Немелкоклеточный рак легкого (НМРЛ) относят к агрессивным злокачественным опухолям. Отдаленные метастазы диагностируют у 48% больных при первичном обследовании. Солитарный метастаз в головном мозге выявляют не более чем у 7% больных [1].
Основным лечением больных НМРЛ с отдаленными метастазами в головном мозге остается сочетание консервативных методов. При их использовании (химиотерапия и лучевая терапия) показатели 5-летней выживаемости крайне низки — 0—3% [2, 3].
Синхронное выявление солитарного метастаза в головном мозге у больных с резектабельными формами НМРЛ в России перестали считать абсолютным противопоказанием к хирургическому лечению, особенно в сочетании с лучевой или лекарственной противоопухолевой терапией [4].
При неврологической симптоматике на первом этапе выполняют нейрохирургическую операцию, на втором — операцию на легком [5].
В последние годы, по данным разных исследователей, при резектабельном процессе расширяются показания к хирургическому лечению больных НМРЛ с метастазами в головном мозге. Хирургический метод лечения в 2,5 раза эффективнее, чем альтернативные методики, 5-летняя выживаемость составляет 11—21,4% [6, 7].
Перспективным направлением для исследований представляется сочетание хирургического метода и химиотерапии у больных НМРЛ с метастазами в головном мозге, 5-летняя выживаемость, по данным разных авторов, составляет 10,0—16,7% [3, 8, 9].
Хирургический метод у больных НМРЛ с синхронными метастазами в разных анатомических областях применяют редко.
Приводим клиническое наблюдение эффективного лечения больного НМРЛ с синхронным метастазом в головном мозге и плечевой кости.
Больной П., 37 лет. В марте 2011 г. в связи с эпизодами лихорадки до 39 °С по месту жительства диагностирован периферический рак нижней доли правого легкого с централизацией (рис. 1),
15 апреля 2011 г. произведено микрохирургическое удаление метастатической опухоли левой лобной доли. Гистологическое исследование: метастаз рака, сосочковой аденокарциномы с обширными очагами некроза. 27 апреля 2011 г. выполнена паллиативная нижняя билобэктомия справа, расширенная медиастинальная лимфаденэктомия. Гистологическое исследование подтвердило умереннодифференцированную аденокарциному с метастазами в бронхопульмональных и паратрахеальных лимфатических узлах. Течение послеоперационного периода без осложнений.
С мая 2011 г. проведено 2 курса химиотерапии препаратами алимта 1000 мг, цисплатин 140 мг, зомета 4 мг. При контрольном МРТ головного мозга 20 июня 2011 г. в субкортикальных отделах правой лобной доли отмечено появление очага до 5 мм, накапливающего контрастный препарат, без перифокального отека (рис. 3).
Решено продолжить химиотерапию по прежней схеме с добавлением авастина 600 мг. Пациенту проведено 7 курсов химиотерапии препаратами алимта, цисплатин, из них 4 курса с включением авастина.
При контрольной МРТ головного мозга в субкортикальных отделах правой лобной доли очаг без динамики по сравнению с предыдущим исследованием.
На основании проведенного контрольного обследования клиническая ситуация расценена как стабилизация процесса, признано целесообразным продолжить введение авастина с включением в схему лечения темодала (300 мг в 1—5-й дни) в количестве 3 курсов, на фоне регулярного введения зометы.
В связи с нарастанием болевого синдрома в правом плече пациенту 20 октября 2011 г. произведена радиочастотная термоабляция литического очага головки правой плечевой кости с остеопластикой с положительным клиническим эффектом в виде уменьшения болевого синдрома.
С учетом стадии заболевания, ранее проведенного лечения, наличием мутации EGFR в схему лечения добавлена таргетная терапия ирессой.
При контрольном обследовании в марте 2012 г. (через 12 мес после начала лечения) данных за прогрессирование процесса в легких не получено (рис. 4).
Вновь стал нарастать болевой синдром в плечевой кости, в связи с чем больному выполнена операция (17 апреля 2012 г.): проксимальная резекция правой плечевой кости, лавсанопластика, иссечение метастаза в мягких тканях правого плеча. Послеоперационный период без осложнений.
В настоящее время больному проводят системное лечение препаратами авастин и иресса. По поводу хронического болевого синдрома получает симптоматическое лечение, с хорошим эффектом. Статус пациента по шкале Карновского 80%.
Таким образом, агрессивная хирургическая тактика при НМРЛ с отдаленными резектабельными метастазами в сочетании с современными схемами системной терапии значительно улучшает результаты лечения и качество жизни этой категории больных.