Физической активностью (ФА), по определению C. Caspersen [1], является любое движение тела, производимое скелетными мышцами и приводящее к расходу энергии. ФА является одним из важных компонентов образа жизни человека. Низкая ФА может быть связана с риском возникновения таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, сахарный диабет и др. [2-5]. В развитых странах широко проводятся исследования по изучению связи между ФА и смертностью. Показано, что риск смерти может быть ассоциирован как с общим объемом ФА (обычной, повседневной), так и с ФА при занятиях различными видами физических тренировок [6-15]. Кроме того, в некоторых работах установлена возможная связь между риском смерти и отдельными характеристиками ФА, такими как ее вид, частота, продолжительность и интенсивность. Однако, несмотря на большое количество накопленных к настоящему времени данных, остаются открытыми вопросы, требующие дальнейшего изучения: например возрастные и гендерные особенности связи между ФА и риском смерти, роль некоторых малоизученных факторов, которые могут вносить вклад в эту связь. Особо следует отметить, что крупных популяционных стандартизованных исследований связи ФА с риском смерти в Российской Федерации до настоящего времени практически не проводилось.
Цель исследования - изучение связи между различными видами ФА и риском смерти у мужчин и женщин в неорганизованной популяции Новосибирска.
Материал и методы
В рамках международного многоцентрового проекта ВОЗ MONICA была изучена ФА у 1618 мужчин и 1484 женщин в возрасте 25-64 лет, постоянных жителей двух типичных административных районов Новосибирска. Выборки были сформированы на основе избирательных списков с помощью таблицы случайных чисел. Объем выборок определялся протоколом программы MONICA (Monitoring of Trends and Determinants in Cardiovascular Disease), раздела MOSPA (MONICA Optional Study of Physical Activity) [16].
Методом изучения ФА было интервьюирование с применением стандартного вопросника MOSPA, предложенного для использования в проекте MONICA специалистами по эпидемиологии ФА Центров по контролю заболеваний. Интервьюеры были стандартизованы в соответствии с требованиями протокола MOSPA. Вопросник предполагал изучение ФА обследуемого в течение 12 мес, предшествующих обследованию, и включал следующие основные разделы: профессиональная ФА (ПФА) (работа сидя или стоя, ходьба, легкий и тяжелый физический труд); ФА по пути на работу или за покупками; ходьба на досуге для удовольствия или как упражнение; энергичная домашняя физическая работа; занятия садоводством, спортом, физическими тренировками, упражнениями. Учитывались частота, продолжительность и интенсивность как профессиональной ФА (ПФА), так и ФА в свободное от профессиональной работы время (ФАСВ). Обследуемые отвечали на вопросы о том, сколько часов продолжается их типичная рабочая неделя; сколько дней они работают в течение типичной рабочей недели; какое количество времени в течение типичного рабочего дня они работают сидя или стоя на месте; какое количество времени в течение типичного рабочего дня они ходят; какое количество времени в течение типичного рабочего дня они бывают заняты поднятием или переноской предметов массой 5-10 кг, свыше 10 кг или какой-либо другой работой, требующей аналогичных усилий. Выясняли также какое количество времени обследуемые обычно тратят на ходьбу по дороге на работу и с работы, за покупками. Обследуемые отвечали на вопрос о том, сколько времени они обычно тратят на выполнение домашней физической работы, например чистки пылесосом, уборки, мытья полов и тому подобное. Список различных видов физических упражнений в вопроснике включал более 27 вариантов. Обследуемым предлагали ответить на вопрос о том, занимались ли они в течение последних 12 мес каким-либо из этих видов физических упражнений не менее 12 раз в общей сложности, а также о том, как часто (сколько раз в неделю) они занимались этим видом упражнений, какова была продолжительность каждого занятия, в какой степени увеличивались частота и глубина дыхания во время этих занятий.
Каждый вид физической активности в соответствии с данными B. Ainsworth и соавт. [17] классифицировался с учетом метаболического эквивалента (МЕТ) - величины, характеризующей расход энергии взрослого человека в состоянии покоя и соответствующей потреблению кислорода 3,5 мл/кг × мин, или 1 ккал/кг × ч, или 1 ккал/мин для индивидуума массой тела 60 кг. Выделяли легкую ФА (соответствует интенсивности менее 3 МЕТ); умеренную (от 3 до 6 МЕТ) и тяжелую, интенсивную ФА (более 6 МЕТ). Рассчитывали недельные энерготраты при отдельных видах ФА (МЕТмин/нед) умножением суммарной продолжительности каждого вида ФА на его энергетическую характеристику (МЕТ).
Показатель отношения шансов (ОШ) смерти рассчитывали в квартилях суммарных недельных энерготрат при основных видах ФА: ПФА; ФА - путь на работу, с работы, за покупками; ФА при ходьбе на досуге в виде прогулок; работа на садовом участке; занятиях различными видами физических тренировок.
Для интегральной оценки интенсивности ФАСВ выясняли наличие у обследуемого в течение типичной 1 нед эпизодов интенсивной ФА продолжительностью не менее 20 мин каждый, сопровождающийся значительным увеличением частоты сердечных сокращений, частоты и глубины дыхания, выраженным потовыделением. Суммарная оценка ФАСВ относила каждого обследованного к одному из следующих четырех классов: I - никакой ФА; II - только легкая ФА; III - интенсивная ФАСВ не менее 20 мин 1-2 раза в нед; IV - интенсивная ФАСВ не менее 20 мин 3 раза в нед и более. В этих классах также рассчитывали показатель ОШ смерти.
В качестве ковариат в модель логистической регрессии были включены основные факторы риска (ФР), а также некоторые социально-демографические показатели, которые были измерены и определены в соответствии с протоколом исследования.
Для изучения уровней и динамики летальности населения была использована методология регистра общей смертности, созданного в НИИ терапии Сибирского отделения РАМН в 1985 г. [18]. Он представляет собой персонифицированную компьютерную базу данных с указанием фамилии, имени и отчества умершего, его домашнего адреса, дат рождения и смерти, пола, возраста, семейного положения, образования, профессии, диагноза и причины смерти, закодированной согласно рекомендациям ВОЗ в руководстве по МКБ-10. Кроме того, в базе данных содержатся сведения о том, где наступила смерть (в стационаре, дома, в другом месте), от чего она произошла (от заболевания, несчастного случая, убийства, самоубийства), кем установлена причина смерти (врачом, только установившим смерть; врачом, лечившим больного; патологоанатомом; судмедэкспертом) и на основании чего (осмотр трупа, запись в медицинской документации, предшествующее наблюдение за больным, вскрытие). На каждый случай смерти до внесения сведений о нем в базу данных устанавливалось наличие копий двух документов: врачебного свидетельства о смерти и акта о смерти из отдела ЗАГС. Основанием для включения в регистр является наличие прописки (регистрации) в паспорте (свидетельстве о рождении) умершего на территории действия регистра. В регистре учитываются возрастные группы от 0 до 100 лет и более. Не включаются в регистр общей смертности лица, проживающие в районе, но не имеющие постоянной прописки (регистрации) в нем; военнослужащие срочной службы; студенты, прописанные в общежитиях, расположенных в районе; лица, не имеющие российского гражданства, умершие на территории действия регистра; лица без определенного места жительства, умершие на территории действия регистра.
Смертность от всех причин изучена с 1990 по 2010 г. [19]. В данной работе проанализированы 579 случаев смерти.
Результаты
При анализе связи уровня общей ФА с риском смерти от всех причин у мужчин с учетом коррекции по другим факторам-конфаундерам видно (рис. 1), что показатель ОШ смерти у мужчин был наибольшим в 1-м квартиле общей ФА (ОФА) (p=0,1), тогда как во 2-м и 3-м квартилях ОШ не отличалось от референсной группы (4-й квартиль ОФА).
При анализе связи уровня ПФА с риском смерти от всех причин у мужчин (рис. 3) обнаружена U-образная форма этой связи.
Приведенные на рис. 5 данные показывают наличие выраженного линейного тренда показателей ОШ смерти у мужчин в направлении снижения риска смерти от I класса ФА (никакой ФА в свободное время) к IV классу (3 или более эпизодов интенсивной ФА в нед не менее 20 мин каждый) - соответственно 1,94 (1,12-3,37); 1,52 (1,11-2,08); 1,38 (0,96-1,99) и 1 (IV класс - рефереренсная группа).
При анализе показателей риска в квартилях ФАСВ (суммарные недельные энерготраты при ФА в свободное время у мужчин) значимо более высокие показатели ОШ по сравнению с 4-м квартилем (референсная группа) обнаружены в 1-м и 2-м квартилях ФАСВ. Имелся также статистически значимый линейный тренд в направлении снижения риска от 1-го к 4-му квартилям ФАСВ. В отличие от мужчин значимого тренда показателей ОШ в квартилях ФАСВ у женщин не наблюдали, а отмечали лишь незначительное снижение риска во 2-м и 3-м квартилях ФАСВ.
Обсуждение
Полученные результаты показывают, что и у мужчин, и у женщин наибольшие показатели ОШ смерти наблюдали в 1-м квартиле ОФА, отражающей суммарные недельные энерготраты при всех видах ФА как профессиональной, так и ФАСВ. Наши данные согласуются с результатами работы T. Khaw и соавт. [12], в которой в проспективном исследовании была изучена связь между повседневной ОФА (включая ФА на работе и ФАСВ) и риском смертности от всех причин у 22 191 обследованных мужчин и женщин в возрасте 45-79 лет. Методический подход, примененный авторами, предусматривал разделение популяции на четыре группы в зависимости от уровня общей ФА. Исследователи [12] обнаружили, что по сравнению с наименее активной когортой риск смерти от всех причин в наиболее активной когорте составил 0,68, т.е. был на 32% ниже. Относительный риск, как и в нашем исследовании, лишь незначительно изменялся при включении в расчеты других ФР и некоторых социально-демографических показателей. Авторы подчеркивают, что комбинированный показатель ОФА (ПФА в комбинации с ФАСВ) более существенным образом связан с риском смерти от всех причин, чем каждый из этих двух показателей ФА по отдельности.
При анализе связи уровня ПФА с риском смерти от всех причин у мужчин обнаружена U-образная форма этой зависимости. Показатели ОШ были одинаковы в 1-м и 4-м квартилях ПФА, а во 2-м и особенно 3-м квартилях они были существенно ниже. В то же время в отличие от мужчин у женщин показатели ОШ во 2-м и 3-м квартилях ПФА у женщин (1,05 и 1,16 соответственно) не имели значимых различий с референсной группой, что говорит об отсутствии у них заметной дозозависимой связи между уровнем ПФА и риском смерти. Логично предположить, что обнаруженная нами U-образная связь между уровнем ПФА и риском смерти у мужчин могла быть опосредована действием других ФР (в том числе курением), включение в модель этих факторов не устранило выявленной характерной формы кривой. Это позволяет говорить о том, что в изученной нами выборке как низкая ФА в рабочее время, так и высокая ПФА (тяжелый физический труд) способствовали существенному повышению риска смерти от всех причин. Полученные нами данные созвучны результатам работы B. Moe [20], который в когортном исследовании 37 300 мужчин и женщин установил, что сидячая работа (низкая ПФА) и тяжелый физический труд (высокая ПФА) являются факторами, повышающими риск смерти.
В нашем исследовании было обнаружено наличие выраженного линейного тренда показателей ОШ смерти у мужчин в направлении снижения риска смерти от I класса ФА (никакой ФА в свободное время) к IV классу (3 или более эпизодов интенсивной ФА в неделю не менее 20 мин каждый). Это свидетельствует о протективном значении как интенсивной ФАСВ, так и умеренной ФАСВ и согласуется с рекомендациями American College of Sports Medicine [21]. При этом в упомянутых рекомендациях особо подчеркивается необходимость учитывать индивидуальные особенности повседневной ФА индивида, его физического функционирования, состояния здоровья, реакции на физическую нагрузку.
Показатели риска в квартилях ФАСВ (т.е. суммарные недельные энерготраты при ФАСВ) у мужчин были значимо выше в 1-м и 2-м квартилях ФАСВ по сравнению с 4-м квартилем. Нами выявлен статистически значимый линейный тренд в направлении снижения риска от 1-го к 4-му квартилю ФАСВ. По-видимому, ФАСВ у мужчин, в отличие от ПФА, может быть охарактеризована как однозначно положительный фактор в плане снижения риска смерти, тогда как ПФА демонстрирует неблагоприятные тенденции в крайних своих значениях (U-образная кривая). Следует отметить, что у женщин в отличие от мужчин значимого тренда показателей ОШ в квартилях ФАСВ не обнаружено. Тем не менее было отмечено заметное снижение риска во 2-м и 3-м квартилях ФАСВ.
Таким образом, в нашем исследовании была выявлена связь между различными видами ФА и риском смерти от всех причин. Наиболее выраженным был значимый линейный тренд снижения риска у мужчин от I к IV классу ФАСВ, а также U-образная зависимость показателей ОШ в квартилях ПФА у мужчин. В настоящее время существуют разные мнения относительно биологических механизмов, которые могут определять этот эффект ФА. Прежде всего ФА может положительно влиять на профиль основных ФР ССЗ и функцию эндотелия [1-15, 21]. Мы учитывали эту возможность путем введения в регрессионную модель в качестве ковариат основных ФР (артериальная гипертензия, дислипидемия, высокий индекс массы тела и др.), однако значимая связь уровня ФА с риском смерти от всех причин сохранялась.
Выводы
1. Показатель ОШ смерти у мужчин был наибольшим в 1-м квартиле ОФА (p=0,1), тогда как во 2-м и 3-м квартилях ОШ не отличалось от референсной группы (4-й квартиль ОФА). У женщин наибольший показатель ОШ также наблюдался в 1-м квартиле ОФА (p=0,03).
2. При анализе связи уровня ПФА с риском смерти от всех причин у мужчин обнаружена U-образная форма этой связи. Показатели ОШ были одинаковы в 1-м и 4-м квартилях ПФА, а во 2-м и особенно в 3-м они были существенно ниже.
3. Наибольший показатели ОШ смерти у женщин был в 1-м квартиле ПФА: на 94% больше, чем в референсной группе (4-й квартиль ПФА). Показатели ОШ во 2-м и 3-м квартилях ПФА у женщин (1,05 и 1,16 соответственно) не имели значимых различий с референсной группой.
4. Выявлено наличие выраженного линейного тренда показателей ОШ смерти у мужчин в направлении снижения риска смерти от I класса ФА (никакой ФА в свободное время) к IV классу (3 или более эпизодов интенсивной ФА в нед не менее 20 мин каждый) - соответственно 1,94 (1,12-3,37); 1,52 (1,11-2,08); 1,38 (0,96-1,99) и 1 (IV класс - рефереренсная группа).
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования - С.Б., Г.С.
Сбор и обработка материала, написание текста - С.Б.
Статистическая обработка - Л.Щ.
Редактирование - Г.С., Ю.Н.