Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Заваденко Н.Н.

Кафедра неврологии и нейрохирургии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета, Москва

Давыдова Л.А.

ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия

Заваденко А.Н.

Кафедра неонатологии ФУВ, НИЛ профилактики и лечения постгипоксических состояний у новорожденных ГБОУ ВПО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова" Минздрава РФ

Нервно-психическое развитие детей, родившихся глубоко недоношенными с экстремально низкой или очень низкой массой тела

Авторы:

Заваденко Н.Н., Давыдова Л.А., Заваденко А.Н.

Подробнее об авторах

Просмотров: 15209

Загрузок: 338


Как цитировать:

Заваденко Н.Н., Давыдова Л.А., Заваденко А.Н. Нервно-психическое развитие детей, родившихся глубоко недоношенными с экстремально низкой или очень низкой массой тела. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018;118(11):49‑55.
Zavadenko NN, Davydova LA, Zavadenko AN. Neurodevelopment of children born very preterm with extremely low and very low body weight. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2018;118(11):49‑55. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro201811811149

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ис­хо­ды пе­ри­на­таль­но­го по­ра­же­ния нер­вной сис­те­мы у глу­бо­ко­не­до­но­шен­ных де­тей к 12 ме­ся­цам скор­ри­ги­ро­ван­но­го воз­рас­та. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(10):97-100

Ежегодно в мире около 15 млн детей рождаются недоношенными (до завершения полных 37 нед гестации), что составляет более 10% всех новорожденных [1]. Большинство (>80%) недоношенных детей рождаются на сроках от 32 до 37 нед гестации, тогда как примерно 10% — с 28 до 32 нед гестации (сильно недоношенные), 5% — до 28 нед гестации (крайне недоношенные) [1].

С недоношенностью связан высокий риск перинатальных поражений ЦНС (церебральная гипоксия—ишемия, пери- и интравентрикулярные кровоизлияния, перивентрикулярная лейкомаляция), заболеваний легких (бронхолегочная дисплазия), нарушений зрения и слуха (ретинопатия недоношенных, тугоухость), при этом величина риска тем выше, чем меньше гестационный возраст и ниже масса тела при рождении [2—5].

Использование современных технологий и методов интенсивной терапии в неонатологии приводит к тому, что в развитых странах выживают дети со все меньшим гестационным возрастом и все более малой массой тела, в том числе экстремально низкой (ЭНМТ) — 500—999 г, очень низкой (ОНМТ) — 1000—1499 г. Если в 1990 г. выживали немногие из детей, рожденных раньше 25 нед гестации, то в 2010 г. — 95% рожденных на сроке до 28 нед и более 50% — до 25 нед [1].

Однако у многих из этих детей формируются патологические состояния, в том числе инвалидизирующего характера, которые включают детский церебральный паралич (ДЦП), общую интеллектуальную недостаточность, отставание в двигательном, речевом, когнитивном, психоэмоциональном развитии и расстройства поведения [2—5].

Формирование этих нарушений связано с ранними поражениями ЦНС, а также с тем, что у недоношенных важные процессы развития ЦНС происходят не внутриутробно, а в сложных условиях постнатальной адаптации. В ЦНС недоношенного ребенка в период, когда он находится в отделении реанимации и интенсивной терапии, должны протекать те же процессы, что и в III триместре нормального внутриутробного развития: глобальные изменения в коре головного мозга, рост дендритов и аксонов, пролиферация и дифференциация глиальных клеток, синаптогенез и миелинизация, в результате которых в 4—5 раз увеличивается объем мозговой коры и белого вещества [5]. Таким образом, при глубокой недоношенности период постнатальной адаптации оказывается очень продолжительным, часто сопровождается инфекционными и соматическими осложнениями, что усугубляет неврологические нарушения.

Все это создает предпосылки для формирования нарушений нервно-психического развития, проблем поведения и трудностей школьного обучения у детей, рожденных глубоко недоношенными.

Цель исследования — оценка нарушений нервно-психического развития у детей 5—8 лет, родившихся недоношенными с ЭНМТ или ОНМТ.

Материал и методы

Проведено обследование 72 пациентов в возрасте от 5 до 8 лет, рожденных недоношенными: 36 (16 мальчиков и 20 девочек) детей с ЭНМТ (1-я группа) и 36 (16 мальчиков и 20 девочек) — с ОНМТ (2-я группа). Группу контроля составили 30 (16 мальчиков, 14 девочек) здоровых, сопоставимых по возрасту (табл. 1).

Таблица 1. Характеристика пациентов трех групп

Критериями включения в исследование являлись ЭНМТ или ОНМТ при рождении; гестационный возраст при рождении 33 нед и менее; возраст на момент обследования от 5 до 8 лет.

Критериями исключения были несоответствие показателей физического развития при рождении (масса и длина тела, окружность головы) гестационному возрасту, в том числе наличие у ребенка признаков задержки внутриутробного развития; врожденная и генетическая патология; перенесенные тяжелые поражения ЦНС (внутрижелудочковое кровоизлияние IV степени, постгеморрагическая гидроцефалия); сенсоневральная тугоухость III—IV степени; ретинопатия недоношенных V стадии (тотальная отслойка сетчатки).

Общеобразовательную школу посещали 25 детей, рожденных с ЭНМТ, 18 — с ОНМТ, некоторые из них (5 с ЭНМТ и 2 с ОНМТ) были приняты в общеобразовательные школы в соответствии с современными принципами инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Различия по числу школьников между группами пациентов, родившихся с ЭНМТ и ОНМТ, были связаны с тем, что в 1-ю группу вошло больше детей школьного возраста, чем во 2-ю (средний возраст в 1-й группе составил 84,9±1,7 мес, во 2-й — 78,3±2,2 мес, p>0,05). Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII уровня (для детей с общим отставанием интеллектуального развития) посещал 1 пациент, рожденный с ЭНМТ. В группе контроля все дети 7—8 лет посещали общеобразовательную школу.

Всем пациентам 1-й и 2-й групп и детям контрольной группы было проведено обследование по шкале Гриффитс для оценки нервно-психического развития детей от 2 до 8 лет (Griffiths Mental Development Scales, Extended Revised: 2 to 8 years — GMDS-ER 2—8, 2006) [6]. Субшкалы шкалы GMDS-ER 2—8 позволяют определить уровень развития ребенка по 6 областям: двигательная активность (А); личностно-социальная (Б); речь (В); зрительно-моторная координация (Г); выполнение действий (Д); практическое мышление (Е) (табл. 2).

Таблица 2. Сферы развития, оцениваемые по шкале GMDS-ER 2—8

Результаты тестирования фиксировались в индивидуальной карте, после чего рассчитывались суммарные баллы по отдельным субшкалам. Затем с использованием центильных таблиц определялась оценка по каждой из 6 субшкал — возрастной эквивалент развития в месяцах, а также стандартизованный показатель (Z). На завершающем этапе индивидуальной оценки результатов на основе оценочных баллов по отдельным субшкалам определялись два итоговых показателя:

— общий показатель уровня нервно-психического развития (General Quotient — GQ), который рассчитывался как средняя величина значений возрастного эквивалента развития по 6 субшкалам;

— Z — мера относительного разброса измеренного значения, которая показывает, сколько стандартных отклонений составляет его разброс относительного среднего значения в норме.

Величины Z от –2 и ниже соответствуют значительному отставанию в развитии, от –1 до –2 — умеренному отставанию [7].

При статистической обработке результатов использовались непараметрические методы, в частности U-тест Манна—Уитни (для независимых выборок). Расчеты проводились с помощью компьютерной программы SPSS Statistics, версия 23 (2015). Значимыми считались различия при p<0,05.

Результаты

Результаты обследования с помощью шкалы GMDS-ER 2—8 [7] приводятся в табл. 3.

Таблица 3. Возрастной эквивалент развития по шкале GMDS-ER 2—8 у пациентов 1-й и 2-й групп по сравнению с контролем Примечание. Достоверность различий с контрольной группой: * — p<0,05; ** — p<0,01.

Значения GQ нервно-психического развития оказались статистически значимо более низкими у пациентов, рожденных с ЭНМТ (73,4±2,1), по сравнению со здоровыми (80,9±2,1; р=0,036). В группе пациентов с ОНМТ GQ также имел тенденцию к снижению и составил 73,1±3,0 (р=0,101). Что касается отставания от нормальных возрастных показателей при дифференцированном анализе по 6 областям, то в 1-й группе снижение показателей достигало статистически значимых различий по субшкалам «двигательная активность» и «выполнение действий», во 2-й группе — по субшкалам «выполнение действий», «практическое мышление». При этом не было обнаружено значимых различий между группами пациентов, родившихся с ЭНМТ и ОНМТ, как по величинам GQ, так и оценкам по всем 6 сферам.

Результаты обследования по шкале GMDS-ER 2—8 также были проанализированы с позиций гендерных различий. При этом мальчики с ЭНМТ и ОНМТ показали гораздо более низкие результаты по сравнению с контролем, чем девочки (см. табл. 3). В частности, значения GQ нервно-психического развития были значимо более низкими (80,5±2,8) по сравнению с группой контроля у мальчиков с ЭНМТ (70,5±3,4, р=0,034) и ОНМТ (65,4±4,6, р=0,022). Одновременно у пациентов мужского пола существенно более низкими оказались оценки по шкале GMDS-ER 2—8, а статистически значимое снижение балльных оценок было выявлено в 1-й группе по субшкалам «двигательная активность» и «речь», во 2-й группе — по субшкалам «речь», «зрительно-моторная координация», «практическое мышление».

В отличие от мальчиков, родившихся с ЭНМТ, девочки продемонстрировали результаты, менее отличавшиеся от соответствующих показателей у здоровых. Статистически значимое снижение балльных оценок у них было выявлено только по шкале «выполнение действий». У девочек, родившихся с ОНМТ, все показатели были близкими к таковым в контрольной группе.

Следует отметить, что в контрольной группе какие-либо существенные различия между мальчиками и девочками по изученным с помощью GMDS-ER 2—8 показателям отсутствовали; наблюдалась лишь тенденция к опережению у мальчиков формирования навыков по субшкале «двигательная активность», а у девочек — по субшкале «выполнение действий».

У пациентов с ЭНМТ значение общего показателя GQ у девочек было выше, чем у мальчиков, и одновременно прослеживалась тенденция к отставанию мальчиков в формировании навыков по 5 областям из 6 (кроме сферы «выполнение действий»), хотя эти различия не достигали значимого уровня.

Среди пациентов, родившихся с ОНМТ, девочки по сравнению с мальчиками показали статистически значимо более высокие результаты по субшкалам «речь» (р=0,045), «зрительно-моторная координация» (р=0,011), «практическое мышление» (р=0,009) и GQ (р=0,021). В некоторой степени это могло быть связано с неравномерным возрастным распределением во 2-й группе, где девочки были на 10,3 мес старше мальчиков. Тем не менее гендерные различия в балльных оценках, которые отражают возрастной эквивалент развития по сферам в месяцах, были более значительными по субшкалам: «речь» — 12,7, «зрительно-моторная координация» — 17,2, «практическое мышление» —13,2, GQ — 13,8.

Эти результаты позволяют предполагать формирование у недоношенных мальчиков, рожденных с ЭНМТ и ОНМТ, более тяжелых когнитивных и моторных нарушений по сравнению с девочками. Этот факт подтверждает существование ранее описанных гендерных различий в формировании перинатальных поражений ЦНС и их последствий, связанных с более высокой уязвимостью развивающегося головного мозга мальчиков [8].

Поскольку значения балльных показателей по шкале GMDS-ER 2—8 в группах детей с ЭНМТ и ОНМТ варьировали, важен не только анализ средних величин, но также их индивидуальная оценка у обследованных пациентов.

У 12 пациентов исследование по субшкалам шкалы GMDS-ER 2—8 выявило общее отставание нервно-психического развития (величина Z для GQ составила —2 и ниже по сравнению с возрастными нормативами, что соответствует значительному отставанию): 6 (16,7%) детей в 1-й группе, 6 (16,7%) — во 2-й. Из них на основании результатов проведенного клинического обследования и с учетом результатов тестирования с помощью шкалы GMDS-ER 2—8 у пациентов, рожденных с ЭНМТ, были диагностированы общее отставание интеллектуального развития (2 девочки), ранний детский аутизм (1 мальчик, у которого также наблюдался ДЦП в форме спастической диплегии), атипичный аутизм (1 мальчик и 2 девочки). Среди 6 пациентов, рожденных с ОНМТ и имеющих значения общего показателя GQ ниже возрастных нормативов, были подтверждены общее отставание интеллектуального развития (1 мальчик с сопутствующей фокальной эпилепсией и 4 девочки, из них 1 с ДЦП в форме спастической диплегии), ранний детский аутизм (1 мальчик).

ДЦП (спастическая диплегия) без общего отставания интеллектуального развития наблюдался у 3 мальчиков 2-й группы. Значения GQ у них соответствовали норме, хотя оценки по субшкалам «двигательная активность» и «зрительно-моторная координация» у них были очень низкими, у 1 — также по субшкале «выполнение действий».

В качестве основного диагноза синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) был подтвержден у 13 (36,1%) пациентов 1-й группы и 11 (30,6%) — 2-й группы. Среди детей с СДВГ не было пациентов со значениями GQ ниже нормы, но у некоторых они находились в диапазоне «умеренное отставание» (при величинах Z от –1 до –2), в том числе у 4 мальчиков в 1-й группе, 2 мальчиков и 1 девочки во 2-й группе. Одновременно умеренное отставание определялось у ряда пациентов с СДВГ по субшкалам «двигательная активность» (5 детей в 1-й группе, 4 — во 2-й), «личностно-социальная» (3 и 2 — в 1-й и 2-й группах соответственно), «речь» (5 — в 1-й группе), «зрительно-моторная координация» (7 и 5), «выполнение действий» (4 и 3), «практическое мышление» (3 и 3).

Высокофункциональный аутизм наблюдался у 5 (13,9%) пациентов 1-й группы и 3 (8,3%) —2-й. Из них у большинства (5 детей в 1-й группе, 1 — во 2-й) значения GQ были в диапазоне «умеренное отставание» (при величинах Z от –1 до –2), как и балльные оценки по субшкалам «двигательная активность» (4 и 3 — в 1-й и 2-й группах соответственно), «зрительно-моторная координация» (2 и 3), «выполнение действий» (4 и 3), «практическое мышление» (4 — в 1-й группе).

У многих пациентов с СДВГ и всех детей с высокофункциональным аутизмом наблюдались клинические проявления статико-локомоторной недостаточности (диспраксии развития), сопровождающейся низкими индивидуальными оценками по субшкалам «двигательная активность», «зрительно-моторная координация», «выполнение действий».

Обсуждение

Следует отметить, что ценность шкалы GMDS-ER 2—8 состоит в том, что при индивидуальной оценке особенностей нервно-психического развития пациента на основе полученных результатов можно делать вывод не только о его глобальном отставании, но и о парциальных нарушениях по отдельным сферам. Диагностика и оценка степени парциальных отклонений в развитии ребенка позволяют давать родителям дифференцированные рекомендации по их коррекции, формировать индивидуальные программы наблюдения за ребенком и его реабилитации.

Согласно полученным данным, в группах детей, рожденных с ЭНМТ и ОНМТ, обнаруживалась значительно более высокая (по сравнению со средними по популяции) встречаемость таких форм нарушений нервно-психического развития, как общее отставание интеллектуального развития, расстройства аутистического спектра (РАС), СДВГ.

Механизмы патогенеза РАС и СДВГ полностью не раскрыты. В них участвуют и сложным образом взаимодействуют генетические и внешние факторы, в связи с чем эти патологические состояния рассматриваются как мультифакторные.

Результаты нескольких исследований [7—10] показали, что недоношенность и низкая масса тела при рождении ассоциированы с высоким риском развития СДВГ у детей, и прежде всего это относится к недоношенным детям с ЭНМТ и ОНМТ. В большом популяционном исследовании [11] было подтверждено, что любое, даже незначительное по отклонению от нормальных сроков преждевременное рождение, является фактором риска СДВГ, и величина данного риска возрастает с каждой неделей уменьшения сроков гестации.

Недоношенность рассматривается также как фактор риска РАС [12—14]. При этом обсуждается [15], связано ли развитие РАС непосредственно с недоношенностью или сопутствующими ей патологическими состояниями, поскольку для новорожденных, у которых развиваются РАС, характерна высокая частота перинатальных осложнений. По-видимому, с развитием РАС ассоциированы недоношенность, перинатальная асфиксия и низкая масса тела при рождении, что подтверждает роль раннего повреждения ЦНС в патогенезе заболевания [16].

Во внутриутробном периоде нейрогенез и нейрональная миграция, формирующие неокортекс, продолжаются до окончания II триместра беременности. Образование извилин, синаптогенез и миелинизация у глубоко недоношенных младенцев продолжаются после рождения, что может сопровождаться коннектопатиями (нарушения связей), расстройствами миелинизации, гибелью клеток головного мозга и лежать в основе развития СДВГ и других нарушений нервно-психического развития (РАС, специфические трудности обучения) [17, 18].

Следует учитывать, что сами преждевременные роды могут быть обусловлены такими механизмами, как заболевания и стресс у матери, инфекция и воспаление, маточно-плацентарная ишемия или кровоизлияние, иммуно-опосредованные процессы, которые способны запускать каскад событий, влияющих на развитие головного мозга плода и приводящих к формированию СДВГ, особенно при наличии генетической предрасположенности.

Некоторые авторы [19] придают значение роли внутриматочного воспаления как связующего звена между недоношенностью и РАС. Бактериальная инфекция во время беременности может приводить к воспалительной реакции и запускать спонтанные роды. Одновременно воспалительная реакция через влияние на формирование ЦНС плода может обусловливать РАС.

Поскольку рождаются и выживают все больше недоношенных детей, накапливаются новые данные об особенностях их нервно-психического развития [2, 4, 5]. Результаты настоящего исследования подтверждают, что глубоко недоношенные новорожденные имеют высокий риск заболеваемости и последующих неблагоприятных психоневрологических и поведенческих отклонений. Также следует отметить гендерные различия в показателях, определявшихся с помощью шкалы GMDS-ER 2—8, и клинических исходах, которые подтверждают, что мужской пол выступает в качестве фактора риска в отношении нарушений нервно-психического развития детей, родившихся с ЭНМТ и ОНМТ.

Таким образом, необходимо как можно раньше выявлять детей из групп риска по развитию этих патологических состояний. Е.С. Сахарова и Е.С. Кешишян [20] рекомендуют оказывать помощь детям, родившимся глубоко недоношенными, на базе амбулаторных центров «последующего наблюдения», в задачи которых должны входить оценка психомоторного развития и динамический контроль состояния здоровья недоношенных детей в течение первых 3 лет жизни; дифференциация диагностики у недоношенных детей органической патологии и функциональных расстройств; коррекция выявленных отклонений, лечение и обследование с учетом особенностей созревания нервной системы. Отмечается актуальность разработки и применения дифференцированных моделей медико-психолого-педагогического сопровождения этих детей на протяжении всего периода детства [20].

Учитывая высокую частоту формирования у детей, родившихся с ЭНМТ и ОНМТ, клиники СДВГ и РАС, при назначении фармакотерапии следует отдавать предпочтение ноотропным препаратам с подтвержденной эффективностью в лечении этих расстройств, к числу которых относится гопантеновая кислота [21, 22]. Недавно опубликованы результаты двойного слепого плацебо-контролируемого исследования [22] гопантеновой кислоты (пантогам) в фармакотерапии СДВГ у детей 6—12 лет продолжительностью 4 мес. Пантогам назначали в таблетках по 250 мг в терапевтической дозе 30 мг/кг массы тела ребенка, разделенной на 2 приема. За 4 мес терапии пантогамом у пациентов статистически значимо снижалась тяжесть проявлений СДВГ по шкале общего клинического впечатления. Исходно тяжесть СДВГ оценивалась в диапазоне от 4 (умеренная) до 5 (выраженная степень тяжести) баллов, но уже через 1 мес лечения пантогамом — в диапазоне 2—3 балла (2 балла — минимальная, 3 — легкая), а также не оставалась в том же диапазоне через 2, 3 и 4 мес лечения. Одновременно эффективность пантогама была продемонстрирована неуклонным ростом доли пациентов с положительным ответом на терапию: с 44,4% через 1 мес лечения до 66,7% к окончанию 2-го месяца терапии и 72,2% — 3-го и 4-го месяцев. Значимый регресс основных симптомов СДВГ по шкале СДВГ—DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders) отмечался через 1 мес терапии пантогамом и продолжался на протяжении 2—4 мес лечения, сопровождаясь уменьшением по сравнению с исходными показателями (p<0,01) всех трех оценок: общего балла, баллов по симптомам «нарушения внимания» и «гиперактивность—импульсивность». Кроме того, за 4 мес лечения пантогамом в сравнении с плацебо снижалась выраженность функциональных нарушений по шкале функциональных нарушений (Weiss functional impairment rating scale — parent repor WFIRS-P), особенно по разделам «самооценка ребенка» и «поведение, сопряженное с риском».

Л.С. Чутко и соавт. [23] приводят данные о высокой эффективности и безопасности применения пантогама при лечении задержек психического развития у детей 5—7 лет, которым препарат назначался в форме 10% сиропа по 7,5 мл/сут в течение 60 сут. После курса лечения положительная динамика была достигнута у 39 (65,0%) из 60 детей. После завершения курса лечения отмечались увеличение речевой активности, улучшение памяти и внимания, координации движений, тонкой моторики. Одновременно у пациентов снижались выраженность астении (утомляемость, эмоциональная лабильность) и гиперактивности. Результаты повторного электроэнцефалографического исследования показали уменьшение признаков функциональной незрелости головного мозга после курса терапии пантогамом.

Таким образом, дети, родившиеся глубоко недоношенными с ЭНМТ и ОНМТ, должны находиться под динамическим наблюдением специалистов для своевременного выявления признаков нарушений нервно-психического развития, что является показанием для проведения комплекса коррекционных мероприятий, включающих медикаментозную терапию с применением препаратов ноотропного ряда. Ранняя диагностика и определение характера отставаний в развитии детей, родившихся глубоко недоношенными, определяет эффективность лечебно-реабилитационных мероприятий, при этом необходимы индивидуальный подход и комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: zavadenko@mail.ru; https://orcid.org/0000-0003-0103-7422

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.