Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Паскарь С.С.

Кафедра акушерства, гинекологии и неонатологии ФГБУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

Калугина А.С.

Кафедра акушерства, гинекологии и неонатологии ФГБУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия;
клиника «Ава-Петер», Санкт-Петербург, Россия

Возможности и перспективы применения прогностических моделей в лечении бесплодия (обзор литературы)

Авторы:

Паскарь С.С., Калугина А.С.

Подробнее об авторах

Журнал: Проблемы репродукции. 2017;23(3): 8‑11

Просмотров: 963

Загрузок: 39


Как цитировать:

Паскарь С.С., Калугина А.С. Возможности и перспективы применения прогностических моделей в лечении бесплодия (обзор литературы). Проблемы репродукции. 2017;23(3):8‑11.
Paskar SS, Kalugina AS. Perspectives and opportunities of prognostic models use in infertility treatment (a review). Russian Journal of Human Reproduction. 2017;23(3):8‑11. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/repro20172338-11

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пре­им­план­та­ци­он­ное ге­не­ти­чес­кое тес­ти­ро­ва­ние в ги­не­ко­ло­гии — быть или не быть?. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(3):16-24
COVID-19 и вспо­мо­га­тель­ные реп­ро­дук­тив­ные тех­но­ло­гии: ре­зуль­та­ты в цик­лах экстра­кор­по­раль­но­го оп­ло­дот­во­ре­ния. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(4):18-24
Осо­бен­нос­ти ами­но­кис­лот­но­го про­фи­ля фол­ли­ку­ляр­ной жид­кос­ти у па­ци­ен­ток пос­ле COVID-19. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(5):25-36
Срав­ни­тель­ный ана­лиз эф­фек­тив­нос­ти ва­ги­наль­ных форм про­гес­те­ро­на в прог­рам­мах экстра­кор­по­раль­но­го оп­ло­дот­во­ре­ния. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(5):54-59
Ис­хо­ды бе­ре­мен­нос­ти пос­ле при­ме­не­ния ме­то­дов вспо­мо­га­тель­ных реп­ро­дук­тив­ных тех­но­ло­гий: срав­ни­тель­ное ис­сле­до­ва­ние в рам­ках од­но­го ста­ци­она­ра у пер­во­ро­дя­щих стар­ше 29 лет. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(6):65-72
Ле­че­ние, сох­ра­ня­ющее фер­тиль­ность у он­ко­ло­ги­чес­ких па­ци­ен­тов: чем мы мо­жем по­мочь в XXI ве­ке?. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(1):26-63
Гис­то­ло­ги­чес­кие из­ме­не­ния эн­до­мет­рия при внут­ри­ма­точ­ном при­ме­не­нии плаз­мы, обо­га­щен­ной тром­бо­ци­та­ми (PRP), в прог­рам­мах вспо­мо­га­тель­ных реп­ро­дук­тив­ных тех­но­ло­гий. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(1):82-91

Распространенность бесплодного брака в мире составляет 12—15% в зависимости от региона и не имеет тенденции к снижению [1]. Ежегодно в мире регистрируется 2—2,5 миллиона новых случаев мужского и женского бесплодия. В Российской Федерации также наблюдается данная тенденция; за период с 1995 по 2013 г. увеличилось количество бесплодных супружеских пар в 1,9 раза [3]. В странах с низким уровнем доступности к вспомогательным репродуктивным технологиям (ВРТ) отмечается наиболее высокий процент бесплодия. По данным 2015 г., в клиниках ВРТ наблюдается 186 млн супружеских пар во всем мире [2].

Для лечения бесплодия широко используются ВРТ. Ежегодно более 300 000 детей рождаются с помощью ВРТ. Максимальная доля новорожденных, появившихся на свет после применения ВРТ, составляет 3,79% (Исландия), в то время как в России аналогичный показатель — 0,93%.

На сегодняшний день более 6 млн детей родились с помощью ВРТ. Однако ВРТ не гарантия успеха лечения бесплодия; 38—49% пар, которые начинают лечение бесплодия с помощью ВРТ, остаются бездетными даже при прохождении до 6 протоколов [4].

Учитывая, что методы ВРТ, такие как ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) и ИКСИ (интраплазматическая инъекция сперматозоида), дорогостоящие, инвазивные и не всегда успешные [5]. Решение вопроса о начале или продолжении лечения данными методами является сложной задачей и должно приниматься индивидуально в зависимости от продолжительности бесплодия, возраста женщины и пожелания пары.

Изменчивость характеристик пациента и исход ВРТ диктуют необходимость введения персонализированных и проверенных диагностических и терапевтических подходов с целью оптимизации эффективности лечения [6]. В области лечения бесплодия должен быть использован предиктивный, партисипаторный и персонализированный подход [7].

При надлежащем консультировании пациентов по вопросам прогноза исхода лечения модели прогнозирования могут играть определенную роль. Так, в реальной клинической практике решение врача о начале лечения бесплодия с помощью ВРТ основывается на собственном опыте и не всегда оказывается оправданным. В частности, это продемонстрировано в исследовании о конкордантности терапевтических решений между специалистами до и после применения прогностических моделей [8]. Проанализированы заключения специалистов по вопросам прогнозирования наступления беременности на 16 клинических примерах. В результате получена значительная разница в оценке прогноза наступления беременности между специалистами и огромная вариация в предложенных терапевтических подходах. При использовании прогностических моделей конкордантность в выборе тактики лечения возросла.

Совершенствование ВРТ и поиск путей улучшения исходов лечения приводят к развитию альтернативных терапевтических подходов. К ним можно отнести такие, как модификация протоколов стимуляции, применение преимплантационного генетического скрининга (ПГС) с целью определения генетически здорового эмбриона, сегментация протоколов стимуляции, криоконсервация и накопление эмбрионов, применение донорских программ. В связи с этим внедрение опробованных моделей прогнозирования может быть полезным инструментом при выборе оптимальных схем лечения для бесплодных пар. Задача современного лечения бесплодия заключается в выборе тактики лечения с учетом индивидуальных особенностей пациентов.

Таким образом, прогноз лечения бесплодия является актуальной проблемой современной репродуктивной медицины. Применение моделей прогнозирования исходов ВРТ позволяет оптимизировать ведение первичных приемов, улучшить консультирование супружеских пар и использовать ВРТ в лечении бесплодия с максимальной эффективностью.

В литературе встречаются различные мнения относительно создания моделей прогнозирования исходов ВРТ. В одних работах обсуждают влияние единственного фактора в качестве предсказателя результатов лечения или диагностики. В то же время некоторые статьи касаются разработок моделей с оптимальной комбинацией предикторов. Некоторые работы посвящены валидации предыдущих прогностических моделей в современной клинической практике. Однако общепризнанной модели на сегодняшний день не существует.

Одно из первых исследований по вопросам прогнозирования исходов ВРТ опубликовано в журнале Lancet (1996). A. Templeton и соавт. [9] исследовали факторы, которые влияют на результаты лечения бесплодия (n=52 507), с использованием логистической регрессии. В данной работе авторы показали значение возраста, длительности бесплодия, числа предыдущих неудачных попыток и предыдущих беременностей в прогнозировании лечения бесплодия. В последующих исследованиях [10, 11] было подтверждено влияние возраста женщины и длительности бесплодия на прогноз наступления беременности. В то время как прогностическая ценность предшествующих беременностей оказалась незначительной [12].

Однако модель, созданная A. Templeton 20 лет назад, теряет свое научно-практическое значение. Так, в 2011 г. опубликовано исследование о валидации модели в современной клинической практике [13]. L. van Loendersloot (Нидерланды) показала, что данная прогностическая модель не имеет реального значения в текущей клинической практике, так как занижает шансы на успешное лечение с помощью ВРТ. Автор объясняет это изменением практики ВРТ и изменением профиля пациентов.

На сегодняшний день практическое применение моделей прогнозирования имеет немалое значение в области селективного переноса одного эмбриона (СПОЭ). Многоплодная беременность является серьезным осложнением лечения бесплодия с помощью ВРТ. В качестве решения данной проблемы предложен СПОЭ. Объективные статистические модели прогнозирования вероятности наступления беременности, основанные на принципах доказательной медицины, были предложены в качестве инструментов для выявления групп пациентов для СПОЭ, т. е. пациентов с высокой вероятностью беременности [11, 14, 15].

Так, уже создана прогностическая модель, построенная на данных, полученных у пациентов после СПОЭ [16]. При многофакторном анализе предикторами беременности в данной модели были: индекс массы тела, суммарная доза рФСГ, число полученных ооцитов, а также наличие эмбрионов хорошего качества для переноса. В отличие от предыдущих исследований было отмечено, что ни возраст, ни наличие предыдущей беремености в анамнезе не являлись независимыми прогностическими фактороми наступления беременности. Представленная модель может быть использована для консультирования пар по поводу решения вопроса о выборе переноса одного или двух эмбрионов в протоколах с антагонистами с 5-го дня стимуляции. Однако прогностическая ценность модели в стандартных протоколах ограничена.

Представляет собой интерес научно-исследовательская работа, выполненная калифорнийскими учеными [17]. Работа касается области СПОЭ. Проанализированы протоколы лечения пациенток моложе 35 лет с «хорошим прогнозом». Определены значимые предикторы неэффективности ЭКО: малое количество антральных фолликулов, высокая доза гонадотропинов и отсутствие предыдущих беременностей в анамнезе. Практическое применение данной модели, по мнению авторов, имеет значение в создании рекомендаций к селективному переносу эмбрионов, поскольку данное исследование представляет популяцию женщин, которые должны быть ориентированы на СПОЭ.

С развитием прогностической медицины продолжают совершенствоваться модели прогнозирования. Современные прогностические модели включают не только характеристики пациентов, но и факторы, связанные с лечением (протоколы стимуляции, методы оплодотворения, количество ооцитов, продолжительность стимуляции), и факторы, связанные с качеством эмбриона (день переноса, степень фрагментации, число переносимых эмбрионов) [12, 18—20].

Заслуживает внимания исследование отечественных авторов по вопросам прогнозирования исходов ЭКО/ИКСИ. Созданные прогностические модели определили значимые характеристики, прогнозирующие отрицательный результат лечения бесплодия: возраст женщин старше 35 лет, вторичное бесплодие, отсутствие родов в анамнезе, возраст супруга старше 35 лет, более 2 неудачных протоколов ЭКО/ИКСИ в анамнезе и концентрация антимюллерова гормона в крови ниже 0,93 нг/мл. Авторы [21] данной работы указывают на целесообразность осуществлять прогнозирование исхода лечения при первичном консультировании и учитывать результаты прогноза для оптимизации лечения бесплодия.

Существуют прогностические модели, касающиеся течения беременности после применения ВРТ. Так, при помощи прогностической модели возможно прогнозировать ранние потери беременноcти после протокола ЭКО [22]. Полученная модель определила, что возраст пациентки и данные трансвагинального ультразвукового исследования (размер плодного яйца, размер желточного мешка, копчико-теменной размер плода и частота сердечных сокращений плода) имеют предиктивное значение для ранних потерь беременности у пациенток после ЭКО. Логистическая модель является полезным инструментом для клиницистов с целью оптимизации тактики ведения пациенток после ЭКО.

Разрабатываются онлайн модели; американскими исследователями введены в клиническую практику онлайн модели прогнозирования, доступные для пациентов [23]. Первая онлайн версия была реализована в 2014 г. На основе данных, собранных в 2004—2012 гг., созданы три модели, показывающие прогноз беременности в зависимости от возраста женщины, анамнеза предыдущих беременностей, индекса массы тела и причин бесплодия. Эти веб-инструменты имеют практическое значение для пациентов, которые только рассматривают возможность начала лечения с помощью ВРТ.

Заключение

В настоящей работе проанализированы возможности прогностических моделей в лечении бесплодия по мере их усовершенствования и внедрения в клиническую практику.

На сегодняшний день адекватное лечение бесплодия с помощью ВРТ диктует необходимость применения современных подходов с принципами прогностической медицины. Использование прогностических моделей является возможным решением проблемы.

Персонализированный прогноз доказывает, что успех ВРТ во многом предсказуем и основан на научных и фактических данных. Для клинициста использование моделей прогнозирования дает возможность свести к минимуму осложнения и ошибки лечения. Вместе с тем для пациентов — это возможность контроля лечения и укрепление доверия к выбранному пути лечения.

Таким образом, дальнейшее развитие персонализированных стратегий лечения, основанных на индивидуальных особенностях пациентов, представляет собой реальный прогресс в области лечения бесплодия.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Дата подачи рукописи: 01.03.17

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.