Крылова Е.С.

ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»

Первый депрессивный эпизод в динамике расстройства личности в юношеском возрасте

Авторы:

Крылова Е.С.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1630 раз


Как цитировать:

Крылова Е.С. Первый депрессивный эпизод в динамике расстройства личности в юношеском возрасте. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2021;121(5‑2):35‑40.
Krylova ES. First depressive episode in the dynamics of personality disorders in adolescence. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2021;121(5‑2):35‑40. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202112105235

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пси­хо­па­то­ло­ги­чес­кие расстройства в де­бю­те юве­ниль­но­го пар­кин­со­низ­ма в дет­ском воз­рас­те. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2024;(11-2):96-102
Дис­кус­си­он­ные воп­ро­сы ди­аг­нос­ти­ки и те­оре­ти­чес­кие мо­де­ли ши­зоф­ре­нии в дет­ском воз­рас­те. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):17-24
Сов­ре­мен­ная кон­цеп­ция ле­че­ния под­рос­тков с ме­зи­аль­ной ок­клю­зи­ей. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(4):44-53
Ме­то­ды ле­че­ния па­ци­ен­тов со ске­лет­ны­ми фор­ма­ми дис­таль­ной ок­клю­зии зуб­ных ря­дов с по­мощью зу­бо­аль­ве­оляр­ной ком­пен­са­ции. Роль циф­ро­вых тех­но­ло­гий и под­ход к ле­че­нию. Сто­ма­то­ло­гия. 2024;(5):24-36
Опыт ме­ди­цин­ских спе­ци­алис­тов нар­ко­ло­ги­чес­кой служ­бы по про­фи­лак­ти­ке пот­реб­ле­ния пси­хо­ак­тив­ных ве­ществ сре­ди под­рос­тков и мо­ло­де­жи. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(5):62-68

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет личностные характеристики как одни из главных факторов, влияющих на здоровье человека [1]. Несомненно, что их изучение на этапе формирования в юношеском возрасте с оценкой связи с психическими расстройствами представляет особую важность. Связь между личностью и депрессией давно интересовала исследователей, и в большинстве имеющихся работ депрессивный эпизод1 (ДЭ) указывается как один из наиболее частых сопутствующих заболеваний при расстройстве личности (РЛ) [2—4]. У пациентов с ДЭ в 42—77% случаев диагностируется РЛ [5, 6]. В большинстве исследований наибольшая встречаемость ДЭ обнаруживается при РЛ демонстративного и тревожного кластера [7, 8]. При пограничном РЛ (ПРЛ) частота депрессивных эпизодов к 18 годам может достигать 95%, при нарциссическом (НРЛ) — 45—50% [9], а также составлять 35—40% при обсессивно-компульсивном и зависимом РЛ [10]. С позиции пятифакторной модели, ставшей широко принятой в последние десятилетия, одним из основных факторов риска являются такие патологические личностные дименсии, как нейротизм и экстраверсия [11, 12], которые способствуют повышенной уязвимости и низкой способности преодолевать жизненные трудности, тем самым увеличивая вероятность развития большого депрессивного эпизода [13].

Депрессия считается основной причиной суицидальности у подростков и юношей, о чем неоднократно сообщалось как в клинических, так и в неклинических исследованиях [14, 15]. Самоубийство — вторая ведущая причина смертности во всем мире у молодых людей в возрасте 15—24 лет [1]. Недостаточное психосоциальное функционирование у пациентов с ДЭ при РЛ приводят к формированию устойчивых личных паттернов, связанных с безнадежностью, импульсивностью, невротическим перфекционизмом, повышенной самокритикой, которые в совокупности приводят к искажению мировоззренческих установок и значительно повышают суицидальный риск [16, 17].

Наличие РЛ является отрицательным прогностическим маркером большого депрессивного эпизода и его хронизации [18]. В проспективном исследовании Iacoviello [19] было обнаружено, что наличие демонстративных черт коррелировало с тяжестью и продолжительностью депрессивного эпизода, а тревожных (обсессивно-компульсивных, зависимых) — с хроническим течением. В исследованиях, посвященных изучению депрессивных состояний у пациентов при РЛ тревожного кластера C, отмечена предпочтительность формирования рекуррентного депрессивного расстройства (РДР) после впервые перенесенного в юности ДЭ с доминированием черт «невротического перфекционизма» и «социальной тревогой» [20, 21]. Напротив, при РЛ с демонстративными чертами ДЭ является предиктором различных видов биполярного расстройства, чему способствует наличие черт импульсивности, аффективной нестабильности, грандиозности и когнитивных нарушений [22]. В своей работе R. McIntyre [23] отдельно акцентирует внимание на том, что большой депрессивный эпизод часто не расценивается как начало биполярного аффективного заболевания, так как симптомы гипомании/мании обнаруживаются лишь через несколько лет после его манифестации. В ряде длительных (до 6 лет) клинических наблюдений за амбулаторными и стационарными депрессивными больными подтверждено, что наличие РЛ является предиктором рецидива ДЭ и сокращения длительности ремиссии. Было обнаружено, что наибольшим прогностическим значением для персистирования ДЭ обладает ПРЛ, а наименьшим — шизоидное и шизотипическое РЛ [24].

Таким образом, анализ имеющейся литературы, посвященной изучению влияния РЛ на ДЭ, указывает на такие клинические аспекты, как более ранее появление и продолжительность депрессивных состояний, высокий риск суицидальных попыток и самоубийств, более частые рецидивирование и госпитализации в психиатрические стационары, социальная и профессиональная дезадаптация, длительный ответ на лечение и манифестация в юношеском возрасте [25, 26].

Цель исследования — выявление клинико-психопатологических особенностей первого депрессивного эпизода в контексте формирования личностных аномалий и установление закономерностей их динамики в юношеском возрасте.

Материал и методы

Исследование выполнено в «Научного центра психического здоровья» (НЦПЗ), в отделе юношеской психиатрии, соответствовало положениям Хельсинкской декларации по вопросам медицинской этики и проводилось с соблюдением прав, интересов и личного достоинства участников. План исследования одобрен локальным этическим комитетом ФГБНУ «НЦПЗ». Все обследуемые дали письменное информированное согласие на участие в исследовании. Основными методами были избраны клинико-психопатологический, клинико-катамнестический и психометрический.

Критерии включения:

— первый депрессивный эпизод в соответствии с МКБ-10 (F32.1—F32.2) на момент первичного обследования в юношеском возрасте (16—25 лет);

— диагноз «расстройство личности» (F60.X, F61.X);

— длительность катамнестического наблюдения не менее 5 лет;

— информированное согласие пациента на участие в исследование.

Критерии невключения:

— наличие в анамнезе расстройств шизофренического спектра (F20.X, F21.X, F25.X);

— сопутствующая соматическая, неврологическая или психическая патология, затрудняющая исследование.

Клинико-психопатологически были обследованы 237 больных 16—25 лет с РЛ (180 больных мужского пола и 57 — женского), госпитализированных в психиатрический стационар и получающих лечение амбулаторно по поводу первых депрессивных состояний (F31.X), имеющих диагноз РЛ (F60.X, F61.X). Средний возраст обследованных к моменту первого стационирования составил 19,1±2,4 года. Из этой когорты 149 больных дополнительно обследованы катамнестически в 2010—2020 гг., т.е. в течение не менее 5 лет после перенесенного ДЭ. Для оценки выраженности депрессивной симптоматики использовалась шкала Гамильтона (HAMD-17) [27], которая у 134 (56,5%) больных соответствовала депрессии средней, у 78 (32,9%) больных тяжелой степени и лишь у 25 (10,5%) больных — легкой, что объясняется присоединением психопатологических личностных проявлений и высокой аутоагрессивной активностью.

Оценка клинических типов РЛ проводилась в соответствии с МКБ-10 и DSM-5. Для анализа личностных характеристик и их дифференциации с учетом пубертатного искажения и мозаичности у больных нами использовался клинический опросник Structured Clinical Interview for DSM-5 Personality Disorders (SCID-5-PD) [28], созданный на основе DSM-5. Аутоагрессивное поведение было выявлено у 201 (84,8%) больного и представлено: суициддезинтегрированные несуицидальные самоповреждения (НССП) 59 (34,3%) больных, суицидинтегрированные НССП 69 (34,3%) больных, суицидальные попытки (СП) без НССП 73 (36,3%) больных. Среди обследованных преобладали учащиеся высших и средних учебных заведений. Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью пакета программ Statistica 10.0 для Windows («StatSoft», США). Для определения статистической значимости различий использовали критерий Пирсона χ2, t-критерий Стьюдента. Критическим уровнем статистической значимости принято значение p≤0,05.

Результаты и обсуждение

На основании проведенного исследования было выявлено, что отдельные проявления как патологических конституциональных черт с эпизодами ауто- и гетероагрессии, препятствующей успешной адаптации, так и эпизодов аффективной нестабильности, моторной ускоренности или, напротив, сниженной активности отмечены с детско-подросткового возраста. Школьная успеваемость была неравномерной, а контакты со сверстниками нередко дисгармоничными. При этом успеваемость если снижалась, то на непродолжительное время, освоение бытовых навыков и формирование социальных контактов было своевременным, несмотря на часто возникающие конфликты. С 13—15 лет постепенно происходило заострение личностных черт с эмоциональной неустойчивостью, общим «аффективным напряжением», циклотимоподобными фазами либо, напротив, некоторой аутизацией, ограничением социальных контактов с избирательными односторонними увлечениями, расстройствами невротического регистра, аддикциями. При неблагоприятной для больных социальной ситуации можно было отметить появление НССП, а позднее к 15—16 годам эпизодов суицидальной активности, чаще демонстративно-шантажного и импульсивного характера. В целом у всех больных отмечалась аффективная и эмоциональная лабильность на протяжении всего юношеского периода, которая формировала непрерывную патологическую динамику РЛ. Манифестация первого очерченного депрессивного эпизода в большинстве случае относилась к 17—19 годам и была связана с субъективно тяжелой для пациента ситуацией или сменой социального стереотипа. Поводом обращения к психиатрам во всех случаях являлось депрессивное состояние, нередко сопровождавшееся аутоагрессивным поведением и/или совершенной суицидальной попыткой.

Первый депрессивный эпизод отличался полиморфизмом и гетерогенностью. Для определения клинико-психопатологических особенностей ДЭ мы использовали ранее разработанную и уточненную типологию юношеских депрессий при РЛ [29] (табл. 1).

Таблица 1. Соотношение разновидностей первого депрессивного эпизода с различными типами РЛ в юношеском возрасте

Table 1. Relation of the first-episode depression variants with different types of personality disorder in adolescence

Тип РЛ

Разновидности ДЭ

с невротическими расстройствами

со сверхценными расстройствами

с аддиктивными расстройствами

с ЮАН

с АПС

Итого

n

%

n

%

n

%

n

%

n

%

n

%

52

22,0

65

27,4

78

32,9

22

9,3

20

8,4

237

100,0

Пограничный (F60.31)

16

18,8

15

17,6

37

43,5

9

10,6

8

9,5

85

35,9

Нарциссический (F61.0)

14

23,7

20

33,9

24

40,7

1

1,7

0

0,0

59

24,9

Тревожный (F60.6)

18

43,9

7

17,1

9

22,0

5

12,1

2

4,9

41

17,3

Шизоидный (F60.1)

4

7,7

23

44,2

8

15,4

7

13,5

10

19,2

52

21,9

Примечание. χ2=53,487; p<0,05.

Note. χ2=53.487; p<0.05.

Разновидность ДЭ с невротическими расстройствами с преобладанием тревожного или тревожно-тоскливого аффекта, обсессивно-фобическими расстройствами, которые обнаруживали аффинитет к депрессивной патологии и сопровождались выраженными идеями малоценности, явлениями социофобии.

Разновидность ДЭ со сверхценными расстройствами с преобладанием сверхценных расстройств при меньшей выраженности основных компонентов триады чаще дисморфофобического, метафизического и/или ипохондрического содержания, носящих характер пессимистического мировоззрения с суицидальным компонентом в его структуре.

Разновидность ДЭ с аддиктивными расстройствами с преимущественно дисфорическим аффектом «unlust» и вектором вины, направленным на окружение, различными аддикциями и импульсивными действиями, чаще антисоциального характера, обуславливающих высокую частоту аутоагрессивных действий.

Разновидность ДЭ с юношеской астенической несостоятельностью (ЮАН) [30] — с преимущественно тревожно-апатическим аффектом, доминирующими когнитивными расстройствами в виде замедления течения мыслительных процессов, трудностями осмысления, запоминания, невозможностью обучения, «реакциями отказа».

Разновидность ДЭ с аттенуированной психотической симптоматикой (АПС) [31] — с транзиторной и «ослабленной» психотической симптоматикой, возникающей на фоне экзогенной провокации психоактивными веществами или внезапно возникшей стрессовой ситуации, носящей депрессивную окраску.

Как видно из представленных в табл. 1 данных, обнаружено следующее статистически значимое предпочтение выделенных разновидностей первого ДЭ определенным типам РЛ: с аддиктивными расстройствами — чаще выявлен при пограничном и нарциссическом РЛ, со сверхценными расстройствами — при шизоидном и нарциссическом РЛ, с невротическими расстройствами при тревожном и в меньшей степени при нарциссическом РЛ. Разновидности с ЮАН и АПС отличались более редкой встречаемостью и больше были отмечены при шизоидном, тревожном и пограничном РЛ, а с АПС при шизоидном и пограничном РЛ.

При оценке аутоагрессивного поведения (табл. 2) выявлено статистически значимое наибольшее преобладание НССП без СП при разновидности ДЭ с аддиктивными расстройствами, НССП в сочетании с СП при разновидности ДЭ с невротическими расстройствами. СП без НССП чаще отмечены при разновидности ДЭ со сверхценными расстройствами, при этом здесь чаще совершались серьезно продуманные аутоагрессивные действия с рациональным обоснованием правомочности самоубийства.

Таблица 2. Соотношение разновидностей первого депрессивного эпизода с различными видами аутоагрессивного поведения в юношеском возрасте

Table 2. Relation of the first-episode depression variants with different types of autoagressive behaviors in adolescence

Аутоагрессивные действия

Разновидности ДЭ

с невротическими расстройствами

со сверхценными расстройствами

с аддиктивными расстройствами

с ЮАН

с АПС

итого

n

%

n

%

n

%

n

%

n

%

n

%

54

26,8

49

24,4

65

32,3

15

7,5

18

9,0

201

100,0

НССП

13

22,0

1

1,7

37

62,7

5

8,5

3

5,1

59

29,3

СП с НССП

26

37,7

13

18,8

23

33,3

3

4,4

4

5,8

69

34,4

СП без НССП

15

20,5

35

47,9

5

6,9

7

9,6

11

15,1

73

36,3

Всего больных с СП

41

28,9

48

33,8

28

19,7

10

7,0

15

10,6

142

70,7

Примечание. χ2=72,295, p<0,05.

Note. χ2=72.295, p<0.05.

Для определения дальнейшей динамики РЛ с первым ДЭ при клинико-катамнестическом обследовании в соответствии с МКБ-10 были определены следующие основные типы коморбидных расстройств аффективного спектра (табл. 3).

Таблица 3. Соотношение типов РЛ с коморбидными расстройствами аффективного спектра на момент катамнестического обследования

Table 3. Relation of PD with affective disorders in the follow-up study

Тип РЛ

Однократный ДЭ

БАР I

БАР II

Циклотимия

РДР

Итого

n

%

n

%

n

%

n

%

n

%

n

%

31

20,8

10

6,7

52

34,9

19

12,8

37

24,8

149

100,0

Пограничный (F60.31)

4

9,1

4

9,1

29

65,9

3

6,8

4

9,1

44

29,5

Нарциссический (F61.0)

6

15,0

0

0,0

16

40,0

9

22,5

9

22,5

40

26,9

Тревожный (F60.6)

8

26,7

0

0,0

4

13,3

4

13,3

14

46,7

30

20,1

Шизоидный (F60.1)

13

37,1

6

17,1

3

8,6

3

8,6

10

28,6

35

23,5

Примечание. χ2=57,769; p<0,05.

Note. χ2=57.769; p<0.05.

С однократным ДЭ больные однократно проходили стационарное лечение, в дальнейшем у них отмечалась редукция аффективной симптоматики. При этом на протяжении жизни в психотравмирующих ситуациях могли возникать субклинические психопатологические расстройства невротического регистра или аддикции, не нарушающие при этом психосоциальное функционирование; свойственны шизоидному и тревожному РЛ и разновидностям со сверхценными и аддиктивными расстройствами и в меньшей степени с АПС.

Биполярное аффективное расстройство I типа (БАР I) отличалось наиболее тяжелым течением, в основном было отмечено при шизоидном и в меньшей степени пограничном РЛ и разновидности с АПС и являлось показателем тяжести динамики РЛ.

Биполярное аффективное расстройство II типа (БАР II) чаще встречалось при ПРЛ и НРЛ. Среди типологических разновидностей отмечалась относительно равномерная их представленность — с невротическими, сверхценными, аддиктивными расстройствами и с АПС, кроме ДЭ с ЮАН.

Циклотимия была представлена при нарциссическом РЛ и являлась предпочтительной для разновидности ДЭ с ЮАН.

Рекуррентное депрессивное расстройство (РДР) встречалось при тревожном, шизоидном РЛ и в меньшей степени при нарциссическом РЛ, при разновидностях ДЭ с невротическими расстройствами и с ЮАН.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование показало, что первый депрессивный эпизод в рамках динамики РЛ в юношеском возрасте отличается значительным многообразием, обусловленным структурой РЛ при патопластическом участии возрастного фактора. Диагностика РЛ в юношеском возрасте основывается на искаженных личностных чертах, не включающих нарушения в аффективной сфере, которые являются отдельным измерением аффективной патологии. Индивидуальные различия расстройств личности обуславливают типологическую предпочтительность первых депрессивных эпизодов и особенности дальнейшего течения аффективных расстройств. Высокая сопряженность первого депрессивного эпизода с аутоагрессивными действиями определяет их высокий суицидальный риск. Следовательно, первый депрессивный эпизод в динамике РЛ отличается более тяжелым течением, так как патологические личностные черты формируют уязвимость ко всему спектру аффективной патологии. Определены варианты дальнейшей динамики РЛ с первым ДЭ, имеющие прогностическое значение: однократный ДЭ при шизоидном и тревожном РЛ; биполярные аффективные расстройства при пограничном и нарциссическом РЛ, рекуррентное депрессивное расстройство при тревожном РЛ. Выявленные клинико-психопатологические особенности будут способствовать созданию единой модели прогнозирования аффективных расстройств и формированию терапевтических и социореабилитационных стандартов помощи данному контингенту больных.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

1По DSM-5 — большой депрессивный эпизод.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.