Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Болотина Л.В.

ФГБУ "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена" Минздравсоцразвития России

Новикова О.В.

РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского РАМН, Москва

Прокофьева Е.А.

ФГБУ "Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена" Минздрава РФ

Роль химиотерапии в лечении агрессивного фиброматоза

Авторы:

Болотина Л.В., Новикова О.В., Прокофьева Е.А.

Подробнее об авторах

Прочитано: 5767 раз


Как цитировать:

Болотина Л.В., Новикова О.В., Прокофьева Е.А. Роль химиотерапии в лечении агрессивного фиброматоза. Онкология. Журнал им. П.А. Герцена. 2012;1(3):72‑76.
Bolotina LV, Novikova OV, Prokof'eva EA. Role of chemotherapy in the treatment of aggressive fibromatosis. P.A. Herzen Journal of Oncology. 2012;1(3):72‑76. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
При­ме­не­ния HIFU-те­ра­пии в ком­би­на­ции с мо­но­хи­ми­оте­ра­пи­ей у па­ци­ен­тки с мес­тно-рас­простра­нен­ным аде­но­ген­ным ра­ком под­же­лу­доч­ной же­ле­зы и ос­лаб­лен­ным фун­кци­ональ­ным ста­ту­сом. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2025;(3):83-88
Оцен­ка ске­лет­но-мы­шеч­но­го ин­дек­са в прог­но­зи­ро­ва­нии ток­си­чес­ких ос­лож­не­ний про­ти­во­опу­хо­ле­вой ле­карствен­ной те­ра­пии боль­ных ра­ком же­луд­ка. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2025;(4):29-36
Мел­кок­ле­точ­ный рак око­ло­уш­ной слюн­ной же­ле­зы. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2025;(4):69-74
Рос­сий­ский кон­сен­сус по ле­че­нию внут­ри­пе­че­ноч­ной хо­лан­ги­окар­ци­но­мы. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(10):7-20
Ин­декс про­из­во­ди­тель­нос­ти ми­окар­да ле­во­го же­лу­доч­ка (Tei-ин­декс) как ран­ний мар­кер кар­ди­оток­сич­нос­ти про­ти­во­опу­хо­ле­вой те­ра­пии. Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2024;(4-2):137-143

Агрессивный фиброматоз (АФ) (синоним: десмоидная фиброма) относится к редким опухолям мягких тканей. Частота его возникновения в популяции составляет 2—4 случая на 1 млн человек в год, а в структуре заболеваемости мягких тканей десмоидная фиброма (ДФ) встречается менее чем в 3% случаев [35]. В связи с этим многие онкологические учреждения не обладают достаточным опытом лечения данного заболевания.

Среди различных вариантов медикаментозной терапии АФ, описанной в отечественной и иностранной литературе, наиболее многочисленные данные представлены по полихимиотерапии (ПХТ) и гормонотерапии ДФ. Имеются отдельные сообщения об использовании иммунотерапии [1, 2], нестероидных противовоспалительных препаратов [3], таргетной терапии [4—8]. Описаны также наблюдения спонтанной регрессии ДФ без специфического лечения [9].

Самые ранние публикации по использованию химиотерапии в лечении АФ относятся к 1977 г. [15—17]. Химиотерапию использовали у детей с преимущественной локализацией ДФ в области головы и шеи. Сложность анатомического строения этих зон во многом ограничивает хирургический и лучевой методы лечения, что подтолкнуло исследователей к применению лекарственной терапии. Несмотря на отсутствие точных методов визуализации, клиническая оценка ответа опухоли, а в случае интраабдоминальных ДФ диагностическая лапаротомия свидетельствовали об эффективности ПХТ, что явилось основанием для ее назначения и при других локализациях АФ. Среди химиотерапевтических схем наиболее широкое применение нашли следующие режимы: винбластин в сочетании с метотрексатом и доксорубицин с дакарбазином.

Первые данные о лечении пациентов с ДФ комбинацией по схеме винбластина с метотрексатом опубликованы J. Weiss и D. Lackmann [10] в 1989 г. В 7 из 8 случаев удалось добиться объективного ответа, при этом у 2 пациентов был зарегистрирован полный ответ на лечение. Длительность терапии различалась, однако, анализируя результаты промежуточной оценки опухоли, авторы делают заключение об оптимальном сроке лечения в течение года и сопутствующей ему минимальной лекарственной токсичности.

В нашей стране химиотерапия ДФ по схеме винблас- тин+метотрексат впервые реализована в МНИОИ им П.А. Герцена. Применение химиотерапии началось параллельно с исследованием J. Weiss и D. Lackman в конце 80-х годов и также показало хорошие результаты. До сих пор эта схема используется в качестве первой линии химиотерапии при лечении АФ [38].

Основываясь на этих результатах, S. Skapek и соавт. [11] описывают опыт применения винбластина и метотрексата у детей и достигают такого же процента контроля над ростом опухоли, несмотря на снижение дозы метотрексата почти вдвое. Только у 2 из 10 больных отмечено прогрессирование заболевания. Полный ответ на терапию наблюдался у 2 из 10 пациентов. Авторы высказывают мнение о возможности продления сроков химиотерапевтического лечения до 18 мес даже при отсутствии изменений размера опухоли по результатам обследования.

Наиболее крупное исследование режима винбластин+метотрексат опубликовал A. Azzarelli и соавт. [12] в 2001 г. В течение 10 лет ПХТ была проведена 30 больным с нерезектабельным АФ. При оценке непосредственных результатов ни у одного пациента не было зарегистрировано продолженного роста опухоли, хотя и полного ответа на терапию тоже получено не было. У 12 (40%) из 30 больных определялся частичный ответ, у 18 (60%) диагностирована стабилизация заболевания. Авторы обращают внимание на зависимость между длительностью лечения и течением патологического процесса. Так, у 4 больных, когда терапия была прервана в сроки до 6 мес, отмечался продолженный рост опухоли в течение первого года, что требовало возвращения к ПХТ по прежней схеме. Авторы показали, что минимальные изменения размера опухоли отмечаются, как правило, только через 8—12 нед от начала лечения. Медленный ответ опухоли на химиотерапию, по-видимому, связан с особой морфологической структурой десмоида: наличием большого количества коллагеновых волокон, небольшим числом клеток, в основном в центральной части десмоида, и редкими митозами.

В публикациях последних лет большая роль отводится анализу побочных эффектов лекарственной терапии. Помимо характерных практически для всех химиопрепаратов тошноты, рвоты и других реакций, винбластин обладает миелосупрессорным и нейропатическим действиями, а метотрексат может вызывать воспаление слизистых оболочек и токсическое поражение печени [27].

В исследовании, проведенном в МНИОИ им. П.А. Герцена, из-за выраженных побочных эффектов лечение вынуждены были прекратить 38% больных [15]. По данным R.van der Hul и соавт. [16], дозы назначаемых химиопрепаратов в исследовании были снижены на 50% у 6 из 10 больных и на 50—90% у 3 из 10 пациентов. Опубликованная им в 2007 г. статья содержала подробные данные о выраженных токсических реакциях после применения ПХТ в режиме винбластин+метотрексат. Степень токсичности оценивалась в соответствии с критериями NCI-CTC v. 2.0. У всех 10 больных, несмотря на применение антиэметиков, наблюдалась тошнота I—III степени, у 4 — рвота I—II степени. Также 4 из 10 пациентов страдали от полинейропатии I—III степени; лейкопения и нарушение печеночной функции II—III степени были выявлены у 2 больных. Наиболее серьезным побочным эффектом являлось диспное III степени, вызванное метотрексат-ассоциированной пневмонией.

В табл. 1

представлены результаты исследований по применению винбластина и метотрексата в лечении ДФ.

Помимо схемы винбластин+метотрексат в литературе представлены данные о применении доксорубицина в режиме монотерапии и в комбинации с дакарбазином в лечении АФ. В настоящее время использование этих и других препаратов входит в рекомендации ESMO по лечению десмоидов.

В 1993 г. S. Patel и соавт. [18] опубликовали анализ результатов лечения 180 пациентов с гистологически подтвержденным диагнозом ДФ. Среди них 11 пациентов получали ПХТ в режиме доксорубицин+дакарбазин. Объективный ответ опухоли на терапию установлен у 7 из 11 больных, стабилизация — у 2. Анализ отдаленных результатов лечения (235 мес) показал отсутствие опухоли у 5 из 11 пациентов и стабилизацию — у 4 больных. Два пациента выбыли из-под наблюдения, не имея признаков опухоли при последнем обследовании.

Более поздние публикации подтвердили высокую эффективность режима доксорубицин+дакарбазин, однако численность пациентов в этих работах составляла 5—7 человек. Прогрессирование не описано ни у одного больного, полная резорбция регистрировалась не более чем в 1/3 случаев [19—21].

В исследовании О.В. Новиковой [15] проанализированы результаты лечения 12 больных с использованием схемы доксорубицин+дакарбазин, применяемой в качестве II линии терапии АФ. Полной резорбции опухоли отмечено не было, частичная резорбция установлена у 8 из 12 больных, стабилизация размеров ДФ зарегистрирована у 2 пациентов, прогрессирование наблюдалось также у 2. В качестве неблагоприятных прогностических факторов ответа ДФ на ПХТ автор выделяет интраабдоминальную локализацию процесса, мультифокальный рост и наличие мутации в гене APC.

Ограничение в применении доксорубицина связано с кардиотоксичностью, поэтому суммарная доза не должна превышать 400—500 мг/м2. В исследовании S. Раtel и соавт. [18] один пациент, имевший дважды полный ответ при использовании ПХТ, получил суммарную дозу доксорубицина 1000 мг/м2 и в последующем умер. Причина смерти не была установлена, однако фракция сердечного выброса составила 22%. Некоторые исследователи отмечают, что при необходимости продолжения ПХТ доксорубицин может быть заменен на карбоплатин [36].

С разработкой пегилированного доксорубицина с меньшим профилем кардиотоксичности появились сообщения о его назначении пациентам с нерезектабельной ДФ и неблагоприятными локализациями опухоли. В 2004 г. G. Wehl и соавт. [23] опубликовали статью об успешном применении келикса у 4 пациентов.

В исследовании участвовали как взрослые, так и дети. Доза препарата составляла от 20 до 50 мг/м2 в день, суммарная доза — 160—430 мг/м2. У 3 из 4 больных отмечена частичная резорбция, у 1 пациента зарегистрирована стабилизация процесса. Выраженность побочных реакции была незначительной, нарушения сердечной функции не наблюдалось, ни у одного пациента не обнаружена характерная для данного препарата пальмарно-плантарная эритема.

Более крупное исследование по применению пегилированного доксорубицина представили А. Constantinidou и соавт. [24] в 2009 г. У 12 больных проводилось в среднем 6 курсов терапии в монорежиме. Разовая доза препарата составила 50 мг/м2 с интервалом 4 нед. Объективный ответ зарегистрирован у 4 больных, стабилизация — у 7. Один пациент продолжал получать химиотерапевтическое лечение на момент окончания исследования. При оценке отдаленных результатов в сроки наблюдения до 39 мес признаков прогрессирования заболевания выявлено не было.

В табл. 2

представлены результаты исследований по применению доксорубицина и дакарбазина в лечении ДФ.

В качестве альтернативной схемы ПХТ при ДФ может быть использован режим VAC (винкристин, актиномицин-Д, циклофосфамид). Так, B. Raney и соавт. [26] в 1987 г. представили результаты лечения 6 детей с АФ, получавших данную терапию. Объективный ответ был зарегистрирован у 5 больных, у 1 наблюдался продолженный рост. Необходимо отметить, что в половине случаев химиотерапия сочеталась с лучевой терапией. Существует мнение, что данный вариант терапии рекомендуется назначать с осторожностью, особенно у больных молодого возраста, из-за его токсического действия на репродуктивную систему и потенциальной канцерогенности [27].

В литературе имеются отдельные сообщения об использовании других вариантов химиотерапии: VAIA, IFOS+VP, 5FU+VCR, однако это лишь единичные случаи, что не позволяет сделать убедительных выводов об их сравнительной эффективности [32, 33].

В последние годы стали появляться исследования, посвященные роли таргетной терапии в лечении АФ. В 2002 г. J. Масе и соавт. [5] описали эффект при применении иматиниба (гливека) у 2 пациентов с экстраабдоминальными ДФ. При дозе 800 мг/сут в сроки наблюдения до 1 года объективный ответ был зарегистрирован в обоих случаях.

Спустя четыре года M. Heinrich и соавт. [7] опубликовали анализ лечения гливеком 19 пациентов с гистологически подтвержденной ДФ. Продолженный рост регистрировался только у 3 пациентов, среди оставшихся 16 у 3 наблюдался частичный ответ, у 13 — стабилизация. Полный ответ не отмечен ни у одного пациента. У 16 пациентов обнаружены мутации в гене APC или β-катенина, однако зависимости ответа опухоли на проведенное лекарственное лечение от наличия или отсутствия мутаций обнаружено не было.

Считается, что одним из условий эффективности гливека является мутация в 10 экзоне гена с-KIT. У пациентов с ДФ данная мутация не была обнаружена [7]. J. Kurtz и соавт. [6] приводят случай частичного ответа ДФ на терапию гливеком у больного с мутацией в 10 экзоне гена c-KIT.

Относительно других таргетных препаратов в литературе встречаются только отдельные исследования. В 2010 г. M. Gounder и соавт. [8] представили данные о лечении сорафенибом 13 больных с АФ. У 1 пациента зарегистрировано прогрессирование процесса, у 6 больных — частичный ответ, у 6 — стабилизация. Однако на настоящий момент это единственное сообщение об эффективности сорафениба при АФ, в связи с чем обоснование целесообразности его использования требует дальнейших исследований.

Изучая возможные варианты терапии местных рецидивов меланомы, Greech остановился на регионарной перфузии мелфаланом и получил значительно лучшие результаты, чем при системном лечении. Основываясь на его опыте, другие авторы предприняли попытку применения регионарной перфузии у пациентов с саркомами мягких тканей конечностей. Комбинации мелфалана с TNF, оказалась более эффективной, чем ожидалось. В исследовании J. Klaase и соавт. [30] у 3 из 7 пациентов с ДФ после регионарной перфузии наблюдалось прогрессирование, у 3 из 7 отмечена полная резорбция, у 1 из 7 зарегистрирована стабилизация. На небольших группах больных роста опухоли после лечения выявлено не было, частота полного ответа составляла 18—33% [28, 29].

В табл. 3

представлены результаты исследований по применению различных вариантов химиотерапевтического лечения ДФ.

Таким образом, разработка оптимальной схемы химиотерапевтического лечения ДФ осложняется редкой встречаемостью опухоли, что не позволяет проводить рандомизированные исследования и выделять контрольную группу пациентов. Основными схемами, которые подвергаются сравнительному анализу, в настоящее время являются винбластин+метотрексат и доксорубицин+дакарбазин. Актуальным представляется проведение дальнейших исследований с увеличением числа наблюдений и количества пациентов, включенных в исследования.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.