Журавлев Ю.И.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Шептун П.А.

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Динамика физического здоровья пациентов с факторами рис­ка сердечно-сосудистых заболеваний под влиянием их совместного обучения с медицински активными членами семей

Авторы:

Журавлев Ю.И., Шептун П.А.

Подробнее об авторах

Прочитано: 691 раз


Как цитировать:

Журавлев Ю.И., Шептун П.А. Динамика физического здоровья пациентов с факторами рис­ка сердечно-сосудистых заболеваний под влиянием их совместного обучения с медицински активными членами семей. Профилактическая медицина. 2012;15(2):18‑22.
Zhuravlev IuI, Sheptun PA. Changes in the physical health of patients at cardiovascular risk factors due to their co-education with medically active family members. Russian Journal of Preventive Medicine. 2012;15(2):18‑22. (In Russ.)

В борьбе с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ), занимающими лидирующие позиции по заболеваемости, инвалидизации и смертности населения, нередко экономически активного возраста, специалистами признана ведущая роль модификации образа жизни [1—3].

Достижение этой цели невозможно без обучения пациентов. В нашей стране накоплен обширный опыт обучения пациентов, в том числе и с ССЗ. Технологии обучения постоянно совершенствуются [4—8]. Несмотря на степень практической ценности подходов, направленных на модификацию образа жизни пациентов с ССЗ, вопросы, касающиеся системного воздействия на факторы риска, далеки от окончательного разрешения. Существующие технологии модификации образа жизни, в частности, не предусматривают широкого использования ряда ресурсов не только системы здравоохранения в целом, но и ближайшего окружения пациента — семьи. Между тем возможность использования таких ресурсов при определенных условиях может быть достигнута.

Важность таких мероприятий, как организация школ здоровья по основным факторам риска, отмечена в разделе 4.1 «Формирование здорового образа жизни» Проекта Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. [9]. Безусловно, лечебно-профилактические мероприятия требуют соответствующего финансирования. В условиях перехода многих ЛПУ на новые экономические принципы хозяйствования можно полагать, что у них существенно расширится спектр возможностей для внедрения в практику новых образовательных технологий за счет появления альтернативных источников финансирования [10].

Цель исследования — оценить динамику физического здоровья под влиянием совместного обучения в инновационной школе для пациентов с факторами риска (ФР) развития ССЗ и медицински активных членов их семей.

Материал и методы

Исследование проводилось с информированного согласия пациентов и членов их семей в соответствии с этическими нормами Хельсинкской декларации (2000). Работа выполнялась на базе поликлинического отделения «МУЗ Корочанская ЦРБ» Белгородской области. На первом этапе (2007—2008) разрабатывалась инновационная программа диспансерного наблюдения (ИПДН), в том числе организационно-методические основы инновационной образовательной программы (ИОП). На втором этапе, продолжавшемся в течение 2 лет (2008—2010), осуществлена практическая реализация ИОП и оценка ее результатов. ИПДН включала три блока мероприятий, реализованных по соответствующему алгоритму (рис. 1).

Рисунок 1. Алгоритм реализации мероприятий инновационной программы диспансерного наблюдения.

На первом этапе ИПДН осуществлялась полипараметрическая оценка здоровья пациента с учетом медико-социального анамнеза его семьи [11, 12], на втором этапе — мероприятия по модификации образа жизни и медикаментозная терапия в соответствии со стандартами [13—17].

Концепция полипараметрической оценки здоровья пациентов базировалась на определении здоровья, данном ВОЗ (1946)[1]. Суть ее заключается в одновременной регистрации ряда физиологических, психических и социальных параметров, позволяющей после соответствующей обработки комплексно оценивать уровень здоровья и ФР и определять проблемные зоны. В основу метода положена интеграция признаков, определяющих функционирование пациента, которые были сгруппированы в три основных кластера: первый — индикаторы физического, второй — психического, третий — социального здоровья. Каждый кластер индикаторов состоял из подгрупп. В каждую подгруппу входили те или иные признаки пациента, характеризующие его по отдельным сферам жизнедеятельности. Для получения возможности математической оценки полученных параметрических и нечисловых данных степень выраженности каждого индикатора измерялась в условных единицах — баллах. Сбор необходимой информации осуществлялся путем клинического осмотра, медико-социального опроса и контент-анализа, как в условиях поликлиники, так и во время подворных обходов.

Кластер физического здоровья оценивался по результатам традиционной диспансеризации и определения биологического возраста пациента [18]. Числовое выражение I группы диспансерного наблюдения признавалось равным 10 баллам, II группы — 6 баллам, III группы — 2 баллам. Соответствие биологического возраста календарному оценивалось в 10 баллов, превышение биологического возраста над календарным — в 2 балла. Интегративный индекс физического здоровья вычислялся путем получения средней арифметической из суммы индексов биологического возраста и группы диспансерного наблюдения.

Визуализация результатов полипараметрической оценки здоровья пациента достигалась путем построения лепестковой диаграммы, отражающей как относительно благополучные сферы жизнедеятельности, так и проблемные. Диаграммы позволяли облегчить сравнительный анализ здоровья пациентов по всем кластерам — физическому, психологическому и социальному, а также группировку индивидуумов по различным признакам. Для мониторирования здоровья пациентов, проживающих на территории, обслуживаемой врачом-терапевтом, был создан реестр с использованием программы Microsoft Excel. Оценка результатов изучения физического здоровья каждого пациента осуществлялась путем их сравнения с «идеальным физическим здоровьем», индекс которого равнялся 10 баллам. Одновременно изучались индексы психического и социального здоровья, а также качество жизни пациентов с помощью методики SF-36.

Диагностика ФР осуществлялась в соответствии с «Рекомендациями экспертов Всероссийского научного общества кардиологов по диагностике и лечению метаболического синдрома (МС), второй пересмотр, 2009» [19]. Путем случайной выборки в соответствии с критериями включения были отобраны 98 пациентов с ФР ССЗ, состоящие под наблюдением участкового врача-терапевта и распределенные на две группы — основную и контрольную, сходные по полу, возрасту, ФР. В основную группу вошли 49 человек (22 мужчины, 27 женщин; средний возраст 37,8±1,45 года), у которых программа контроля над ФР базировалась на результатах полипараметрической оценки и обучении в инновационной школе для пациентов и членов их семей (далее — Школа), в контрольную — 48 (23 мужчины, 25 женщин; средний возраст 38,3±1,44 года) с ФР, у которых аналогичная программа строилась на основании традиционных методов диспансерного наблюдения.

Критериями включения пациентов в группы являлись: работоспособный возраст; наличие основного диагностического критерия метаболического синдрома — абдоминального ожирения; наличие не менее одного дополнительного критерия диагностики метаболического синдрома; отсутствие гипертонической болезни III стадии, любых форм ИБС, хронической сердечной недостаточности, цереброваскулярной болезни.

Исследование осуществлялось дважды, в начале и в конце реализации ИПДН, которая продолжалась в течение 2 лет. В течение всего периода наблюдения пациентам предлагалось регулярно принимать лекарственные препараты, предусмотренные соответствующими стандартами оказания медицинской помощи.

Реализация ИОП осуществлялась в Школе. Суть инноваций в Школе заключалась в расширении круга обучаемых за счет вовлечения в образовательную среду не только самих пациентов, но и медицински активных членов их семей (МАЧС); использование принципов андрагогики; персонификация образовательного процесса.

Под понятие МАЧС попадали лица, обладавшие наиболее высокими показателями по следующим характеристикам: авторитет среди членов семьи, навыки ведения домашнего хозяйства, мотивация к оказанию помощи близким, наличие основных медицинских знаний и готовность к дальнейшему их приобретению, комплаентность. Все эти особенности послужили основанием для того, чтобы отнести их к категории лиц из ближайшего окружения пациентов, обладающих определенным потенциалом, который может быть использован, наряду с потенциалом персонала медицинского учреждения, в процессе организации контроля над ФР ССЗ.

МАЧС определялись на основании мнения самих пациентов, которое получали в процессе медико-социального опроса. С этой целью в оригинальный опросник для полипараметрической оценки здоровья были включены 6 соответствующих вопросов. Кроме того, в качестве необходимого условия успешного обучения выступало наличие доверительных отношений между членами семьи в новых для них ролях. В качестве МАЧС в семьях пациентов-мужчин чаще всего (83%) выступали супруги, а в семьях пациентов-женщин — матери, сестры или дочери (91%).

В связи с тем что субъектом обучения в Школе являлся взрослый человек, учебный процесс строился в соответствии с андрагогическими принципами обучения [20].

В процессе создания Школы решались следующие задачи: формирование преподавательского состава, создание материально-технической базы, разработка организационно-методической и учебно-методической документации. При формировании группы преподавателей в нее были включены следующие специалисты: врач-терапевт участковый (координатор проекта), декан факультета высшего сестринского образования (консультант по образовательной технологии), врач-нарколог, врач ЛФК, врач-психотерапевт, работник службы социальной защиты населения района, медицинская сестра участкового врача-терапевта.

Следующим этапом организации Школы стало создание материально-технической базы. В поликлиническом отделении Корочанской ЦРБ был организован кабинет, оснащенный учебной мебелью, современным компьютерным обучающим комплексом и наглядными пособиями. Кроме того, образовательная программа предполагала занятия ЛФК в существующем специализированном кабинете поликлинического отделения.

Организационно-методическая и учебно-методическая документация Школы включала учебную программу, учебный план, списки слушателей. Эта документация составлялась врачом-терапевтом — координатором проекта — на основании предложенных врачами-специалистами разделов и блоков.

Персонификация образовательного процесса достигалась путем формирования малых (3—5 человек) групп пациентов в парах с МАЧС со сходными проблемами в тех или иных кластерах здоровья, выявленными с помощью полипараметрической оценки. Таким образом, в качестве второго обязательного условия рассматривалась адаптация образовательной программы к особенностям пациентов. В соответствии с принципами андрагогики для обеспечения обратной связи построение образовательной программы осуществлялось с учетом мнения пациентов и их мотивации [21].

Образовательная программа предусматривала три блока. Два первых блока — вариативные: блок занятий, направленных на решение приоритетных проблем пациента (около 60% учебного времени, 21 ч), и блок занятий для решения проблем второго плана (около 30%, объем — 11 ч). Третий блок — инвариативный, содержащий унифицированную информацию для расширения кругозора пациентов преимущественно в части социально-экономических знаний (около 10%, 4 ч). В целом учебная программа Школы была рассчитана на 36 академических часов и реализовывалась, как правило, в осеннее-зимний период.

Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием пакета статистических программ Statistica 5.5A для Windows. Достоверными считались различия при р<0,05.

Результаты и обсуждение

За время наблюдения отмечена более или менее выраженная динамика во всех трех кластерах здоровья и качества жизни пациентов с ФР ССЗ в обеих группах.

В начале наблюдения более чем 2/3 (77,5%) пациентов как основной, так и контрольной (77%) групп были отнесены к III группе диспансерного наблюдения, и лишь небольшая доля — ко II группе. На завершающем этапе программы ИПДН число лиц, состоящих под диспансерным наблюдением в III и II группах, сократилось. В конце периода наблюдения к III группе относился уже 21 (43%) пациент основной группы и 32 (67%) контрольной группы, ко II группе — 16 (33%) пациентов основной и 13 (27%) контрольной группы. В I группу вошли 12 (24%) пациентов основной и 3 (6%) из контрольной группы. Таким образом, индекс физического здоровья, основанный на группе диспансерного наблюдения, в основной группе достоверно увеличился с 2,9±0,24 до 5,3±0,46 усл. ед. (р<0,01), в контрольной — с 2,92±0,25 до 3,58±0,35 усл. ед. (р>0,05).

Биологический возраст большинства пациентов основной (79,5%) и контрольной (77%) групп превышал календарный: у женщин основной группы на 8,3±0,34 года, контрольной — на 8,1±0,29 года. Между тем у мужчин, хотя и наблюдалась аналогичная тенденция, она была выражена в меньшей степени. Биологический возраст мужчин основной группы был выше календарного на 6,7±0,32 года, контрольной — на 6,9±0,33 года. Реализация мероприятий ИПДН позволила существенно изменить показатели биологического возраста у части пациентов в лучшую сторону. Наиболее заметная динамика показателей была отмечена в основной группе. На завершающем этапе исследования биологический возраст стал соответствовать календарному у 32 (65%) пациентов основной группы и 18 (37,5%) — контрольной. В соответствии с этим в основной группе достоверно увеличился и отражающий этот показатель индекс с 3,6±0,47 до 7,2±0,55 усл. ед. (р<0,01). В то же время в контрольной группе изменения биологического возраста были не столь выраженными: 3,8±0,49 и 5,0±0,57 усл. ед. соответственно (p>0,05) (табл. 1).

Позитивные изменения физического здоровья в процессе реализации ИПДН отражались на качестве жизни. В целом наблюдалось улучшение качества жизни как у пациентов основной, так и контрольной групп (табл. 2).

Однако степень его выраженности существенно отличалась.

Общее восприятие здоровья (GH) в основной группе достоверно увеличилось на 13,6%, в контрольной — на 7,7%. Физическая активность (PF) в основной группе выросла на 8,1%, в контрольной — на 9,3%. Показатель RP — роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности — увеличился в основной группе на 6,1%, в контрольной — на 2,2%. Показатель RE — роль эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности — также претерпел прирост в основной и контрольной группах на 6,8 и 3,2% соответственно.

Социальная активность (SF) пациентов основной группы увеличилась на 7,1%, контрольной — на 1,8%. Показатель BP (восприятие боли) в основной группе увеличился на 5,3%, в контрольной — на 3,8%. Жизнеспособность (VT) в основной и контрольной группах выросла на 2,4 и 2,1% соответственно. Психическое здоровье пациентов (MH) основной группы улучшилось на 2,2%, контрольной — лишь на 0,8%.

Таким образом, качество жизни пациентов основной группы к завершению ИПДН по большинству показателей достоверно возрастало.

Анализ результатов исследования показал, что в основной группе динамика показателей физического здоровья также находилась в положительной корреляционной связи с динамикой показателей психического и социального здоровья (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика интегративных показателей здоровья пациентов с ФР ССЗ до и после реализации ИПДН в основной и контрольной группах. ИДХ — индекс доходов, ИП — индекс питания, ИВП — индекс вредных привычек, ИД — индекс досуга, ИФА — индекс физической активности, ИПА — индекс профилактической активности, ИМГ — индекс медицинской грамотности, ИК — индекс комплаентности к соблюдению рекомендаций медработников, ИГДН — индекс, вычисленный по результатам диспансерного наблюдения, ИБВ — индекс, вычисленный по результатам определения биологического возраста, ИДП — индекс депрессии, ИТР — индекс тревожности.

Наиболее заметные сдвиги под влиянием ИПДН выражались в снижении доли пациентов с депрессиями, повышении профилактической активности, улучшении модели питания, досуга и др. В то же время в контрольной группе большинство показателей не претерпели существенной динамики.

Выводы

1. Предложенная инновационная модель обучения пациентов в инновационной школе для пациентов и членов их семей, основанная на использовании принципов андрагогики и потенциала членов семьи, позволяет более существенно влиять на процессы модификации образа жизни по сравнению с традиционным диспансерным наблюдением.

2. Модель инновационной школы доступна для воспроизведения в широкой сети амбулаторных ЛПУ и не требует для этого высоких материальных и человеческих ресурсов.

3. Под влиянием обучения пациентов с ФР ССЗ совместно с МАЧС на фоне стандартной медикаментозной терапии существенно улучшается физическое здоровье. При этом отмечается также положительная динамика индикаторов психического и социального здоровья, что в конечном итоге способствует повышению качества жизни.

[1]Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов. (Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения, принят Международной конференцией здравоохранения. Нью-Йорк, 19—22 июля 1946 г.)

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.