Рак предстательной железы (РПЖ) в настоящее время в США и ряде стран Европы занимает первое место в структуре онкологической заболеваемости у мужчин [1]. В России в 2011 г. зарегистрировано 28 552 новых случаев РПЖ, а в структуре онкологической заболеваемости мужского населения РПЖ вышел на второе место с показателем заболеваемости 43,19 на 100 000 мужчин [2]. Среднегодовой прирост заболеваемости составил 9,83%, что соответствует первому месту по темпам прироста данного показателя. Высоким остается и показатель смертности от РПЖ. Среди впервые выявленных пациентов с РПЖ у 24% выявлены метастазы в костях скелета [3]. Это свидетельствует о том, что, несмотря на повсеместное улучшение методов диагностики данной патологии, показатели заболеваемости запущенными формами, а также смертности от РПЖ в России остаются высокими. В ряде стран Европы, а также США, несмотря на увеличение показателей заболеваемости РПЖ, смертность от данной патологии неуклонно снижается, продолжительность жизни больных увеличивается [4]. У пациентов с генерализованными формами РПЖ костные метастазы выявляются в 85—100% случаев [5]. В связи с этим терапия костных метастазов бифосфонатами будет основным направлением лечения у этой группы пациентов [6]. Препарат резорба относится к классу высокоэффективных бифосфонатов, оказывающих избирательное действие на костную ткань. Он подавляет активность остеокластов, не оказывает нежелательного воздействия на формирование, минерализацию и механические свойства костной ткани. Селективное действие бифосфонатов на костную ткань основано на высоком сродстве к минерализованной костной ткани, но точный молекулярный механизм, обеспечивающий ингибирование активности остеокластов, до сих пор остается невыясненным. Резорба обладает также прямыми противоопухолевыми свойствами, обеспечивающими эффективность при костных метастазах. In vitro установлено, что золедроновая кислота, подавляя пролиферацию и индуцируя апоптоз клеток, оказывает непосредственное противоопухолевое действие на клетки миеломы и рака молочной железы, уменьшает риск их метастазирования. Ингибирование остеокластной резорбции костной ткани, изменяющее микросреду костного мозга, приводит к снижению роста опухолевых клеток; отмечается антиангиогенная и противоболевая активность.
Цель работы — показать возможности применения препарата резорба и оценить его результаты у пациентов с костными метастазами РПЖ.
Материалы и методы
С 2010 по 2012 г. 21 пациент с РПЖ с метастазами в костях получил препарат резорба (ЗАО «Фарм-Синтез», Россия). Средний возраст пациентов составил 63 года.
У большей части пациентов при установке диагноза сразу были выявлены костные метастазы. У 12 (57%) пациентов выполнена кастрация, 9 (42,8) пациентов получали МАБ (бусерелин депо и косадекс 50 мг в сутки). Резорбу вводили в дозе 4 мг внутривенно капельно 1 раз в 3—4 нед. Курс лечения составил 6 мес. Дополнительно назначали внутрь кальций в дозе 500 мг в сутки и витамин D в дозе 400 МЕ в сутки. У 11 (52%) пациентов провели паллиативный курс лучевой терапии на костные метастазы. Эффективность лекарственного лечения оценивали после каждого введения препарата резорба: ежемесячно проводили тщательный гематологический контроль, определение уровня сывороточного простатспецифического антигена (ПСА), оценку качества жизни и уровня болевого синдрома. При изучении состояния пациента проводили оценку общего состояния (статуса больного) по 5-балльной шкале ECOG, рекомендованной в 1988 г. комитетом экспертов ВОЗ, и представляющей собой модификацию шкалы Карновского. Боль в костях оценивали в соответствии с модифицированной 5-балльной шкалой Coleman и соавт., 1988 и 1991 г. (таблица).
Результаты
Через 6 мес всем пациентам проводилось контрольное обследование. Все пациенты через 6 мес лечения были живы. При контрольной сцинтиграфии костей скелета новых очагов гиперфиксации радиофармпрепарата выявлено не было. Таким образом был зафиксирован положительный эффект лечения препаратом резорба. Перед каждым введением резорбы пациентам проводили лабораторные исследования: общий анализ крови, биохимия (общий билирубин, общий белок, мочевина, креатинин, калий, кальций, щелочная фосфатаза, АСТ, АЛТ). Снижения основных показателей крови, гемоглобина, лейкоцитов по сравнению с исходными уровнями перед началом лечения выявлено не было. Уровень ПСА через 6 мес снизился у 15 (71,5%) пациентов, у 2 (9,5%) выявлено повышение ПСА, у 4 (19%) уровень ПСА значимо не изменился. Из 15 пациентов, у которых через 6 мес лечения выявлено снижение ПСА, у 6 определялось его снижение более чем на 50%, у 5 — более чем на 30%, у 4 — более чем на 15%. До лечения 12 пациентов отмечали выраженную боль, 7 из них получили паллиативный курс ДЛТ (дистанционная лучевая терапия). Через 6 мес боли, мешающей выполнению основных потребностей жизнеобеспечения, у пациентов не выявлено. Перед началом лечения боль в костях у 12 пациентов была сильной, у 7 — слабой и у 2 — отсутствовала. После 6 мес лечения сильной боли ни у кого из пациентов не выявлено. Умеренная боль беспокоила 6 пациентов. Анализ показал частичную, а у некоторых больных и полную регрессию болевого синдрома. Средний уровень индекса боли по шкале Колемана за время исследования снизился, что является хорошим результатом у этой категории больных. Средний индекс по шкале Карновского до лечения составлял 65%, а после 6 мес лечения — 82%. Через 6 мес терапии было выявлено снижение щелочной фосфатазы в среднем более чем на 50%. Повышения сывороточной концентрации креатинина и мочевины, а также гипокальциемии, требующих отмены препарата, выявлено не было. Основные побочные явления: головная боль после введения препарата, держится до двух дней, выявлена у 3 пациентов, купировалась назначением обычных анальгетиков; тошнота — у 2 пациентов, боль в костях — у 3 пациентов, повышение артериального давления — у 3 пациентов. Чаще отмечали гриппоподобный синдром — у 17 пациентов, особенно после 1-го введения препарата, после 4-го введения препарата он почти не проявлялся.
У 21 пациента, получившего терапию резорбой, появления новых метастазов в костях в течение первых 6 мес не выявлено. Из них регрессия уровня ПСА была отмечена у 15 (71,5%) больных. Следует отметить также отсутствие выраженного болевого синдрома в конце лечения у всех пациентов.
Выраженных осложнений лечения, требующих отмены препарата резорба, выявлено не было.
Заключение
Резорба показала положительные результаты с отсутствием выраженных побочных эффектов у больных РПЖ, имеющих метастазы в костях. Удобное введение, купирование метастатического болевого синдрома, сдерживание появления новых костных метастазов у пациентов с РПЖ неоспоримо делают этот препарат эффективным для данных больных.