Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Ипатов П.В.

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России, Москва

Поддубская Е.А.

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России

Бойцов С.А.

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины», Москва, Россия

Вопросы здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний в федеральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Аналитический обзор и предложения по внесению изме

Авторы:

Ипатов П.В., Поддубская Е.А., Бойцов С.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 3096

Загрузок: 49


Как цитировать:

Ипатов П.В., Поддубская Е.А., Бойцов С.А. Вопросы здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний в федеральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Аналитический обзор и предложения по внесению изме. Профилактическая медицина. 2016;19(5):10‑15.
Ipatov PV, Poddubskaia EA, Boytsov SA. The issues of healthy lifestyle and prevention of non-communicable diseases in the Federal Law of the Russian Federation “On Fundamental Healthcare Principles in the Russian Federation” under No. 323-FZ dated November 21, 2011: Analytical review and suggestions for changes and additions. Russian Journal of Preventive Medicine. 2016;19(5):10‑15. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed201619510-15

Рекомендуем статьи по данной теме:
Оцен­ка сте­пе­ни удов­лет­во­рен­нос­ти па­ци­ен­тов при про­ве­де­нии ле­чеб­но­го плаз­ма­фе­ре­за. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):46-52
При­ме­не­ние ин­тел­лек­ту­аль­ных тех­но­ло­гий в ме­ди­цин­ском про­фес­си­ональ­ном от­бо­ре кан­ди­да­тов для ра­бо­ты на пред­при­ятиях неф­те­га­зо­во­го ком­плек­са. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(11):13-20
Дос­туп­ность ме­ди­цин­ской по­мо­щи в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции: из­ме­не­ния в ее уров­не с точ­ки зре­ния раз­лич­ных ин­сти­ту­тов. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(4):16-22
Фи­зи­чес­кие ме­то­ды кор­рек­ции ар­те­ри­аль­ной ги­пер­тен­зии: сов­ре­мен­ные пред­став­ле­ния. (Об­зор ли­те­ра­ту­ры). Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(3):41-47
Из­ме­не­ния в нор­ма­тив­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии су­деб­но-ме­ди­цин­ской эк­спертной де­ятель­нос­ти в 2024 го­ду и что при этом не­об­хо­ди­мо знать вра­чам — анес­те­зи­оло­гам-ре­ани­ма­то­ло­гам, учас­тву­ющим в про­ве­де­нии ком­плексных су­деб­но-ме­ди­цин­ских эк­спер­тиз. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(6):104-109
Дос­туп­ность ме­ди­цин­ской и про­фи­лак­ти­чес­кой по­мо­щи для па­ци­ен­тов с брон­хи­аль­ной ас­тмой. Рес­пи­ра­тор­ная ме­ди­ци­на. 2025;(1):15-22

Принятие Федерального закона (ФЗ) № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ФЗ-323) [1] без всякого преувеличения можно назвать эпохальным событием в сфере нормативно-правового регулирования профилактики неинфекционных заболеваний (НИЗ) и формирования у населения здорового образа жизни (ЗОЖ). Если в предшествующем ФЗ № 5487−1от 22 июля 1993 г. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» [2] приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан введен как декларационный принцип охраны здоровья граждан (ст. 2) [1] и более никак не определен, не раскрыт и не конкретизирован (далее по тексту закона профилактика упоминается как само собой разумеющееся и преимущественно в контексте медицинской помощи), то в ФЗ-323 дано развернутое определение понятию «профилактика», в которую введен ЗОЖ: «Профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих формирование ЗОЖ, предупреждение возникновения и/или распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания» [1].

Чрезвычайно важно, что в ФЗ-323 впервые дано определение понятиям «медицинская помощь», «медицинская услуга», «медицинское вмешательство», а также существенно расширено понятие «охрана здоровья граждан», в которые введена и профилактика заболеваний [1].

— Медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих предоставление медицинских услуг.

— Медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

— Медицинское вмешательство — выполняемые медицинским работником виды медицинских обследований и/или медицинских манипуляций по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, а также искусственное прерывание беременности.

— Охрана здоровья граждан (охрана здоровья) — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Согласно указанным определениям, профилактика заболеваний и ЗОЖ выходят на уровень конституционного права каждого гражданина, так как ст. 41 Конституции Р.Ф. гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь …» [3], и как показано выше, в понятия «охрана здоровья» и «медицинская помощь» входят профилактика заболеваний и ЗОЖ.

ФЗ-323 в ст. 12 полностью раскрыл и конкретизировал приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как основной принцип охраны здоровья граждан России [1].

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

1) разработки и реализации программ формирования ЗОЖ, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

2) осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

3) осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе по профилактике социально значимых заболеваний и борьбе с ними;

4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством РФ;

5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Впервые в РФ конкретизирован и принцип приоритета охраны здоровья детей (ст. 7) [1], в котором ведущее место отведено профилактике, ЗОЖ и раннему выявлению заболеваний: «…Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к ЗОЖ, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями».

В ст. 29 «Организация охраны здоровья» [1] определяется, что организация охраны здоровья осуществляется путем разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и по формированию ЗОЖ населения.

Ведущее значение в плане нормативно-правового регулирования в сфере профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ имеет ст. 30 ФЗ-323, где впервые даны емкие определения этих понятий [1].

Ст. 30. Профилактика заболеваний и формирование ЗОЖ

1. Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предуп-реждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, в том числе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

2. Профилактика НИЗ осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование ЗОЖ.

3. Формирование ЗОЖ у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению ЗОЖ и создание условий для ведения ЗОЖ, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

В статье впервые юридическая ответственность за проведение профилактики НИЗ и мероприятий по формированию ЗОЖ возложена не только на медицинские организации, но и на органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодателей, образовательные организации, физкультурно-спортивные организации, общественные объединения.

Интересна история введения в ноябре 2013 г. дополнения этой статьи разделом 4 [1]:

«4. Порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (введен Федеральным законом № 317-ФЗ от 25.11.13)».

Обоснование правовой возможности и необходимости разработки Порядка оказания медицинской помощи взрослым гражданам по ЗОЖ и профилактике хронических НИЗ началось с анализа раздела 3 ст. 37 ФЗ-323, который гласит: «… Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний)».

Понятие «профиль медицинской помощи» юридически не прописано, а понятие «состояние» в ФЗ-323 определено как: «…состояние — изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и/или физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи».

То что профилактика хронических НИЗ является отдельным и самостоятельным профилем медицинской помощи, свидетельствуют следующие факты:

а) профилактические осмотры участковых врачей и врачей-специалистов проводятся постоянно во всех амбулаторно-поликлинических организациях и отдельно учитываются в системе статистического наблюдения страны (учетная форма 30);

б) профилактические исследования (мамография, флюорография и др.) проводятся постоянно во всех амбулаторно-поликлинических организациях и отдельно учитываются в системе статистического наблюдения страны (учетная форма 30);

в) в стране функционирует более 4 тыс. медицинских учреждений и подразделений, основной задачей которых является профилактика хронических НИЗ и формирование у граждан ЗОЖ; в частности к ним относятся кабинеты медицинской профилактики, отделения медицинской профилактики, центры здоровья, санатории-профилактории, центры медицинской профилактики.

Приказом Минздравсоцразвития России № 302н от 30.03.12 в номенклатуру медицинских работников введена должность «врач по медицинской профилактике», основной функциональной обязанностью которого является профилактика хронических НИЗ и формирование ЗОЖ у граждан.

Кроме того, практически все граждане, имеющие факторы риска хронических НИЗ (около 60% взрослого населения страны) нуждаются в медицинской помощи, в кратком, углубленном и групповом профилактическом консультировании. Существенная часть этих лиц (до 10%) нуждаются в помощи врача-психотерапевта или медицинского психолога. Около 20% взрослых граждан России не имеют хронических НИЗ, но имеют высокий суммарный риск их развития. Эта категория граждан нуждается не только в указанной медицинской помощи, но и в постоянном диспансерном наблюдении врача или фельдшера.

Таким образом, указанные большие группы граждан России имеют изменения своего здоровья, полностью подпадающее под определение «состояние», данное ФЗ РФ № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. и нуждаются в медицинской помощи.

Указанные факты позволяют обоснованно сделать вывод, что Порядок оказания медицинской помощи взрослым гражданам по ЗОЖ и профилактике хронических НИЗ полностью соответствует требованиям ст. 37 ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и данный закон является юридическим основанием для разработки и реализации Порядка.

После введения в ст. 30 ФЗ-323 указанного дополнения началась активная работа по подготовке проекта Порядка, который после его первичного представления был подвергнут активному и весьма продолжительному обсуждению и согласованию с членами профильной комиссии по медицинской профилактике всех субъектов РФ и специалистами Минздрава России с внесением множества изменений и дополнений. В результате 30 сентября 2015 г. приказом Министерства здравоохранения РФ № 683н «Об организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях» [4] был утвержден и 24 ноября 2015 г. зарегистрирован в Минюсте России под № 39822.

Порядок организации и осуществления профилактики НИЗ и проведения мероприятий по формированию ЗОЖ в медицинских организациях явился плодом коллективного творчества, включил правила организации работы всех подразделений медицинской профилактики, их штатную структуру и стандарт оснащения. Порядок, безусловно, является основным подзаконным нормативно-правовым актом, регламентирующим проведение профилактики НИЗ и формирование ЗОЖ в РФ (анализ и обсуждение этого основополагающего документа авторы планируют представить в отдельной статье).

Необходимо обратить внимание, что решение глобальной многосекторальной задачи по проведению единой государственной политики в сфере охраны здоровья, включая профилактику НИЗ и формирование ЗОЖ ФЗ-323 отнес к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья, т. е. к полномочиям Министерства здравоохранения РФ. В то же время ст. 30 указанного закона определяет, что «…профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется … работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер».

Формирование ЗОЖ у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации и создание условий для ведения ЗОЖ, в том числе для занятий физической культурой и спортом».

Очевидно, что Минздрав России не имеет полномочий для проведения единой государственной политики в сфере профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ среди работодателей, в образовательных и физкультурно-спортивных организациях, общественных объединениях, и самостоятельно не может обеспечить информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации и создание условий для ведения ЗОЖ, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

Наиболее оптимальным путем преодоления указанного несоответствия является разработка национальной стратегии как единой многосекторальной государственной политики в сфере формирования ЗОЖ населения, профилактики и контроля НИЗ. В соответствии со ст. 7 ФЗ № 172-ФЗ от 28 июня 2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» «…организация и функционирование системы стратегического планирования основываются на принципах единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, ответственности участников стратегического планирования, прозрачности (открытости) стратегического планирования, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и программно-целевом принципе» [5]. Следовательно, реализация такой национальной стратегии должна осуществляться на основе федеральной целевой программы (плана проведения мероприятий), которая в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Р.Ф. № 594 от 26 июня 1995 г. [6], является одним из важнейших средств реализации структурной, научно-технической и инновационной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие, и сосредоточена на реализации крупномасштабных и наиболее важных для государства инвестиционных, научно-технических и инновационных проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

О необходимости участия в процессе проведения мероприятий профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ большого числа министерств и ведомств, работодателей, общественных организаций и движений, всех слоев общества, как основного и обязательного условия достижения поставленных целей, свидетельствуют многочисленные заявления и декларации ВОЗ, в том числе Первой Глобальной министерской конференции по ЗОЖ и НИЗ, проведенной в Москве 28—29 апреля 2011 г., а также успешный опыт многих стран мира. С инициативой перед Правительством Р.Ф. о разработке такой стратегии и целевой программы имеет право и обязан выступить Мин-здрав России.

Ст. 27 ФЗ-№ 323 впервые в истории России обязала всех граждан заботиться о сохранении своего здоровья. Однако она не определила критериев отношения граждан к своему здоровью, которые бы позволили сделать заключение, выполняет ли гражданин эту статью закона или нет.

Разработка таких критериев, их широкое общественное обсуждение и последующее утверждение Постановлением Правительства Р.Ф. позволило бы существенно мотивировать граждан к сохранению своего здоровья, активировала бы профилактику заболеваний и приверженность к ЗОЖ. Проект критериев отношения граждан к сохранению и укреплению здоровья представлен в табл. 1, 2.

Таблица 1. Подтверждение табакокурения

Таблица 2. Виды обследований, регулярное прохождение которых свидетельствует об отношении граждан к сохранению и укреплению своего здоровья Примечание. * — для лиц, не проходящих диспансеризацию и профилактический медицинский осмотр, но следящих за своим здоровьем (например, по программам ДМС, Чек-Ап и др.); ** — для женщин в возрасте от 39 до 75 лет; ^ — для женщин в возрасте от 21 года до 69 лет включительно; ^^ — для граждан в возрасте от 48 до 75 лет; ^^^ — включая рекомендации по здоровому питанию, уровню физической активности, отказу от курения табака и пагубного потребления алкоголя.

Предлагается следующее правило оценки, представленных в табл. 1, 2 критериев отношения граждан к сохранению и укреплению здоровья:

1. Отношение гражданина к сохранению и укреплению здоровья является ответственным, когда гражданин не курит и регулярно (не реже чем 1 раз в 3 года) проходит диспансеризацию или профилактический медицинский осмотр или аналогичное по объему обследование, представленное в табл. 1, 2.

2. Отношение гражданина к сохранению и укреплению здоровья является безответственным, например, когда гражданин курит и/или за последние 3 года не прошел диспансеризацию или профилактический медицинский осмотр или аналогичное по объему обследование, представленное в табл. 1, 2.

Для граждан, ответственно относящихся к своему здоровью, предлагается следующий проект преференций.

1. Преимущественное право, при прочих равных условиях, при принятии на работу, прохождению конкурсов на должность, при распределении льготных путевок в санатории и другие места отдыха.

2. Снижение страхового взноса при страховании жизни, страховании от несчастных случаев и заболеваний, при оформлении полиса ОСАГО.

3. Добавление двух дней к ежегодному отпуску.

4. Оплата больничного листа с коэффициентом 1,2.

5. Коллективам, состоящим на 50% и более из сотрудников, ответственно относящихся к сохранению и укреплению здоровья, уменьшить отчисление на медицинскую помощь и/или предоставить преференции по другим налогам.

6. Продажа лекарственных средств со скидкой 20%.

В деле профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ имеет большое значение и Ст. 79 «Обязанности медицинских организаций», в соответствии с которой все медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, обязаны:

— обеспечивать проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и раннее их выявление;

— проводить пропаганду ЗОЖ и санитарно-гигиеническое просвещение населения.

Кроме того, ст. 81 ФЗ-323 определила, что в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов РФ устанавливают перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию ЗОЖ, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Однако в реальной практике в большинстве субъектов РФ этот перечень абсолютно недостаточен.

Для устранения этого недостатка целесообразно в указанную статью внести дополнение следующего содержания: «Минимальный перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию ЗОЖ, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, обязательный для выполнения во всех субъектах РФ, формирует федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения».

Анализ существующих формулировок в ФЗ-323, используемых в целях профилактики НИЗ и формирования ЗОЖ, выявил ряд позиций, претерпевших в последние годы существенные изменения, что повлекло за собой необходимость соответствующих изменений и дополнений в указанные формулировки.

А. Изменить редакцию п. 1 ст. 46

Существующая редакция: «Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития».

Предлагаемая редакция: «Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний, факторов и степени риска их развития и выработку рекомендаций для пациента или медицинского заключения».

Б. Изменить редакцию п. 5 ст. 46

Существующая редакция: «Диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Предлагаемая редакция: «Диспансерное наблюдение представляет собой динамическое медицинское наблюдение, в том числе дистанционное, граждан, страдающих отдельными видами хронических неинфекционных и инфекционных заболеваний или имеющих высокий риск их развития, а также граждан, находящихся в восстановительном периоде после перенесенных тяжелых острых заболеваний (состояний, в том числе травм и отравлений) в целях систематического проведения необходимых профилактических и лечебно-диагностических мероприятий, предупреждения и своевременного выявления обострений и/или осложнений, проведение медицинской реабилитации, осуществляемое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

В. Ввести в ст. 2 определение здорового образа жизни в следующей редакции: «Здоровый образ жизни — это образ жизни, позволяющий максимально долго сохранять здоровье, работоспособность или способность к самообслуживанию и включает здоровое питание, режим труда и отдыха, достаточную физическую активность, исключение вредных привычек, ответственное отношение к своему здоровью и жизнесохраняющее поведение в условиях безопасной среды обитания».

В качестве заключения можно констатировать, что ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» заложил фундаментальные нормативно-правовые основы для успешного формирования и развития всей системы профилактики НИЗ и формирования у населения ЗОЖ. Однако это не значит, что он не может претерпевать необходимых изменений и дополнений, которые подробно обсуждались в настоящей публикации, и первоочередными из них, безусловно, являются разработка национальной стратегии межсекторальной государственной политики в сфере формирования ЗОЖ населения, профилактики и контроля НИЗ, а также разработка целевой федеральной программы (плана проведения мероприятий) как основного механизм реализации этой стратегии.

Конфликт интересов отсутствует.

Участие авторов:

Концепция и дизайн — П.И., С.Б.

Написание текста, редактирование — П.И., Е.П.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.