Островский В.К.

Кафедра общей и оперативной хирургии медицинского факультета Ульяновского государственного университета

Родионов П.Н.

Кафедра общей и оперативной хирургии медицинского факультета Ульяновского государственного университета

Макаров С.В.

Кафедра общей и оперативной хирургии медицинского факультета Ульяновского государственного университета

Оценка тяжести течения и определения прогноза у больных острым панкреатитом

Авторы:

Островский В.К., Родионов П.Н., Макаров С.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1908

Загрузок: 69


Как цитировать:

Островский В.К., Родионов П.Н., Макаров С.В. Оценка тяжести течения и определения прогноза у больных острым панкреатитом. Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2011;(8):58‑60.
Ostrovskiĭ VK, Rodionov PN, Makarov SV. Severity assessment and prognosis definition in patients with the acute pancreatitis. Pirogov Russian Journal of Surgery. 2011;(8):58‑60. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Прог­ноз ре­ци­ди­ва при па­пил­ляр­ном ра­ке щи­то­вид­ной же­ле­зы по до­опе­ра­ци­он­ным дан­ным. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(9):76-85
Прог­нос­ти­чес­кая шка­ла для ран­не­го вы­яв­ле­ния ос­лож­нен­но­го те­че­ния пос­ле­опе­ра­ци­он­но­го пе­ри­ода у па­ци­ен­тов, опе­ри­ро­ван­ных на груд­ном от­де­ле аор­ты: post-hoc ана­лиз ди­на­ми­ки би­омар­ке­ров. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(10):38-48
Тран­сгастраль­ная нек­рэк­то­мия при ос­тром пан­кре­ати­те. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(10):73-79
Ок­си­дан­тная ток­се­мия, ги­пок­сия и ин­тра­аб­до­ми­наль­ная ги­пер­тен­зия при ос­тром пан­кре­ати­те. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(11):38-45
Обес­пе­че­ние про­хо­ди­мос­ти ды­ха­тель­ных пу­тей у па­ци­ен­тов с ожи­ре­ни­ем: об­зор ли­те­ра­ту­ры. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(3):67-73
Ха­рак­те­рис­ти­ка ней­ро­эн­док­рин­ных опу­хо­лей же­луд­ка и экспрес­сия в них транскрип­ци­он­но­го фак­то­ра PDX-1. Ар­хив па­то­ло­гии. 2024;(3):12-20
Ги­по­аль­бу­ми­не­мия как не­за­ви­си­мый пре­дик­тор рис­ка раз­ви­тия ос­лож­не­ний, кри­ти­чес­ких сос­то­яний и преж­дев­ре­мен­ной смер­ти (об­зор ли­те­ра­ту­ры). Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2024;(4):83-89
Прог­нос­ти­чес­кое зна­че­ние дис­фун­кции пра­во­го же­лу­доч­ка у па­ци­ен­тов с не­ком­пак­тным ми­окар­дом ле­во­го же­лу­доч­ка. Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2024;(3):62-70
По­зит­рон­но-эмис­си­он­ная то­мог­ра­фия, сов­ме­щен­ная с ком­пью­тер­ной то­мог­ра­фи­ей, с 11С-ме­ти­они­ном как не­за­ви­си­мый пре­дик­тор без­ре­ци­див­ной вы­жи­ва­емос­ти у боль­ных с диф­фуз­ны­ми гли­ома­ми без му­та­ции в ге­не IDH1. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(5):6-13
Роль би­омар­ке­ров эн­до­те­ли­аль­ной дис­фун­кции в прог­но­зи­ро­ва­нии прог­рес­си­ро­ва­ния уме­рен­ных ког­ни­тив­ных на­ру­ше­ний у па­ци­ен­тов с фак­то­ра­ми сер­деч­но-со­су­дис­то­го рис­ка. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(9):88-95

Введение

Острый панкреатит в настоящее время - одна из актуальнейших проблем хирургии, что связано с ростом заболеваемости, особенно такой его формы, как панкреонекроз, наблюдающийся у 10-25% всех больных острым панкреатитом с летальностью от него 20% и более [2, 3]. С учетом этого, а также сложности диагностики, непредсказуемости течения, трудностей в лечении и определении прогноза проблема острого панкреатита и панкреонекрозов приобретает медико-социальную значимость [3, 11]. В определении тяжести и прогноза острого панкреатита большое внимание уделяют интегральным системам, таким как APACHE II и Ranson. Однако ряд авторов [1, 6, 12] считают эти шкалы сложными и обременительными, требующими использования сложной аппаратуры и длительного времени для определения показателей, что затрудняет их применение в экстренной хирургии.

Кроме того, указывают, что данные шкалы слабо адаптированы к условиям отечественного здравоохранения [8] и полноценное их использование возможно только в хорошо оснащенных клиниках, поэтому поиск доступных и информативных методов диагностики, определения тяжести и прогноза острого панкреатита продолжается.

В связи с этим нами поставлена цель - изучить концентрацию лейкоцитов крови, лейкоцитарный индекс интоксикации (ЛИИ), определяемый по разработанной нами формуле [5], концентрацию лимфоцитов крови, а также показатели шкал APACHE II и Ranson у больных острым панкреатитом.

Следует указать, что показатели шкал APACHE II и Ranson мы оценивали зачастую ретроспективно.

Материал и методы

С 2001 по 2010 г. перечисленные выше показатели изучены нами у 92 больных острым панкреатитом, лечившихся в хирургическом отделении центральной клинической медико-санитарной части Ульяновска. В числе больных были 61 мужчина и 31 женщина в возрасте от 29 до 83 лет.

Формула ЛИИ, применяемая нами, проста и легко запоминаема и в отличие от формулы ЛИИ Я.Я. Кальф-Калифа может быть использована непосредственно у постели больного. При этом она позволяет судить о степени тяжести заболевания и прогнозе по степени нейтрофильного сдвига в количественном выражении [5].

Что касается концентрации лимфоцитов крови, то ее снижение расценивается как иммунодефицит [1, 4]. В частности, указывается, что худшая выживаемость была у больных, у которых уровень лимфоцитов был ниже 18% [1].

В условиях экстренной хирургии важно также, что время, требуемое для получения результатов определения содержания лейкоцитов и лимфоцитов крови и ЛИИ, равно времени, в течение которого производится общий анализ крови.

Результаты и обсуждение

На основании клинических и лабораторных показателей все больные по степени тяжести течения заболевания были разделены на две группы. При этом мы придерживались критериев, предложенных в классификации панкреатитов, принятой в Атланте (1992 г.) [9]. Согласно этой классификации, острый панкреатит может быть средней и тяжелой степени.

В первую группу вошли 52 больных с отечной формой панкреатита и очаговым панкреонекрозом, имевших сходство по лабораторным показателям и клиническому течению, не превышавшим средней степени тяжести. Во всех наблюдениях отмечено выздоровление.

Вторую группу составили 40 пациентов с субтотальными и тотальными панкреонекрозами, отличавшимися тяжелым и крайне тяжелым клиническим течением, с более неблагоприятными лабораторными показателями. В этой группе в 9 наблюдениях имел место летальный исход.

Перечисленные выше показатели изучены в обеих группах на момент поступления больных и после окончания лечения (табл. 1).

Анализ концентрации лейкоцитов крови свидетельствует, что внутри обеих групп пациентов различия по этому показателю при поступлении и к концу лечения были статистически достоверны и выше при поступлении в обеих группах (p<0,05), но при сравнении между группами как при поступлении, так и к концу лечения не имели статистически достоверных различий (p>0,1).

ЛИИ при сравнении на момент поступления и к концу лечения внутри каждой группы были достоверно выше при поступлении в обеих группах пациентов (p<0,001), а их сравнение при поступлении и к концу лечения между обеими группами показало статистически более высокую достоверность различий (p<0,01 и p<0,001) во второй, более тяжелой группе больных.

Такая же закономерность, но только в сторону статистически достоверного снижения (p<0,001) к концу лечения наблюдалась при анализе концентрации лимфоцитов крови.

Балльный анализ по APACHE II на момент поступления и после окончания лечения внутри каждой группы показал, что более высокие значения на момент поступления в группе больных отечным панкреатитом и очаговым панкреонекрозом не были статистически достоверными (p>0,5).

Однако этот показатель в более тяжелой группе с тотальным и субтотальным панкреонекрозом при поступлении был статистически достоверно выше при сравнении с показателями на конец лечения (p<0,001). Этот же показатель при его сравнении на момент поступления и к концу лечения между обеими группами был достоверно выше при поступлении у более тяжело больных (p<0,001), но к концу лечения у этих же пациентов он был недостоверно выше (p>0,5).

Что касается показателя шкалы Ranson, то внутри каждой группы он был достоверно выше на момент поступления в обеих группах пациентов (p<0,02 и p<0,001).

Этот же показатель при его сравнении между обеими группами был недостоверно выше при поступлении у больных с более тяжелым панкреонекрозом (p>0,1), а при сравнении к концу лечения между обеими группами он был достоверно выше в первой группе (p<0,001), что несколько противоречит логике течения панкреатитов. Однако сравниваемые показатели не превышали значений, присущих тяжелому течению панкреатита (3 балла и более).

Для установления прогностической значимости перечисленных выше показателей они изучены на момент поступления у выздоровевших и у умерших пациентов (табл. 2).

Из этих данных следует, что концентрация лейкоцитов крови была недостоверно выше при поступлении (p>0,1) у больных, умерших от прогрессирования панкреонекроза.

В то же время ЛИИ на момент поступления был достоверно выше, а концентрация лимфоцитов - достоверно ниже в группе умерших больных (p<0,01 и p<0,001). Нами установлено, что сохранение концентрации лимфоцитов на уровне 5-10% в течение 5-7 дней являлось неблагоприятным прогностическим признаком. Другие авторы считают, что прогноз ухудшается при показателе лимфоцитов 18% и ниже [1]. Показатели шкал APACHE II и Ranson также имели высокую прогностическую значимость (p<0,01 и p<0,05).

При анализе концентрации лейкоцитов крови установлено, что она не всегда отражает тяжесть состояния больных и не имеет прогностического значения.

В то же время ЛИИ статистически достоверно выше, а концентрация лимфоцитов достоверно ниже в более тяжелой группе пациентов при их поступлении. Это свидетельствует о том, что данные показатели достоверно отражают степень тяжести состояния больных.

Следует указать, что ЛИИ и концентрация лимфоцитов крови имеют и прогностическую значимость, что совпадает с данными, полученными нами ранее [5]. В отношении ЛИИ, вычисляемого по предложенной нами формуле, наряду с ее положительными качествами указывается и на ее недостатки [7]. Однако определение ЛИИ и количества лимфоцитов на момент поступления больных и на первых этапах лечения, по нашему мнению, может быть скрининговым методом, помогающим оценить тяжесть состояния больных и прогнозировать течение заболевания.

Что касается показателей шкалы APACHE II, то в основном они соответствовали тяжести состояния больных и имели прогностическую значимость, но, по нашим данным, показатель APACHE II в тяжелой группе больных (см. табл. 1) незначительно превышал 6 баллов на момент поступления, что противоречит данным других авторов, считающих, что к тяжелой группе относятся пациенты, имеющие 8 баллов и более [10].

В отношении показателя шкалы Ranson следует отметить, что он отражал тяжесть состояния пациентов в более тяжелой группе и имел прогностическую значимость.

Сравнивая наши данные о показателях шкал APACHE II и Ranson в оценке тяжести течения и определении прогноза острого панкреатита, можно сказать, что шкала Ranson являлась более специфичной и чувствительной, чем система APACHE II, что совпадает с мнением других авторов [8], но противоречит данным E. Bredley [9, 10].

Таким образом, ЛИИ и концентрация лимфоцитов крови, а также показатели шкалы Ranson достоверно отражали степень тяжести состояния больных острым панкреатитом, а также имели прогностическое значение. В то же время концентрация лейкоцитов крови и показатели системы APACHE II в меньшей мере отражали тяжесть состояния больных.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.