Использование протокола овариальной стимуляции с антагонистами гонадотропин-рилизинг-гормона (антГнРГ) показало явное преимущество у пациенток с риском развития синдрома гиперстимуляции яичников (СГЯ), поскольку позволяет использовать в качестве триггера финального созревания ооцитов агонист ГнРГ (аГнРГ), тем самым снижая риск развития СГЯ [1]. Однако при замене триггера наблюдается более выраженный дефект лютеиновой фазы (ЛФ) стимулированного цикла, что может приводить к снижению эффективности программ вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) [2, 3]. Одним из возможных способов нивелирования такого негативного эффекта на ЛФ является применение так называемого американского подхода к поддержке ЛФ [4]. В практике при замене триггера финального созревания ооцитов чаще применяется тактика «freeze all» (криоконсервация эмбрионов и сегментирование цикла), однако в ряде случаев такой подход не может быть предпочтительным в силу различных причин (например, при невозможности пациентки приехать из другого региона для проведения цикла переноса размороженных эмбрионов). В таких ситуациях выбор тактики поддержки ЛФ стимулированного цикла представляется актуальным.
Цель исследования — оценить эффективность переноса свежих эмбрионов в циклах вспомогательных репродуктивных технологий с заменой триггера и применением «американского» подхода к поддержке ЛФ на основании оценки таких клинических результатов, как ЧНБ, частота рождения живых детей и невынашивания беременности.
Материал и методы
Дизайн исследования
Обсервационное, одноцентровое, ретроспективное, сплошное, неконтролируемое исследование.
Критерии включения в исследование: пациентки с бесплодием, проходившие лечение методами ВРТ (экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) или интрацитоплазматическая инъекция сперматозоида — ИКСИ), которым для овариальной стимуляции применяли протокол с антГнРГ и в качестве триггера финального созревания ооцитов использовали аГнРГ с последующим переносом свежих эмбрионов в полость матки. Критерии исключения: другой протокол овариальной стимуляции, неполучение собственных ооцитов при трансвагинальной пункции яичников, тактика «freeze-all».
Условия проведения
Исследование проведено в АО «Международный центр репродуктивной медицины», Санкт-Петербург, Россия.
Продолжительность исследования
Проведен анализ амбулаторных карт пациенток, проходивших лечение бесплодия методами ВРТ в 2018 г., анализ конечных точек исследования (исходов наступивших беременностей) проводили в 2020 г.
Описание медицинского вмешательства
Для овариальной стимуляции использовали препараты гонадотропинов (рекомбинантных или высокоочищенных мочевых), которые вводили ежедневно подкожно или внутримышечно, стартовую дозу препаратов для стимуляции определяли индивидуально в зависимости от овариального резерва, антропометрических показателей, данных о предыдущих стимуляциях (при их наличии). Для десенситизации гипофиза использовали препараты антГнРГ (Ганиреликс или Цетрореликс в дозе 0,25 мкг/сут подкожно). В качестве триггера финального созревания ооцитов использовали аГнРГ (Трипторелин) в дозе 0,2 мг подкожно за 35—36 ч до трансвагинальной пункции яичников. Поддержку ЛФ начинали с вечера дня пункции — микронизированный Прогестерон 600 мг/сут+Дидрогестерон 60 мг/сут (или масляный раствор Прогестерона 1% 2,0 внутримышечно). Эстрогены назначали в зависимости от толщины эндометрия на день назначения триггера (Эстрадиола валерат) от 2 до 6 мг/сут внутрь. Перенос эмбрионов осуществляли на 4—5-е сутки культивирования. Диагностику беременности проводили через 12—14 сут после переноса эмбрионов в полость матки по уровню хорионического гонадотропина человека (ХГЧ) в крови. Диагноз клинической беременности устанавливали при наличии по данным ультразвукового исследования плодного яйца через 20—21 сут после переноса эмбрионов.
Основной исход исследования
В качестве основного исследования оценивали частоту наступления клинической беременности (в проценте на перенос эмбрионов).
Дополнительные исходы исследования
В качестве дополнительных исходов исследования оценивали частоту рождения живых детей, невынашивания беременности и других исходов беременностей (эктопические беременности, акушерские осложнения).
Методы регистрации исходов
Для регистрации основного исхода исследования использовали определение уровня ХГЧ в крови или моче, результаты ультразвукового исследования. Для оценки дальнейшего течения беременности использовали данные ультразвуковых исследований, проведенных при беременности, информацию, полученную при телефонном опросе пациенток. Вся информация фиксировалась в медицинской информационной системе в электронных картах больных.
Этическая экспертиза
Ввиду ретроспективного характера исследования, представлявшего собой анализ данных медицинской документации, этическая экспертиза не проводилась.
Статистический анализ
Принципы расчета размера выборки: размер выборки предварительно не рассчитывали.
Методы статистического анализа данных: а) для анализа результатов исследования применяли программу Statistica 10.0 («StatSoft Inc.», США); б) формат представления количественных данных числовой; в) использовали средства описательной статистики.
Результаты
Объекты (участники) исследования
Проведен анализ амбулаторных карт и карт дневного стационара 111 пациенток в возрасте от 18 до 40 лет (средний возраст 29,5±0,4 года) с индексом массы тела от 17,5 до 37,3 кг/м2 (в среднем 23,1±0,4 кг/м2). Выявлены следующие причины бесплодия: ановуляторное бесплодие у 17 (15,3%) женщин, трубно-перитонеальное у 19 (17,1%), неуточненное у 5 (4%), женское бесплодие, связанное с мужскими факторами, у 39 (35,1%), другие формы у 8 (7,2%), у остальных 23 пациенток сочетанные формы бесплодия.
По исходным характеристикам пациенток (на основании оценки анамнеза, базального уровня гонадотропинов, пролактина, уровней антимюллерова гормона, тиреоидных гормонов в крови, определенных на 2-й день менструального цикла до начала овариальной стимуляции, количества антральных фолликулов в яичниках по данным ультразвукового исследования) установлено, что все пациентки имели нормальный овариальный резерв, не выявлены больные с декомпенсированной эндокринной патологией.
Для проведения овариальной стимуляции использовали препараты рекомбинантного фолликулостимулирующего гормона или мочевых гонадотропинов. Стартовая доза гонадотропинов колебалась от 150 до 300 МЕ/сут, в среднем составила 165±2,7 МЕ/сут. Суммарная доза гонадотропинов, использованных для стимуляции, составила от 850 до 2700 МЕ (в среднем 1460±33,4 МЕ).
Количество полученных ооцит-кумулюсных комплексов в среднем 19,5±0,7 (от 5 до 41), «зрелых» ооцитов (MII) 14,1±0,6 (от 2 до 37). В 46 (41,4%) случаях оплодотворение проведено методом ЭКО, в 65 (58,6%) — ИКСИ. При оценке оплодотворения (2PN 2PB) в среднем количество зигот составило 11,3±0,5 (от 1 до 27). Перенос эмбрионов в большинстве (77,4%) случаев осуществляли на стадии бластоцисты, в 25 случаях из 111 — морулы. Количество перенесенных эмбрионов составило в среднем 1,5±0,05. Все переносы осуществлены без проведения преимплантационного генетического тестирования.
Толщина эндометрия в день назначения триггера составляла от 6 до 15 мм (в среднем 9,4±0,2 мм), в день переноса эмбрионов — от 7 до 16 мм (в среднем 10,2±0,2 мм).
Основные результаты исследования
Частота наступления клинической беременности (на перенос) составила 40,5%. В настоящий момент известен исход 39 беременностей из 45. Частота прогрессирующей беременности на перенос достигла 31,5% (35 беременностей из 111 переносов), в расчете на клиническую беременность данный показатель равнялся 77,8%.
Дополнительные результаты исследования
Основные данные об исходах беременности приведены в таблице.
Исходы беременности у пациенток обеих групп
Исход |
Количество |
% (от общего количества клинических беременностей) |
Эктопическая беременность |
1 |
2,5 |
Потери беременности в I триместре |
8 |
20 |
Роды |
30 |
76,9 |
Анализ причин потерь беременности в I триместре провести не удалось, поскольку ни в одном случае не выполнено кариотипирование абортивного материала. Известно, что в 3 из 8 случаев невынашивания была неразвивающаяся беременность, в 5 — самопроизвольное патологическое прерывание беременности на раннем сроке.
Многоплодные беременности составили 17,8%. Родами закончились 30 беременностей из 39, срочными из них были 25, преждевременными (в срок после 28 нед беременности) — 5.
Таким образом, частота рождения живых детей составила 27% (на перенос) и 76,9% (в расчете на клиническую беременность).
Оперативное родоразрешение (путем кесарева сечения) проведено у 19 (63,3%) из 30 пациенток, роды через естественные родовые пути — у 11 (36,7%). Из осложнений беременности отмечены тазовое предлежание плода у 1 пациентки, гестоз — у 2.
Нежелательные явления
Нежелательных явлений не было.
Обсуждение
Резюме основного результата исследования
Перенос свежих эмбрионов после замены триггера финального созревания ооцитов на аГнРГ при применении «американского» подхода к поддержке ЛФ показал достаточно высокую эффективность в отношении частоты наступления клинической беременности (40,5%) и живорождения (27% в расчете на перенос эмбрионов и 76,9% — на клиническую беременность). При этом частота невынашивания беременности и эктопических беременностей в данной группе пациенток не отличалась от среднестатических показателей в программах ВРТ. Это может быть косвенным доказательством относительной эффективности и безопасности данной тактики.
Обсуждение основного результата исследования
Согласно рекомендациям Европейского общества репродукции человека и эмбриологии (ESHRE), протокол овариальной стимуляции с антГнРГ является протоколом выбора для пациенток из группы риска по развитию СГЯ, и замена триггера финального созревания ооцитов с последующей стратегией «freeze-all» является предпочтительной для данной когорты больных [5]. Однако в тех же рекомендациях ESHRE упоминается возможность выполнения переноса свежих эмбрионов в этих ситуациях, но обязательно при условии усиленной поддержки ЛФ. Следует отметить, что во многих исследованиях с использованием болюсных доз ХГЧ в поддержке ЛФ после замены триггера отмечались случаи развития СГЯ [4, 6]. В связи с этим в своей клинической практике мы избрали тактику «американского» подхода к поддержке ЛФ при планировании переноса свежих эмбрионов после использования аГнРГ в качестве триггера.
Согласно имеющимся на сегодняшний день последним опубликованным данным регистра Общероссийской общественной организации «Российская ассоциация репродукции человека» [7], потеря клинической беременности после переноса свежих эмбрионов в 2017 г. составила 4503 (19,7%) случая из 22 814 клинических беременностей, частота родов — 16 163 (70,8%) из 22 814 беременностей. В отчете за 2015 г. ESHRE [8] приводит данные о 41 896 клинических беременностях после переноса свежих эмбрионов в циклах ЭКО и 32 163 (76,8%) родов, при оплодотворении методом ИКСИ количество клинических беременностей составило 95 944, из них 70 667 (73,7%) беременностей закончились родами. Таким образом, частота потери беременностей и родов в нашей группе не отличается от среднестатистических российских и европейских данных.
Актуальным является вопрос стоимости применения такого подхода в отношении живорождения по сравнению со стоимостью тактики «freeze all» и сегментацией цикла. Подобное исследование проведено в Бразилии, его результаты опубликованы в 2015 г., авторы пришли к выводу, что тактика «freeze all» имеет определенные ценовые преимущества [9]. Однако за конечную точку в этом исследовании принята прогрессирующая беременность 7—8 нед, а не живорождение, что не позволяет однозначно трактовать полученные результаты, поэтому требуется дальнейшее изучение данной проблемы в проспективных исследованиях. Кроме того, сложно сравнивать данные о финансовой составляющей, полученные в других странах, учитывая различные источники финансирования проводимых программ ВРТ, а также территориальные особенности России (удаленность проживания пациентов от клиники ВРТ).
Ограничения исследования
Ретроспективный характер исследования, отсутствие контрольной группы приводят к субъективной оценке полученных результатов и ограничивают возможности внедрения такого подхода в широкую клиническую практику.
Выводы
Перенос свежих эмбрионов после замены триггера финального созревания ооцитов при применении «американского» подхода к поддержке ЛФ стимулированного цикла с использованием высоких доз Прогестерона и добавлением эстрогенов представляется достаточно эффективным в отношении частоты наступления клинической беременности, прогрессирующей беременности и рождения живых детей. При этом не наблюдается осложнений в виде синдрома гиперстимуляции яичников, а частота таких осложнений, как невынашивание беременности в I триместре и эктопические беременности, не превышает среднестатистических показателей. Безусловно, для рекомендации такого подхода более широкому числу пациенток необходимы дальнейшие проспективные исследования. Однако в ряде случаев (например, при невозможности в силу различных обстоятельств сегментирования цикла) такой подход может быть применен.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования — Денисова В.М., Исакова Э.В.
Сбор и обработка материала — Денисова В.М.
Статистический анализ данных — Денисова В.М.
Написание текста — Денисова В.М.
Редактирование — Исакова Э.В.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.