Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Романенко С.Г.

ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского» ДЗМ

Крюков А.И.

ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского» Департамента здравоохранения города Москвы;
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Пронина Н.А.

ГБУЗ города Москвы «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского» Департамента здравоохранения города Москвы;
ФГБУ «Поликлиника №2» Управления делами Президента Российской Федерации

Павлихин О.Г.

ГБУЗ Москвы «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского» Департамента здравоохранения Москвы

Яровая Л.А.

ФГБУ «Поликлиника №2» Управления делами Президента Российской Федерации

Скрининг заболеваний гортани у пациентов с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью

Авторы:

Романенко С.Г., Крюков А.И., Пронина Н.А., Павлихин О.Г., Яровая Л.А.

Подробнее об авторах

Прочитано: 3687 раз


Как цитировать:

Романенко С.Г., Крюков А.И., Пронина Н.А., Павлихин О.Г., Яровая Л.А. Скрининг заболеваний гортани у пациентов с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью. Вестник оториноларингологии. 2022;87(6):14‑18.
Romanenko SG, Kryukov AI, Pronina NA, Pavlikhin OG, Yarovaya LA. Screening for laryngeal disease in patients with gastroesophageal reflux disease. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2022;87(6):14‑18. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino20228706114

Рекомендуем статьи по данной теме:
Гра­ну­ле­мы гор­та­ни (об­зор ли­те­ра­ту­ры). Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2025;(5):86-93

Введение

Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ) — одно из самых распространенных хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. На протяжении последних десятилетий ГЭРБ диагностируется у 40% взрослого населения, и данный показатель не имеет тенденции к снижению [1—4].

Для ГЭРБ характерны не только пищеводные, но и внепищеводные проявления, из которых чаще всего встречаются симптомы поражения глотки и гортани. Патология глотки и гортани при ГЭРБ входит в понятие супраэзофагеальных проявлений ГЭРБ и, в частности, связана с ларингофарингеальным рефлюксом (ЛФР) — попаданием рефлюктата выше верхнего пищеводного сфинктера. ГЭРБ является частой причиной развития предраковых заболеваний гортани и их малигнизации [5—9]. Патогенез развития предраковых заболеваний гортани на фоне ГЭРБ связан с воздействием кислого рефлюктата на слизистую оболочку заднего отдела гортани. J.J. Tan и соавт. показали, что у пациентов с лейкоплакией и раком гортани в тканях обнаружена большая концентрация пепсина. Авторами отмечена прямая корреляция между наличием пепсина в тканях гортани и результатами 24-часовой внутриканальной импедансометрии, включая эпизоды кислого рефлюкса, длительность периода, в течение которого pH был ниже 4, и среднее время клиренса [10].

Американскими учеными проведен метаанализ причин малигнизации заболеваний гортани в базах MEDLINE, EMBASE и Web of Science databases. Из 957 исследований 18 удовлетворяли критериям включения. Результаты метаанализа показали, что ГЭРБ значительно повышает риск малигнизации новообразований гортани [9]. Эти данные подтверждаются и многими другими исследованиями. N. Zainuddin и N.K. Mohd Kornain подчеркивают, что ЛФР, вызывая хроническое воспаление и повреждение эпителия слизистой оболочки гортани, способствует закислению межклеточной жидкости, активации факторов пролиферации, что приводит в конечном итоге к возникновению злокачественных новообразований [8]. В исследовании H.B. El-Serag и соавт. отмечено, что наличие ГЭРБ у пациентов значительно повышает риск развития рака гортани и глотки и этот риск не зависит от возраста, пола пациента, а также от курения и приема пациентами алкоголя [6]. На основании обследования 631 пациента с карциномой гортани и 1234 пациентов группы контроля S.M. Langevin и соавт. подчеркнули, что ГЭРБ является независимым фактором риска развития карциномы гортани. Выявлена обратная корреляция между приемом антацидов пациентами с изжогой и развитием у них рака гортани [11]. Y. Zhao и соавт. провели 24-часовую pH-метрию 31 пациенту с раком гортани и 76 пациентам группы контроля. Среди пациентов с раком гортани было 80% курильщиков и 71% употребляющих алкоголь. ЛФР выявлен у 74,2%. Авторы отмечают, что ЛФР явился статистически значимым фактором развития рака гортани наравне с курением и приемом алкоголя [12].

Необходимо отметить, что существует и противоположная точка зрения. M. Nilsson и соавт. обследовали 77 тыс. пациентов с жалобами на изжогу, а также с грыжей пищеводного отверстия диафрагмы и эзофагитом. В 30 случаях выявлен рак гортани, в 31 случае — рак глотки. Авторы пришли к выводу, что риск развития рака гортани и глотки у этих пациентов не отличается от такового в общей популяции [13]. X. Li и соавт. провели 24-часовую pH-метрию 19 пациентам с раком надгортанника, 17 пациентам с лейкоплакией голосовых складок и 16 здоровым лицам. Авторы не выявили статистически значимой корреляции между развитием онкологическоих заболеваний гортани и ЛФР, ГЭРБ, курением и приемом алкоголя у пациентов данной группы [14]. Тем не менее большинство ученых склоняются к тому, что ГЭРБ является этиологически значимым фактором развития патологии гортани и глотки у 88,5% пациентов [15].

Не решена проблема своевременной диагностики заболеваний гортани, ассоциированных с ГЭРБ. Предраковые заболевания гортани могут на протяжении длительного времени протекать бессимптомно или провоцировать неспецифические жалобы, такие как першение в горле, покашливание, дискомфорт в горле. На начальных стадиях ларингитов, ассоциированных с ГЭРБ, изменения происходят в заднем отделе гортани, эпителий голосовых складок в воспалительный процесс не вовлекается и охриплость не появляется, поэтому пациент не обращается к оториноларингологу. Кроме этого, среди пациентов с предраковыми заболеваниями большую часть составляют курильщики, а эта категория больных изменение качества голоса считает естественным результатом курения и проявляет крайнюю некомплаентность. Хронический гиперпластический ларингит и другие предраковые заболевания гортани, по данным различных авторов, составляют около 34% патологии гортани. Пик заболеваемости отмечается у наиболее трудоспособных лиц, средний возраст которых составляет 45 лет [16]. При этом частота случаев малигнизации гиперпластического ларингита составляет до 30%, пахидермии — 2—37%, лейкоплакии — 8—53% [17—20]. Известно, что 80% пациентов с раком гортани обращаются впервые за медицинской помощью уже с местнораспространенной опухолью.

Несмотря на появление в последние годы работ о связи ГЭРБ с оториноларингологическими заболеваниями, большинство врачей-оториноларингологов недостаточно ознакомлены с ее супраэзофагеальными проявлениями, поздняя диагностика заболеваний гортани и ошибочная лечебная тактика приводят к долгому (от 2 до 8 мес) и безуспешному лечению таких больных [21, 22]. Для улучшения диагностики предраковых состояний гортани у больных ГЭРБ G. Cammarota и соавт. в 2006 г. предложили проводить скрининговый осмотр гортани всем пациентам при выполнении эзофагогастродуоденоскопию (ЭГДС) [23]. Метод не получил широкого распространения из-за отсутствия опыта у врачей-эндоскопистов в диагностике заболеваний гортани.

Выявление предраковых заболеваний и лечение данной группы пациентов на ранних стадиях заболевания являются приоритетной задачей оториноларингологии.

Цель исследования — совершенствовать диагностику заболеваний гортани у пациентов с ГЭРБ.

Материал и методы

В исследование включен 171 пациент (89 (52%) мужчин, 82 (48%) женщины) с диагностированной ГЭРБ. Средний возраст пациентов составил 58 лет. У 39 (23%) пациентов выявлена эндоскопически негативная (неэрозивная) форма ГЭРБ, у 132 (77%) пациентов — эндоскопически позитивная (эрозивная) форма ГЭРБ, дистальный эрозивный рефлюкс-эзофагит. У 50% пациентов диагностирована грыжа пищеводного отверстия диафрагмы, у 15 пациентов — осложнение ГЭРБ — пищевод Барретта. Средняя длительность заболевания составила 3—5 лет. Ни один из пациентов не предъявлял активных жалоб на состояние гортани и глотки. Проведено обследование: анкетирование, осмотр врачом-оториноларингологом, видеоэндоларингоскопия, видеоэндоларингостробоскопия.

Всем пациентам проведено анкетирование. Определяли факторы риска развития хронических заболеваний гортани: повышенные голосовые нагрузки, курение, профессиональные вредности, аллергические заболевания, регулярный прием медикаментов, провоцирующих сухость слизистой оболочки гортани, кашель и понижение тонуса голосовых мышц. Для скрининговой диагностики ЛФР, выявления жалоб, характерных для внепищеводных (атипичных) симптомов, использовали опросник и шкалу J.A. Koufman (2001). Шкала 5-балльная, включает 9 симптомов. Оценка по шкале, превышающая 13 баллов, коррелирует с положительным результатом pH-мониторинга [24]. Оценивали наличие пищеводных симптомов: изжоги, дисфагии, ощущения жжения и кома за грудиной и внепищеводных симптомов: охриплости, постназального синдрома, кашля, в том числе постпрандиального, ощущения кома и першения в горле.

Результаты и обсуждение

У 78 (46%) пациентов индекс рефлюксных симптомов оказался значительно больше 13. По данным анкетирования выявлены охриплость — у 95 (56%) пациентов, першение в горле — у 126 (74%) пациентов, кашель — у 112 (58%) пациентов, ощущение кома — у 45 (49%) пациентов, постназальный синдром — у 116 (67%) пациентов, изжога — у 121 (71%) пациента, затруднение при глотании пищи и/или таблеток — у 47 (27%) пациентов. Различий в жалобах пациентов с эрозивной и неэрозивной формами ГЭРБ не было. Из 132 пациентов с ГЭРБ только 36 (27%) пациентов не отмечали изжогу, 96 (73%) пациентов испытывали изжогу и регургитацию и эпизодически принимали ингибиторы протонной помпы. Из 39 пациентов с неэрозивной формой изжога периодически беспокоила 26 (67%) пациентов. Аллергические реакции в анамнезе встречались у 85 человек. Ларингоскопически нормальное клинико-функциональное состояние гортани визуализировалось у 55 (32%) пациентов. У 116 (68%) обследованных имелись ларингоскопические признаки ГЭРБ-ассоциированного ларингита, основными признаками которого являются воспалительные изменения в заднем отделе гортани, пастозность и гиперемия слизистой оболочки черпаловидных хрящей, утолщение и складчатость слизистой оболочки межчерпаловидной области, фибринозный налет в этой зоне. Самой частой выявленной патологией была пахидермия межчерпаловидной области — у 89 пациентов. Признаки незначительного утолщения слизистой оболочки этой области отмечались у 43 (48%) пациентов. Выраженная пастозность слизистой оболочки черпаловидных хрящей и межчерпаловидной области, пахидермия более 4 мм и складчатость слизистой оболочки в этой зоне диагностированы у 46 (52%) больных (рис. 1, 2). Выраженная пахидермия требует активного наблюдения пациента и дифференциальной диагностики с раком гортани. При этом практическим врачам следует помнить, что показания к проведению биопсии в этой зоне ограниченны из-за опасности развития рубцовых процессов. Таким образом, пахидермия в межчерпаловидной области явилась самой частой рефлюкс-ассоциированной патологией гортани. Выраженность жалоб пациентов на изжогу коррелировала с выраженностью воспалительных изменений в заднем отделе гортани. У пациентов диагностированы и другие предраковые новообразования гортани: гранулемы голосового отростка справа — в 3 случаях, то же слева — в 4 случаях, лейкоплакия голосовых складок — у 2 пациентов. В одном случае выявлены два образования гортани: гранулема голосового отростка слева и ангиоматозный полип правой голосовой складки. Доброкачественные образования гортани определили у 9 пациентов: кисты — в 6 случаях, полипы — в 3 случаях. У 2 пациентов (оба — курильщики) диагностировали хронический отечно-полипозный ларингит. У одного пациента выявили выраженную пахидермию в межчерпаловидной области и полип левой вестибулярной складки. В большинстве случаев диагностированные новообразования гортани сочетались с пахидермией межчерпаловидной области различной степени выраженности (рис. 3).

Рис. 1. Пахидермия межчерпаловидной области менее 4 мм.

Рис. 2. Пахидермия межчерпаловидной области более 4 мм.

Рис. 3. Хронический отечно-полипозный ларингит и пахидермия межчерпаловидной области.

Выводы

1. У пациентов с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью (эрозивной и неэрозивной формами) в 44% случаев встречается бессимптомное течение хронического ларингита, ассоциированного с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью. У 52% пациентов диагностируется пахидермия межчерпаловидной области, из них у каждого второго — выраженные гиперплазия и складчатость слизистой оболочки в межчерпаловидной области. Необходимо проводить дифференциальную диагностику с раком гортани и обеспечить динамическое наблюдение указанных пациентов врачом-оториноларингологом. Другие предраковые образования гортани (гранулемы и лейкоплакия) встречались у 5% пациентов. Доброкачественные новообразования гортани (полипы и кисты) выявлены также в 5% случаев.

2. Несмотря на высокую частоту выявления оториноларингологических заболеваний у обследованных пациентов с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью, никто из пациентов не предъявлял жалоб, связанных с патологией гортани, что свидетельствует о необходимости активного выявления данной патологии у этой категории больных путем анкетирования, опроса, а также осмотра врачом-оториноларингологом.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Маев И.В., Дичева Д.Т., Андреев Д.Н., Андреев Н.Г., Гуртовенко И.Ю., Биткова Е.Н. Терапевтическая роль прокинетических препаратов в лечении гастроэзофагеальной рефлюксной болезни. Медицинский совет. 2014;(4):66-71.  https://doi.org/10.21518/2079-701X-2014-4-66-71
  2. Ciorba A, Bianchini C, Zuolo M, Feo CV. Upper aerodigestive tract disorders and gastro-oesophageal reflux disease. World Journal of Clinical Cases. 2015;3(2):102-111.  https://doi.org/10.12998/wjcc.v3.i2.102
  3. Казюлин А.Н., Дичева Д.Т., Березутская О.Е., Данилин А.Г., Михалева А.В., Парцваниа-Виноградова Е.В., Головкина Н.Л., Гуленченко Ю.С. Оптимизация терапии пациентов, страдающих бронхиальной астмой, сочетающейся с ГЭРБ. Медицинский вестник МВД. 2016;2(81):57-61. 
  4. Евсютина Ю.В. Эффективность омепразола при лечении пациентов с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью. Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии и колопроктологии. 2017;27(1):44-49.  https://doi.org/10.22416/1382-4376-2017-27-1-44-49
  5. Riley CA, Wu EL, Hsieh MC, Marino MJ, Wu XC, McCoul ED. Association of Gastroesophageal Reflux With Malignancy of the Upper Aerodigestive Tract in Elderly Patients. JAMA: Otolaryngology — Head and Neck Surgery. 2018;144(2):140-148.  https://doi:10.1001/jamaoto.2017.2561
  6. El-Serag HB, Hepworth EJ, Lee P, Sonnenberg A. Gastroesophageal reflux disease is a risk factor for laryngeal and pharyngeal cancer. American Journal of Gastroenterology. 2001;96(7):2013-2018. PMID: 11467626. https://doi.org/10.1111/j.1572-0241.2001.03934.x
  7. Cekin E, Ozyurt M, Erkul E, Ergunay K, Cincik H, Kapucu B, Gungor A. The association between Helicobacter pylori and laryngopharyngeal reflux in laryngeal pathologies. Ear Nose and Throat Journal. 2012;91(3):6-9.  https://doi.org/10.1177/014556131209100314
  8. Zainuddin N, Mohd Kornain NK. Glottic cancer in a non-smoking patient with laryngopharyngeal reflux. Malaysian Family Physician. 2016;11(2-3):35-37. 
  9. Parsel SM, Wu EL, Riley CA, McCoul ED. Gastroesophageal and Laryngopharyngeal Reflux Associated with Laryngeal Malignancy: A Systematic Review and Meta-analysis. Clinical Gastroenterology and Hepatology. 2019;17(7):1253-1264.e5.  https://doi.org/10.1016/j.cgh.2018.10.028
  10. Tan JJ, Wang L, Huang ZF, Li YF, Tian WD, Liu X, Zeng FF, Li XP. The expression and significance of pepsin in laryngeal carcinoma. Zhonghua Er Bi Yan Hou Tou Jing Wai Ke Za Zhi. 2016;51(8):593-599. 
  11. Langevin SM, Michaud DS, Marsit CJ, Nelson HH, Birnbaum AE, Eliot M, Christensen BC, McClean MD, Kelsey KT. Gastric reflux is an independent risk factor for laryngopharyngeal carcinoma. Cancer Epidemiology, Biomarkers and Prevention. 2013;22(6):1061-1068. https://doi.org/10.1158/1055-9965.epi-13-0183
  12. Zhao Y, Zhang L, Zhang C, Wang Y, Diao T, Li X, Lin Y. Research on the association of the laryngeal carcinoma and laryngopharyngeal reflux. Zhonghua Er Bi Yan Hou Tou Jing Wai Ke Za Zhi. 2014;49(5):356-361. 
  13. Nilsson M, Chow WH, Lindblad M, Ye W. No association between gastroesophageal reflux and cancers of the larynx and pharynx. Cancer Epidemiology, Biomarkers and Prevention. 2005;14(5): 1194-1197. https://doi.org/10.1158/1055-9965.epi-04-0697
  14. Li X, Huang Z, Wu T, Wang L, Wu J. Role of laryngopharyngeal reflux on the pathogenesis of vocal cord leukoplakia and early glottic cancer. Zhonghua Er Bi Yan Hou Tou Jing Wai Ke Za Zhi. 2014;49(5):362-367. 
  15. Маев И.В., Казюлин А.Н., Юренев Г.Л., Вьючнова Е.С., Лебедева Е.Г., Дичева Д.Т., Бусарова Г.А. Маски гастроэзофагеальной рефлюксной болезни. Итоги 20 лет наблюдений. Фарматека. 2018;13:30-43.  https://doi.org/10.18565/pharmateca.2018.13.30-43
  16. Павлов В.В., Лопатин Д.Г. Оптимизация методов хирургического лечения хронического ларингита, предраковых заболеваний гортани. Acta Biomedica Scientifica. 2014;(2):45-48. 
  17. Нажмудинов И.И., Гаращенко Т.И., Серебрякова И.Ю. Современные аспекты диагностики и хирургического лечения гиперпластических процессов гортани. Consilium Medicum. 2017;19(11):29-33.  https://doi.org/10.26442/2075-1753_19.11.29-33
  18. Singh I, Gupta D, Yadav SPS. Leukoplakia of larynx: A review update. Journal of Laryngology and Voice. 2014;4(2): 39-44.  https://doi.org/10.4103/2230-9748.157464
  19. Крюков А.И., Кунельская Н.Л., Романенко С.Г., Павлихин О.Г., Елисеев О.В., Яковлев В.С., Красникова Д.И., Лесогорова Е.В. Терапия воспалительных заболеваний гортани. Медицинский совет. 2013;2:38-41.  https://doi.org/10.21518/2079-701X-2013-2-38-41
  20. Машкова Т.А., Овсянников Ю.М., Панченко И.Г. Возможности фиброларингоскопии в уточняющей диагностике заболеваний гортани. Вестник оториноларингологии. 2010;5:28-29. 
  21. Петрова Л.Г., Чайковский В.В., Рыбак П.Р. Фаринголарингеальный рефлюкс как одна из причин хронического секреторного среднего отита. Вестник оториноларингологии. 2013;1:19-21. 
  22. Дайхес Н.А., Нажмудинов И.И, Гусейнов И.Г., Романенко С.Г. Доброкачественные и предраковые заболевания гортани. Клинические рекомендации. М. 2014.
  23. Cammarota G, Galli J, Agostino S, De Corso E, Rigante M, Cianci R, Cesaro P, Nista EC, Candelli M, Gasbarrini A, Gasbarrini G. Accuracy of laryngeal examination during upper gastrointestinal endoscopy for premalignancy screening: prospective study in patients with and without reflux symptoms. Endoscopy. 2006;38(4):376-381.  https://doi.org/10.1055/s-2006-925127
  24. Belafsky PC, Postma GN, Koufman JA. The validity and reliability of the reflux finding score (RFS). Laryngoscope. 2001;111(8): 1313-1317. https://doi.org/10.1097/00005537-200108000-00001

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.