Немцов А.В.

Московский научно-исследовательский институт психиатрии Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Ивушкин А.А.

Московский научно-исследовательский институт психиатрии Министерство здравоохранения и социального развития РФ

Сравнительный наукометрический анализ материалов XIII и XIV съездов психиатров России: наркология

Авторы:

Немцов А.В., Ивушкин А.А.

Подробнее об авторах

Прочитано: 607 раз


Как цитировать:

Немцов А.В., Ивушкин А.А. Сравнительный наукометрический анализ материалов XIII и XIV съездов психиатров России: наркология. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2010;110(5‑2):98‑104.
Nemtsov AV, Ivushkin AA. Сomparative scientometric analysis of the Proceedings of XIII and XIV Congresses of Russian Psychiatrists: narcology. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2010;110(5‑2):98‑104. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:

По мере все более глубокого внедрения науки в жизнь людей, наука сама по себе становилась объектом исследования. На этом пути родились новые отрасли знания. Одна из них - наукометрия (sciencemetrics), которая занимается количественной оценкой научного продукта, что позволяет получать объективное представление о состоянии науки, путях ее развития и доминирующих направлениях.

К настоящему времени наукометрический метод хорошо разработан: первые книги по наукометрии на русском языке появились в 1966 и 1969 гг. [4, 12]. Наукометрия уже располагает большим набором методов количественного анализа как качественной, так и тематической стороны научной продукции [7].

Сначала за рубежом [10], а позже и в нашей стране [3, 9, 11] начали появляться наукометрические исследования психиатрии, главным образом, ее математического обеспечения, как показателя становления науки. Применительно к западной и, особенно, отечественной психиатрии в этом отношении выводы оказались малоутешительными. Позже были опубликованы статьи о качественной стороне отдельных научных публикаций в российской психиатрии на основе экспертной оценки и шкалирования [5, 6]. Трудоемкость метода не позволяла охватить исследованием большое число статей. Теперь появилась возможность оценить содержание большого массива научных публикаций.

В 2000 и 2005 гг. в Москве состоялись XIII и XIV съезды психиатров России. Тезисы работ съезда [1, 2] представляют материал для наукометрической оценки. 5-летний перерыв между съездами позволяет проанализировать изменения, произошедшие в наркологической науке и практике за данный период. Очевидно, что краткий конспект, которым являются тезисы, лишь в общей форме излагает содержание научных и практических работ. Тезисы, бесспорно, уступают статейному материалу в глубине проработки темы. Но у тезисов есть преимущество перед статьями: их доступность для публикации, а значит невыборочность, большое число, позволяющее реализовать количественный подход, и, наконец, минимальная редакторская правка, которая дает возможность оценить реальную подготовку авторов тезисов. Таким образом, массив тезисов не может явиться полностью адекватным отражением состояния наркологии, но он фиксирует научные интересы и методологические установки широкого круга отечественных исследователей. Можно допустить, что тезисы отражают это даже лучше, чем статейный материал центральных журналов.

Материалы XIII и XIV съезда содержат соответственно 917 и 1027 тезисов, сгруппированных в 14 тематических разделов. Настоящая статья описывает материалы, опубликованные в разделе «Наркологическая помощь, клиника и лечение больных алкоголизмом и наркоманией, биологические исследования в наркологии» (далее «Наркологическая помощь»). Ее целью было сравнить количественные и качественные характеристики результатов научной и практической деятельности российских наркологов в 2000 и 2005 гг. Для анализа избран наукометрический метод. При оценке тезисов двух съездов основной упор был сделан на количественном анализе тематики, ее преемственности и развитии за 5 лет. Качественная сторона тезисов оценивалась на основе качественного анализа.

Материал и методы

Материалом для анализа служили тезисы, опубликованные в разделах «Наркологическая помощь», которые содержат 315 тезисов: 164 и 151 в материалах XIII и XIV съездов соответственно.

Сравнение проводилось по общему количеству тезисов, их тематическому содержанию, учреждениям, представившим тезисы, географическому распределению предоставленных работ. Для более точной характеристики полученные результаты сравнивались с аналогичными показателями других разделов материалов тех же съездов: «Биологическая терапия психических расстройств», «Проблемы организационной и социальной психиатрии», «Стрессовые расстройства», «Суицидология» и «Судебная психиатрия».

Тематическое содержание оценивалось на основе приведенных ключевых слов или слов-дескрипторов, далее «дескрипторов», существенных для сути тезисов. Дескрипторы из-за их обилия были сгруппированы и рубрифицированы. Исчерпывающая точность рубрификации при таком объеме информации для целей исследования не требуется. В частности, дескриптор «зависимость» был отнесен в рубрику «психопатологические феномены», хотя это явление может нести разнообразную смысловую нагрузку, например, «психологические явления», «социальные феномены», «биологические процессы». Их выделение неоправданно увеличило бы количество рубрик. Важно, что рубрификация была однозначной для двух съездов.

В работе использован только один статистический метод: сравнение долей вариант.

Результаты

Для главы «Наркологическая помощь» характерна многочисленность дескрипторов: 507 и 347 в материалах XIII и XIV съездов соответственно. При этом большинство дескрипторов встречалось однократно в тезисах каждого съезда: соответственно 76,3 и 77,2% от общего числа дескрипторов (см. таблицу).

Дескрипторы, встречающиеся в 2 или 3 тезисах, составили 15,8 и 16,4%, а более чем в 3 - 7,9 и 6,6%. Следует обратить внимание, что в 2005 г. общее количество дескрипторов уменьшилось на 31,6% (p<0,00001; см. таблицу).

Характерно и то, что дескрипторы материалов XIII съезда редко воспроизводились в материалах следующего съезда: всего 109 слов из 507 (21,5%; см. таблицу). Соответственно 78,5% дескрипторов XIII съезда не фигурировали в материалах XIV съезда. Таким образом, в материалах двух съездов фигурировало 745 дескрипторов. Наиболее часто встречаемые группы дескрипторов представлены на рис. 1.

Рисунок 1. Распределение дескрипторов в материалах XIII и XIV съездов российских психиатров по рубрикам. По оси абсцисс - количество тем.

Обработка столь разнопланового материала потребовала объединить приблизительно сходные понятия наркологической главы в более крупные рубрики. Естественно, что при этом стояла задача сделать количество рубрик приемлемым для дальнейшего анализа и публикации.

Доминирующими дескрипторами в 2000 и в 2005 гг. были: алкоголизм (11,0 и 25,1%, p<0,01) и опиоидные наркомании (8,9 и 11,0% соответственно). В 2005 г. возросло количество тезисов, посвященных разным формам психологических и поведенческих зависимостей (45 против 19; p<0,0001), прежде всего за счет игровых и интернет-зависимостей.

В трудах XIV съезда стало меньше работ о лечении болезней зависимости (100 против 251, p<0,0001), это касается как немедикаментозных методов лечения, так и применения лекарственных препаратов (см. рис. 1).

Количество работ, посвященных организационным вопросам наркологии, как на XIII, так и на XIV съезде было крайне невелико, к тому же оно существенно уменьшилось (19 против 37, p<0,001). Также существенно уменьшилось количество работ, посвященных соматической и неврологической патологии при болезнях зависимости (p<0,0001). И без того малое количество тезисов на юридические и эпидемиологические темы в 2005 г. также уменьшилось (25 против 39, p<0,05). Значительно уменьшилось количество работ в области психопатологии, физиологии и биологической химии (см. рис. 1).

В главе «Наркологическая помощь» тезисы XIII съезда предоставлены из 34 учреждений, тогда как тезисы XIV съезда - из 73 (p<0,0001). Список учреждений, предоставивших для публикации более 3 работ, представлен на рис. 3.

Рисунок 3. Учреждения, представившие более 3 тезисов к XIII и XIV съездам. Здесь и на рис. 4: светлые столбцы соответствуют материалам XIII съезда, темные - XIV съезда.
Как в 2000 г., так и в 2005 г. лидерами по количеству публикаций являются ННЦ наркологии Росздрава, Московский НИИ психиатрии Росздрава и ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. Сербского (на двух съездах 31,7% среди всех работ). В сборнике XIII съезда опубликованы работы из 32 городов, в сборнике XIV съезда - из 34 (рис. 4).
Рисунок 4. Географическое распределение тезисов XII и XIV съездов (приведены города, предоставившие 3 тезиса и более).
При этом большинство публикаций представили учреждения Москвы (62 и 75% работ в 2000 и в 2005 гг.). Следующими по количеству публикаций были Санкт-Петербург, Томск и Хабаровск.

Обсуждение

Проделанная работа в главной своей части посвящена изучению языка наркологии и сосредоточена на профессиональных терминах, как это недавно было сделано в отношении генетики [10], это сделано для того, чтобы с помощью дескрипторов очертить круг интересов российских наркологов. Кроме того, дескрипторы в качестве элементов текста позволили уменьшить субъективную составляющую оценки и повысить ее точность. Естественно, повышение точности сопровождалось потерей полноты, т.е. части содержания, заключенного между дескрипторами. Отчасти это было восполнено качественным анализом тезисов.

Прежде всего следует отметить, что название раздела из 13 слов - самое длинное в материалах съездов и явно избыточное (среднее для остальных заглавий 4,0±0,7 слова). Такое название без ущерба для ясности могло быть заменено одним или двумя словами. Многословностью заголовков отличаются также многие тезисы (до 20 слов).

Отличительной особенностью раздела «Наркологическая помощь» является самое большое количество тезисов как в 2000 г., так и в 2005 г. (см. таблицу), что свидетельствует о высокой активности наркологов по сравнению с другими специалистами. Однако следует отметить, что эта активность по существу не изменилась в 2005 по сравнению с 2000 гг.

Анализ материалов раздела «Наркологическая помощь» двух съездов показал, что в 2005 г. общее количество дескрипторов хотя и существенно уменьшилось, но осталось очень большим. Многочисленность дескрипторов отражает разноплановость интересов российских наркологов. Казалось бы, это может свидетельствовать о широте научных интересов в наркологии. Однако в главах двух съездов подавляющее большинство дескрипторов (77%) встречается лишь единожды, редкие термины упоминаются дважды или трижды (16%). Скорее всего, это свидетельствует не столько о широте интересов в наркологии, сколько о случайности выбора тематики исследований, распылении исследовательских усилий и отсутствии серьезных и больших научных тем, на разработке которых были бы сосредоточены российские наркологи.

Справедливости ради следует отметить, что эта особенность характерна и для других разделов материалов съезда. В этом отношении выделяется раздел «Терапия психических расстройств», в котором однократно упомянутые дескрипторы составляют только 18,2 и 8,0% в материалах двух съездов (см. таблицу). Но это исключение только подчеркивает, что в разделе «Наркологическая помощь» также, как и в большинстве других разделов материалов съездов, отсутствует тематическая концентрация внимания исследователей за исключением таких тем, как «алкоголизм» и «опиоидная (героиновая) наркомания». Но и эти две темы «породили» в сумме меньше четверти дескрипторов в материалах двух съездов.

Только 21,5% дескрипторов раздела «Наркологическая помощь», фигурировавших в материалах XIII съезда, упоминаются в материалах XIV съезда. Сходная картина наблюдается и в других главах, за исключением «Терапии психических расстройств», где воспроизводимость дескрипторов в 2 раза больше (см. таблицу). Из этого ряда следует вывести также «Стрессовые расстройства», где малая преемственность обусловлена сменой доминирующей тематики с «радиационного поражения» на «чрезвычайные ситуации», т.е. объективными явлениями. В наркологической же ситуации никаких «катастроф» в стране не происходило, не было и вынужденной смены тематики. При этом, судя по дескрипторам, в наркологии почти 80% исследований не имеют развития и уходят «в никуда». В связи с этим по тезисам невозможно выделить тенденции и преемственность исследований, разве только в отношении алкоголизма и опиоидных наркоманий (см. рис. 2).

Рисунок 2. Распределение дескрипторов в материалах XIII и XIV съездов российских психиатров в рубрике «зависимости». Здесь и на рис. 3, 4: по оси абсцисс - количество тезисов.
Отсутствуют тенденции в изучении терапии зависимостей, в биохимических исследованиях, а также в организационных вопросах.

Недопустимо мало работ посвящено проблемам курения и пивного алкоголизма, которые так много и горячо обсуждаются или недавно обсуждались в СМИ. Немногочисленные юридические статьи посвящены тем или иным аспектам недобровольного лечения зависимостей. Развернутые эпидемиологические исследования практически отсутствуют: в тезисах представлены либо данные официальной отчетности, либо результаты разовых опросов о потреблении психоактивных веществ. Все это подводит к выводу, что важная для российской наркологии социальная тематика развивается слабо.

Само определение зависимостей и патологических состояний находится в состоянии чрезвычайной терминологической разноголосицы, очень редко употребляются диагнозы по МКБ-10, но создаются новые наукоподобные термины (например, «стресс провоцированные аддиктивные расстройства»). Часто встречается подмена принятых терминов и диагнозов словами из научного жаргона. Так, в тексте в значении «алкоголизм» присутствуют: «употребление алкоголя» (в тезисах про лечение), «злоупотребление алкоголем», «алкогольная зависимость», «алкогольная аддикция», «хронический алкоголизм», «алкогольная болезнь». Наряду с этим встречается собственно термин «алкоголизм». В некоторых тезисах 2005 г. содержится призыв отказаться от «устаревших», несущих «негативную оценку терминов» и предлагается использовать семантически нейтральный термин «болезни зависимости». Однако в материалах съездов новый термин не вытесняет прежние, а добавляется к ним, только усиливая общий терминологический беспорядок.

Как положительное явление следует отметить, что в 2005 г. в 2 раза возросло количество учреждений, представивших тезисы (см. рис. 3). Однако количество работ, выполненных московскими учреждениями, многократно превышает количество работ из любого другого города. При этом в 2005 г. разрыв только увеличился (см. рис. 4). Из этого следует, во-первых, что центром исследовательской активности по-прежнему остается столица, а во-вторых, что ответственность за слабые стороны главы «Наркологическая помощь» несут главным образом московские исследователи.

Следует отметить, что в тезисах 2005 г. появились публикации об игровой зависимости и различных формах интернет-зависимости, чего не было ранее. К сожалению, эти новые реалии отражены неадекватно малым количеством тезисов.

В 2005 г. меньшее число работ рассматривает лечение зависимостей, значительно реже в тезисах фигурируют методы лечения, лекарственные препараты, а также реже рассматривается соматическая и неврологическая патология. При этом снова следует упомянуть о терминологическом разночтении в описании симптомов и диагнозов. К 2005 г. значительно уменьшилось количество работ в области физиологии и биологической химии.

Анализ материалов раздела показал, что уровень исследований в наркологии невысок, при этом нет тенденции к улучшению качества работ.

На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы: 1. Тезисы в разделе «Наркологическая помощь» материалов XIII и XIV съездов характеризуются чрезвычайной тематической разноплановостью, свидетельствующей об отсутствии устойчивых научных интересов у наркологов и случайности выбора тематики исследований.

2. Темы исследований XIII съезда слабо воспроизводятся в трудах XIV съезда, что свидетельствует об отсутствии преемственности научных исследований в наркологии; при этом исследовательская активность очень высока, если судить по количеству представленных тезисов в материалах двух съездов. 3. Как в 2000 г. (XIII съезд), так и в 2005 г. (XIV съезд) доминировали тезисы московских учреждений и ГНЦ наркологии Росздрава (Москва). 4. Наиболее актуальными в наркологии были и остаются вопросы злоупотребления алкоголем и производными опия. 5. Важная для наркологии социальная тематика слабо представлена в материалах XIII, а особенно XIV съезда. 6. В 2005 г. новыми для наркологии стали темы игровой зависимости и различных форм интернет-зависимости. 7. Табакокурение практически не исследуется.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.