Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Краснощока О.Е.

ООО Медицинский центр "МирА", Москва, Россия, 119334

Смольникова В.Ю.

Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И. Кулакова Минздрава России, Москва

Калинина Е.А.

ФГБУ «Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова» Минздрава России, Москва

Рациональный выбор стратегии селективного переноса одного эмбриона в программе ЭКО

Авторы:

Краснощока О.Е., Смольникова В.Ю., Калинина Е.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Проблемы репродукции. 2014;(6): 17‑22

Просмотров: 1493

Загрузок: 37


Как цитировать:

Краснощока О.Е., Смольникова В.Ю., Калинина Е.А. Рациональный выбор стратегии селективного переноса одного эмбриона в программе ЭКО. Проблемы репродукции. 2014;(6):17‑22.
Krasnoshchoka OE, Smol'nikova VIu, Kalinina EA. Rational approach to the strategy of elective single embryo transfer in IVF programs. Russian Journal of Human Reproduction. 2014;(6):17‑22. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ис­хо­ды прог­рамм экстра­кор­по­раль­но­го оп­ло­дот­во­ре­ния при раз­лич­ных сте­пе­нях па­то­зо­ос­пер­мии. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(3):115-120
Ком­плексный под­ход к об­сле­до­ва­нию эн­до­мет­рия при пов­тор­ных не­уда­чах в цик­лах вспо­мо­га­тель­ных реп­ро­дук­тив­ных тех­но­ло­гий: пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):51-58
Вли­яние тех­но­ло­гий куль­ти­ви­ро­ва­ния эм­бри­онов с при­ме­не­ни­ем тра­ди­ци­он­ных и TLT-ин­ку­ба­то­ров на реп­ро­дук­тив­ные ис­хо­ды у жен­щин с раз­ны­ми прог­но­за­ми ус­пеш­нос­ти экстра­кор­по­раль­но­го оп­ло­дот­во­ре­ния. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(4):71-77
Воз­рас­тные осо­бен­нос­ти по­ка­за­те­лей кро­ви у жен­щин и их вли­яние на ис­ход прог­рамм экстра­кор­по­раль­но­го оп­ло­дот­во­ре­ния. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2025;(2):28-36
За­ви­си­мость пло­ид­но­го ста­ту­са эм­бри­онов от сос­то­яния ве­ре­те­на де­ле­ния ооци­тов, оце­ни­ва­емо­го с ис­поль­зо­ва­ни­ем по­ля­ри­за­ци­он­ной мик­рос­ко­пии в прог­рам­мах ЭКО у жен­щин с эн­до­мет­ри­озом яич­ни­ков. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2025;(1):44-49

Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации до 2025 г., планируется осуществить мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), расширению научно-исследовательской деятельности, повышению доступности и качества оказания медицинской помощи с применением ВРТ, снижению риска возникновения осложнений при многоплодной беременности и невынашивания беременности [1-3].

Работами последних лет позиционируется уменьшение количества переносимых эмбрионов с целью снижения частоты многоплодных беременностей и репродуктивных потерь, а также необходимость выявления эмбрионов с высоким имплантационным потенциалом для повышения эффективности ЭКО и ПЭ [4-6].

Согласно данным мониторинга за ВРТ европейского общества по репродукции человека и эмбриологии (European IVF monitoring of European Society of Human Reproduction and Embryology- EIM ESHRE), во многих странах внедряется стратегия селективного переноса одного эмбриона (elective single embryo transfer - eSET), которая преследует две основные цели: с клинической точки зрения - ограничение частоты многоплодных беременностей, с научной - выявление достоверных критериев качества переносимого эмбриона [7].

С совершенствованием методов ВРТ эволюционно снижалось число переносимых в полость матки эмбрионов: от всех имеющихся на день переноса эмбрионов до одного или двух. Идея о переносе только одного эмбриона в протоколах ЭКО была предложена T. Coetsier и M. Dhont [8] в 1998 г. для женщин, имеющих противопоказания к вынашиванию многоплодной беременности. Авторы показали, что снижение частоты наступления многоплодной беременности может быть достигнуто при переносе одного эмбриона у пациенток с высоким ее риском без снижения общей частоты наступления беременности. Эта идея была внедрена в клиническую практику и многими авторами подтверждена ее эффективность [9-12]. Исследованиями J. Gerris и соавт. [13] в 2004 г. была впервые показана клинико-экономическая эффективность данной программы.

Применение стратегии eSET претерпевало за время своего становления и укрепления значительные изменения в регулировании данной политики законодательством. В 2003 г. была разработана Бельгийская стратегия [14], регламентирующая количество переносимых эмбрионов в зависимости от возраста женщины и числа предыдущих попыток ЭКО, позиционирующая селективный перенос одного эмбриона в качестве точки отсчета. Согласно данной стратегии, eSET показан женщинам моложе 35 лет в 1-2-м цикле ЭКО при наличии минимум одного эмбриона хорошего качества; перенос двух эмбрионов (double embryo transfer - DET) следует производить пациенткам моложе 35 лет в 3-6-м цикле ЭКО или женщинам в возрасте 35-39 лет при 1-2-м цикле ЭКО; три эмбриона возможно переносить женщинам 35-39 лет в 3-6-м цикле ЭКО; для пациенток старше 39 лет ограничений по числу переносимых эмбрионов не установлено.

Начиная с 2005 г. в Великобритании внедряются руководства по ограничению числа переносимых эмбрионов в полость матки. По рекомендациям Британского Управления по фертильности и эмбриологии человека (Human Fertility and Embryology Authority - HFEA), опубликованным в 2007 г., существующая ситуация по частоте многоплодия неудовлетворительна. Преимущественно селективный перенос одного эмбриона показан женщинам моложе 37 лет в 1-м цикле ЭКО, а также при использовании донорских ооцитов пациенткам всех возрастных групп; в остальных случаях рекомендуется производить перенос не более двух эмбрионов; пациенткам старше 40 лет возможно переносить три эмбриона, однако это должно быть строго обосновано [15].

По данным Американского общества по репродуктивной медицине (American Society of Reproductive Medicine - ASRM) от 2008 г., eSET возможен при взаимном соглашении врача и пациентки у женщин до 35 лет, имеющих хороший прогноз, в 1-м цикле ЭКО или 2-м после успешного предыдущего цикла, при достаточном количестве эмбрионов хорошего качества, в том числе для проведения криоконсервации; от двух до пяти эмбрионов рекомендовано переносить женщинам в возрасте от 35 до 37 лет с хорошим прогнозом при наличии не менее 3 бластоцист хорошего качества [16].

В 2009 г. ESHRE в рамках рекомендаций по надлежащему ведению пациентов программы ЭКО была представлена модель расширенного принятия решения о числе переносимых эмбрионов совместно врачом и бесплодной парой. В документе указывалось на необходимость предоставления объективной информации об отсутствии достоверных различий по частоте наступления беременности при переносе одного или двух эмбрионов у пациенток, предрасположенных к многоплодной беременности (twine prone), которым должен производиться SET по медицинским показаниям (medical SET), а также возможным осложнениям многоплодной беременности для матери и плодов [14]. Также указывается на то, что селективный перенос эмбриона приемлем для хорошо оснащенных лабораторий ЭКО при наличии эффективных программ криоконсервации эмбрионов. Критерии, в соответствии с которыми пациенты могут стать кандидатами для проведения eSET, должны включать возраст женщины, число предшествующих циклов ЭКО/ИКСИ (интрацитоплазматической инъекции сперматозоида в ооцит) и качество эмбриона. Вместе с тем в соответствии с рекомендациями ESHRE клинические отчеты по исходам программ ВРТ должны быть представлены как частота одноплодных беременностей в расчете на один цикл, пункцию и перенос эмбрионов; многоплодные беременности следует рассматривать как положительный исход и одновременно как осложнение программ ВРТ. В соответствии с этим результат так называемой надлежащей клинической практики должен оцениваться с помощью критерия BESST (Birth Emphasizing Successful Singleton at Term), который подтверждает преимущество своевременного завершения одноплодной беременности рождением здорового ребенка и рассматривается как мера благоприятного исхода ЭКО [17].

Большинство стран имеет рекомендательный характер регулирования в области ВРТ, в частности относительно числа переносимых эмбрионов. К ним относятся Великобритания, Ирландия, США, Италия, Россия. Законодательный характер регулирования принят в Бельгии, Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии. При этом частота многоплодной беременности в странах с рекомендательным характером все еще выше 20%, в странах с законодательным регулированием - ниже 10% (из расчета на цикл с переносом эмбрионов) [14].

Наиболее интегральной, учитывающей возраст, количество предыдущих циклов ЭКО, качество эмбрионов, является модель, принятая в Швеции и Финляндии, разработанная в отделении репродукции Каролинского университета [14, 18]. Критериями включения для проведения eSET, согласно данной модели, являются:

1) возраст пациентки моложе 39 лет;

2) наличие в анамнезе не более 3 циклов ЭКО и ИКСИ, в том числе с отменой переноса;

3) наличие более 3 ооцитов, полученных во время трансвагинальной пункции яичников;

4) возможность выбора одного эмбриона «лучшего» качества, если получено более 2 эмбрионов, имеющих: 4 бластомера на 2-е сутки дробления или 8 бластомеров на 3-и сутки дробления, или находящихся на стадии бластоцисты, оцененных по шкале D. Gardner и W. Schoolcraf [19] на уровне 3 BB.

Критериями исключения являются циклы с хирургическим получением сперматозоидов, проведением преимплантационной генетической диагностики, дозревания ооцитов in vitro.

В нашей стране существует неоднозначное отношение как врачей, так и пациентов к возможному ожидаемому снижению результативности ЭКО при переносе только одного эмбриона. Отсутствие клинических рекомендаций по рациональному выбору определенного контингента супружеских пар с бесплодием, которым показано проведение селективного переноса одного эмбриона без снижения эффективности реализации данной стратегии, приводит к отказу от такой стратегии.

В отечественной литературе [20-22] имеются лишь единичные сообщения о возможности применения селективного переноса одного эмбриона в программах ЭКО/ИКСИ.

На рисунке представлены данные отчетов Российской ассоциации репродукции человека за 2004, 2006, 2008 г. о переносе одного эмбриона, показана положительная динамика в отношении данной стратегии [23-25].

Рисунок 1. Динамика частоты использования переноса одного эмбриона в России. По данным отчетов Российской ассоциации репродукции человека [23-25].

Принимая во внимание то, что перенос одного эмбриона подразумевает несколько различных ситуаций, связанных с возможностью выбора эмбриона, остается не ясной эффективность реализации вариантов данной стратегии в России в целом.

Под общим термином «перенос одного эмбриона» скрывается несколько понятий, отражающих аспекты применения данной стратегии [14].

Классификация вариантов переноса одного эмбриона в программе ЭКО

1. eSET (elective Single Embryo Transfer) - селективный перенос одного эмбриона, подразумевающий рациональный выбор одного эмбриона из когорты минимум двух эмбрионов, сравнимых по морфометрическим (или другим) характеристикам;

2. cSET (compulsory Single Embryo Transfer) - вынужденный перенос одного эмбриона вследствие получения во время трансвагинальной пункции одного ооцита и/или при наличии только одного доступного эмбриона для переноса;

3. mSET (medical Single Embryo Transfer) - перенос одного эмбриона по медицинским показаниям;

4. lSET (legally enforced Single Embryo Transfer) - законодательно утвержденный перенос одного эмбриона;

5. eSBT (elective Single Blastocyst Transfer) - селективный перенос одной бластоцисты.

Эффективность стратегии eSET

В когортных сравнительных исследованиях 2003-2006 гг. частота наступления беременности в группах с селективным переносом одного и двух эмбрионов достоверно не различалась и составляла 33,9 и 35% соответственно [26-28]. При этом, по данным этих исследований, частота многоплодной беременности составила 1,0% при переносе одного эмбриона и 32,6% - при переносе двух эмбрионов.

Как показали рандомизированные контролируемые исследования (РКИ), при применении переноса одного эмбриона частота имплантации варьирует от 10 до 30%, при этом доля беременностей, завершившихся родами живым плодом, составляет от 15 до 62% [29-31] (см. таблицу).

Анализ РКИ показал, что частота наступления беременности при eSET сравнима с таковой при переносе двух эмбрионов, а частота многоплодной беременности при DET составляет 33,3%.

S. Roberts и соавт. [34] указывали на необходимость четких критериев отбора пациентов для eSET. По мнению Y. Wang и соавт. [35], eSET следует проводить женщинам моложе 35 лет в их 1-м цикле ЭКО. В связи с этими рекомендациями в дальнейшем эффективность данной программы стала повышаться, так как стратегию eSET стали применять у ограниченного контингента пациенток [36].

По данным Кохрановского обзора [37] по eSET, проведенного в 2005 г., отмечено достоверное снижение частоты многоплодия. При этом кумулятивная частота наступления беременности, которая учитывает данные о суммарной эффективности переносов по одному эмбриону, в том числе полученных после криоконсервации, оказалась сравнимой с данными при переносе двух эмбрионов. В обзорах ESHRE за последние 5 лет отмечен позитивный тренд в сторону снижения числа переносимых эмбрионов в полость матки, что в свою очередь отражается на снижении частоты многоплодной беременности, полученной в результате применения ВРТ, с 30 до 15-20% в большинстве европейских стран.

За 5-летний период наблюдений от момента предыдущего Кохрановского обзора произошел сдвиг основного эффекта eSET-BESST - в пользу переноса на 5-6-й день культивирования по сравнению с переносом на 2-3-и сутки [37, 38]. L. Dessolle и соавт. [39] в 2011 г. предложили номограмму с диагностической точностью 73,2%, определяющую формирование бластоцисты в зависимости от возраста пациентки, метода оплодотворения, числа эмбрионов, в том числе «отличного» качества, на 3-и сутки дробления.

Представляет интерес метаанализ, выполненный D. Glujovsky и соавт. [40] в 2012 г. В обзоре представлены данные о 23 РКИ, включавших 1510 женщин. По данным этого обзора, частота наступления беременности при переносе эмбриона на 2-3-и сутки дробления составляет 38,6%, а при переносе эмбриона на 5-6-е сутки культивирования достигает 41,6%. Полученное различие не является статистически значимым, отношение шансов (ОШ) составляет 1,14, 95% доверительный интервал (ДИ) включает единицу и варьирует от 0,99 до 1,32. Авторами также проанализирована частота родов живым плодом, которая оказалась в 1,4 раза выше при переносе эмбриона на 5-6-е сутки, чем при переносе на 2-3-и сутки (ОШ 1,4; 95% ДИ: 1,13-1,74). Группой этих же авторов на примере 4 РКИ с включением 266 женщин было продемонстрировано, что кумулятивная частота наступления беременности (с учетом криоциклов) значимо различалась между группами с переносом одного эмбриона на 2-3-и сутки дробления (56,8%) и на стадии бластоцисты (46,3%). ОШ составило 1,58 (95% ДИ: 1,11-2,25).

Частота самопроизвольного прерывания беременности в зависимости от дня переноса эмбриона была проанализирована на основании данных, представленных 13 РКИ. В метаанализе имеются указания на отсутствие различий по невынашиванию беременности между группами пациенток с переносом эмбриона на 2-3-и и 5-6-е сутки (ОШ 1,18; 95% ДИ: 0,86-1,6).

Таким образом, международные исследования показали, что eSET не снижает результативность ЭКО/ИКСИ у пациентов с хорошим прогнозом (молодой возраст, отсутствие репродуктивных неудач в прошлом).

Несмотря на данные об эффективности eSET, в нашей стране существуют барьеры для селективного переноса одного эмбриона, к которым относятся:

1) отсутствие законодательного регулирования;

2) отсутствие четких клинических рекомендаций;

3) отсутствие унифицированных данных по результатам eSET;

4) ожидаемое несоответствие коэффициента стоимость-эффективность;

5) неоднозначное отношение как врачей, так и пациентов.

Принимая во внимание общемировой опыт по внедрению стратегии eSET, обоснованными мерами по преодолению барьеров при использовании селективного переноса одного эмбриона могут являться адекватное консультирование в соответствии с моделью расширенного принятия решения, применение строгих критериев отбора пациентов, согласно модели Каролинского университета. Факторами, влияющими на решение о числе переносимых эмбрионов, являются: действующее законодательство и клинические рекомендации; возраст женщины; причина бесплодия; число неудачных попыток ЭКО и ПЭ в анамнезе; наличие предыдущих беременностей, в том числе беременностей после ЭКО; овариальный резерв; наличие риска развития синдрома гиперстимуляции яичников; данные спермограммы; параметры раннего эмбриогенеза. Для успешного проведения селективного переноса одного эмбриона необходимы:

1) комплексный подход к оценке качества гамет и эмбрионов;

2) улучшение систем культивирования и криоконсервации эмбрионов;

3) эффективные программы переноса размороженных эмбрионов;

4) изменение отношения общества и врачей к селективному переносу одного эмбриона и многоплодной беременности.

Таким образом, применение стратегии eSET в программе ЭКО является весьма перспективным методом, имеющим, по данным литературы, высокую результативность у определенного контингента больных, требующим разработки комплексной системы выбора эмбриона с максимальным потенциалом к имплантации и дальнейшему развитию. Информирование врачей и пациентов центров репродукции человека об эффективности реализации программы ЭКО при селективном переносе одного эмбриона, основанное на анализе общемирового и отечественного опыта, является должным аспектом следования Концепции демографической политики Российской Федерации.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.