Керимов С.Г.

Азербайджанский государственный институт усовершенствования врачей им. А. Алиева

Джавад-заде М.М.

Азербайджанский государственный институт усовершенствования врачей им. А. Алиева

Эйвазов В.Э.

Азербайджанский государственный институт усовершенствования врачей им. А. Алиева, Баку

Общая динамика заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем, в Азербайджане

Авторы:

Керимов С.Г., Джавад-заде М.М., Эйвазов В.Э.

Подробнее об авторах

Прочитано: 386 раз


Как цитировать:

Керимов С.Г., Джавад-заде М.М., Эйвазов В.Э. Общая динамика заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем, в Азербайджане. Клиническая дерматология и венерология. 2013;11(1):67‑71.
Kerimov SG, Dzhavad-zade MM, Éĭvazov VÉ. Overall trend for sexually transmitted infections in Azerbaijan. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2013;11(1):67‑71. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Экстра­ге­ни­таль­ные фор­мы ин­фек­ций, пе­ре­да­ва­емых по­ло­вым пу­тем, у па­ци­ен­ток дер­ма­то­ве­не­ро­ло­ги­чес­ких уч­реж­де­ний Мос­квы. Воз­бу­ди­те­ли, осо­бен­нос­ти кли­ни­чес­ко­го те­че­ния, фак­то­ры рис­ка. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(4):384-391
Оцен­ка ка­чес­тва ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи па­ци­ен­там с ин­фек­ци­ями, пе­ре­да­ва­емы­ми по­ло­вым пу­тем, в дер­ма­то­ве­не­ро­ло­ги­чес­ких уч­реж­де­ни­ях Мос­квы на ос­но­ва­нии ана­ли­за ме­ди­цин­ской до­ку­мен­та­ции. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2024;(5):503-509
Рет­рос­пек­тив­ный ана­лиз за­бо­ле­ва­емос­ти ин­фек­ци­ями, пе­ре­да­ва­емы­ми по­ло­вым пу­тем, в стра­нах ми­ра. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(2):132-142
Эпи­де­ми­оло­гия M. geni­talium-ин­фек­ции. Что из­вес­тно?. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2025;(2):143-152
Оцен­ка ли­пид­но­го и уг­ле­вод­но­го об­ме­на у на­се­ле­ния Юж­ной Яку­тии по уров­ню эф­фек­тив­ной до­зы об­лу­че­ния. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(8):82-86
Эти­оло­ги­чес­кие осо­бен­нос­ти но­зо­ко­ми­аль­но­го си­ну­си­та. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2024;(5):35-42
Ос­трое пов­реж­де­ние по­чек во вре­мя бе­ре­мен­нос­ти с бла­гоп­ри­ят­ным аку­шер­ским и неф­ро­ло­ги­чес­ким ис­хо­дом. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2025;(1):65-70
Реп­ро­дук­тив­ное здо­ровье жен­щин с ге­па­ти­том C (об­зор ли­те­ра­ту­ры и собствен­ные дан­ные). Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2025;(1):12-20
Роль вос­па­ли­тель­ных за­бо­ле­ва­ний ор­га­нов ма­ло­го та­за в на­ру­ше­ни­ях реп­ро­дук­тив­ной фун­кции у жен­щин. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2025;(2):48-54
Ан­ти­воз­рас­тной бе­лок klotho. Ас­со­ци­ации с по­ка­за­те­ля­ми пат­тер­на сна при син­дро­ме обструк­тив­но­го ап­ноэ (пи­лот­ное ис­сле­до­ва­ние). Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2025;(5-2):98-102

Проведен ретроспективный анализ заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), в Азербайджане за 2010—2011 гг. Эпидемиологическая ситуация по ИППП за весь исследуемый период оставалась напряженной, несмотря на некоторую тенденцию к снижению заболеваемости большинством из них. В современных социально-экономических условиях развития общества, государственной политики и состояния здравоохранения организована система комплексного обследования, лечения и профилактики больных с ИППП.

Высокий уровень распространенности ИППП ставит перед наукой и практическим здравоохранением определенные задачи по диагностике, терапии и профилактике их дальнейшего распространения.

В создавшихся условиях для качественного оказания медицинской помощи больным ИППП необходимо принять новые управленческие решения, совершенствовать организационные и методологические подходы в этом направлении, а также определить реальную инфицированность разными ИППП в данном субъекте. Считается, что качественная и своевременная диагностика ИППП — одно из условий эффективной профилактики.

Таким образом, при выявлении потенциально патогенных бактерий и вирусов не следует забывать о том, что болезнь есть взаимодействие микро- и макроорганизма. Во многих случаях количественные критерии оказываются неприменимыми: инфекционный процесс может быть значительно опаснее при наличии относительно небольшого количества высокопатогенных возбудителей, при активном синергизме патогенов, а также временном ослаблении иммунной системы.

Распространенность ИППП изучается очень давно. По этому вопросу накоплены обширные научные данные, которые часто не соотносятся друг с другом в основном из-за несопоставимости объема, состава, подходов к формированию изучаемой совокупности и методов выявления ИППП [1—6].

Среди методов лабораторной диагностики ИППП преимущество молекулярно-биологических способов обнаружения возбудителей доказано многими исследователями [6—10]. Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР) высокоинформативен не только для первичной диагностики в сочетании с анамнезом, клинической картиной и другими методами, но и при контроле излеченности ИППП.

Чувствительность и специфичность ПЦР очень высокая (98—99%). По некоторым данным, распространенность ИППП в возрастной группе до 21 года составляет 12,6%, и на первом месте стоит хламидийная инфекция (10%) [4]. Анализ частоты выявления ИППП среди обратившихся в Центр планирования семьи подростков 15—24 лет показал достоверно большую частоту ИППП среди 15—17-летних [1].

Цель исследования — оценка уровня и возрастной динамики выявляемости ИППП при ПЦР-скрининге. ПЦР-диагностикой были охвачены 36 355 человек (рис. 1).

Рисунок 1. Распределение по полу обследованных (36 355 человек) в возрасте от 15 до 59 лет (2010—2011).
Обследованных группировали по возрасту и полу и определяли частоту выявляемости (ЧВ) ИППП и отдельно каждой нозологии, включая Chlamydia trachomatis. Статистическую обработку данных проводили методами анализа качественных признаков.

Для каждой половозрастной группы определяли ЧВ ИППП (рис. 2).

Рисунок 2. Доля выявленных ИППП среди мужчин и женщин.
Установлено, что ЧВ ИППП зависит от возраста и пола обследованных и варьирует от 7,2±3,2 до 36,4±14,5%. Возрастная динамика ЧВ ИППП по фактическим данным в основном хаотичная, ее основная тенденция, выявленная методом сглаживания, — снижение с увеличением возраста.

ЧВ ИППП методом ПЦР среди мужчин и женщин по возрастным группам отражена в табл. 1

и на рис. 3.
Рисунок 3. Соотношение выявляемости ИППП среди мужчин и женщин 15—59 лет.
Среди мужчин в возрасте 15 лет ИППП не выявлены (обследованием были охвачены 7 человек). Среди 20 мужчин 16 лет ИППП выявлены в 5% случаев. Статистически значимая частота заболеваемости ИППП получена при обследовании лиц 17 лет и старше. Максимальные величины частоты заболеваемости ИППП отмечены у мужчин в возрасте 21 года (33,1±2,4%) и 49 лет (31,2±5,4%), минимальная величина — у мужчин моложе 17 лет, 51, 52 и 57 лет (8,8±3,1, 7,4±3,2 и 8,8±4,8% соответственно). Различие между максимальными и минимальными величинами выявляемости ИППП среди мужчин отдельных возрастных групп было статистически значимым (p<0,05), что доказывает ее изменчивость в зависимости от возраста. При сравнении ЧВ ИППП у мужчин отдельных возрастных групп четкая и однонаправленная динамика не прослеживается. В интервале 22—28 лет частота показателя варьировала в очень узком интервале (от 17,6±1,4 до 19,3±1,2%; р<0,05) и по годам не имела достоверного отличия. Можно утверждать, что в этих возрастных группах выявляемость ИППП стабильна.

Таким образом, выявляемость ИППП, по данным ПЦР-скрининга, варьирует в широких пределах (5,0—331%) в зависимости от возраста и пола. Как по фактическим, так и по выровненным данным, выявляемость ИППП в основном выше у женщин. Общей тенденцией, как для мужчин, так и для женщин является динамичность снижения ЧВ. Отличительная особенность возрастной динамики ЧВ ИППП у мужчин и женщин — темп ее снижения.

С увеличением возраста выявляемость среди мужчин уменьшалась на 0,032%, а среди женщин — на 0,296%.

ЧВ ИППП среди женщин была максимальной в возрасте 15 лет (36,4±14,5%) и минимальной (12,6± 1,5%) в возрасте 33 лет. Различие между этими показателями было статистически достоверным (р<0,05).

Урогенитальная хламидийная инфекция, вызываемая Chlamydia trachomatis (серотипы D-K), относится к наиболее распространенным заболеваниям, передаваемым половым путем.

Для женщин хламидийная инфекция представляет наибольшую угрозу из-за слабо выраженных клинических проявлений и связанных с этим поздней диагностикой и несвоевременным назначением лечения. Считается, что урогенитальный хламидиоз (УГХ) часто протекает бессимптомно (более 50% случаев у мужчин и до 90% случаев у женщин) [11]. Доказано, что С. trachomatis является одной из основных причин развития воспалительных заболеваний органов малого таза, тубоовариального бесплодия и осложнений, ведущих к формированию эктопической беременности [10, 12].

В последние годы ученые разных стран мира обращают внимание на распространенность УГХ и тяжесть его медико-социальных последствий [4, 10, 13—15].

Учитывая возрастающую опасность этой инфекции, в США систематически проводятся скрининговые исследования женщин моложе 25 лет с целью раннего ее выявления и своевременного лечения [15]. Причем эффективность такого подхода подтверждается результатами эпидемиологических исследований. Применение ПЦР для диагностики урогенитальных инфекций существенно улучшило качество скрининговых исследований и позволило получить их полноценную эпидемиологическую характеристику.

В каждой группе была установлена ЧВ (в %) C. trachomatis. Возрастную динамику оценивали с помощью механического и аналитического (метод наименьших квадратов) подходов [5]. Достоверность различия ЧВ определяли по критерию Стьюдента при сравнении двух групп, подчиняющихся стандартному нормальному распределению и критерием χ2 при других вариантах сравнения.

Статистически значимые и достоверные данные были получены по возрастным группам 20—48 лет (при группировке обследованных по каждому году жизни) и 15—54 года (при группировке обследованных по 5-летним периодам).

В возрасте 20 лет ЧВ УГХ среди мужчин (4,3±1,7%, 95% доверительный интервал — ДИ — 0,9—7,7%) более чем в 3 раза превышала таковую среди женщин (1,3±0,6%, ДИ 0,1—2,5%).

Снижение ЧВ УГХ у мужчин с возрастом статистически значимо подтверждается после 28 лет (χ2=3,9; δ=1,0; р<0,05). Однако уменьшение ЧВ УГХ с увеличением возраста не носит постоянного характера: периодически эта закономерность нарушается. Так, например у мужчин 29 лет выявляемость УГХ (0,9±0,2%) была статистически значимо (р<0,05) в 2 раза меньше, чем в 30 лет (1,9±0,4%). Сходная ситуация имела место в возрастных группах 37 лет (0,7±0,3%) и 38 лет (2,4±0,8%).

Сравнительная оценка ЧВ УГХ у мужчин по укрупненным возрастным группам (табл. 2; рис. 4)

Рисунок 4. ЧВ C. trachomatis у мужчин (а) и женщин (б). Метод ПЦР.
показала, что максимальный уровень ЧВ УГХ отмечается у лиц в возрасте 20—24 лет. Группы 15—19 и 20—24-летних обследованных по частоте инфицированности достоверно не отличались (2,2±1,1 и 2,7±0,3% соответственно; р>0,05). В то же время значение данного показателя у мужчин 25—29 лет (1,7±0,2%) было статистически значимо меньше, чем у мужчин 20—24 лет (2,7±0,3%; р<0,05). В возрастных группах 25—29, 30—34 и 35—39 лет у мужчин ЧВ УГХ была практически одинаковой (1,7±0,2%). Значительное снижение показателя отмечается у 40—44-летних (0,7±0,2%; р<0,05).

Выявляемость УГХ среди женщин разных возрастных групп варьировала в узком интервале и в основном достоверно не отличалась. Достоверность различий была подтверждена при сравнении женщин 26, 27, 30 лет 20-летними (χ2=3,9; δ=1,0; р<0,05). Сравнительный анализ ЧВ хламидиоза у женщин, сгруппированных с учетом возраста по укрупненным интервалам (15—19, 20—24, 25—29, 30—34, 35—39, 40—44, 45—49 и 50—54 года), показал, что результат был достоверно выше в группе 15—19 лет (1,1±0,4%). С увеличением возраста значение данного показателя достоверно уменьшалось. Выявляемость УГХ среди женщин 15—19 лет (1,1±0,4%) была в 5 раз выше достоверно таковой среди 40—44-летних. Результаты оценки ЧВ УГХ у женщин по укрупненным возрастным интервалам подтверждают линейность возрастной динамики с тенденцией к снижению.

Данные сравнительного анализа ЧВ УГХ среди мужчин и женщин подтверждают, что во всех возрастных группах уровень инфицированности выше среди мужчин. Достоверность этих различий не подтверждается только в возрастной группе 15—19-летних (2,2±1,1 и 1,1±0,4% соответственно; р>0,05). Относительный риск инфицированности (соотношение частоты выявляемости УГХ у мужчин и женщин) УГХ в мужской популяции был выше.

Материалы крупномасштабного ПЦР-скрининга позволяют установить пределы изменения уровня выявляемости ИППП для каждой возрастной группы и получить полноценную репрезентативную характеристику динамики их распространения.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

— ЧВ ИППП зависит от возраста и пола обследуемого контингента и варьирует от 7,2±3,2 до 36,4±14,5%;

— инфицированность мужчин и женщин в одинаковых возрастных группах в основном сходная, статистически достоверно высокая ЧВ ИППП отмечена у женщин 20, 23, 24, 37 и 45 лет и у мужчин в возрасте 21 года;

— фактическая ЧВ ИППП с возрастом изменяется хаотично, в разных направлениях, но основной тенденцией является снижение инфицированности с увеличением возраста.

Возрастно-половые особенности уровня выявляемости C. trachomatis, обнаруженные методом ПЦР-скрининга, позволяют сделать следующие выводы:

— инфицированность наиболее часто выявляется в возрастном интервале 20—24 года (особенно в возрасте 20 лет);

— во всех возрастных группах ЧВ выше у мужчин, степень относительного риска варьирует от 2,4 до 5,7;

— с возрастом выявляемость хламидиоза снижается, динамика снижения линейная и хорошо описывается аппроксимирующим уравнением;

— между уровнями инфицированности мужчин и женщин разных возрастных групп имеется статистически значимая корреляционная связь (r=0,5; t=3,8; р<0,001).

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.