Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Чутко Л.С.

ФГБУН «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Российской академии наук»;
ФГБОУ «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России

Яковенко Е.А.

ФГБУН «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой» Российской академии наук

Сурушкина С.Ю.

ФГБУН «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Российской академии наук»

Анисимова Т.И.

ФГБУН «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой» Российской академии наук

Дидур М.Д.

ФГБУН «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Российской академии наук»

Чередниченко Д.В.

ФГБУН «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой» Российской академии наук

Щеглова Л.В.

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России

Соснина И.Б.

СПб ГБУЗ «Консультативно-диагностический центр для детей»

Снегова Е.В.

СПб ГБУЗ «Консультативно-диагностический центр для детей»

Нарушение восприятия времени при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью

Авторы:

Чутко Л.С., Яковенко Е.А., Сурушкина С.Ю., Анисимова Т.И., Дидур М.Д., Чередниченко Д.В., Щеглова Л.В., Соснина И.Б., Снегова Е.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 758 раз


Как цитировать:

Чутко Л.С., Яковенко Е.А., Сурушкина С.Ю., и др. Нарушение восприятия времени при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2025;125(6):55‑61.
Chutko LS, Yakovenko EA, Surushkina SYu, et al. Impaired time perception in attention deficit hyperactivity disorder. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2025;125(6):55‑61. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202512506155

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ген­дер­ные ас­пек­ты син­дро­ма де­фи­ци­та вни­ма­ния с ги­пе­рак­тив­нос­тью. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(1):70-75

Литература / References:

  1. Мелёхин А.И. Возрастно-психологические особенности познания времени дошкольниками. Социосфера. 2013;1:68-74. 
  2. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. М.: Теревинф; 2012.
  3. Вяхирева И.Ю., Балашова Е.Ю. О некоторых особенностях оценки временных интервалов в младшем школьном возрасте. Журнал практического психолога. 2009;1:101-111. 
  4. Rattat A-C, Tartas V. Temporal Categorization of Familiar Actions by Children and Adults. Timing & Time Perception. 2017;5(1):61-76.  https://doi.org/10.1163/22134468-00002080
  5. Carrasco MC, Bernal MC, Redolat R. Time estimation and aging: a comparison between young and elderly adults. Int J Aging Hum Dev. 2001;52(2):91-101.  https://doi.org/10.2190/7NFL-CGCP-G9E1-P0H1
  6. Coelho M, Ferreira JJ, Dias B, et al. Assessment of time perception: the effect of aging. J Int Neuropsychol Soc. 2004;10(3):332-341.  https://doi.org/10.1017/S1355617704103019
  7. Zélanti PS, Droit-Volet S. Cognitive abilities explaining age-related changes in time perception of short and long durations. J Exp Child Psychol. 2011;109(2):143-157.  https://doi.org/10.1016/j.jecp.2011.01.003
  8. Polti I, Martin B, van Wassenhove V. The effect of attention and working memory on the estimation of elapsed time. Sci Rep. 2018;8:6690. https://doi.org/10.1038/s41598-018-25119-y
  9. Smith AB, Giampietro V, Brammer M, et al. Functional development of fronto-striato-parietal networks associated with time perception. Front Hum Neurosci. 2011;5:136.  https://doi.org/10.3389/fnhum.2011.00136
  10. Coull J, Charras P, Donadieu M, et al. Sma selectively codes the active accumulation of temporal, not spatial, magnitude. J Cogn Neurosci. 2015;27(11):2281-2298. https://doi.org/10.1162/jocn_a_00854
  11. Ahissar E. Time in the brain: Encoding does not mean perceiving. Neuron. 2021;109(22):3542-3544. https://doi.org/10.1016/j.neuron.2021.11.002
  12. Merchant H, Harrington DL, Meck WH. Neural basis of the perception and estimation of time. Annu Rev Neurosci. 2013;36:313-36.  https://doi.org/10.1146/annurev-neuro-062012-170349
  13. Okuda J, Fujii T, Ohtake H, et al. Differential involvement of regions of rostral prefrontal cortex (Brodmann area 10) in time- and event-based prospective memory. Int J Psychophysiol. 2007;64(3):233-246.  https://doi.org/10.1016/j.ijpsycho.2006.09.009
  14. Paton JJ, Buonomano DV. The neural basis of timing: distributed mechanisms for diverse functions. Neuron. 2018;98(4):687-705.  https://doi.org/10.1016/j.neuron.2018.03.045
  15. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М.: Изд-во МГУ; 1975.
  16. Nejati V, Yazdani S. Time perception in children with attention deficit-hyperactivity disorder (ADHD):Does task matter? A meta-analysis study. Child Neuropsychol. 2020;26(7):900-916.  https://doi.org/10.1080/09297049.2020.1712347
  17. Zheng Q, Wang X, Chiu KY, et al. Time Perception Deficits in Children and Adolescents with ADHD: A Meta-analysis. J Atten Disord. 2022;26(2):267-281.  https://doi.org/10.1177/1087054720978557
  18. Marx I, Cortese S, Koelch MG, et al. Meta-analysis: Altered Perceptual Timing Abilities in Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2022;61(7):866-880.  https://doi.org/10.1016/j.jaac.2021.12.004
  19. Ptacek R, Weissenberger S, Braaten E, et al. Clinical Implications of the Perception of Time in Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD):A Review. Med Sci Monit. 2019;25:3918-3924. https://doi.org/10.12659/MSM.914225
  20. Noreika V, Falter CM, Rubia K. Timing deficits in attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD):evidence from neurocognitive and neuroimaging studies. Neuropsychologia. 2013;51(2):235-266.  https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2012.09.036
  21. Walg M, Hapfelmeier G, El-Wahsch D, et al. The faster internal clock in ADHD is related to lower processing speed: WISC-IV profile analyses and time estimation tasks facilitate the distinction between real ADHD and pseudo-ADHD. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2017;26(10):1177-1186. https://doi.org/10.1007/s00787-017-0971-5
  22. Toplak ME, Tannock R. Time perception: modality and duration effects in attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD). J Abnorm Child Psychol. 2005;33(5):639-54.  https://doi.org/10.1007/s10802-005-6743-6
  23. Демьянчук Р.В., Плотникова А.В. Психологическое время у младших школьников с СДВГ. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2024;212:170-178. 
  24. Radonovich KJ, Mostofsky SH. Duration judgments in children with ADHD suggest deficient utilization of temporal information rather than general impairment in timing. Child Neuropsychol. 2004;10(3):162-172.  https://doi.org/10.1080/09297040409609807
  25. Smith AB, Taylor E, Brammer M, et al. Reduced activation in right lateral prefrontal cortex and anterior cingulate gyrus in medication-naïve adolescents with attention deficit hyperactivity disorder during time discrimination. J Child Psychol Psychiatry. 2008;49(9):977-985.  https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2008.01870.x
  26. Durston S, Davidson MC, Mulder MJ, et al. Neural and behavioral correlates of expectancy violations in attention-deficit hyperactivity disorder. J Child Psychol Psychiatry. 2007;48(9):881-889.  https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2007.01754.x
  27. Hart H, Radua J, Mataix-Cols D, et al. Meta-analysis of fMRI studies of timing in attention-deficit hyperactivity disorder (ADHD). Neurosci Biobehav Rev. 2012;36(10):2248-2256. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2012.08.003
  28. Rubia K. Cognitive Neuroscience of Attention Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD) and Its Clinical Translation. Front Hum Neurosci. 2018;12:100.  https://doi.org/10.3389/fnhum.2018.00100
  29. Weigard A, Huang-Pollock C. The role of speed in ADHD-related working memory deficits: A time-based resource-sharing and diffusion model account. Clin Psychol Sci. 2017;5(2):195-211.  https://doi.org/10.1177/2167702616668320
  30. Swanson JM. School Based Assessments and Interventions for ADHD Students. Irvine, CA: KC Publishing; 1992.
  31. Балашова Е. Ю., Ковязина М. С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах: учебное пособие . 4-е изд. М.: Генезис; 2017.
  32. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Вакула И.Н. и др. Фармакотерапия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей: результаты многоцентрового двойного слепого плацебо-контролируемого исследования гопантеновой кислоты. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2017;117(5):39-45.  https://doi.org/10.17116/jnevro20171175139-45
  33. Чутко Л.С., Яковенко Е.А., Сурушкина С.Ю. и др. Клинико-нейрофизиологические проявления низкого когнитивного темпа у детей. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2024;124(5):120-127.  https://doi.org/10.17116/jnevro2024124051120
  34. Marx I, Weirich S, Berger C, et al. Living in the Fast Lane: Evidence for a Global Perceptual Timing Deficit in Childhood ADHD Caused by Distinct but Partially Overlapping Task-Dependent Cognitive Mechanisms. Front Hum Neurosci. 2017;11:122.  https://doi.org/10.3389/fnhum.2017.00122
  35. Hwang SL, Gau SS, Hsu WY, et al. Deficits in interval timing measured by the dual-task paradigm among children and adolescents with attention-deficit/hyperactivity disorder. J Child Psychol Psychiatry. 2010;51(3):223-232.  https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.2009.02163.x
  36. Smith A, Taylor E, Rogers JW, et al. Evidence for a pure time perception deficit in children with ADHD. J Child Psychol Psychiatry. 2002;43(4):529-542.  https://doi.org/10.1111/1469-7610.00043
  37. Üstün S, Kale EH, Çiçek M. Neural Networks for Time Perception and Working Memory. Front Hum Neurosci. 2017;11:83.  https://doi.org/10.3389/fnhum.2017.00083
  38. Tillman C, Eninger L, Forssman L, et al. The relation between working memory components and ADHD symptoms from a developmental perspective. Dev Neuropsychol. 2011;36(2):181-98.  https://doi.org/10.1080/87565641.2010.549981
  39. Kofler MJ, Singh LJ, Soto EF, et al. Working memory and short-term memory deficits in ADHD: A bifactor modeling approach. Neuropsychology. 2020;34(6):686-698.  https://doi.org/10.1037/neu0000641
  40. Rubia K, Halari R, Christakou A, et al. Impulsiveness as a timing disturbance: neurocognitive abnormalities in attention-deficit hyperactivity disorder during temporal processes and normalization with methylphenidate. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2009;364(1525):1919-1931. https://doi.org/10.1098/rstb.2009.0014
  41. Голдберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивилизация. Пер. с англ. М.: Смысл; 2003.
  42. Ходанович М.Ю., Есипенко Е.А. Электрофизиологические корреляты оценки длительности звуковых стимулов. Вестн. Том. гос. ун-та. 2007;297:201-206. Дата обращения: 10.04.2025. https://doi.org/10.1023/a:1012233310098

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.