Еричев А.Н.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» Минздрава России;
ФГБОУ ВО Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова Минздрава России

Коцюбинский А.П.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» Минздрава России

Кузнецова С.Л.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева» Минздрава России

Депрессия как биопсихосоцильная проблема

Авторы:

Еричев А.Н., Коцюбинский А.П., Кузнецова С.Л.

Подробнее об авторах

Прочитано: 2936 раз


Как цитировать:

Еричев А.Н., Коцюбинский А.П., Кузнецова С.Л. Депрессия как биопсихосоцильная проблема. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2021;121(5‑2):7‑11.
Erichev AN, Kotsyubinsky AP, Kuznetsova SL. Depression as a biopsychosocial problem. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2021;121(5‑2):7‑11. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20211210527

Рекомендуем статьи по данной теме:

Представления о биопсихосоциальной сущности психических расстройств рассматривались в трудах первой половины ХХ века — Г.А. Захарьина, а также В.М. Бехтерева, П.Б. Ганнушкина, В.А.Гиляровского и Д.Е. Мелехова, но терминологически закрепились позже в работах G. Engel [1]. В последующем многие ведущие отечественные ученые, среди которых можно упомянуть Г.Е. Сухареву (1936), И.В. Давыдовского (1965), М.М. Кабанова (1971), А.В. Снежневского (1972), сообщали о невозможности четкого разграничения значимости биологического, психологического и социального факторов в патогенезе психических заболеваний. Одновременно с этим все больше сторонников приобретала концепция единого психоза, основоположниками которой являлись немецкие психиатры E. Zeller, H. Neumann и W. Griesenger [2, 3], что было обусловлено разочарованием в «нозологическом диктате», который существовал в психиатрии в течение ста с лишним лет. Правомерность существования такой концепции доказывается многими исследованиями об общем для всех аутохтонных психозов генетически детерминированном психическом диатезе («генетическом диатезе» по D. Wildenauer и соавт. [4].

Нивелируемая в рамках единого психоза дихотомия «экзогенного и эндогенного» применительно к аффективным расстройствам реализуется в «киндлинг»-гипотезе (от англ. kindling — разжигание) [5], согласно которой стрессору как экзогенному фактору отводится триггерная роль в развитии первого приступа депрессии. В дальнейшем в связи с «киндлинг»-эффектом формирование следующих аффективных фаз все больше автоматизируется за счет включения нейробиологических механизмов, вследствие чего уменьшается триггерная роль стресса, а фазы все в большей степени развиваются спонтанно. Не случайно «на срезе», особенно в инициальном периоде заболевания, а также в случае непсихотического уровня его выраженности, депрессивные симптомокомплексы при разном генезе заболевания (невротическом или аутохтонном) различаются незначительно и не имеют «оснований для обоснованной дифференциации имеющихся нарушений» [6].

В рамках этих воззрений и в соответствии с базовым положением биопсихосоциальной концепции представляется закономерным представление о том, что возникновению психической патологии способствует ряд факторов [7, 8], а именно: снижение биологических и психологических адаптационно-компенсаторных возможностей индивидуума, определяющих биогенез и психогенез психических расстройств.

Биологический адаптационно-компенсаторный потенциал

Биологический адаптационно-компенсаторный потенциал в значительной степени связан с генетическими особенностями индивидуума (обусловливающими его биологическую уязвимость) и эпигенетическим дисфункционалом, зависимым от психосоциальных воздействий. Последний в случае возникновения в чувствительные периоды жизни индивидуума может оказывать долговременное воздействие на развивающийся мозг и в конечном счете обусловливать экспрессию биологически уязвимых генов. Биологический адаптационно-компенсаторный потенциал определяет биогенез заболевания, что успешно изучается в рамках биомедицинской (биопсихогенетической) концепции [9].

В литературе имеются данные, свидетельствующие о наличии тесной связи между жестоким обращением в детстве и развитием психической патологии [10]. При этом, по данным метаанализа, включившего порядка 16 исследований с 25 471 участником [11], согласованность между проспективными и ретроспективными оценками жестокого обращения с детьми была низкой: κ=0,19 (95% ДИ 0,14—0,24; p<0,001) и зависела от формы сбора информации (бóльшая согласованность отмечалась при интервью, чем при использовании опросников), что доказывает необходимость рассмотрения проблемы последствий насилия в отношении детей более широко, так как спектр возможных психических расстройств может варьировать.

Установлено, что жестокое обращение в детстве существенно увеличивает риск депрессии и тревоги у взрослых. В систематическом обзоре, посвященном этому вопросу [10], представлены убедительные доказательства подобного влияния и делаются выводы о необходимости эффективных социальных программ и проведения соответствующей политики для уменьшения случаев жестокого обращения с детьми. Более того, показана связь между депрессией и видами аномального воспитания в детстве. Анализ 12 исследований с 4372 участниками [12] с применением опросника детского опыта запущенности и жестокого обращения (CECA) показал, что психологическое насилие и запущенность наиболее сильно связаны с развитием депрессии во взрослом возрасте.

Подтверждением определенной роли психосоциальных влияний в биогенезе заболевания являются также исследования, свидетельствующие о том, что люди, испытавшие повторную детскую травму или множественные формы детской травмы, имеют больший риск развития психического расстройства во взрослом возрасте [13]. По данным метаанализа S. Matheson и соавт. [14] была установлена высокая вероятность возникновения того или иного диагноза у людей, переживших травму в детстве (ОР 0,03, p<0,0001): встречаемость шизофрении примерно соответствует встречаемости аффективных психозов, депрессии и расстройств личности, но оказывается сравнительно более низкой, чем диссоциативного расстройства (например, ПТСР).

Это обстоятельство, с точки зрения R. van Winkel и соавт. [15], связано с тем, что, хотя детская травма носит неспецифический характер, она может обусловливать нарушение генетической системы регуляции настроения (изменение гена транспортера серотонина), нейропластичности (BDNF) и стресс-реактивности (FKBP5), вносящих вклад в формирование целого ряда психических расстройств.

Множественные детские травмы можно рассматривать как независимый детерминант хронического характера депрессии во взрослом возрасте [16]. Показано, что при большом депрессивном расстройстве (БДР) хронизация течения (персистирование депрессивной симптоматики не менее 24 мес на протяжении 4 лет) была связана со значительно более высокой распространенностью субъективно тяжелых детских травм, а не любых событий детской жизни (OR=2,06; 95% ДИ=1,13—3,73, p=0,02). Следует, однако, отметить, что этот вопрос требует дальнейшего изучения. Так, другой метаанализ, касающийся изучения полигенной оценки детской травмы [17] (подверженность сексуальному или физическому насилию) и объединивший 3024 случая БДР и 2741 контрольный случай (всего 5765 участников), не нашел убедительного подтверждения общегеномных эффектов детской травмы.

Психологический адаптационно-компенсаторный потенциал

Психологический адаптационно-компенсаторный потенциал представляет собой совокупность многообразных психических функций, центральной инстанцией которых является структура «Я», обеспечивающая их согласование и управление, а также сохранение индивидуальности человека на всем протяжении его жизненного пути [18]. Психологический адаптационно-компенсаторный потенциал определяет психогенез заболевания, осуществляемый на невротическом, пограничном (субпсихотическом) и психотическом уровнях [19], что изучается преимущественно в биопсихосоциальных исследованиях.

С этой точки зрения представляют несомненный интерес работы, свидетельствующие о том, что ранний детский опыт формирует основы когнитивных схем, которые отражаются в определенных переживаниях, поведении и группах убеждений пациента при развитии у них в дальнейшем психического расстройства. Ранние дезадаптивные схемы, таким образом, развиваются и носят характер участвующего в патогенезе заболевания психосоциального воздействия. E. Li и соавт.[20] проведен систематический поиск в 9 электронных базах данных (для выявления подходящих исследований, опубликованных на английском языке в период с января 1980 г. по январь 2020 г.). Были отобраны 34 статьи, в которых участвовали 18 529 взрослых и 3434 подростка, и изучены факторы связи эмоционального насилия в детстве и депрессии во взрослом возрасте с точки зрения их соотношения в 5 кластерах промежуточных психосоциальных переменных: ранние дезадаптивные схемы, когнитивно-личностные переменные, нарушение регуляции эмоций, межличностные стили и стрессовые негативные события. В 11 из отобранных исследований был выявлен уникальный вклад эмоционального насилия и других форм жесткого обращения в детстве в развитие депрессии (например, ранние дезадаптивные схемы, беспомощность, негативные когнитивные стили, погруженность в размышления, общее нарушение регуляции эмоций). Поскольку психологические факторы функционируют как сложная взаимосвязанная система, авторы предлагают рассматривать полученные данные с осторожностью, указывая на нехватку крупномасштабных адекватных лонгитюдных исследований.

Допустимо предположение о том, что дезадаптивные схемы могут повышать уязвимость (в рамках психического диатеза) к развитию психических расстройств, а также сохранять свое негативное воздействие в процессе заболевания, а именно — патопластическое или патокинетическое соучастие индивидуума в феноменологическом оформлении психопатологической симптоматики (психогенез выступает в таком случае в одном «флаконе» с биогенезом, оформляя содержательную сторону психопатологических переживаний). С этой точки зрения представляют несомненный интерес работы, свидетельствующие о том, что ранний детский опыт (в том числе широкий спектр негативных воздействий, включающий насилие, утрату близкого человека, социальную депривацию и многое другое) формирует основы психологического адаптационно-компенсаторного потенциала, в частности — когнитивных схем, которые в дальнейшем отражаются в определенных переживаниях, поведении и группах убеждений пациента при развитии у них во взрослом возрасте психического расстройства. Ранние дезадаптивные схемы, таким образом, формируясь при участии психосоциального воздействия, проявляются в патогенезе развившегося позднее заболевания. При таком понимании дезадаптивные схемы становятся одним из факторов риска, снижающим психологические адаптационно-компенсаторные способности индивидуума, что приводит к формированию заболевания или рецидиву при уже имеющейся болезни.

Психотерапия при аффективных расстройствах

В рамках биопсихосоциального подхода особую важность представляет изучение эффективности психотерапии при аффективных расстройствах, особенно результатов психотерапевтического воздействия на конкретные изменения активности мозга. В одном из метаанализов, посвященных этому вопросу, L. Marwood и соавт. [21] была проведена оценка изменений мозговой активности, сопровождающей психотерапию (22 исследования, n=352), а также нейронных предикторов улучшения при депрессии и тревоге (11 исследований, n=293). Модель двойного процесса предполагает, что психотерапия связана с повышением эмоциональной регуляции в префронтальной коре мозга и снижением скрытой эмоционально-реактивной активности в лимбической системе. Наиболее убедительные выводы метаанализа заключались в значительном снижении при депрессии активности в области передней цингулярной/парацингулярной извилины, нижней лобной извилины и прогностического улучшения состояния при повышении активности в островковой доле большого мозга, что согласуется с нейронными моделями улучшения эмоциональных реакций в процессе терапии.

Изучается также корригирующее влияние психотерапии на определенные психологические характеристики индивидуума, что получило свое подтверждение при использовании целого ряда методов (интерперсональная, когнитивно-поведенческая, основанная на осознанности, когнитивно-поведенческая, кратковременная психодинамическая терапия депрессии, эмоционально-фокусированная, проблемно-разрешающая, поведенческая активация, терапия принятия и ответственности и другие). Однако существует сложность использования принципов доказательной медицины в нефармакологических (в том числе психотерапевтических) исследованиях, что отмечено в метаобзоре эффективности психотерапии при депрессии M. Stoll и соавт. [22], которые, проведя метаэпидемиологическое исследование рандомизированных исследований эффективности психотерапии при депрессии (2015—2018), констатировали расхождение между несущественным выводом, полученным в результате проведенных рандомизированных исследований, и чрезмерно благоприятной интерпретацией эффекта психотерапевтического лечения при нерандомизированных.

Отдельный интерес представляет собой изучение влияния терапии на качество жизни лиц, страдающих депрессией. Так, метааналитическое исследование, посвященное изучению изменений качества жизни у взрослых с депрессивным расстройством [23], которые получали когнитивно-поведенческую терапию — КПТ (24 исследования, 1969 пациентов) или терапию селективными ингибиторами обратного захвата серотонина (СИОЗС) (13 исследований, 4286 пациентов), свидетельствует, что умеренные улучшения качества жизни наблюдались как при КПТ, так и при терапии СИОЗС. Авторы делают вывод, что улучшение качества жизни при КПТ и терапии СИОЗС, возможно, вызвано различными механизмами (психологическими в одном случае и биологическими — в другом).

Еще одно крупное исследование (123 публикации, 29 879 пациентов с депрессией) имело целью изучить сравнительную эффективность психотерапии, фармакотерапии и их комбинации с точки зрения функционирования и качества жизни [24]. При непосредственном сопоставлении результаты первоначального анализа не показали преимуществ какого-либо из подходов, однако после коррекции на искажение публикации психотерапия в плане влияния на качество жизни оказалась более эффективной, чем фармакотерапия. Сочетание психотерапии и терапии лекарственными препаратами показало значительно лучшие результаты по сравнению с каждым изолированным видом лечения, дающим небольшие эффекты.

Заключение

Признание роли в общей картине заболевания биологических и психологических адаптационно-компенсаторных механизмов обосновывает психопрофилактическую и терапевтическую роль психотерапии и необходимость ее использования (в комплексной системе биопсихосоциальной реабилитации) при аффективных расстройствах. В рамках биопсихосоциальной концепции все больший вес приобретает обоснование персонализированной личностно-центрированной медицины, содержание которой определяется необходимостью рассматривать не только особенности психофармакологической терапии, но также индивидуально ориентированный объем и характер предпринимаемых по отношению к пациенту психотерапевтических и социотерапевтических усилий.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Литература / References:

  1. Engel GL. Sounding board. The biopsychosocial model and medical education. Who are to be the teachers? The New England Journal of Medicine. 1982;306(13):802-805.  https://doi.org/10.1056/NEJM198204013061311
  2. Каннабих Ю.В. История психиатрии. М.: АСТ; Харвест; 2002.
  3. Тен В.И. Концепция «единого психоза» Неймана-Шризингера: адаптационная парадигма в психиатрии. Вестник КРСУ (киргизско-российского славянского университета). 2008;8(4):151-154. 
  4. Wildenauer DB, Schwab SG, Maier W, Detera-Wadleigh SD. Do schizophrenia and affective disorder share susceptibility genes? Schizophrenia Research. 1999;39(2):107-160.  https://doi.org/10.1016/s0920-9964(99)00108-5
  5. Post RM, Rubinow DR, Ballenger JC. Conditioning and sensitisation in the longitudinal course of affective illness. The British Journal of Psychiatry: the Journal of Mental Science. 1986;149, 191—201.  https://doi.org/10.1192/bjp.149.2.191
  6. Александровский Ю.А. Краткий психиатрический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РЛС; 2008.
  7. Howes OD, Murray RM. Schizophrenia: an integrated sociodevelopmental-cognitive model. Lancet (London, England). 2014;383(9929):1677-1687. https://doi.org/10.1016/S0140-6736(13)62036-X
  8. Garety PA, Bebbington P, Fowler D, Freeman D, Kuipers E. Implications for neurobiological research of cognitive models of psychosis: a theoretical paper. Psychological Medicine. 2007;37(10):1377-1391. https://doi.org/10.1017/S003329170700013X
  9. Незнанов Н.Г., Рукавишников Г.В., Касьянов Е.Д., Филиппов Д.С., Кибитов А.О., Мазо Г.Э. Биопсихосоциальная модель в психиатрии как оптимальная парадигма для современных биомедицинских исследований. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2020;2:3-15.  https://doi.org/10.31363/2313-7053-2020-2-3-15
  10. Li M, D’Arcy C, Meng X. Maltreatment in childhood substantially increases the risk of adult depression and anxiety in prospective cohort studies: systematic review, meta-analysis, and proportional attributable fractions. Psychological Medicine. 2016;46(4):717-730.  https://doi.org/10.1017/S0033291715002743
  11. Baldwin JR, Reuben A, Newbury JB, Danese A. Agreement Between Prospective and Retrospective Measures of Childhood Maltreatment: A Systematic Review and Meta-analysis. JAMA Psychiatry. 2019;76(6):584-593.  https://doi.org/10.1001/jamapsychiatry.2019.0097
  12. Infurna MR, Reichl C, Parzer P, Schimmenti A, Bifulco A, Kaess M. Associations between depression and specific childhood experiences of abuse and neglect: A meta-analysis. Journal of Affective Disorders. 2016;190:47-55.  https://doi.org/10.1016/j.jad.2015.09.006
  13. Shevlin M, Houston JE, Dorahy MJ, Adamson G. Cumulative traumas and psychosis: an analysis of the national comorbidity survey and the British Psychiatric Morbidity Survey. Schizophrenia Bulletin. 2008;34(1):193-199.  https://doi.org/10.1093/schbul/sbm069
  14. Matheson SL, Shepherd AM, Pinchbeck RM, Laurens KR, Carr VJ. Childhood adversity in schizophrenia: a systematic meta-analysis. Psychological Medicine. 2013;43(2):225-238.  https://doi.org/10.1017/S0033291712000785
  15. van Winkel R, van Nierop M, Myin-Germeys I, van Os J. Childhood trauma as a cause of psychosis: linking genes, psychology, and biology. Canadian journal of psychiatry. Revue Canadienne de Psychiatrie. 2013;58(1):44-51.  https://doi.org/10.1177/070674371305800109
  16. Wiersma JE, Hovens JGFM, van Oppen P, Giltay EJ, van Schaik DJF, Beekman ATF, Penninx BWJH. The Importance of Childhood Trauma and Childhood Life Events for Chronicity of Depression in Adults. The Journal of Clinical Psychiatry. 2009;70(7):983-989.  https://doi.org/10.4088/jcp.08m04521
  17. Peyrot WJ, Van der Auwera S, Milaneschi Y, Dolan CV, Madden P, Sullivan PF, Strohmaier J, Ripke S, Rietschel M, Nivard MG, Mullins N, Montgomery GW, Henders AK, Heat AC, Fisher HL, Dunn EC, Byrne EM, Air TA, Major Depressive Disorder Working Group of the Psychiatric Genomics Consortium, Baune B.T., Penninx B. Does Childhood Trauma Moderate Polygenic Risk for Depression? A Meta-analysis of 5765 Subjects From the Psychiatric Genomics Consortium. Biological Psychiatry. 2018;84(2):138-147.  https://doi.org/10.1016/j.biopsych.2017.09.009
  18. Овчинников Б.В., Дьяконов И.Ф., Богданова Л.В. Психическая предпатология (превентивная диагностика и коррекция). СПб.: ЭЛБИ-СПб; 2010.
  19. Кернберг О.Ф. Тяжелые Личностные расстройства: Стратегии психотерапии. Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс»; 2000.
  20. Li ET, Luyten P, Midgley N. Psychological Mediators of the Association Between Childhood Emotional Abuse and Depression: A Systematic Review. Frontiers in Psychiatry. 2020;11:559213. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2020.559213
  21. Marwood L, Wise T, Perkins AM, Cleare AJ. Meta-analyses of the neural mechanisms and predictors of response to psychotherapy in depression and anxiety. Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2018;95:61-72.  https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2018.09.022
  22. Stoll M, Mancini A, Hubenschmid L, Dreimüller N, König J, Cuijpers P, Barth J, Lieb K. Discrepancies from registered protocols and spin occurred frequently in randomized psychotherapy trials-A meta-epidemiologic study. Journal of Clinical Epidemiology. 2020;128:49-56.  https://doi.org/10.1016/j.jclinepi.2020.08.013
  23. Hofmann SG, Curtiss J, Carpenter JK, Kind S. Effect of treatments for depression on quality of life: a meta-analysis. Cognitive Behaviour Therapy. 2017;46(4):265-286.  https://doi.org/10.1080/16506073.2017.1304445
  24. Kamenov K, Twomey C, Cabello M, Prina AM, Ayuso-Mateos JL. The efficacy of psychotherapy, pharmacotherapy and their combination on functioning and quality of life in depression: a meta-analysis. Psychological Medicine. 2017;47(3):414-425.  https://doi.org/10.1017/S0033291716002774

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.