Введение
В рамках улучшения качества оказания профильной медицинской помощи в субъектах Российской Федерации специалистами ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России внедрена электронная система анализа состояния службы. В ее основе — информация из чек-листов, анкет (исходная оценка), заполненных в ходе подготовки и проведения выездного мероприятия, а также письма по корригирующим мероприятиям (первичная и динамическая оценка). Создание данной системы — это важный инструмент, способствующий повышению качества мониторинга службы по профилю «детская онкология и гематология». Структурированная электронная база данных позволяет ранжировать субъекты страны по различным параметрам и формировать рекомендации по оптимизации процессов в учреждениях субъектов Российской Федерации [1].
Цель исследования — оценить организацию оказания специализированной медицинской помощи и возможность ее совершенствования с применением электронной системы оценки качества профильной службы.
Материал и методы
Специалистами управления по научно-аналитической работе с регионами ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России разработана и внедрена электронная система анализа состояния службы по профилю «детская онкология и гематология» в субъектах Российской Федерации. Данная автоматизированная система позволяет выявлять «сильные» и «слабые» стороны работы профильной службы в субъектах Российской Федерации, а также оценивать динамику проведения рекомендованных корригирующих мероприятий в «якорных» медицинских организациях (МО).
Главными внештатными специалистами и сотрудниками управления по научно-аналитической работе с регионами ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России разработан ранжированный список, состоящий из 30 показателей [2]. Каждый показатель имеет трехуровневую степень оценки (табл. 1).
Таблица 1. Описание критериев для оценки показателей профильной службы
Показатель | Характеристика | Уровень оценки | Баллы |
Обеспеченность профильного отделения врачами | Обеспечены в полном объеме | Высокий | 30 |
Обеспечены частично | Средний | 20 | |
Специалисты отсутствуют | Низкий | 10 |
Каждый из критериев анализируемой МО оценивается по уровню соответствия требованиям профилю «детская онкология и гематология» (полное соответствие, частичное соответствие, полное несоответствие). Оценка этих показателей позволяет ранжировать «якорные» МО по уровню организации профильной медицинской помощи в динамике. Данные МО курируют детское население по профилю «детская онкология и гематология» во всех субъектах Российской Федерации.
Результаты
В рамках выполнения Федерального проекта «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий»1 специалистами центра ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России проведено 102 выездных мероприятия (6 выездов — в 2018 г. (до начала федерального проекта), 31 — в 2019 г., 30 — в 2020 г., 20 — в 2021 г., 15 — в 2022 г.) в субъекты Российской Федерации для изучения и анализа доступности и качества оказания медицинской помощи детскому населению по профилю «детская онкология и гематология». По итогам выездных мероприятий суммарно подготовлено и проанализировано 153 аналитических отчета (из них 89 исходных), отражающих состояние данной службы. Электронная система оценки качества оказания профильной медицинской помощи позволила выявить «динамические» МО в субъектах Российской Федерации (табл. 2).
Таблица 2. Перечень регионов с максимальным динамическим эффектом
Субъект Российской Федерации | Тип оценки | Оценка, баллы* | Динамика оценки (баллы) | Временная разница оценки (мес) |
Краснодарский край | Исходная | 2 | +2 | 13 |
Динамическая | 4 | |||
Республика Татарстан | Исходная | 2 | +1 | 6 |
Динамическая | 3 | |||
Самарская область | Исходная | 2 | +1 | 12 |
Динамическая | 3 | |||
Тамбовская область | Исходная | 2 | +1 | 20 |
Динамическая | 3 | |||
Кемеровская область | Исходная | 2 | +1 | 8 |
Динамическая | 3 |
Примечание. * — алгоритм оценки показателей (баллы) [2].
Можно отметить положительную динамику ключевых показателей службы детской онкологии и гематологии в субъектах Российской Федерации, которые, несмотря на видимую разницу, не смогли оказать существенного влияния на состояние службы в регионе в целом (рис. 1). В силу большого количества оцениваемых критериев каждый из них не делает значительный вклад в общий рейтинг МО. Только комплексный подход к решению выявленных недостатков в профильной службе МО позволяет улучшить качество оказываемой медицинской помощи.
Рис. 1. Качество оказания медицинской помощи в субъектах Российской Федерации в динамике.
Благодаря проводимой модернизации сотрудниками управления по научно-аналитической работе с регионами ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России электронная система оценки качества медицинской помощи позволяет охарактеризовать деятельность не только МО, но и федеральных округов Российской Федерации (рис. 2, 3). На представленных рис. 2, 32 отражено изменение ситуации в Северо-Кавказском федеральном округе и отчетливо видно, какие направления работы по организации специализированной помощи пациентам по профилю «детская онкология и гематология» претерпели видимые изменения. Так, показаны существенные изменения в обеспеченности профильных отделений врачами и медицинскими сестрами, а также лекарственными препаратами. К сожалению, такие проблемы, как организация лабораторной диагностики и хирургической помощи, требуют внимания со стороны руководства федерального округа.
Рис. 2. Динамическая оценка ключевых критериев (Северо-Кавказский федеральный округ).
Описание критериев:
1. Возможность изоляции иммунокомпрометированных пациентов в условиях отделения реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ).
2. Доступ к защищенным каналам связи — ФГБУ ВЦМК «Защита» ФМБА России и/или ТМК «Федеральная электронная регистратура» (ФЭР) ЕГИСЗ.
3. Наличие службы инфекционного контроля/клинической эпидемиологии в медицинской организации.
4. Обеспеченность антимикробными лекарственными препаратами.
5. Обеспеченность медицинской организации химиопрепаратами.
6. Обеспеченность препаратами сопроводительной терапии (за исключением антимикробных препаратов).
7. Обеспеченность профильного отделения врачами.
8. Обеспеченность профильного отделения медицинскими сестрами.
9. Обеспеченность ОРИТ расходными материалами и оборудованием.
10. Организация амбулаторного приема пациентов по профилю.
11. Организация лабораторной диагностики инфекций.
12. Организация лабораторной диагностики лейкозов.
13. Организация работы клинико-диагностической лаборатории.
14. Организация регистрации профильных пациентов.
15. Организация службы визуализации (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография).
16. Организация службы патоморфологической диагностики.
17. Организация хирургической помощи пациентам.
18. Совпадение патоморфологических диагнозов (%).
19. Служба крови.
20. Условия приготовления химиопрепаратов.
Рис. 3. Динамическая оценка дополнительных критериев (Северо-Кавказский федеральный округ).
Описание критериев:
1. Возможность проведения позитронно-эмиссионной томографии-компьютерной томографии.
2. Доступность своевременной консультативной помощи узких специалистов.
3. Наличие алгоритмов работы нутритивной поддержки.
4. Наличие нежелательных реакций на введение лекарственных препаратов за текущий и прошедший годы.
5. Организация паллиативной помощи.
6. Организация службы лучевой терапии.
7. Проведение образовательных мероприятий на базе кафедры ВУЗа.
8. Развитие информатизации.
9. Характеристика показателя заболеваемости детского населения по профилю.
10. Характеристика показателя смертности детского населения по профилю.
Представленный способ визуальной оценки позволяет анализировать большое количество критериев, а данный подход в целом удобен как при комплексном сравнении двух медицинских организаций, так и, например, при необходимости маршрутизации пациентов в клиники федерального округа, поскольку существует возможность оперативно оценить качество профильной медицинской помощи по имеющимся критериям.
Обсуждение
Электронная система оценки качества профильной службы (электронный бенчмаркинг) — это непрерывно развивающаяся система, которая может успешно функционировать при условии постоянного обновления, а также участия руководителей МО 3-го уровня и главных внештатных специалистов. Система предназначена для динамической оценки службы и более детальной работы над корригирующими мероприятиями. Следует отметить, что при изменении регламентирующих документов система оценки качества профильной службы должна соответствовать актуальным законодательным нормам [3, 4].
Существует несколько подходов к оценке качества оказания профильной медицинской помощи. Например, европейскими специалистами разработана система, состоящая из 61 качественного и 141 количественного показателя, которые структурированы в системе оценки 8 профильных клиник [5]. Подобный подход, безусловно, позволяет оценить все ключевые критерии, отражающие качество оказания медицинской помощи в МО, в то же время авторы отмечают, что в ряде клиник данные параметры не оценены, например не во всех центрах регистрируются показатели смертности. Мы считаем, что при оценке показателей необходимо иметь возможность анализа критериев во всех оцениваемых МО. Поэтому нами выбран подход с большим количеством легко анализируемых качественных критериев, каждый из которых не оказывает значительного влияния на общий рейтинг МО. Подобный подход, включающий в себя понятную для медицинских специалистов систему оценки/рейтингования в здравоохранении, широко используется за рубежом [6].
Учитывая малое количество МО, оказывающих медицинскую помощь по профилю «детская онкология и гематология», мы считаем, что именно комплексный подход оценки критериев профильной службы МО, а не регионов в целом, отражает качество оказываемой медицинской помощи, в отличие от подхода, описанного В.А. Егоровым и соавт. при оценке качества оказания медицинской помощи пациентам терапевтического профиля [7]. Коллегами предложены 4 показателя: стандартизованные (общая смертность и смертность населения трудоспособного возраста) и нестандартизованные (охват населения диспансеризацией, выявляемость хронических неинфекционных заболеваний при диспансеризации населения), которые применялись в регионах в целом, а не к каждой из многочисленных «якорных» МО.
К сожалению, в системе здравоохранения Российской Федерации отсутствует систематический подход к внедрению системы оценки качества профильной службы (электронный бенчмаркинг), данный процесс носит эпизодический характер [8] и применяется не столь активно, как в других отраслях.
Для принятия стратегически важных решений, а также для адекватного распределения ресурсов и финансов необходимо развитие системы оценки показателей качества оказания медицинской помощи с непосредственным участием Минздрава России во всех медицинских организациях, а также взаимодействие профильных федеральных центров.
Заключение
Электронная система оценки качества профильной службы (электронный бенчмаркинг) является незаменимым и удобным инструментом как для руководителей медицинских организаций, так и для сотрудников министерств здравоохранения в принятии административных решений и оценки качества медицинской помощи в стране и во всем мире. Несмотря на наличие автоматизированной системы, существуют проблемы в ее реализации, связанные в первую очередь с получением достоверной информации от субъектов Российской Федерации. Разные параметры и показатели характеризуются различной доступностью первичных данных и сложностью их сбора, что необходимо учитывать при разработке информационных систем [9].
Данная система должна постоянно обновляться и развиваться в соответствии с эволюцией мировых электронных технологий, поскольку инструмент электронной системы оценки качества профильной службы (электронный бенчмаркинг) позволяет оценить качество профильной медицинской помощи не только на уровне определенного региона или федерального округа, но и на федеральном уровне в целом.
По результатам проводимой работы проанализированы и реализованы подходы к оценке качества оказания медицинской помощи по профилю «детская онкология и гематология», учитывающие особенности отечественной системы здравоохранения.
Учитывая вступление с 1 сентября 2024 г. в силу приказа от 5 февраля 2021 г. №55н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «детская онкология и гематология» [10], объединяющего две специальности, считаем целесообразным проведение еще одного исследования для установления соответствия медицинских организаций обновленным законодательным нормативам с внесением данных в электронную систему оценки, что в свою очередь подразумевает необходимость актуализации системы с возможным введением новых критериев или модернизацией уже имеющихся.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
1 Федеральный проект «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий». Опубликован 09.08.19. Ссылка активна на 23.01.23. https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/nmits
2Данные подготовлены сотрудниками отдела по работе с регионами ФГБУ «НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России на основе ответов на вопросы анкеты субъекта, предоставляемых МО 3-го уровня регионов страны. В дальнейшем эта информация валидировалась и дополнялась членами выездной комиссии.