Термин «акне» в настоящее время обозначает этиологически гетерогенную группу поражений сальных желез обструктивного и воспалительного характера. Современное представление о патогенезе данного заболевания основано на взаимодействии основных четырех факторов — избыточного образования кожного сала, фолликулярном гиперкератозе сально-волосяных фолликулов, колонизации оппортунистической микрофлорой с последующим развитием воспаления.
Гипертрофия и гиперпродукция сальных желез, возникающая под воздействием нейрогенных и эндокринных факторов, на фоне гиперкератоза устьев сально-волосяных фолликулов создают условия, препятствующие нормальному оттоку кожного сала и приводящие к образованию микрокомедонов с последующей окклюзией сальных желез. Это формирует благоприятные условия для размножения резидентной микрофлоры — Propionibacterium acnes, эпидермальных стафилококков и др.
Патогенетическое значение увеличения роста и размножения разных микроорганизмов при акне заключается не только в непосредственном разрушении тканей и запуске каскада иммунных реакций, результатом которого является развитие воспаления, но и в их липолитической активности. Липаза бактерий высвобождает в сальной железе свободные жирные кислоты, обладающие токсическим действием и приводящие к спонгиозу и последующей перфорации стенок сальных желез и их выводных протоков. Данный эффект также усиливают синтезируемые микроорганизмами протеолитические ферменты [1].
Развитию выраженной воспалительной реакции при акне способствует как наличие патогенных микроорганизмов, так и попадание в окружающие ткани детрита сальных желез, отторгшихся клеток рогового слоя, свободных жирных кислот, образовавшихся в процессе жизнедеятельности микроорганизмов и высвободившихся в результате разрывов стенок сальных желез. При этом наиболее реактогенными считают свободные жирные кислоты [1].
В патогенезе акне, особенно сопровождающихся появлением большого количества воспалительных элементов, особое значение принадлежит Propionibacterium acnes. Данные микроорганизмы являются липофильными анаэробами и колонизируют в глубине фолликулярного канала. Основа их патогенного воздействия заключается в образовании жирных кислот, обладающих выраженным провоспалительным действием. Другие представители патогенной флоры располагаются более поверхностно — преимущественно в верхних отделах выводных протоков сальных желез и, несмотря на наличие у них липолитической активности, не являются непосредственными этиологическими агентами, приводящими к развитию акне, но поддерживают и усиливают воспаление в коже [2].
В настоящее время существует большое количество лекарственных препаратов, а также средств немедикаментозного воздействия для терапии акне. При лечении данного дерматоза применяют лекарственные средства, как для местного применения, так и для системного воздействия.
При местной терапии акне наиболее часто используют топические препараты ретиноидов и их аналогов, бензоила пероксид, азелаиновую кислоту и антибиотики.
Антибиотики давно применяются для местной терапии акне, при этом наиболее часто используются препараты на основе эритромицина и клиндамицина. Их эффективность при лечении акне связана прежде всего с антибактериальной активностью в отношении Propionibacterium acnes, и, в меньшей степени, Staphylococcus epidermidis.
Клиндамицин — антибиотик группы линкозамидов начал применяться для лечения инфекционных заболеваний, вызванных S. aureus, более 30 лет назад [3]. Препарат обладает широким спектром действия. Бактериостатический эффект клиндамицина осуществляется за счет связывания с 50S-субъединицей рибосомальной мембраны и подавления синтеза белка в микробной клетке.
В последнее время в научном мире все больше внимания уделяется проблеме развития резистентности, в том числе перекрестной, к разным группам антибиотиков, в том числе и при лечении акне. Первые указания на отсутствие чувствительность флоры к антибиотикам у больных данным дерматозом были получены еще в 60-70-е годы XX века. Наиболее часто в этой связи в научной литературе упоминаются эритромицин и клиндамицин. Однако результаты современных исследований демонстрируют достаточно высокий уровень (более 66%) чувствительности флоры у больных акне к разным группам антибиотиков, в том числе клиндамицину [4].
Предполагают, что развитие бактериальной устойчивости не только к топическим формам эритромицина, но и клиндамицина у пациентов с акне связано с предшествующим частым и длительным (более 6—8 нед) приемом эритромицина внутрь, в связи с чем перед выбором препарата для местной терапии необходим тщательный сбор анамнеза для выяснения данных о возможной предшествующей терапии системными антибиотиками.
Для изучения возможности эффективного применения антибиотиков у пациентов с акне на базе ГКБ №14 им. В.Г. Короленко нами было проведено собственное исследование, направленное на изучение чувствительности к антибиотикам микроорганизмов, полученных при посеве у больных акне.
Под нашим наблюдением находились 40 больных (18 мужчин, 22 женщины) 18—35 лет с папуло-пустулезными акне средней степени тяжести с преимущественной локализацией на коже лица.
Для определения чувствительности флоры к лекарственным препаратам было проведено культуральное исследование. Для этого пустулу, локализованную на коже лица, вскрывали стерильным скарификатором, содержимое пустулы забирали стерильным тампоном на пластиковой палочке и помещали в транспортную систему со средой Амиеса, содержащей активированный уголь. Образец доставляли в лабораторию в течение 48 ч.
Для проведения исследований на анаэробную инфекцию образец материала помещали в анаэробную транспортную среду без кислорода (BD Port-A-Cul) и использовали в течение 2—3 ч или замораживали.
Для выделения и идентификации микроорганизмов образец асептично извлекали из пробирки, и производили посевы на кровяном агаре, среде Сабуро и среде для выращивания анаэробов. Через 24 ч проводили микроскопию окрашенных по Граму препаратов, приготовленных из выращенных культур. При необходимости выделяли чистую культуру. Из чистой культуры через 24 ч культивирования готовили взвесь микроорганизмов, которую в соответствии с результатами микроскопии заливали в аппарат Crystal для идентификации грамположительных, грамотрицательных и анаэробных микроорганизмов. Результат учитывали в помощью автоматизированного бактериологического анализатора BD BBL «Crystal» Autoreader.
Чувствительность к антибактериальным препаратам определяли диско-диффузионным методом.
Результаты культурального исследования свидетельствовали о том, что в исследуемых образцах преобладали St. saprophyticus, St. epidermidis, St. aureus, Pantoea agglomerans, Enterococcus facealis и Proteus inconstans. При этом Malassezia furfur и Propionibacterium acnes высеяны не были, что, на наш взгляд, объясняется проведением длительной (более 12 мес) предшествующей антибактериальной терапии как системной, так и топической.
По результатам анализа чувствительности выделенных культур к основным, наиболее часто назначаемым антибиотикам низкая чувствительность отмечалась к линкомицину, эритромицину и доксициклину, довольно высокая — к клиндамицину и гентамицину (см. таблицу).
Таким образом, ранее опубликованные данные, а также результаты наших собственных исследований свидетельствуют о необходимости проведения культурального исследования с определением антибиотикочувствительности микрофлоры кожи больных акне для последующего назначения эффективной терапии. Необходимо учитывать также лекарственную форму топических антибиотиков, которая в основном представлена кремом или гелем, тогда как при терапии акне предпочтителен раствор.
В настоящее время на Российском рынке появился новый топический препарат клиндамицина Зеркалин («Ядран», Хорватия) в форме 1% раствора.
Препарат наносят 2 раза в сутки на предварительно очищенную и высушенную кожу. Средний курс лечения составляет 6—8 нед. При необходимости более длительного (до 6 мес) применения Зеркалин целесообразно сочетать с бензоилом пероксида (Зеркалин наносят утром, а бензоила пероксид — вечером).
Появление клиндамицина в форме раствора позволяет расширить возможности подбора лечения пациентам с акне.