Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Есева Т.В.

Институт физиологии Коми Научного центра Уральского отделения РАН, Сыктывкар

Бойко Е.Р.

Коми филиал Кировской государственной медицинской академии;
Институт физиологии НЦ Уральского отделения РАН, Сыктывкар

О пищевых привычках школьников Республики Коми

Авторы:

Есева Т.В., Бойко Е.Р.

Подробнее об авторах

Просмотров: 545

Загрузок: 4


Как цитировать:

Есева Т.В., Бойко Е.Р. О пищевых привычках школьников Республики Коми. Профилактическая медицина. 2012;15(4):33‑36.
Eseva TV, Boĭko ER. Schoolchildren's eating habits in the Republic of Komi. Russian Journal of Preventive Medicine. 2012;15(4):33‑36. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вли­яние пот­реб­ле­ния ал­ко­го­ля на ха­рак­тер пи­та­ния, об­мен ве­ществ и ор­га­ны-ми­ше­ни че­ло­ве­ка. Часть 1. Ме­та­бо­ли­чес­кая дис­фун­кция. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(8):87-93
Пи­та­ние как фак­тор рис­ка раз­ви­тия ко­ло­рек­таль­но­го ра­ка: об­зор сов­ре­мен­ных по­пу­ля­ци­он­ных ис­сле­до­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):111-116
Пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние кли­ни­ко-ана­то­ми­чес­ких ха­рак­те­рис­тик зу­бо­че­люс­тной сис­те­мы, за­ви­си­мых от сме­ны пи­ще­вых при­вы­чек в воз­рас­тном ас­пек­те. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2024;(3):41-47
При­род­ные ми­не­раль­ные во­ды са­на­то­рия «Се­рё­го­во» Рес­пуб­ли­ки Ко­ми. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2025;(1):58-65

Особую роль в изучении здоровья населения играет информация о состоянии здоровья детей. Одним из факторов, его обеспечивающих, является питание, которое определяет психическое и физическое развитие в период интенсивного роста и формирования всех основных органов и систем детского организма. Структуры питания детей школьного возраста исследуются широкомасштабно [1—3]. Вместе с тем современные сведения о состоянии фактического питания, особенностях рациона школьников, проживающих в Республике Коми, отсутствуют.

Правильное питание, а именно выработанные с детства здоровые пищевые привычки, играют большую роль для предотвращения многих заболеваний, вызванных нарушением обмена веществ и алиментарными гиповитаминозами.

Пищевой стереотип складывается под влиянием национальных особенностей, климатогеографического расположения места проживания, экономической ситуации на определенной территории [4, 5].

Результаты эпидемиологических исследований свидетельствуют о значительных нарушениях в структуре питания учащихся в общеобразовательных школах, причем в отдельных субъектах Федерации степень этих нарушений различна [3, 6—8].

Цель данного исследования — мониторинг пищевых привычек учащихся Республики Коми, определение частотных характеристик потребления различных групп продуктов и оценка соответствия их основным принципам питания, а также сравнение пищевых привычек старшеклассников, проживающих в населенных пунктах Республики Коми разного административного статуса.

Материал и методы

Группы наблюдений составили подростки 15—16 лет (8—9 класс) обоих полов, причем соотношение мальчиков и девочек в каждой группе соответствовало примерно 1:1 (см. таблицу).

При опросе старшеклассникам предлагали ответить на несколько вопросов, дающих, с нашей точки зрения, представление об особенностях питания. Для этого использовали опросник, разработанный нами на основе анкеты для изучения частотных характеристик питания Института питания РАМН и адаптированный для опрашиваемого контингента. В него включались вопросы о предпочтении вида хлеба (ржаной или пшеничный и батон) и количестве его потребления в сутки, о частоте употребления молочных продуктов/блюд, овощей, фруктов; также выяснялось наличие и качество режима приема пищи старшеклассниками.

У каждого пациента измеряли массу тела, рост и рассчитывали индекс Кетле, или индекс массы тела (ИМТ): масса тела (кг)/ рост (м2) [9]. Для 15—16-летних мальчиков и девочек нормальные показатели ИМТ составляют 18,4—22,8 [10].

Результаты и обсуждение

Наиболее благоприятная картина с показателями ИМТ наблюдается в группе старшеклассников Сосногорска, где выявлен самый низкий уровень значений ИМТ, характеризующих избыточную массу тела, а нормальные показатели у остальных обследованных свидетельствуют о более благоприятном состоянии пищевого статуса (рис. 1).

Рисунок 1. Распределение показателей ИМТ у старшеклассников Республики Коми (в %).
Интересно, что ранее [11] нами установлен факт адекватности и сбалансированности рационов питания взрослого населения Сосногорска (работников нефтегазовой индустрии) по количественному потреблению основных макронутриентов и энергетической ценности.

В группе сыктывкарских учащихся старших классов, наоборот, отмечена высокая доля лиц с ИМТ выше нормы (см. рис. 1), что свидетельствует о нарушении баланса энергии в сторону превышения физиологических суточных норм ее поступления с пищей.

При изучении пищевых привычек старшеклассников выяснилось, что более 60% городских школьников не придерживаются режима приема пищи, в то время как 47% учащихся сельской школы отметили его наличие. Причем 50% сельских старшеклассников и только 28% сыктывкарцев имеют обычную структуру дневного приема пищи (завтрак, обед и ужин), а 39% вообще указали на двукратный ежедневный прием пищи (рис. 2).

Рисунок 2. Соотношение групп старшеклассников Республики Коми, принимающих пищу с различной частотой в сутки.
Однако именно в сыктывкарской средней школе отмечен самый высокий процент детей (33%), употребляющих пищу 4 раза в сутки и более, на первый взгляд, соблюдая медицинские рекомендации [12—14]. Но судя по распространенности в этой группе избыточного ИМТ (см. рис. 1), можно предположить, что некоторые из приемов пищи относятся к неполноценным перекусам с избыточным потреблением кондитерских изделий, продуктов «fast food», сладких безалкогольных газированных напитков [2].

Большинство старшеклассников отдают предпочтение пшеничному хлебу и батону: до 71% учащихся сельской средней школы употребляют этот вид хлеба, причем никто из них не отметил полного отсутствия в рационе этого продукта. Старшеклассники сосногорской школы выразили одинаковое предпочтение к пшеничному и ржаному хлебу.

По две чайных ложки сахара обычно добавляют в стакан (чашку) чая или другого напитка в среднем 37% городских и до 60% сельских школьников. Сосногорские старшеклассники склонны увеличивать количество потребляемого сахара до 3 чайных ложек (35% опрошенных) и 24% указывают на отсутствие этого продукта в рационе (рис. 3).

Рисунок 3. Предпочитаемая порция употребления сахара старшеклассниками средних школ Республики Коми (1 чайная ложка = 7 г).

Важная информация получена при анализе еще одной пищевой привычки: опрошенные городские и сельские старшеклассники (в среднем 63%) предпочитают использовать для заправки салатов майонез — несбалансированный по составу нутриентов пищевой продукт, и только 17% — растительное масло (рис. 4).

Рисунок 4. Соотношение предпочтений старшеклассников Республики Коми в употреблении различных жиров (процент школьников, давших положительный ответ).

Частота потребления молочных продуктов и блюд была недостаточной для 40% городских и 45% сельских школьников, однако среди последних не было указавших на полное отсутствие продуктов этой группы в своем ежедневном рационе (рис. 5).

Рисунок 5. Частота употребления в пищу молочных продуктов/блюд старшеклассниками Республики Коми (процент школьников, давших положительный ответ).
Нормальным считается употребление 2—3 порций молочных продуктов в день (1 порция равна 250 мл молока или йогурта, 50—60 г сыра, 4—5 столовых ложек нежирного творога, 1 мороженому и пр.) [15—17]. Продукты этой группы 1—2 раза в день потребляли в среднем около 60% городских и 55% сельских школьников, причем старшеклассники Сосногорска в анкетах указали и на более частый прием молочных продуктов.

По результатам анкетирования старшеклассников Сыктывкара выявлена неблагоприятная картина потребления свежих овощей, фруктов и соков (рис. 6).

Рисунок 6. Частота употребления в пищу свежих овощей/фруктов старшеклассниками Республики Коми (процент школьников, давших положительный ответ).
Отсутствие регулярного необходимого для растущего организма (1—2 раза в день) потребления этих продуктов [2, 12, 13, 15] отметили 46% респондентов. Среди опрошенных школьников г. Сосногорска и с. Ижмы 75% отметили достаточное употребление в пищу этих продуктов, причем сосногорские учащиеся также указали на более частый их прием (см. рис. 6).

Выводы

1. Проведенное исследование пищевых привычек старшеклассников Республики Коми выявило у большинства из них несоблюдение режима питания, неправильную суточную структуру приема пищи, предпочтение пшеничных сортов хлеба, недостаточное употребление овощных и молочных продуктов, избыточное употребление рафинированных и несбалансированных по составу нутриентов продуктов (майонеза, сахара).

2. Рационы питания сельских школьников являются более адекватными к физиологическим нормам по частотным характеристикам употребления различных групп продуктов.

3. Можно предположить, что неправильные пищевые привычки детей вырабатываются и закрепляются в семье, поэтому в профилактических целях необходимо обучать принципам здорового питания прежде всего взрослое население.

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования Республики Коми (государственный контракт №150 от 23.09.08) в рамках работы по теме «Физиологическое обоснование здоровьесберегающих технологий школьного питания в Республике Коми».

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.