Особую роль в изучении здоровья населения играет информация о состоянии здоровья детей. Одним из факторов, его обеспечивающих, является питание, которое определяет психическое и физическое развитие в период интенсивного роста и формирования всех основных органов и систем детского организма. Структуры питания детей школьного возраста исследуются широкомасштабно [1—3]. Вместе с тем современные сведения о состоянии фактического питания, особенностях рациона школьников, проживающих в Республике Коми, отсутствуют.
Правильное питание, а именно выработанные с детства здоровые пищевые привычки, играют большую роль для предотвращения многих заболеваний, вызванных нарушением обмена веществ и алиментарными гиповитаминозами.
Пищевой стереотип складывается под влиянием национальных особенностей, климатогеографического расположения места проживания, экономической ситуации на определенной территории [4, 5].
Результаты эпидемиологических исследований свидетельствуют о значительных нарушениях в структуре питания учащихся в общеобразовательных школах, причем в отдельных субъектах Федерации степень этих нарушений различна [3, 6—8].
Цель данного исследования — мониторинг пищевых привычек учащихся Республики Коми, определение частотных характеристик потребления различных групп продуктов и оценка соответствия их основным принципам питания, а также сравнение пищевых привычек старшеклассников, проживающих в населенных пунктах Республики Коми разного административного статуса.
Материал и методы
Группы наблюдений составили подростки 15—16 лет (8—9 класс) обоих полов, причем соотношение мальчиков и девочек в каждой группе соответствовало примерно 1:1 (см. таблицу).
При опросе старшеклассникам предлагали ответить на несколько вопросов, дающих, с нашей точки зрения, представление об особенностях питания. Для этого использовали опросник, разработанный нами на основе анкеты для изучения частотных характеристик питания Института питания РАМН и адаптированный для опрашиваемого контингента. В него включались вопросы о предпочтении вида хлеба (ржаной или пшеничный и батон) и количестве его потребления в сутки, о частоте употребления молочных продуктов/блюд, овощей, фруктов; также выяснялось наличие и качество режима приема пищи старшеклассниками.
У каждого пациента измеряли массу тела, рост и рассчитывали индекс Кетле, или индекс массы тела (ИМТ): масса тела (кг)/ рост (м2) [9]. Для 15—16-летних мальчиков и девочек нормальные показатели ИМТ составляют 18,4—22,8 [10].
Результаты и обсуждение
Наиболее благоприятная картина с показателями ИМТ наблюдается в группе старшеклассников Сосногорска, где выявлен самый низкий уровень значений ИМТ, характеризующих избыточную массу тела, а нормальные показатели у остальных обследованных свидетельствуют о более благоприятном состоянии пищевого статуса (рис. 1).
В группе сыктывкарских учащихся старших классов, наоборот, отмечена высокая доля лиц с ИМТ выше нормы (см. рис. 1), что свидетельствует о нарушении баланса энергии в сторону превышения физиологических суточных норм ее поступления с пищей.
При изучении пищевых привычек старшеклассников выяснилось, что более 60% городских школьников не придерживаются режима приема пищи, в то время как 47% учащихся сельской школы отметили его наличие. Причем 50% сельских старшеклассников и только 28% сыктывкарцев имеют обычную структуру дневного приема пищи (завтрак, обед и ужин), а 39% вообще указали на двукратный ежедневный прием пищи (рис. 2).
Большинство старшеклассников отдают предпочтение пшеничному хлебу и батону: до 71% учащихся сельской средней школы употребляют этот вид хлеба, причем никто из них не отметил полного отсутствия в рационе этого продукта. Старшеклассники сосногорской школы выразили одинаковое предпочтение к пшеничному и ржаному хлебу.
По две чайных ложки сахара обычно добавляют в стакан (чашку) чая или другого напитка в среднем 37% городских и до 60% сельских школьников. Сосногорские старшеклассники склонны увеличивать количество потребляемого сахара до 3 чайных ложек (35% опрошенных) и 24% указывают на отсутствие этого продукта в рационе (рис. 3).
Важная информация получена при анализе еще одной пищевой привычки: опрошенные городские и сельские старшеклассники (в среднем 63%) предпочитают использовать для заправки салатов майонез — несбалансированный по составу нутриентов пищевой продукт, и только 17% — растительное масло (рис. 4).
Частота потребления молочных продуктов и блюд была недостаточной для 40% городских и 45% сельских школьников, однако среди последних не было указавших на полное отсутствие продуктов этой группы в своем ежедневном рационе (рис. 5).
По результатам анкетирования старшеклассников Сыктывкара выявлена неблагоприятная картина потребления свежих овощей, фруктов и соков (рис. 6).
Выводы
1. Проведенное исследование пищевых привычек старшеклассников Республики Коми выявило у большинства из них несоблюдение режима питания, неправильную суточную структуру приема пищи, предпочтение пшеничных сортов хлеба, недостаточное употребление овощных и молочных продуктов, избыточное употребление рафинированных и несбалансированных по составу нутриентов продуктов (майонеза, сахара).
2. Рационы питания сельских школьников являются более адекватными к физиологическим нормам по частотным характеристикам употребления различных групп продуктов.
3. Можно предположить, что неправильные пищевые привычки детей вырабатываются и закрепляются в семье, поэтому в профилактических целях необходимо обучать принципам здорового питания прежде всего взрослое население.
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования Республики Коми (государственный контракт №150 от 23.09.08) в рамках работы по теме «Физиологическое обоснование здоровьесберегающих технологий школьного питания в Республике Коми».