Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
Новое штатно-нормативное обеспечение санаторно-курортной помощи
Журнал: Адаптивная медицинская иммунология и вопросы общественного здоровья. 2025;1(1): 45‑51
Прочитано: 74 раза
Как цитировать:
Составной частью системы охраны здоровья населения является организация и осуществление лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов в санаторно-курортных организациях. Планирование численности медицинских работников, методика расчетов с учетом действующих штатных нормативов и по объему работы с конкретными примерами отражены в ряде публикаций [1—3].
Динамика развития сети санаторно-курортных медицинских организаций и числа лиц, лечившихся и отдыхавших, начиная с 2005 г., представлена в табл. 1. Данные получены путем выкопировки сведений из статистических сборников1 и последующей их реконструкции для включения в табл. 1. Показатели дифференцированы по двум основным группам санаторно-курортных организаций: санаториям и санаториям-профилакториям.
Таблица 1. Динамика показателей сети санаторно-курортных организаций и числа лиц, лечившихся и отдыхавших
| Наименование показателя | Величина показателя по годам наблюдения | |||||
| 2005 | 2010 | 2015 | 2020 | 2021 | 2022 | |
| Во всех санаторно-курортных организациях | ||||||
| Число организаций | 2173 | 1945 | 1878 | 1752 | 1768 | 1742 |
| в том числе санаториев и санаториев-профилакториев | 2148 | 1929 | 1855 | 1734 | 1753 | 1727 |
| Число мест (коек) во всех организациях, тыс. | 432 | 423 | 497 | 439 | 444 | 442 |
| в том числе в санаториях и в санаториях-профилакториях | 430 | 421 | 444 | 437 | 443 | 440 |
| Численность лиц, лечившихся и отдыхавших, тыс. | 6348 | 6049 | 6476 | 4479 | 6654 | 7211 |
| в том числе в санаториях и в санаториях-профилакториях | 6278 | 5980 | 6393 | 4448 | 6618 | 7185 |
| В санаториях | ||||||
| Число организаций | 1297 | 1273 | 1287 | 1305 | 1345 | 1324 |
| Число коек (мест), тыс. | 336 | 344 | 374 | 382 | 388 | 386 |
| Численность лиц, лечившихся и отдыхавших, тыс. | 4860 | 4751 | 5308 | 3907 | 5816 | 6265 |
| В санаториях-профилакториях | ||||||
| Число организаций | 851 | 656 | 568 | 429 | 408 | 403 |
| Число коек (мест), тыс. | 94 | 77 | 70 | 55 | 55 | 54 |
| Численность лиц, лечившихся и отдыхавших, тыс. | 1418 | 1229 | 1085 | 541 | 802 | 920 |
Динамика изменения этих групп имеет неоднозначный характер. Количество санаториев постепенно увеличивалось вплоть до 2021 г. и уменьшилось в 2022 г., а число санаториев-профилакториев ежегодно сокращалось (рис. 1). При сравнении следует иметь в виду изменения в отчетной документации: данные за 2010 г. и за 2015 г. указаны без учета микропредприятий, а с 2020 г. и далее — по полному кругу хозяйствующих субъектов.
Рис. 1. Динамика числа мест (коек) в санаториях и санаториях-профилакториях (тыс.).
При визуализации данных (см. рис. 1, рис. 2) использована полулогарифмическая масштабная сетка, которую целесообразно применять для изменения динамических рядов показателей, имеющих различия в 2—3 раза и более. Преимущества использования такого изображения подробно представлены в специальной литературе [4—6].
Рис. 2. Динамика числа лиц, лечившихся и отдыхавших в санаториях и санаториях-профилакториях (тыс.).
Как видно на рис. 2, наблюдается резкое сокращение числа лиц, лечившихся и отдыхавших в 2020 г., что связано с заболеваемостью COVID-19. Уменьшение указанного показателя в 2020 г. по отношению к предыдущему периоду времени в санаториях составило 26,4%, а в санаториях-профилакториях — 50,1%. Далее происходило увеличение показателей, но если в санаториях в 2022 г. превышены исходные показатели 2005 г., то в санаториях-профилакториях в 2022 г. не достигнуты показатели 2005 г.
Анализ нового штатно-нормативного обеспечения деятельности санаторно-курортных организаций, утвержденного в апреле 2025 г., проведен в сравнении с предыдущими документами. Динамика изменений штатных нормативов санаторно-курортных организаций представлена в табл. 2. Приказы Минздрава СССР (см. табл. 2, п. 1, 2) действовали в течение более чем полувекового периода времени. Штатные нормативы в этих документах выражались в числе коек и дифференцировались для больных с заболеваниями органов кровообращения, органов пищеварения, органов движения, нервной системы, костным туберкулезом и др. Документами предусматривались должности медицинского персонала лечебно-диагностической службы, например, врачей-рентгенологов, врачей клинической лабораторной диагностики, врачей функциональной диагностики, среднего и младшего медицинского персонала. В санаториях для взрослых врачам вспомогательной службы, за исключением врачей-рентгенологов, вменялось в обязанности ведение больных в размере 50% нагрузки врача. Штатные нормативы устанавливали возможность организации круглосуточного дежурства ряда медицинских работников.
Таблица 2. Динамика утверждения штатных нормативов санаторно-курортных организаций
| Наименование приказа | Дата утверждения и номер документа | Номер приложения |
| 1. Приказ Министерства здравоохранения СССР «Штатные нормативы медицинского персонала, столовых и кухонь детских санаториев» | 09.10.1954 №194-м | Текст документа |
| 2. Приказ Министерства здравоохранения СССР «Штатные нормативы медицинского персонала, столовых и кухонь санаториев для взрослых» | 03.01.1956 №1-М | Текст документа |
| 3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом» | 15.11.2012 №932н | Приложение 24 |
| 4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения» | 05.05.2016 №279н | Приложения 2, 5, 8, 11, 14, 17 |
| 5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения» | 07.04.2025 №196н | Приложения 2, 5, 8, 11, 14, 17 |
В 2012 г. издан приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. №932н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом»2 (см. табл. 2, п. 3), включающий рекомендуемые штатные нормативы санатория для лечения туберкулеза всех форм и действующий до настоящего времени. В документе количество должностей установлено на число коек. Обращает на себя внимание нормативный показатель по труду для врачебного и среднего медицинского персонала вспомогательной лечебно-диагностической службы, состоящий в следующем: «устанавливается в порядке и по нормам соответствующего структурного подразделения».
Такую формулировку можно воспринимать как отсылку к документам, определяющим штатные нормативы вспомогательной службы при оказании первичной медико-санитарной помощи3 и к штатным нормативам основных типов больничных учреждений. Однако штатные нормативы вспомогательной службы при оказании первичной медико-санитарной помощи взрослому населению безнадежно устарели, они полностью повторяют приказ Минздрава СССР, утвержденный в 1982 г.4, а штатные нормативы при оказании первичной медико-санитарной помощи детям недостаточно обоснованы [7]. Нормативы штатов медицинских работников, в том числе и работников вспомогательной службы для основных типов больничных учреждений (областных, городских, районных больниц), в 2016 г. признаны не действующими на территории Российской Федерации5.
Несмотря на неоднократные замечания по поводу норм труда работников вспомогательной службы больничных учреждений [8—11], ситуация до сих пор не изменилась, а указанная формулировка нормативной записи о рекомендуемом установлении должностей «в порядке и по нормам соответствующего структурного подразделения» в приказе №932н остается прежней
Весьма важным этапом в штатно-нормативном обеспечении санаторно-курортных организаций было появление приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.05.2016 №279н «Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения»6 (см. табл. 2, п. 4). В данном документе в качестве основного нормативного показателя по труду устанавливается «место размещения». Этот новый показатель не соответствует общепринятым в статистике здравоохранения данным, выраженным в числе коек (мест), как это и указано в табл. 1.
Документ составлен подобно всем приказам о порядках оказания медицинской помощи и содержит массу спорных положений, к числу которых относятся игнорирование расчетного способа установления количества должностей, нарушения номенклатуры должностей, ошибочные рекомендации об установлении должностей заведующих и т.д.
Главные изменения, предусмотренные приказом Минздрава России от 05.05.2016 №279н, по сравнению с ранее действующими документами состоят в существенном сокращении нормативной численности среднего и младшего медицинского персонала. Специально проведенные расчеты [12] показали, что нормативная численность среднего медицинского персонала в санаториях для взрослых уменьшена по сравнению с ранее действующим нормативно-правовым документом в 2,4 раза, а в санаториях для детей — почти в 5 раз. Такие изменения приводят к тому, что в санаториях для взрослых мощностью менее 500 коек (мест) и в санаториях для детей с числом коек (мест) менее 250 невозможно организовать круглосуточный режим работы среднего медицинского персонала, а круглосуточная работа врачей не предусмотрена вовсе.
Другим, не менее важным, изменением в штатных нормативах санаторно-курортных организаций является отсутствие нормативного показателя для врачей вспомогательной лечебно-диагностической службы. Так, в документе указано, что рекомендуется устанавливать следующие должности: врач мануальной терапии, врач функциональной диагностики, врач ультразвуковой диагностики, врач клинической лабораторной диагностики, но нормативов численности этих должностей нет. Более того, не предусмотрены возможности обеспечения деятельности этих врачей средним и младшим медицинским персоналом. На смену работы устанавливается дробное число должностей, в том числе и меньше единицы, например, 0,5 или 0,25 должности, что противоречит Трудовому Кодексу Российской Федерации7 и практике здравоохранения.
Такие спорные, на наш взгляд, положения приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.05.2016 №279н «Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения» обусловили ожидания организаторов здравоохранения об отмене этого документа, продлившиеся 9 лет. И наконец-то издан приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.04.2025 №169н «Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения»8 (см. табл. 2, п. 5). К сожалению, надежды на существенные изменения штатно-нормативного обеспечения санаторно-курортных организаций оправдались не полностью. Все изменения отражены в табл. 3. Отличием приказа Минздрава России №196н от приказа №279н, которое может быть оценено положительно, является исключение из нормативной записи дробного числа должностей, устанавливаемого в рабочую смену. К положительным изменениям можно отнести и попытку приведения наименования должностей к действующему документу по номенклатуре должностей. Так, в приказе Минздрава России №279н указана должность: медицинская сестра процедурная, что не соответствовало действующей в тот период времени номенклатуре должностей9. Авторы приказа Минздрава России №196н исправили эту ошибку и назвали эту должность так, как она приведена в указанной номенклатуре: медицинская сестра процедурной. Но при таком переименовании не учтен тот факт, что с 2023 г. действует новая номенклатура должностей10, и теперь должности среднего медицинского персонала продублированы гендерным признаком работника, а рассматриваемая должность должна теперь называться так: медицинская сестра (медицинский брат) процедурной. Кстати, в одном из последних приказов о порядках11 все должности среднего медицинского персонала называются с учетом этого нового приказа по номенклатуре, также необходимо было поступить и авторам приказа №196н.
Таблица 3. Изменения в нормативной численности должностей в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.04.2025 №169н «Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения»
| Наименование должности | Нормативная численность должностей | |
| по приказу Минздрава России от 05.05.2016 №279н | по приказу Минздрава России от 07.04.2025 №196н | |
| Врач-терапевт | 1 на 40 мест размещения для взрослых; 0,5 в рабочую смену | 1 на 40 мест размещения для взрослых |
| Врач-педиатр | 1 на 30 мест размещения для детей; 0,5 в рабочую смену | 1 на 30 мест размещения для детей |
| Врач — специалист по профилю оказываемой медицинской помощи (врач-акушер-гинеколог, врач-гастроэнтеролог, врач-дерматовенеролог, врач-кардиолог, врач-невролог, врач-офтальмолог, врач-ревматолог, врач-пульмонолог, врач-оториноларинголог, врач-уролог, врач-эндокринолог) | 1 на 50 мест размещения для взрослых; 1 на 40 мест размещения для детей; 0,25 в рабочую смену | 1 на 50 мест размещения для взрослых; 1 на 40 мест размещения для детей |
| Врач-физиотерапевт | 1 на 200 мест размещения; 0,25 в рабочую смену | 1 на 200 мест размещения |
| Медицинский статистик | 1 на 200 мест размещения и более, но не менее 1 | 1 на 200 мест размещения |
| Медицинский регистратор | 1 на 200 мест размещения и более, но не менее 1 | 1 на 200 мест размещения и более |
| Медицинская сестра процедурной | Медицинская сестра процедурная 1 на 500 мест размещения, но не менее 0,5 | Медицинская сестра процедурной 1 на 500 мест размещения |
| Медицинская сестра диетическая | 1 на каждый зал с числом питающихся 150, но не менее 1 | 1 на каждый зал с числом питающихся 150 |
Таким образом, данные статистики показывают увеличение числа лиц, лечившихся и отдыхающих в санаторно-курортных организациях в последние годы, что свидетельствует о востребованности данного вида медицинской помощи. Существенные изменения в нормативной численности медицинских работников санаторно-курортных организаций произошли в 2017 г., в основном, за счет уменьшения численности среднего медицинского персонала, что привело к отсутствию возможности их круглосуточной работы.
В настоящее время действуют два приказа об организации санаторно-курортной помощи (см. табл. 2, п. 3, 5). Эти документы в части нормирования труда содержат ряд спорных положений и неточностей. Устранение указанных изъянов в нормах труда санаторно-курортных организаций либо путем внесения изменений в документы, либо путем их полного пересмотра будет способствовать совершенствованию оказания санаторно-курортной помощи, соблюдению технологий лечения и профилактики заболеваний.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования — Шипова В.М., Берсенева Е.А.
Сбор и обработка материала — Шипова В.М., Кириллов К.В.
Статистический анализ данных — Берсенева Е.А.
Написание текста — Шипова В.М., Кириллов К.В.
Редактирование — Шипова В.М., Берсенева Е.А.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
1Здравоохранение в России. 2021: Стат. сб. М.: Росстат; 2021: 108. Здравоохранение в России. 2023. Стат. сб. М.: Росстат; 2023: 116.
2Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. №932н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом». Ссылка активна на 11.09.25. https://base.garant.ru/70340750
3Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 №543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению». Ссылка активна на 11.09.25. https://base.garant.ru/70195856
4Приказ Министерства здравоохранения СССР от 11.10.1982 №999 «Штатные нормативы медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с населением свыше 25 тыс. человек».
5Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.10.2016 №708 «О признании не действующими на территории Российской Федерации приказов Министерства здравоохранения СССР и признании утратившим силу приказа Министерства здравоохранения РСФСР от 4 января 1988 №2 «О состоянии и перспективах развития патологоанатомической службы в РСФСР». Ссылка активна на 11.09.25. https://www.orgzdrav.com/support/medical-organization/412
6Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.05.2016 №279н «Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения». Ссылка активна на 11.09.25. https://publication.pravo.gov.ru/document/0001201606220050
7Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 07.04.2025). Ссылка активна на 11.09.25. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=492610
8Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.04.2025 №169н «Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения». Ссылка активна на 11.09.25. https://publication.pravo.gov.ru/document/0001202505120011
9Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 №1183н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников». Ссылка активна на 11.09.25. https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdrava-rossii-ot-20122012-n-1183n
10Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №205н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских и фармацевтических работников» с последующими изменениями. Ссылка активна на 11.09.25.https://e-stomatology.ru/info/259
11Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.10.2024 №583н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «детская эндокринология». Ссылка активна на 11.09.25. https://publication.pravo.gov.ru/document/0001202411200017
Литература / References:
Подтверждение e-mail
На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.
Подтверждение e-mail
Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.