности трудовой деятельности и модифицируемых факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний у работников локомотивных бригад рельсового транспорта Нижнего Новгорода. Профилактическая медицина. 2023;26(1):43‑48.
Zhidkova EA, Gutor EM, Smirnova SS, Orlova AA, Dzhioeva ON, Gurevich KG, Drapkina OM. Features of labor activity and modifiable risk factors of cardiovascular diseases in employees of locomotive crews of rail transport in Nizhny Novgorod. Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(1):43‑48. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20232601143

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние тех­но­ло­гий ис­кусствен­но­го ин­тел­лек­та на дли­тель­ность про­ве­де­ния двой­но­го чте­ния мам­мог­ра­фи­чес­ких ис­сле­до­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):32-37
Ас­со­ци­ации ста­ту­са ку­ре­ния с сос­та­вом жир­ных кис­лот плаз­мы кро­ви у муж­чин г. Но­во­си­бир­ска («ЭССЕ-РФ3» в Но­во­си­бир­ской об­лас­ти). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):36-41
Фак­то­ры рис­ка раз­ви­тия же­ле­зо­де­фи­цит­ной ане­мии у мла­ден­цев: пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):53-59
Ме­то­ды эко­но­ми­чес­кой оцен­ки эф­фек­тив­нос­ти ле­че­ния эн­до­вас­ку­ляр­но­го зак­ры­тия от­кры­то­го оваль­но­го ок­на для вто­рич­ной про­фи­лак­ти­ки крип­то­ген­но­го ин­суль­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):105-110
Ме­ры пер­вич­ной про­фи­лак­ти­ки ко­ло­рек­таль­но­го ра­ка и тех­но­ло­гии их внед­ре­ния в прак­ти­чес­кое здра­во­ох­ра­не­ние. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):111-117
Ана­лиз ос­лож­не­ний од­но­этап­ных и дву­хэ­тап­ных ре­конструк­ций мо­лоч­ной же­ле­зы в за­ви­си­мос­ти от спо­со­ба ре­конструк­ции и фак­то­ров рис­ка. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(2):16-21
Мес­тное при­ме­не­ние ги­по­тен­зив­ных пре­па­ра­тов с целью про­фи­лак­ти­ки по­вы­ше­ния уров­ня внут­риг­лаз­но­го дав­ле­ния пос­ле ин­тра­вит­ре­аль­ных инъек­ций ан­ти-VEGF-пре­па­ра­тов. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(2-2):73-79
Ре­па­ра­тив­ный по­тен­ци­ал кос­тной тка­ни и влияющие на не­го фак­то­ры. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(2):41-49
Роль ген­но­го по­ли­мор­физ­ма в на­ру­ше­ни­ях сис­те­мы ге­мос­та­за у па­ци­ен­тов дет­ско­го воз­рас­та, под­вер­гших­ся кар­ди­охи­рур­ги­чес­ким вме­ша­тельствам. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(3):43-48
Ре­конструк­тив­но-плас­ти­чес­кие опе­ра­ции в ком­би­ни­ро­ван­ном ле­че­нии ра­ка мо­лоч­ной же­ле­зы: фак­то­ры рис­ка ос­лож­не­ний и ре­конструк­тив­ных не­удач. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2024;(3):13-19

Введение

ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») является крупнейшим железнодорожным перевозчиком в России. Нижний Новгород обслуживает Горьковская магистраль ОАО «РЖД», осуществляющая как грузовые, так и пассажирские перевозки.

Нижегородский метрополитен — пассажирская транспортная сеть Нижнего Новгорода, эксплуатантом которой является МП города Нижнего Новгорода «Нижегородское метро» (МП «Нижегородское метро»).

Здоровье машинистов — краеугольный камень безопасности перевозок на рельсовом транспорте. Гиподинамия, стресс, наличие переработок и сменного графика работы — основные профессиональные факторы риска заболеваемости у работников локомотивных бригад [1—3]. Кроме того, длительное воздействие производственных факторов — шума, вибрации — может предрасполагать к развитию сердечно-сосудистых заболеваний и тревожных расстройств [4, 5].

Цель исследования — изучить особенности организации труда и имеющихся факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у машинистов и помощников машиниста рельсового транспорта в зависимости от места работы: ОАО «РЖД» или МП «Нижегородское метро».

Материал и методы

Исследование одобрено межвузовским комитетом по этике и проведено в соответствии со стандартами надлежащей клинической практики (Good Clinical Practice) и принципами Хельсинкской Декларации.

Участниками исследования стали 925 работников локомотивных бригад, машинисты и их помощники: 846 из них работали в ОАО «РЖД» и 79 в МП «Нижегородское метро» (табл. 1). Все участники были лицами мужского пола, поскольку законодательно до конца 2021 г. женщины не могли занимать указанные выше должности. Исследуемые группы сравнимы по возрасту и стажу работы, ряду других социальных характеристик. Исследование проводилось путем анкетирования лиц, работающих в г. Нижний Новгород в 2021 г. Все лица, включенные в исследование, подписали информированное добровольное согласие.

Таблица 1. Характеристика включенных в исследование

Место работы

Число машинистов

Состоят в официальном браке

Проживают в собственной квартире/доме квартире

n

ОАО «РЖД», %

63,6

78,6

92,3

846

925

МП «Нижегородское метро», %

100

59,5

92,4

79

p

<0,001

0,002

0,314

Участникам исследования предложена анкета с вопросами, оценивающими условия труда, образ жизни и состояние здоровья. Анкета включала паспортную часть с антропометрическими показателями (рост, масса тела), вопросы о профессиональных факторах риска, вопросы о факторах риска развития хронических неинфекционных заболеваний, разработанные с помощью инструментария STEPS (курение, злоупотребление алкоголем, неправильное питание, недостаток физической активности), вопросы, отражающие субъективное мнение работников локомотивных бригад по изучаемой проблеме. Подробно анкета описана ранее [6]. Сбор и обработка полученных данных осуществлялись с использованием программ Excel и Statistica. Сравнение величин, выраженных в процентах, проведено с помощью метода χ2, сравнение средних величин — с применением U-критерия Манна—Уитни. Статистически значимыми считали различия при p<0,05.

Результаты

Возрастная структура изучаемых групп представлена в виде круговой диаграммы (рис. 1, 2). Распределение респондентов по возрасту — однородное между группами, возраст участников в основном составил от 35 до 44 лет.

Рис. 1. Возрастная структура респондентов — работников ОАО «Российские железные дороги».

Рис. 2. Возрастная структура респондентов — работников МП «Нижегородское метро».

При сравнении групп по условиям труда обнаружено, что сменный график работы имели 57% сотрудников МП «Нижегородское метро» и 20,4% сотрудников ОАО «РЖД» (табл. 2). При этом большинство (53,7%) сотрудников ОАО «РЖД» имели явочный вызывной график. Наличие переработок (1 и более в месяц) отмечали 46% участников группы ОАО «РЖД» и 34,2% — группы МП «Нижегородское метро». Основным способом прибытия на работу участников группы ОАО «РЖД» был личный автомобиль (43,1%), участников группы МП «Нижегородское метро» — общественный транспорт (71%). В 3 раза чаще сотрудники ОАО «РЖД» добирались на работу пешком.

Таблица 2. Сравнение групп по условиям организации труда

Параметр

ОАО «РЖД»

МП «Нижегородское метро»

p

График работы, %

<0,001

сменный

20,4

57

явочный твердый

25,9

явочный вызывной

53,7

разрывной

15,2

другой

27,8

Наличие ежемесячных переработок, %

46

34,2

0,044

Обычно добирается на работу, %

<0,001

общественный транспорт

20,9

71

личный автомобиль

43,1

10

велосипед

0,2

пешком

34,8

11

другое (в том числе комбинированный способ, такси, служебный транспорт)

1

8

При изучении производственных факторов риска обращает на себя внимание то, что сотрудники ОАО «РЖД» чаще всего жаловались на охлаждение кабины в зимнее время, ее перегрев в летний период и наличие сквозняков (табл. 3). Основными жалобами сотрудников МП «Нижегородское метро» были жалобы на шум, вибрацию и сквозняки в кабине машиниста. Более 50% участников обеих групп отмечали недостаток физической активности и/или вынужденную позу во время управления подвижным составом.

Таблица 3. Сравнение групп по наличию производственных факторов риска

Параметр

ОАО «РЖД»

МП «Нижегородское метро»

p

Отмечают шум в кабине, %

63,8

67,1

0,559

Отмечают вибрацию в кабине, %

52,6

68,4

0,007

Отмечают охлаждение в зимний период, %

68,9

50,6

<0,001

Отмечают перегрев в летний период, %

78,8

40,5

<0,001

Отмечают сквозняки в кабине, %

70,8

83,5

0,017

Отмечают недостаток физической активности во время управления поездом, %

57,3

57,0

0,959

Приходилось выходить на работу, если ощущалось недомогание, %

49,6

34,2

0,009

Около 40% машинистов обеих групп курили на момент исследования, 30% избыточно досаливали пищу. Большинство респондентов употребляли недостаточное количество фруктов и овощей, примерно каждый второй имел низкую физическую активность. Сотрудники ОАО «РЖД» статистически значимо в 2 раза чаще питались нерегулярно, выбирали для приема пищи рестораны быстрого питания (табл. 4).

Таблица 4. Сравнение групп по наличию поведенческих факторов риска

Параметр

ОАО «РЖД»

МП «Нижегородское метро»

p

Курение

40,1

39,2

0,876

Частое употребление алкоголя (4 раза в неделю и более)

1,1

7,6

<0,001

Недостаточное потребление овощей

67,3

70,9

0,513

Недостаточное потребление фруктов

75,5

83,5

0,111

Нерегулярное питание

24,5

11,4

0,009

Употребление полуфабрикатов, готовых продуктов питания 1 раз в неделю и более

79,3

89,7

0,027

Питание в ресторанах быстрого питания

20,7

10,1

0,024

Частое употребление соли

27,3

32,9

0,288

Низкая физическая активность

45,6

58,2

0,032

Средние значения индекса массы тела (ИМТ) у участников обеих групп соответствовали избыточной массе тела согласно классификации, предложенной Всемирной организацией здравоохранения, и статистически значимо не различались: 26,30 (24,22; 28,63) в группе ОАО «РЖД» и 25,10 (23,12; 29,09) в группе МП «Нижегородское метро» (табл. 5).

Таблица 5. Сравнение групп по индексу массы тела

Параметр

ОАО «РЖД»

МП «Нижегородское метро»

p

ИМТ

26,30 (24,22; 28,63)

25,10 (23,12; 29,09)

0,2

Респонденты двух групп различались по медицинской активности (табл. 6). По сравнению с сотрудниками МП «Нижегородское метро» сотрудники ОАО «РЖД» чаще обращались к врачу в прошедшем году, принимали лекарственные препараты и получали лист временной нетрудоспособности. Основным поводом для обращения за медицинской помощью было резкое ухудшение самочувствия и возникновение острого заболевания. Участники также обращались к врачу в плановом порядке для прохождения профилактических осмотров. Количество респондентов с хроническими заболеваниями в группе ОАО «РЖД» также было больше — 22%, почти в 3 раза чаще сотрудники ОАО «РЖД» отстранялись от работы по результатам предрейсового медицинского осмотра. Большая часть опрошенных, 78,5% участников группы ОАО «РЖД» и 87,3% — группы МП «Нижегородское метро» считали, что работа негативно влияет на состояние их здоровья. Следует отметить, что описанные выше различия по медицинской активности не имели статистической значимости.

Таблица 6. Сравнение групп по медицинской активности

Параметр

ОАО «РЖД»

МП «Нижегородское метро»

p

Прием препаратов, включая витаминные и минеральные комплексы, %

47,2

35,9

0,054

Считает, что работа негативно влияет на состояние здоровья, %

78,5

87,3

0,065

Обращение к врачу за последние 12 мес, %

64,4

53,8

0,062

Получение листа временной нетрудоспособности, %

59,7

49,4

0,076

Вызов СМП за последние 12 мес, %

5,1

7,6

0,344

Отстранение от рейса, %

7,2

2,6

0,121

Наличие хронических заболеваний, %

22

16,5

0,256

Вакцинация от гриппа, %

63,6

12,7

<0,001

Реконвалесцент COVID-19, %

21

13,9

0,135

Большинство (63,6%) анкетируемых в группе ОАО «РЖД» вакцинировались от гриппа, в то время как доля привитых в группе МП «Нижегородское метро» была незначительной — 12,7%. Доля переболевших COVID-19 среди работников ОАО «РЖД» и МП «Нижегородское метро» — 21 и 13,9% соответственно.

Обсуждение

Результаты исследования продемонстрировали различия в условиях труда работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» и МП «Нижегородское метро», что связано с особенностями организации производственного процесса на данных предприятиях: на ОАО «РЖД» — длинные «плечи» и двенадцатичасовая рабочая смена, на МП «Нижегородское метро» — короткие расстояния перевозок и восьмичасовая рабочая смена. Наличие ежемесячных переработок увеличивает риск сердечно-сосудистых и других заболеваний работников, поэтому минимизация количества сверхурочной работы должна явиться одной из целей работодателей [7].

Сохраняется негативное влияние производственных факторов риска: шума, вибрации, перепадов температур и сквозняков в кабине машиниста. Модернизация подвижного состава, обеспечение адекватной вентиляции кабины поможет снизить влияние этих факторов на работников и предупредить развитие болезней [8].

Далеко не все машинисты и их помощники придерживаются принципов здорового образа жизни. Большинство работников обеих групп имеет избыточную массу тела. Из этого вытекает необходимость продолжения методической работы по модификации образа жизни сотрудников с акцентом на устранение влияния ведущих факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний: курения, гиподинамии, нерационального питания [9]. Полезным видится широкое внедрение корпоративных программ, их актуализация, а также применение различных способов мотивирования работников [10]. Согласно российскому законодательству, ИМТ машинистов должен быть не более 40 кг/м2. Работники с крайней степенью ожирения не допускаются к управлению поездом.

Машинисты ОАО «РЖД» чаще обращались к врачу, принимали лекарственные препараты и получали лист временной нетрудоспособности. Возможно, это связано с более напряженным графиком работы и особенностями организации не столько пассажирских, сколько грузовых перевозок. Выявленная разница в медицинской активности машинистов ОАО «РЖД» и МП «Нижегородское метро» может быть связана с различной организацией их медицинского сопровождения, системы профилактических мероприятий. Полученные данные указывают на то, что данная работа может совершенствоваться и развиваться на обоих исследованных предприятиях [11, 12].

При обращении к предыдущим исследованиям на железных дорогах Москвы и Санкт-Петербурга [11, 13] можно отметить, помимо аналогичных закономерностей между группами ОАО «РЖД» и МП «Нижегородское метро», что возможность добираться на работу пешим ходом — это привилегия, которой обладают каждый третий работник ОАО «РЖД» Нижнего Новгорода и небольшое число участников остальных групп. Кроме того, сотрудники Нижегородского метро чаще отмечают охлаждение и перегрев кабины, чем их коллеги из Санкт-Петербурга, что может быть связано с меньшей глубиной залегания метро и менее обновленным подвижным составом.

Заключение

По результатам исследования, особенностями условий труда работников локомотивных бригад ОАО «РЖД» является преимущественно явочный график работы, наличие производственных факторов — сквозняков, перегрева кабины в летний период и ее охлаждение в зимний. В то же время сотрудники МП «Нижегородское метро» зачастую имеют сменный график работы, также отмечают сквозняки в кабине машиниста, однако чаще подвергаются воздействию шума и вибрации во время управления поездом. Сотрудники МП «Нижегородское метро» в 7 раз чаще употребляют алкоголь, несколько чаще употребляют полуфабрикаты и питаются в ресторанах быстрого питания. Большая часть работников обеих групп имеет избыточную массу тела.

Благодарность. Авторы выражают благодарность МП города Нижнего Новгорода «Нижегородское метро» в лице начальника отдела кадров Елены Федоровны Харитоновой за оказанную помощь в проведении исследования.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — К.Г. Гуревич, О.М. Драпкина; сбор и обработка материала — Е.А. Жидкова, Е.М. Гутор, С.С. Смирнова; статистическая обработка — А.А. Орлова; написание текста — А.А. Орлова, К.Г. Гуревич; редактирование — Е.А. Жидкова, К.Г. Гуревич, О.Н. Джиоева, О.М. Драпкина.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.