Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Хайлова Ж.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Минздрава России;
ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России

Каприн А.Д.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Минздрава России;
ФГАО ВО «Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы» Минобрнауки России

Михайлов И.А.

ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России;
ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России;
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко» Минобрнауки России

Омельяновский В.В.

ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России;
ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России;
ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко» Минобрнауки России;
ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации»

Комаров Ю.И.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова» Минздрава России;
ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет ИТМО»

Иванов С.А.

Медицинский радиологический научный центр им. А.Ф. Цыба — филиал ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» Минздрава России

Герасимова К.В.

ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России

Разработка экспертной анкеты для формирования предложений по совершенствованию организации оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями

Авторы:

Хайлова Ж.В., Каприн А.Д., Михайлов И.А., Омельяновский В.В., Комаров Ю.И., Иванов С.А., Герасимова К.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 949 раз


Как цитировать:

Хайлова Ж.В., Каприн А.Д., Михайлов И.А., Омельяновский В.В., Комаров Ю.И., Иванов С.А., Герасимова К.В. Разработка экспертной анкеты для формирования предложений по совершенствованию организации оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2024;46(3):33‑42.
Khailova ZhV, Kaprin AD, Mikhailov IA, Omelyanovsky VV, Komarov YuI, Ivanov SA, Gerasimova KV. Expert questionnaire for proposals to improve the organization of medical care in cancer patients. Medical Technologies. Assessment and Choice. 2024;46(3):33‑42. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/medtech20244603133

Рекомендуем статьи по данной теме:
Клас­си­фи­ка­ци­он­ный ана­лиз по­ка­за­те­лей и ме­роп­ри­ятий на­ци­ональ­ных и фе­де­раль­ных про­ек­тов в здра­во­ох­ра­не­нии, ре­али­зу­емых в 2019—2024 гг.. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(3):23-32
Ме­то­ди­ка оцен­ки го­тов­нос­ти ме­ди­цин­ской ор­га­ни­за­ции к внед­ре­нию ин­но­ва­ци­он­ных тех­но­ло­гий. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2025;(1):18-24
Оцен­ка зна­чи­мос­ти фак­то­ров ин­дек­са ин­но­ва­ци­он­ной го­тов­нос­ти сре­ды на уров­не ме­ди­цин­ской ор­га­ни­за­ции. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2025;(2):31-38
Осо­бен­нос­ти те­че­ния COVID-19 у па­ци­ен­тов с он­ко­ло­ги­чес­ки­ми за­бо­ле­ва­ни­ями, на­хо­дя­щих­ся в от­де­ле­нии ре­ани­ма­ции и ин­тен­сив­ной те­ра­пии. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2024;(3):55-62
Ран­нее вы­яв­ле­ние он­ко­ло­ги­чес­ких за­бо­ле­ва­ний же­лу­доч­но-ки­шеч­но­го трак­та: воз­мож­нос­ти раз­ви­тия эн­дос­ко­пи­чес­кой служ­бы в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(4):69-80
Со­вер­шенство­ва­ние мо­де­ли мар­шру­ти­за­ции па­ци­ен­тов с он­ко­ло­ги­чес­ки­ми за­бо­ле­ва­ни­ями на раз­ных эта­пах ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(12):7-15
Хро­ни­чес­кое вос­па­ле­ние при ас­со­ци­иро­ван­ных с ожи­ре­ни­ем за­бо­ле­ва­ни­ях. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(1):115-121
Ва­ли­да­ция си­ту­ацион­ных за­дач для оцен­ки ком­пе­тен­тнос­ти вра­чей-ор­то­дон­тов (на при­ме­ре слу­ча­ев со­че­тан­ной де­фор­ма­ции че­люс­тей). Сто­ма­то­ло­гия. 2025;(1):37-41
Фак­то­ры фор­ми­ро­ва­ния здо­ровья у де­тей-ин­ва­ли­дов с врож­ден­ны­ми рас­ще­ли­на­ми вер­хней гу­бы и/или не­ба. Сто­ма­то­ло­гия. 2025;(2):30-36

Введение

Совершенствование оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями — актуальная междисциплинарная проблема для общественного здоровья, организации здравоохранения и онкологии. Онкологические заболевания стабильно занимают второе место в структуре смертности населения Российской Федерации [1].

Показано, что выстраивание оказания медицинской помощи на основе принципов проектного управления, в частности в рамках реализации федеральных проектов, позволяет достигать конкретных результатов в сжатые сроки, а также повышает прозрачность использования финансовых ресурсов [2].

В проведенных ранее исследованиях обоснована необходимость анализа дополнительных показателей при реализации федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» с целью более точной и комплексной оценки деятельности онкологической службы [3]. При разработке мероприятий по совершенствованию организации оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями необходимо учитывать роль таких внешних факторов, как пандемия новой коронавирусной инфекции [4].

Считается, что одним из наиболее существенных факторов успеха борьбы с онкологическими заболеваниями является доступность современных (инновационных) лекарственных препаратов для таргетной противоопухолевой лекарственной терапии [5].

Одним из наиболее важных факторов успешной реализации мероприятий по совершенствованию оказания медицинской помощи является контроль исполнения всех этапов диагностики и лечения, предусмотренных клиническими рекомендациями и критериями оценки качества медицинской помощи. Кроме того, доказана необходимость регулярного анализа контрольных и экспертных мероприятий в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС) [6].

В целом продемонстрирована эффективность мероприятий по борьбе с онкологическими заболеваниями в ряде субъектов Российской Федерации [7, 8]. Тем не менее есть определенные проблемы в организации оказания онкологической помощи населению, на поиск решения которых направлен целый ряд исследований [9—11].

Таким образом, авторы исследований и эксперты связывают успешность реализации мероприятий по борьбе с онкологическими заболеваниями с целым рядом разнородных факторов. Актуальность данного исследования заключается в наличии значительного разнообразия мнений, подходов и способов формирования мероприятий по совершенствованию оказания онкологической помощи. Именно поэтому необходимо обобщить консолидированное мнение целого ряда экспертов.

В целом потребность в значительных объемах финансового обеспечения определяет необходимость отбора наиболее приоритетных мероприятий, направленных на преодоление онкологических заболеваний и предварительного определения эффективности реализации таких мероприятий путем оценивания технологий здравоохранения либо с помощью метода экспертных оценок. В настоящее время такие методы используются для планирования мероприятий государственных программ и проектов в здравоохранении в ограниченном объеме. Однако в настоящее время отсутствует аналитический инструмент для формирования конкретных предложений по совершенствованию оказания онкологической помощи, который позволил бы проводить независимую оценку и сравнение мнений экспертов с учетом всех существующих требований нормативных правовых актов и клинических рекомендаций.

Цель исследования — разработать экспертную анкету для формирования предложений по совершенствованию организации оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями.

Материал и методы

Использованы следующие материалы: порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, клинические рекомендации, стандарты медицинской помощи, иные нормативные правовые акты, регламентирующие организацию оказания медицинской помощи, паспорт федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», результаты выездных мероприятий ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России в субъекты Российской Федерации за 2019—2023 гг., аналитические записки по вопросам реализации федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» в субъектах Российской Федерации.

В ходе исследования использованы следующие методы: контент-анализ, сравнительный правовой анализ, классификационный анализ, метод декомпозиции и синтеза, аналитический метод, многокритериальный анализ принятия решений (multi-criteria decision analysis, MCDA).

Использование методологии MCDA позволяет принимать грамотные и эффективные управленческие решения в ситуациях, когда необходимо учитывать большое количество разнородных факторов, влияющих на успешность реализации разрабатываемых решений. Именно такой сложной и комплексной является проблема организации оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями в условиях системы здравоохранения Российской Федерации.

Исследование выполняли в 4 этапа. На 1-м этапе из перечисленных выше материалов и документов в структурированном формате извлекались важные тезисы, которые включали в себя показатели, наименование результата, наименование мероприятия, рекомендации по повышению результативности оказания медицинской помощи, рекомендации по повышению эффективности организации оказания медицинской помощи, а также иные положения, имеющие отношение к организации оказания онкологической помощи. На 2-м этапе сформирована электронная база тезисов в формате Excel (всего 824 тезиса), а каждому тезису присвоен признак соответствия разделу экспертной анкеты. На 3-м этапе с участием двух экспертов — авторов статьи производилась группировка однородных тезисов в целях формирования предложений, которые непосредственно вошли в состав экспертной анкеты. На 4-м этапе исследования осуществлялась формулировка стандартизованных критериев оценки предложений по совершенствованию организации оказания онкологической помощи и системы балльной оценки на основе принципов MCDA и консенсуса мнений авторов статьи. Статистическая обработка данных не использовалась вследствие методического характера данного исследования.

Результаты

Разработанная экспертная анкета для формирования предложений по совершенствованию оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями состоит из 5 частей. Каждая часть в свою очередь предполагает многокритериальную оценку как существующих и реализуемых мероприятий, так и оценку перспективных предложений по совершенствованию организации оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями, в том числе с учетом возможности сформулировать собственные предложения по каждому из направлений в открытой свободной форме. Схема структуры экспертной анкеты представлена на рисунке. Форма экспертной анкеты представлена в Приложении1 к данной статье.

Структура экспертной анкеты для формирования предложений по совершенствованию организации оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями.

Оценка показателей, характеризующих организацию оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями

Часть I экспертной анкеты посвящена оценке показателей, характеризующих организацию оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями, и включает в себя 4 раздела.

Раздел 1-й представляет собой оценку текущих показателей организации оказания медицинской помощи пациентам с злокачественными новообразованиями (ЗНО), в том числе показателей федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями». Каждый показатель оценивается по 4 направлениям, каждое от 1 до 5 баллов соответственно:

— реалистичность показателя;

— степень достоверности данного показателя;

— выполнение показателя;

— важность показателя.

Раздел 2-й представляет собой оценку необходимости добавления новых показателей, характеризующих совершенствование организации медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями за пределами мониторируемых параметров. Оценивается следующий перечень предложений по совершенствованию системы показателей:

— мониторинг показателей, характеризующих ресурсную базу медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю «онкология» (оборудование, расходные материалы, состояние зданий и т.д.);

— мониторинг показателей, характеризующих эффективность проведения диагностических исследований (инструментальных, лабораторных (в том числе молекулярно-генетических), патологоанатомических и иных исследований);

— мониторинг показателей, характеризующих кадровое обеспечение медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю «онкология»;

— мониторинг показателей, характеризующих лекарственное обеспечение пациентов с онкологическими заболеваниями;

— необходимость использования показателей, отражающих эффективность расходования финансовых средств в системе ОМС по профилю «онкология»;

— выделение показателей, характеризующих эффективность противоопухолевой лекарственной терапии, хирургического лечения и лучевой терапии;

— необходимость проведения исследований, обосновывающих клинико-экономическую эффективность реализации мероприятий;

— мониторинг «результирующих» показателей (например, смертность, инвалидность, качество жизни и т.д.);

— совместный мониторинг «результирующих» показателей (например, смертность, инвалидность, качество жизни и т.д.) и «процессных» показателей (например, показатели ресурсной базы, диагностических исследований, кадрового обеспечения, лекарственного обеспечения и т.д.).

Каждое из перечисленных предложений по совершенствованию системы показателей оценивается по трем направлениям, от 1 до 5 баллов каждое:

— целесообразность поддержки предложения;

— реализация предложения позволит повысить точность и достоверность мониторинга эффективности реализации федеральных проектов;

— наличие ограничений для реализации предложения, в том числе доступность данных.

Раздел 3-й представляет собой повторную оценку динамики предлагаемых новых групп показателей, которые проанализированы во 2-м разделе части I экспертной анкеты. Необходимо отметить знаком «Х», с какого года должен начинаться мониторинг изменения соответствующего показателя (от 2025 до 2030 г.). Такая оценка важна, поскольку при планировании государственных проектов и программ необходимо адекватно планировать достижение целевых значений показателей. Очевидно, что в первые годы реализации мероприятий целевые значения будут достигаться по процессным показателям, а далее — по результирующим показателям, в том числе по снижению смертности от онкологических заболеваний.

Раздел 4-й посвящен формулировке экспертами до 5 показателей или групп показателей, которые необходимо мониторировать в целях совершенствования организации оказания онкологической помощи. Предложения предлагается сформулировать кратко, в свободной форме и затем оценить по трем направлениям, от 1 до 5 баллов каждое:

— целесообразность поддержки предложения;

— реализация предложения позволит повысить достоверность мониторинга эффективности реализации федеральных проектов;

— наличие ограничений для реализации предложения, в том числе доступность данных.

Оценка мероприятий, необходимых для совершенствования оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями, и достигаемых результатов

Часть II экспертной анкеты посвящена оценке текущих мероприятий, реализуемых в системе здравоохранения Российской Федерации в целях совершенствования оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями, а также оценке достигаемых при этом результатов. Часть II включает в себя 2 раздела.

Раздел 1-й представляет собой собственно оценку текущих мероприятий и результатов. За основу взяты реализуемые мероприятия федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями»:

— создание центров протонно-лучевой терапии;

— оснащение (переоснащение) медицинским оборудованием региональных медицинских организаций, оказывающих помощь больным онкологическими заболеваниями;

— оснащение (переоснащение) современным медицинским оборудованием федеральных медицинских организаций, оказывающих помощь больным онкологического профиля;

— финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями;

— организация центров амбулаторной онкологической помощи;

— реализация коммуникационного проекта, направленного на профилактику, раннее выявление и повышение приверженности к лечению онкологических заболеваний (работа с населением через средства массовой информации);

— создание референс-центров иммуногистохимических, патоморфологических и лучевых методов исследований.

Каждое из мероприятий оценивается по текущей степени реализации (не выполнено/частично выполнено/выполнено) и по 5 направлениям, от 1 до 5 баллов каждое:

— важность реализации мероприятия;

— наличие рисков при реализации мероприятия:

финансовые риски;

кадровые риски;

комплексность мероприятия (сложность организации);

инфраструктурные риски (медицинские организации и др.).

Раздел 2-й представляет собой предложения по добавлению новых мероприятий и результатов, изложенные кратко, в свободной форме (до 5 новых мероприятий). При этом каждое предлагаемое мероприятие необходимо оценить аналогично по 5 направлениям, как и в 1-м разделе части II экспертной анкеты.

Подходы к оценке изменения организационной структуры онкологической службы в субъектах Российской Федерации

Часть III экспертной анкеты посвящена выработке подходов к оценке изменения организационной структуры онкологической службы в субъектах Российской Федерации. В данной части оцениваются как поступившие, так и собственные предложения по совершенствованию подходов к управлению здравоохранением в части администрирования организационной структуры онкологической службы в субъектах Российской Федерации и на федеральном уровне. Часть III включает в себя 2 раздела.

Раздел 1-й представляет собой оценку заранее сформулированных предложений по изменению организационной структуры онкологической службы в субъектах Российской Федерации, а именно:

— оптимизация маршрутизации пациентов с онкологическими заболеваниями (включая оценку степени оптимальности текущей схемы маршрутизации в субъекте Российской Федерации от 1 до 100%);

— внедрение клинических рекомендаций и критериев качества как инструментов повышения качества оказания онкологической помощи;

— развитие телемедицинских технологий, систем поддержки принятия врачебных решений и систематического сбора расширенного набора клинических данных;

— подходы к стандартизации требований формирования региональных онкологических программ, а также оценки их эффективности в части достижения поставленных целевых результатов;

— целесообразность «погружения» в вопросы оказания онкогематологической помощи в рамках мероприятий.

Каждое из сформулированных предложений оценивается по 6 направлениям, от 1 до 5 баллов каждое:

— реалистичность мероприятия;

— важность реализации мероприятия;

— наличие рисков при реализации мероприятия:

финансовые риски;

кадровые риски;

комплексность мероприятия (сложность организации);

инфраструктурные риски (медицинские организации и др.).

Раздел 2-й представляет собой самостоятельно сформулированные предложения по выработке подходов к оценке изменения организационной структуры онкологической службы в субъектах Российской Федерации, изложенные кратко, в свободной форме (до 5 новых мероприятий/предложений). При этом каждое мероприятие/предложение необходимо оценить аналогично по 6 направлениям, как и в 1-м разделе части III экспертной анкеты.

Разработка параметров доступности лекарственного обеспечения и эффективности противоопухолевой лекарственной терапии

Часть IV экспертной анкеты посвящена разработке мероприятий по повышению доступности лекарственного обеспечения и эффективности противоопухолевой лекарственной терапии. В данной части оцениваются как уже имеющиеся, так и собственные предложения по повышению доступности лекарственного обеспечения и эффективности противоопухолевой лекарственной терапии. Часть IV включает в себя 2 раздела.

Раздел 1-й представляет собой оценку заранее сформулированных предложений по повышению доступности лекарственного обеспечения и эффективности противоопухолевой лекарственной терапии, а именно:

— увеличение количества проведенных молекулярно-генетических исследований при назначении таргетных противоопухолевых лекарственных препаратов;

— контроль соответствия лекарственной терапии клиническим рекомендациям, в том числе мониторинг назначения таргетных препаратов по результатам молекулярно-генетических исследований;

— увеличение «объемных» характеристик лекарственного обеспечения пациентов с ЗНО — повышение доступности за счет увеличения закупок лекарственных препаратов;

— повышение «эффективных» характеристик лекарственного обеспечения пациентов с ЗНО за счет приоритетного обеспечения препаратами с большей эффективностью;

— соблюдение соотношения «дефицитных» и «профицитных» схем лекарственной терапии при лечении ЗНО;

— обеспечение пациентов с онкогематологическими заболеваниями эффективной лекарственной терапией, в том числе таргентной.

Каждое из сформулированных предложений оценивается по 6 направлениям, от 1 до 5 баллов каждое:

— реалистичность мероприятия;

— важность реализации мероприятия;

— наличие рисков при реализации мероприятия:

финансовые риски;

кадровые риски;

комплексность мероприятия (сложность организации);

инфраструктурные риски (медицинские организации и др.).

Раздел 2-й представляет собой самостоятельно сформулированные предложения по повышению доступности лекарственного обеспечения и эффективности противоопухолевой лекарственной терапии, изложенные кратко, в свободной форме (до 5 новых мероприятий/предложений). При этом каждое мероприятие/предложение необходимо оценить аналогично по 6 направлениям, как и в 1-м разделе части IV экспертной анкеты.

Разработка параметров доступности и эффективности немедикаментозного лечения (лучевой терапии, радионуклидных и хирургических методов лечения)

Часть V экспертной анкеты посвящена разработке мероприятий по повышению доступности и эффективности немедикаментозного лечения — лучевой терапии, радионуклидных и хирургических методов лечения. В данной части оцениваются как имеющиеся, так и собственные предложения по повышению доступности и эффективности немедикаментозного лечения — лучевой терапии, радионуклидных и хирургических методов лечения. Часть V включает в себя 2 раздела.

Раздел 1-й представляет собой оценку заранее сформулированных предложений по повышению доступности и эффективности немедикаментозного лечения — лучевой терапии, радионуклидных и хирургических методов лечения, а именно:

— мониторинг «полноты» использования закупаемого оборудования для лучевой терапии (мониторинг нагрузки на оборудование и использование только для пациентов с ЗНО);

— увеличение хирургической активности в отношении пациентов с ЗНО — повышение доступности оперативных вмешательств за счет увеличения объемов медицинской помощи;

— увеличение объемов выполняемой лучевой терапии пациентам с ЗНО;

— повышение доступности лучевой терапии и оперативных вмешательств для пациентов с онкогематологическими заболеваниями.

Каждое из сформулированных предложений оценивается по 6 направлениям, от 1 до 5 баллов каждое:

— реалистичность мероприятия;

— важность реализации мероприятия;

— наличие рисков при реализации мероприятия:

финансовые риски;

кадровые риски;

комплексность мероприятия (сложность организации);

инфраструктурные риски (медицинские организации и др.).

Раздел 2-й представляет собой самостоятельно сформулированные предложения по повышению доступности и эффективности немедикаментозного лечения (лучевой терапии, радионуклидных и хирургических методов лечения), изложенные кратко, в свободной форме (до 5 новых мероприятий/предложений). При этом каждое мероприятие/предложение необходимо оценить аналогично по 6 направлениям, как и в 1-м разделе части V экспертной анкеты.

Далее необходимо сформулировать предложения в свободном виде по вопросам совершенствования образования и повышения квалификации медицинских работников.

Методология анализа данных, получаемых с помощью экспертной анкеты

Разработанная на основе принципов MCDA экспертная анкета включает в себя как вопросы, относящиеся к компетенциям специалистов в области организации здравоохранения (показатели, результаты и мероприятия федеральных проектов; организационная структура онкологической службы, вопросы финансового обеспечения оказания медицинской помощи), так и вопросы, относящиеся к компетенциям практикующих врачей-онкологов (противоопухолевой лекарственной терапии, хирургического лечения, радионуклидных и лучевых методов лечения). В связи с этим целесообразно проводит анкетирование трех независимых групп экспертов с последующим сравнением результатов (при этом для каждой группы устанавливают собственные критерии отбора экспертов):

Группа 1-я: организаторы здравоохранения на уровне медицинской организации (главные врачи, заместители главного врача, заведующие отделениями и структурными подразделениями онкологического профиля).

Критерии отбора экспертов для 1-й группы:

— наличие высшего медицинского образования;

— продолжительность медицинского стажа по профилю «онкология» не менее 5 лет;

— суммарный опыт работы на руководящих должностях в медицинских организациях не менее 5 лет;

— самооценка компетентности эксперта не ниже среднего уровня.

Группа 2-я: организаторы здравоохранения с опытом организационно-методической работы на уровне субъекта Российской Федерации по профилю «онкология» (главные внештатные специалисты, сотрудники медицинских информационно-аналитических центров, сотрудники органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан).

Критерии отбора экспертов для 2-й группы:

— наличие высшего медицинского или экономического образования;

— наличие опыта организационно-методической работы на уровне субъекта Российской Федерации по профилю «онкология» (главный внештатный специалист, государственный служащий, сотрудник медицинского информационно-аналитического центра и т.д.) — не менее 5 лет;

— суммарный опыт работы на руководящих должностях не менее 5 лет;

— самооценка компетентности эксперта — не ниже среднего уровня.

Группа 3-я: практикующие врачи-онкологи (врачи-онкологи, специализирующиеся на противоопухолевой лекарственной терапии; врачи-онкологи, специализирующиеся на хирургическом лечении; врачи-онкологи, специализирующиеся на радионуклидных и лучевых методах лечения).

Критерии отбора экспертов для 3-й группы:

— наличие высшего медицинского образования;

— наличие аккредитации по специальности «онкология»;

— общая продолжительность медицинского стажа по профилю «онкология» не менее 10 лет;

— наличие стажа по текущему направлению (противоопухолевая лекарственная терапия; хирургическое лечение; радионуклидные и лучевые методы лечения) не менее 5 лет;

— самооценка компетентности эксперта не ниже среднего уровня.

В целях обеспечения достоверности получаемых результатов и выводов при анализе анкеты будет использоваться комплекс современных статистических методов. Для вопросов с количественными оценками в баллах будет рассчитываться коэффициент согласованности мнений экспертов (коэффициент Кендалла W), который представляет собой непараметрический коэффициент корреляции для нескольких зависимых переменных и отражает, в какой степени мнения экспертов согласуются между собой. Для оценки статистической значимости различий между ответами экспертов на вопросы с количественной оценкой будет использоваться непараметрический критерий Фридмана. Для оценки внутренней согласованности самой экспертной анкеты и ее разделов, предполагающих количественную оценку в баллах, будет рассчитываться коэффициент альфа Кронбаха.

Остальные данные будут анализироваться с использованием методов параметрической и непараметрической описательной статистики (в зависимости от вида распределений признаков).

Обсуждение

В данном исследовании на основе методологии MCDA разработана экспертная анкета формирования предложений по совершенствованию оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями, которая охватывает все ключевые разделы организации оказания медицинской помощи. Данная экспертная анкета и методология анализа результатов, получаемых с ее помощью, применимы для широкого круга специалистов и экспертов.

По сравнению с результатами других отечественных исследований [2, 3, 5] предлагаемый нами подход характеризуется комплексным анализом значительного числа факторов — от элементов проектного управления (показатели, результаты мероприятия) до вопросов оптимизации и повышения эффективности противоопухолевой лекарственной терапии, хирургического лечения, лучевой терапии и радионуклидных методов лечения). Впервые в условиях системы здравоохранения Российской Федерации к обозначенной проблеме применена методология MCDA.

Применяемая нами методология оценки предложений по совершенствованию организации оказания онкологической помощи на основе принципов MCDA активно используется в рамках международного опыта для разработки направлений совершенствования онкологической помощи, например, в Польше [12], Германии [13], Нидерландах [14], США [15].

Планируется дальнейшее использование предложенной нами экспертной анкеты в качестве ключевого инструмента разработки и приоритизации (оценки значимости) предложений по совершенствованию организации онкологической помощи населения на период с 2025 по 2030 г. Будут проведены апробация анкеты в группах экспертов, а также сравнение получаемых результатов.

Таким образом, разработанная экспертная анкета — перспективный инструмент поддержки принятия управленческих решений в здравоохранении в части борьбы с онкологическими заболеваниями.

Заключение

Разработана экспертная анкета формирования предложений по совершенствованию оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями, основанная на принципах MCDA. Требуется дальнейшая апробация данной анкеты путем ее использования в группах экспертов и сравнения получаемых результатов.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Хайлова Ж.В., Каприн А.Д., Михайлов И.А., Омельяновский В.В., Герасимова К.В.

Сбор и обработка материала — Хайлова Ж.В., Комаров Ю.И.

Написание текста — Хайлова Ж.В., Михайлов И.А.

Редактирование — Каприн А.Д., Иванов С.А., Омельяновский В.В., Герасимова К.В.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.


1Приложение в электронном виде доступно по ссылке: https://mediasphera.ru/upload/medialibrary/files/MT_2024_03_Khailova_app.pdf

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.