Синдром поликистозных яичников (СПКЯ) наблюдается у 5-10% женщин репродуктивного возраста [1] и характеризуется гиперандрогенемией, нарушением менструального цикла, ановуляцией, бесплодием [2]. При СПКЯ возрастает также число факторов сердечно-сосудистого риска [3] и раннего атеросклероза [4]. Инсулинорезистентность и гиперинсулинизм, которые часто выявляются у пациенток с СПКЯ, связаны с хроническим воспалением [5] и увеличением сердечно-сосудистого риска [6].
Эндотелиальная дисфункция играет важную роль в развитии атеросклеротического процесса. С нарушения функций клеток эндотелия, возможно, и начинается процесс формирования атеросклеротического поражения. Функциональное состояние эндотелия характеризуется с одной стороны эндотелийзависимой дилатацией, а с другой - содержанием эндотелиальных вазоактивных факторов.
Гликопротеин фибронектин присутствует в плазме, экстрацеллюлярном матриксе и на поверхности клеток. Он способствует межклеточным взаимодействиям и взаимодействию клеток с экстрацеллюлярным матриксом, принимая участие в формировании и реконструкции тканей [7].
Фибронектин способен прикрепляться к разнообразным клеткам и присоединять различные молекулы - коллаген, гликозаминогликаны, фибрин, интегрин и др. [8].
Содержание фибронектина в сыворотке может быть одним из маркеров эндотелиальной активации, отображающих изменения экстрацелюлярного матрикса и сосудистой стенки при патологических состояниях.
Цель исследования - изучить содержание фибронектина в сыворотке крови при спкя у женщин с разной массой тела, а также связь уровня фибронектина с эндотелийзависимой дилатацией и другими факторами сердечно-сосудистой риска.
Материал и методы
Обследованы 62 женщины: 45 - с СПКЯ и 20 - контрольная группа. Женщины с СПКЯ были разделены на две группы: с ожирением (n=23) и с нормальной массой тела (n=22). Все женщины добровольно подписали информированное согласие на участие в исследовании. Протокол исследования был одобрен на заседании локального этического комитета Хмельницкой областной больницы (протокол № 3 от 8.02.12).
Диагноз СПКЯ устанавливали при наличии двух из трех ниже перечисленных признаков: олиго- и/или аменорея (6 менструальных циклов за текущий год), гиперандрогенизм, структурно измененные полициклические яичники [9]. Андрогенизм определяли по совокупности клинически проявлений, таких как гирсутизм (8 баллов и более по шкале Ферриман-Галвея) [10], акне, алопеция по мужскому типу, а также лабораторных признаков, таких как повышение уровня общего и свободного тестостерона (Т), дегидроэпиандростерона сульфата (ДГЭА-С), секссвязывающего глобулина (ССГ), индекса свободного тестостерона (ИсвТ).
С целью исключения других причин нарушения менструального цикла определяли уровни ТТГ, ПРЛ, 17-оксипрогестерона в сыворотке и кортизола в суточной моче. У всех обследованных женщин эти показатели были в норме. ИсвТ расссчитывали по формуле: Общий Т × 100 / ССГ [11].
Яичники считали поликистозно измененными при наличии 12 фолликулов и более диаметром 2-9 мм и/или при размерах яичников более 10 см3 .
У всех женщин определяли индекс массы тела (ИМТ). ИМТ женщин с СПКЯ и нормальной массой тела составлял 18-25 кг/м2, а женщин с СПКЯ и ожирением - 30-40 кг/м2. Для оценки типа ожирения измеряли отношение окружности талии и бедер (ОТ/ОБ). Окружность талии у женщин с ожирением превышала 80 см, а ОТ/ОБ было больше 0,8, что позволило диагностировать центральный тип ожирения. Гормональный статус обследованных женщин приведен в табл. 1.
У женщин с ожирением с целью исключения сахарного диабета и нарушения толерантности к глюкозе проводили стандартный тест толерантности к глюкозе.
Женщины контрольной группы соответствовали по возрасту женщинам с СПКЯ. По данным УЗИ, структура яичников у них была нормальной, менструальный цикл длительностью от 21 до 35 дней - регулярным, клинические и лабораторные признаки гиперандрогенизма отсутствовали.
Среди обследованных не было беременных, курильщиков и женщин, страдающих артериальной гипертензией. В исследование не включались женщины, употреблявшие в течение последних 6 мес противозачаточные средства, антиандрогены, глюкокортикоиды, а также препараты, способные влиять на состояние эндотелия (нитраты, статины, антагонисты кальция, ингибиторы АПФ, блокаторы рецепторов ангиотензина).
Инсулинорезистентность оценивали по индексу НОМА [12]. Дополнительно рассчитывали глюкозо-инсулиновое соотношение (GIR) [13]. Клинико-лабораторная характеристика обследованных лиц приведена в табл. 2.
Эндотелийзависимую дилатацию измеряли по стандартной методике [22]. Уровень фибронектина определяли иммуноферментным методом с использованием сорбционных колонок Аmprer (Amersham Lifesilence) и тест-систем Amersham pharmacia biotech. Исследования проводили на ELISA-анализаторе Stat Fax-303 Plus.
Статистическую обработку данных проводили методами вариационной и описательной статистики с помощью стандартного пакета статистического расчета данных программы Microsoft Excel 2007. Данные представлены как среднее ± стандартное отклонение. Значимость различий средних оценивали по критерию t-Стьюдента. Различия считали значимыми при р<0,05. Для оценки корреляций между показателями рассчитывали коэффициент Пирсона.
Результаты
Содержание фибронектина в сыворотке крови у женщин с СПКЯ и ожирением составило 258,12±48,47 пмоль/мл, у женщин с СПКЯ и нормальной массой тела - 227,62±35,36 пмоль/мл и у женщин контрольной группы – 196,34±46,68 пмоль/мл. Содержание фибронектина в сыворотке у женщин с СПКЯ и ожирением превышало показатель в контроле на 31,63% (р<0,05), а у женщин с СПКЯ и нормальной массой тела - на 15,81% (р<0,05). Различия между этими группами (13,65%) также были статистически незначимыми (р<0,05) (см. рисунок).
Нами выявлена статистически значимая обратная корреляция (р<0,05) между уровнем фибронектина и эндотелийзависимой дилатацией при СПКЯ независимо от наличия ожирения, а также прямая его корреляция с ИМТ в группе пациенток с СПКЯ и ожирением (табл. 3).
У пациенток с СПКЯ, судя по индексу НОМА и GIR, независимо от наличия ожирения имела место инсулинорезистентность (см. табл. 2). При этом мы выявили статистически значимую (р<0,05) прямую связь содержания фибронектина с уровнем инсулина и индексом НОМА, а также обратную связь этого показателя с GIR (см. табл. 3).
У женщин с СПКЯ независимо от наличия ожирения наблюдалась дислипидемия (повышение уровня общего холестерина, триглицеридов, ЛПНП и снижение уровня ЛПВП). Поэтому следовало оценить возможное влияние этих сдвигов на уровень фибронектина. В группе пациенток с СПКЯ как при наличии ожирения, так и без него имелась статистически значимая (р<0,05) прямая корреляция уровня фибронектина с содержанием общего холестерина, триглицеридов, ЛПНП, а также, обратная корреляция этого показателя с содержанием ЛПВП (см. табл. 3).
У пациенток с СПКЯ независимо от наличия ожирения выявлена также статистически значимая (р<0,05) прямая корреляция содержания фибронектина с уровнями общего и свободного Т и ИсвТ (см. табл. 3).
Обсуждение
Выявленное нами повышение уровня фибронектина при СПКЯ у женщин, независимо от их массы тела, может указывать на развитие эндотелиальной дисфункции при данной патологии. Нарушение функции эндотелия - одно из первых проявлений атеросклероза. Метаболические нарушения при СПКЯ появляются в подростковом возрасте и могут привести к преждевременному развитию атеросклероза. Это подтверждается обнаруженной нами обратной корреляцией уровня фибронектина с эндотелийзависимой дилатацией у обследованных пациенток. Более значительное повышение уровня фибронектина у женщин с СПКЯ и ожирением может отражать роль избыточной массы тела в развитии данных нарушений. На это указывает корреляция уровня фибронектина в сыворотке с ИМТ у пациенток данной группы.
СПКЯ - это состояние, связанное с нарушением не только репродуктивной функции, но и обмена веществ [14]. Даже в молодом возрасте, высокий ИМТ ассоциируется с риском многих заболеваний [15]. Имеются данные о связи гиперандрогении и/или кист яичников связаны с избыточной массой тела [13]. Абдоминальное ожирение наблюдается у 50% женщин с СПКЯ [17]. Отложения висцерального жира сами по себе способствуют гормональным сдвигам [16].
Важная роль в развитии СПКЯ и сахарного диабета 2-го типа у женщин с ожирением принадлежит инсулинорезистентности [17]. Недавно показано, что у женщин с СПКЯ, даже при нормальном уровне глюкозы в крови, периферическая чувствительность к инсулину такая же, как при предиабете [18]. Мы выявили инсулинорезистентность у пациенток с СПКЯ независимо от массы их тела. По-видимому, это играет роль в повышении уровня фибронектина при СПКЯ, так как нами обнаружена прямая корреляция содержания фибронектина с уровнем инсулина и индексом НОМА, а также обратная корреляция - с коэффициентом GIR.
Многочисленными исследованиями установлена связь между инсулинорезистентностью и эндотелиальной дисфункцией. Имеются данные, что повышение уровня свободных жирных кислот и воспалительных цитокинов (ФНО, лептин) индуцирует окислительный стресс, который и есть причина эндотелиальной дисфункции [19, 20].
У женщин с СПКЯ независимо от массы тела наблюдалась дислипидемия (повышение уровня общего холестерина, триглицеридов, ЛПНП и снижение уровня ЛПВП), что могло играть роль в повышении содержания фибронектина. Это подтверждается выявленной нами корреляционной связью между уровнем фибронектина и перечисленными сдвигами.
Повышенный при СПКЯ уровень андрогенов может способствовать развитию инсулинорезистентности посредством активации андрогенных рецепторов в адипоцитах [5]. С другой стороны, обнаружена обратная корреляция между уровнем андрогенов и сердечно-сосудистым риском у пре- и постменопаузальных женщин [21]. У пациенток с СПКЯ независимо от массы тела нами выявлено повышение содержания общего и свободного Т, ДГЭА-С, ИсвТ и снижение уровня ССГ. Роль этих сдвигов в повышении уровня фибронектина при СПКЯ подтверждается результатами корреляционного анализа.
Заключение
СПКЯ как в сочетании с ожирением, так и без него характеризуется повышенным содержанием фибронектина в сыворотке крови. Последнее может быть связано с гиперандрогенией, дислипидемией, инсулинорезистентностью и (в определенной мере) с ожирением. Повышение содержания фибронектина в сыворотке при СПКЯ может отражать развитие эндотелиальной дисфункции при данной патологии.
Исследование выполнено на личные средства автора.