Брылев Л.В.

ГБУЗ «Научно-практический психоневрологический центр им. З.П. Соловьева Департамента здравоохранения города Москвы»

Брюхов В.В.

ФГБНУ «Научный центр неврологии»

Дружинина Е.С.

ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Ковальчук М.О.

ГБУЗ «Городская клиническая больница им. В.М. Буянова Департамента здравоохранения города Москвы»

Болезнь нижнего мотонейрона с МРТ-феноменом «глаза змеи»

Авторы:

Брылев Л.В., Брюхов В.В., Дружинина Е.С., Ковальчук М.О.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1236 раз


Как цитировать:

Брылев Л.В., Брюхов В.В., Дружинина Е.С., Ковальчук М.О. Болезнь нижнего мотонейрона с МРТ-феноменом «глаза змеи». Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2024;124(9):141‑144.
Brylev LV, Bryukhov VV, Druzhinina ES, Kovalchuk MO. Lower motor neuron disease with MRI «snake eyes» pattern. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2024;124(9):141‑144. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro2024124091141

Рекомендуем статьи по данной теме:
Гла­зод­ви­га­тель­ные на­ру­ше­ния при бо­ко­вом ами­от­ро­фи­чес­ком скле­ро­зе. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(4):7-12
Спо­ра­ди­чес­кая фор­ма бо­лез­ни Гуам (ком­плекс БАС—пар­кин­со­низм—де­мен­ция). Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(7):135-141

Двусторонний гиперинтенсивный сигнал в T2 режиме на аксиальных срезах от передних рогов спинного мозга получил название «глаза змеи» (snake eyes sign). Также в литературе встречаются другие названия этого визуализационного феномена: «глаз совы» (owl’s eye sign), «знак яичницы» (fried-eggs sign). На сагиттальных срезах усиление МР-сигнала выглядит как вертикальные полосы, которые обычно распространяются на несколько сегментов. Этот феномен является неспецифическим и встречается при разных состояниях, сопровождающихся поражением передних рогов спинного мозга и в разном возрасте, — спондилогенной миелопатии, болезни Хираямы [1], системных заболеваниях соединительной ткани [2], спинальном инсульте [3], синдроме острого вялого паралича у детей инфекционного и аутоиммунного генеза [4, 5], нейрооптикомиелите [6] наследственных болезнях обмена — при дефиците биотинидазы [7], токсическом поражении кобальтом [8], а также при болезни мотонейрона [9, 10]. Выявление этого редкого МРТ-феномена у пациента заставило нас обратиться к данным литературы и получить в результате дополнительный признак для определения прогноза течения заболевания.

Клиническое наблюдение

Представляем клинический случай мужчины 32 лет, который за 4 года до первого осмотра стал отмечать периодический тремор и слабость в правой руке при фиксированной позе, без чувствительных нарушений. Травмы, специфические интенсивные нагрузки пациент отрицает. Постепенно слабость в правой руке нарастала, пациент отметил ее похудание. При первичном осмотре в неврологическом статусе обращали на себя убедительные признаки вовлечения нижнего мотонейрона на шейном уровне: снижение силы мышц, удерживающих лопатку, справа до 3 баллов, дельтовидной мышцы и бицепса справа до 4,5 балла, гипотрофия правой дельтовидной мышцы и фасцикуляции в ней. Речевых и глазодвигательных нарушений нет. Сила мимических мышц 5 баллов, язык без атрофий, небный рефлекс сохранен. Сухожильные рефлексы с рук и ног симметричные, с минимальным акцентом справа карпорадиального рефлекса и с m.biceps. Патологических стопных знаков нет. Нарушений поверхностной и глубокой чувствительности нет. Координаторные нарушения отсутствуют. Тазовые функции сохранны.

При электронейромиографии (ЭНМГ) проведение импульса по сенсорным и моторным волокнам нервов рук и ног сохранено. При тестировании игольчатым электродом выявлен текущий денервационно-реиннервационный процесс в мышцах, иннервируемых сегментами CV—CVIII. При лабораторной диагностике не выявлено антител к ганглиозидам. Генетическое тестирование не подтвердило наличие гексануклеотидных повторов в гене C9orf72, по результатам исследования ДНК методом клинического секвенирования (панель «Нервно-мышечные заболевания») не выявлено клинически значимых мутаций. МРТ плечевых сплетений также не выявила отклонений от нормы. При МРТ шейного отдела спинного мозга с функциональными пробами (в обычном прямом положении лежа на спине и в положении максимального сгибания шеи) выявлено усиление МР-сигнала в T2 режиме на уровне CV—CVII позвонков справа и CIII позвонка слева от передних рогов по типу «глаз змеи» (см. рисунок). При МРТ головного мозга патологии не выявлено.

МРТ шейного отдела спинного мозга в режиме T2 в сагиттальной (а, г) и аксиальной (б, в) плоскостях.

Интрамедуллярно в проекции передних рогов серого вещества спинного мозга на уровне тел CIII—CIV позвонков определяются изменения повышенного МР-сигнала (стрелки): симметрично на уровне тела CIII позвонка (б) — феномен «глаз змеи», асимметрично (справа) на уровне тела CIV позвонка (в). Спинной мозг на уровне изменений несколько истончен (атрофичен). При МРТ шейного отдела позвоночника с функциональными пробами в положении максимального сгибания (г) деформации и компрессии спинного мозга задним листком твердой мозговой оболочки (что типично для болезни Хираяма) не наблюдается.

Таким образом, у пациента через 4 года после дебюта мышечной слабости в правой руке наблюдается клиническая и МРТ-картина локального изолированного поражения нижнего мотонейрона на шейном уровне.

При осмотре пациента в динамике через 12 мес отмечено появление умеренно выраженных пирамидных знаков в виде расширения рефлексогенных зон сухожильных рефлексов с рук и ног, появление ладонно-подбородочного рефлекса Маринеско—Радовичи; снижение силы в правой кисти до 3 баллов и появление гипотрофии мышц правой кисти. При ЭНМГ выявлены нейрогенная перестройка потенциалов двигательных единиц и спонтанная активность в мышцах голени.

Таким образом, пациенту с прогрессированием мышечной слабости и наличием признаков поражения нижнего мотонейрона на двух уровнях, а верхнего мотонейрона на одном уровне после исключения других возможных причин в соответствии с пересмотренными диагностическими критериями EL Escorial [11] может быть установлен диагноз возможного бокового амиотрофического склероза (БАС). Другие критерии (Gold Coast) [12], которые получают все большее распространение при диагностике болезни двигательного нейрона, позволяют установить диагноз БАС (без категории «возможный»). Однако длительность течения болезни, медленный темп прогрессирования, минимальное вовлечение верхнего мотонейрона и изменения на МРТ указывают на то, что данный пациент не укладывается в классическую клиническую картину БАС.

Обсуждение

В обсуждении мы рассмотрим классификацию синдромов поражения нижнего мотонейрона и значимости выявления феномена «глаз змеи» у пациентов с клиникой асимметричного поражения нижнего мотонейрона на шейном уровне. Согласно классификации синдромов поражения нижнего мотонейрона [13], при преимущественном вовлечении верхних конечностей выделяют симметричный вариант (синдром «свисающих рук») и асимметричные варианты: болезнь Хираямы, сегментарный вариант болезни мотонейрона и прогрессирующую мышечную атрофию. С учетом длительности течения заболевания на момент первого осмотра и отсутствия клинического и ЭНМГ-вовлечения грудного и поясничного уровней пациенту мог быть установлен диагноз сегментарного варианта болезни мотонейрона. По классификации R. Van den Berg-Vos и соавт. [14] данный синдром можно определить как сегментарную проксимальную спинальную мышечную атрофию, которая, в отличие от болезни Хираямы, дебютирует с проксимальной мускулатуры.

Большинство авторов, которые описывают течение данного варианта болезни мотонейрона [14—17], указывают на преобладание мужчин (соотношение мужчин и женщин, по данным разных авторов, может доходить до 9:1), относительно молодой возраст дебюта (до 40 лет) и относительно благоприятное течение заболевания. Так, у большинства пациентов через 10 лет от начала заболевания нет дыхательных нарушений и длительность жизни от постановки диагноза может превышать 20 лет [14]. Для данного варианта болезни мотонейрона нет общепринятой продолжительности болезни, после которого при отсутствии пирамидных знаков диагноз может быть окончательно подтвержден. Для болезни Хираямы предложено наблюдать пациента в течение 3 лет, после которых вероятность перехода в БАС считается крайне низкой [18]. Следует также отметить, что в описаниях K. Hirayama и других авторов [14, 19, 20] у пациентов с дистальной спинальной мышечной атрофией могли быть высокие сухожильные рефлексы с рук, где была выявлена атрофия. Это свидетельствует о том, что умеренные пирамидные знаки при наличии других критериев не могут однозначно указывать на переход в БАС.

МРТ-феномен «глаз змеи» также считается типичным знаком для сегментарных вариантов болезни нижнего мотонейрона [13], однако может встречаться и при БАС, но в гораздо в меньшем проценте случаев. В серии из 29 пациентов, описанных M. Lebouteux и соавт. [9], с клиникой поражения нижнего мотонейрона и МРТ-феноменом «глаз змеи» в шейном отделе спинного мозга ни у одного из пациентов при динамическом наблюдении не развился БАС. S. Sasaki [21] в 2015 г. описал 3 пациентов с асимметричным вовлечением нижнего мотонейрона на шейном уровне и МРТ-феноменом «глаз змеи». Эти пациенты за 8 лет наблюдения не перешли в БАС и имели медленное относительно благоприятное течение заболевания. На основании этих наблюдений предложено выделить отдельный тип болезни двигательного нейрона — «болезнь нижнего мотонейрона с МРТ-феноменом «глаз змеи».

Таким образом, в случае описанного нами пациента, несмотря на отдельные признаки возможного поражения верхнего мотонейрона (рефлекс Маринеско—Радовичи и оживление сухожильных рефлексов без патологических знаков) и наличие формальных признаков, необходимых для постановки диагноза БАС, пациент нуждается в наблюдении. Наш собственный опыт и данные литературы указывают на то, что, вероятно, у данного пациента имеет место не классический вариант БАС и прогноз заболевания существенно лучше.

Заключение

У пациентов с клинической картиной поражения нижнего мотонейрона на шейном уровне и феноменом «глаз змеи» на МРТ в большинстве случаев болезнь мотонейрона имеет сегментарный характер и более благоприятное течение, чем БАС.

Работа поддержана грантом Автономной некоммерческой организации «Московский центр инновационных технологий в здравоохранении» 2412-35 (соглашение 2412-35/22).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Fontanella MM, Zanin L, Bergomi R, et al. Snake-Eye Myelopathy and Surgical Prognosis: Case Series and Systematic Literature Review. J Clin Med. 2020;9(7):2197. https://doi.org/10.3390/jcm9072197
  2. Hu B, Wu P, Zhou Y, et al. A case of neuropsychiatric lupus Erythematosus characterized by the Owl’s eye sign: a case report. BMC Neurol. 2017;17(1):123.  https://doi.org/10.1186/s12883-017-0902-6
  3. Harada K, Chiko Y, Toyokawa T. Anterior spinal cord syndrome-«owl’s eye sign». J Gen Fam Med. 2018;19(2):63-64.  https://doi.org/10.1002/jgf2.156
  4. Ding JZ, McMillan HJ. «Owl’s Eye» Sign in Acute Flaccid Paralysis. Can J Neurol Sci. 2019;46(6):756-757.  https://doi.org/10.1017/cjn.2019.250
  5. Hayashi F, Hayashi S, Matsuse D, et al. Hopkins syndrome following the first episode of bronchial asthma associated with enterovirus D68: a case report. BMC Neurol. 2018;18(1):71.  https://doi.org/10.1186/s12883-018-1075-7
  6. Cassinotto C, Deramond H, Olindo S, et al. MRI of the spinal cord in neuromyelitis optica and recurrent longitudinal extensive myelitis. J Neuroradiol. 2009;36(4):199-205.  https://doi.org/10.1016/j.neurad.2008.12.008
  7. Dhawan SR, Saini L, Verma Attri S, et al. Owl’s Eye Sign in a Reversible Etiology of Spastic Quadriparesis. Neuropediatrics. 2019;50(2):135-136.  https://doi.org/10.1055/s-0038-1675627
  8. Briani C, Cacciavillani M, Nicolli A, et al. ‘Snake eyes’ MRI sign: possible role of cobalt toxicity? J Neurol. 2015;262(2):471-472.  https://doi.org/10.1007/s00415-014-7580-8
  9. Lebouteux MV, Franques J, Guillevin R, et al. Revisiting the spectrum of lower motor neuron diseases with snake eyes appearance on magnetic resonance imagin Mg. Eur J Neurol. 2014;21(9):1233-1241. https://doi.org/10.1111/ene.12465
  10. Kumar S, Mehta VK, Shukla R. Owl’s eye sign: A rare neuroimaging finding in flail arm syndrome. Neurology. 2015;84(14):1500. https://doi.org/10.1212/WNL.0000000000001449
  11. Ludolph A, Drory V, Hardiman O, et al; WFN Research Group On ALS/MND. A revision of the El Escorial criteria — 2015. Amyotroph Lateral Scler Frontotemporal Degener. 2015;16(5-6):291-292.  https://doi.org/10.3109/21678421.2015.1049183
  12. Brooks BR, Miller RG, Swash M, et al.; World Federation of Neurology Research Group on Motor Neuron Diseases. El Escorial revisited: revised criteria for the diagnosis of amyotrophic lateral sclerosis. Amyotroph Lateral Scler Other Motor Neuron Disord. 2000;1(5):293-299.  https://doi.org/10.1080/146608200300079536
  13. Garg N, Park SB, Vucic S, et al. Differentiating lower motor neuron syndromes. J Neurol Neurosurg Psychiatry. 2017;88(6):474-483.  https://doi.org/10.1136/jnnp-2016-313526
  14. Van den Berg-Vos RM, Visser J, Franssen H, et al. Sporadic lower motor neuron disease with adult onset: classification of subtypes. Brain. 2003;126(5):1036-1047. https://doi.org/10.1093/brain/awg117
  15. O’Sullivan DJ, McLeod JG. Distal chronic spinal muscular atrophy involving the hands. J Neurol Neurosurg Psychiatr. 1978;41:653-658.  https://doi.org/10.1136/jnnp.41.7.653
  16. Kaeser HE, Feinstein R, Tackmann W. Unilateral scapulohumeral muscular atrophy. Eur Neurol. 1983;22(1):70-77.  https://doi.org/10.1159/000115539
  17. Katz JS, Wolfe GI, Andersson PB, et al. Brachial amyotrophic diplegia: a slowly progressive motor neuron disorder. Neurology. 1999;53(5):1071-1076. https://doi.org/10.1212/wnl.53.5.1071
  18. Talbot K. Monomelic amyotrophy or Hirayama’s disease. Pract Neurol. 2004;4:362-365. 
  19. Hirayama K. Juvenile non-progressive muscular atrophy localized in the hand and forearm — observations in 38 cases. Rinsho Shinkeigaku. 1972;12(7):313-324. 
  20. Sobue I, Saito N, Iida M, et al. Juvenile type of distal and segmental muscular atrophy of upper extremities. Ann Neurol. 1978;3(5):429-432.  https://doi.org/10.1002/ana.410030512
  21. Sasaki S. Sporadic lower motor neuron disease with a snake eyes appearance on the cervical anterior horns by MRI. Clin Neurol Neurosurg. 2015;136:122-131.  https://doi.org/10.1016/j.clineuro.2015.06.006

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.