Лазаренко В.А.

ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Россия

Иванов С.В.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний», Кемерово, Россия

Иванов И.С.

Кафедра хирургических болезней №1 ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава РФ

Цуканов А.В.

Кафедра хирургических болезней №1 ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава РФ

Горяйнова Г.Н.

ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, Курск, Россия

Объедков Е.Г.

Кафедра хирургических болезней №1 ГБОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава РФ

Определение показания к превентивному эндопротезированию на основании маркеров дисплазии соединительной ткани у больных с послеоперационными вентральными грыжами

Авторы:

Лазаренко В.А., Иванов С.В., Иванов И.С., Цуканов А.В., Горяйнова Г.Н., Объедков Е.Г.

Подробнее об авторах

Прочитано: 794 раза


Как цитировать:

Лазаренко В.А., Иванов С.В., Иванов И.С., Цуканов А.В., Горяйнова Г.Н., Объедков Е.Г. Определение показания к превентивному эндопротезированию на основании маркеров дисплазии соединительной ткани у больных с послеоперационными вентральными грыжами. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2019;(8):12‑16.
Lazarenko VA, Ivanov SV, Ivanov IS, Tsukanov AV, Goryainova GN, Obiedkov EG. Preventative repair of postoperative ventral hernia considering the markers of connective tissue dysplasia. Pirogov Russian Journal of Surgery. 2019;(8):12‑16. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/hirurgia201908112

Рекомендуем статьи по данной теме:
Срав­ни­тель­ный ана­лиз про­доль­ных и по­пе­реч­ных ми­ни­ла­па­ро­то­мий при опе­ра­ци­ях по по­во­ду ра­ка тол­стой киш­ки. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2025;(4):71-78
Оце­ноч­ная КТ-ви­зу­али­за­ция в ле­че­нии боль­ных с вен­траль­ны­ми гры­жа­ми. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2025;(5):86-95
Пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ный ге­не­ти­чес­кий под­ход к хи­рур­ги­чес­ко­му ле­че­нию па­то­ло­ги­чес­кой из­ви­тос­ти сон­ных ар­те­рий. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2024;(4):436-444
Гиб­рид­ное ра­не­вое пок­ры­тие в ре­аби­ли­та­ции тя­же­лых тер­ми­чес­ких ожо­гов. (Эк­спе­ри­мен­таль­ное ис­сле­до­ва­ние). Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2024;(6-2):40-49
Сов­ре­мен­ные ме­то­ды кор­рек­ции воз­рас­тных из­ме­не­ний в жен­ском ор­га­низ­ме. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(1):90-96

Частота образования послеоперационной вентральной грыжи (ПОВГ) после срединой лапаротомии достигает 24%, поэтому актуальность применения превентивной профилактики грыж не вызывает сомнений [1—4]. На рубеже прошлого и нынешнего тысячелетий особую популярность получили исследования особенностей строения и соотношения отдельных типов коллагена, в том числе во многих научных работах затронуты вопросы нарушения коллагенового обмена в абдоминальной герниологии [5—8]. Впервые появляются научные работы, посвященные изучению коллагенового состава соединительной ткани у пациентов с грыжей передней брюшной стенки, в которых авторы указывают на возможность нарушения целостности структур и снижение механической прочности элементов соединительнотканных структур передней брюшной стенки. Доказано, что наследственные нарушения строения соединительной ткани, например синдром Марфана, статистически достоверно повышают уровень возникновения паховой грыжи [8]. Исследования соотношения коллагеновых волокон I и III типов, проведенные А. Pans в 2001 г. [6], демонстрируют значительное уменьшение количества коллагеновых волокон у пациентов с паховой грыжей. Работа M. Ozdogan и соавт. [7] доказывает статистически достоверные особенности структуры и содержания коллагена в различных участках соединительной ткани (сухожилия, кожа, брюшина и т. д.) у пациентов с паховой грыжей. Однако ведущая роль в их образовании паховой грыжи связана прежде всего с анатомией пахового канала [9]. При этом данные литературы о маркерах дисплазии соединительной ткани (ДСТ), от которых в значительной степени зависит возникновение послеоперационной вентральной грыжи, немногочисленны и зачастую субъективны (оператор-зависимый результат — УЗИ и т. д.). В доступной нам литературе не выявлено статистически достоверных количественных маркеров ДСТ, на основании которых можно было бы прогнозировать возникновение ПОВГ и соответственно определять показания к превентивному эндопротезированию.

Цель исследования — изучение количественных нарушений структуры соединительной ткани для определения показаний к выполнению превентивного эндопротезирования.

В исследовании участвовали 108 пациентов (73 женщины и 35 мужчин), возраст больных варьировал от 32 лет до 81 года. В контрольную группу вошли больные без вентральных грыж и фенотипических признаков ДСТ. Основную группу составили больные с ПОВГ SМ W1—2 R0 по SWR-классификации J. Chevrel, A. Rath (1999). Для определения возрастных особенностей соединительной ткани группы пациентов подразделены на пять возрастных подгрупп: 30—40, 41—50, 51—60 лет, 61—70 лет и 71 год и старше. В контрольной группе было 52 пациента (38 женщин и 14 мужчин), в основной — 56 больных (35 женщин и 21 мужчина).

С целью исследования в операционной в стерильных условиях во время операции у всех пациентов забирали участок кожи размером 10×10 мм. У пациентов контрольной группы иссекали участок кожи из края послеоперационной раны. У больных основной группы забор материала производили по краю иссекаемого кожного лоскута в пределах визуально неизмененной кожи. Участки кожи помещали в контейнер с 10% раствором нейтрального формалина. Затем из набранного материала делали микропрепараты для гистологического исследования толщиной 4—5 мкм. Микропрепараты окрашивали по методу Сириус Ред [10, 11] и исследовали при помощи поляризационной микроскопии (микроскоп Altamy Polar 2) объективами с увеличением 10, 25, 40 и 63 раза, окуляр с 10-кратным увеличением. Анализ соединительнотканных волокон в микропрепаратах основывался на определении количества коллагена I и III типов и их соотношения, количества межволоконных пространств и плотности соединительной ткани.

Содержание коллагена каждого типа и их соотношение определяли при помощи лицензионного софта Altami Studio 3.0 и бесплатного софта Imagej 1,46h. Количество межволоконных пространств подсчитывали в 10 стандартных полях зрения микропрепарата, площадь которых составляла 50×50 мкм. На каждом исследуемом сроке исследовали соотношение числа межволоконных пространств и количества изученных полей зрения. Плотность соединительной ткани определяли по соотношению черного цвета ко всем другим цветам в микропрепарате. Исследование соответствует требованиям стандарта Комитета по экспериментам на человеке Курского государственного медицинского университета.

Результаты

Анализ соотношения количества коллагенов I и III типов у пациентов показал, что уровень коллагена III типа с возрастом увеличивается. У всех пациентов отмечено постепенное уменьшение количества коллагена I типа и увеличение количества коллагена III типа. Преобладание III типа коллагена над I отмечалось только в основной группе у пациентов старше 60 лет (рис. 1, 2).

Рис. 2. Соотношение уровней коллагена I и III типов в основной группе.
Рис. 1. Соотношение уровней коллагена I и III типов в контрольной группе.

Максимальное превышение количества коллагена I типа над коллагеном III типа в контрольной группе составило 3,6 раза, в основной группе — 1,4 раза. Эти значения отмечены в возрастной подгруппе 30—40 лет, причем максимальное значение основной группы отмечено в контрольной группе у пациентов старше 60 лет (см. рис. 1, 2).

Подсчет количества межволоконных пространств показал увеличение их числа с возрастом в обеих исследуемых группах (рис. 3).

Рис. 3. Среднее количество межволоконных пространств.
Статистически достоверно большее количество межволоконных пространств отмечено в основной группе во всех возрастных подгруппах. Минимальное количество (5) межволоконных пространств отмечено в возрастной подгруппе 30—40 лет.

Выявлено уменьшение плотности соединительной ткани с повышением возраста пациентов (рис. 4).

Рис. 4. Динамика изменения плотности соединительной ткани.
Показатель плотности в основной группе пациентов был достоверно меньше по сравнению с группой контроля и достигал максимума в 30—40 лет, составив 250 пикселей на 1 дюйм.

В ходе исследования удалось выявить ряд важных возрастных особенностей структуры соединительной ткани и маркеры ДСТ у пациентов с ПОВГ, что позволило нам определить показание для превентивного эндопротезирования у пациентов с запланированной лапаротомией. Отмечено, что вне зависимости от наличия патологических изменений структура соедини-тельной ткани (в результате возрастных изменений) проходит через ряд этапов и изменений. Количество незрелого коллагена III типа с возрастом увеличивается, а количество зрелого коллагена I типа уменьшается, причем в исследуемых группах преобладание III типа коллагена над I типом отмечалось только в группе с ПОВГ у пациентов старше 60 лет, и это явилось первым маркером ДСТ. Максимальное значение соотношения коллагена I и III типов у больных с ПОВГ отмечено у пациентов контрольной группы в возрастной подгруппе 61—70 лет — 1,4 раза, это явилось вторым маркером ДСТ. Выявлена прямая зависимость маркеров друг от друга. Например, при увеличении межволоконных пространств достоверно уменьшалась плотность соединительной ткани в исследуемых группах. Минимальное количество (5) межволоконных пространств в основной группе отмечено в возрасте 30—40 лет — третий маркер ДСТ. Максимальная плотность соединительной ткани у пациентов основной группы (250 пикселей на 1 дюйм) отмечена в возрасте 30—40 лет — четвертый маркер ДСТ.

Таким образом, определены маркеры ДСТ у пациентов с ПОВГ, наличие которых может стать показанием для превентивного эндопротезирования у пациентов старше 60 лет, которым запланировано выполнение лапаротомии и у которых соотношение коллагенов I и III типов в соединительной ткани менее 1,4 раза, плотность соединительной ткани меньше 250 пикселей на 1 дюйм и более 5 межволоконных пространств.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflict of interest.

Сведения об авторах

Лазаренко В.А. — https://orcid.org/0000-0002-2069-7701

Иванов С.В. — https://orcid.org/0000-0001-7540-5748

Иванов И.С. — https://orcid.org/0000-0003-4408-961Х

Цуканов А.В. — https://orcid.org/0000-0001-7578-6835

Горяйнова Г.Н. — https://orcid.org/0000-0002-5606-6004

Объедков Е.Г. — https://orcid.org/0000-0003-0566-1476

Автор, ответственный за переписку: Цуканов А.В. — e-mail:tsandrej@yandex.ru

Лазаренко В.А., Иванов С.В., Иванов И.С., Цуканов А.В., Горяйнова Г.Н., Объедков Е.Г. Определение показания к превентивному эндопротезированию на основании маркеров дисплазии соединительной ткани у больных с послеоперационными вентральными грыжами. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2019;8:12-16. https://doi.org/10.17116/hirurgia2019081

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.