Качественное современное медицинское образование предполагает непрерывное обучение на протяжении всей профессиональной деятельности в медицине, включая додипломный и постдипломный этапы. Основное направление последипломного (послевузовского) медицинского образования заключается в подготовке врачей-специалистов и реализуется в клинической ординатуре. Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет) имеет богатый опыт и более чем 160-летнюю историю обучения молодых специалистов в клинической ординатуре по разным специальностям, в том числе по оториноларингологии.
Рождение российской оториноларингологии в современном ее понимании произошло в 1893 г. в Санкт-Петербурге в Военно-медицинской академии. До этого на медицинских факультетах в России преподавали отдельные курсы ушных, носовых и горловых болезней [1]. Предложение профессора горловых, носовых и ушных болезней в Императорской военно-медицинской академии Санкт-Петербургского университета Н.П. Симановского об объединении этих курсов и создании единой специальности и единой кафедры было с энтузиазмом воспринято в Москве. Реализация этого проекта стала возможной благодаря благотворительной деятельности купчихи 1-й гильдии Юлии Ивановны Базановой, и 22 октября 1896 г. на Девичьем поле была открыта первая в Москве кафедра и лучшая в Европе клиника ушных, носовых и горловых болезней [2].
Первый директор клиники профессор Станислав Федорович фон Штейн (с 1896 по 1914 г.) — один из основоположников отечественной оториноларингологии [1, 2]. Приоритетным направлением исследовательской деятельности в тот период было изучение физиологии и клиники вестибулярного анализатора. Впервые было выдвинуто положение о необходимости исследования у больных с заболеваниями уха не только слуховой, но и вестибулярной функции. Для изучения статического и динамического расстройств равновесия С.Ф. фон Штейн предложил центрифугу для вращения больного, гониометр, эргограф.
В 1914 г. клинику и ЛОР-кафедру возглавил профессор Александр Федорович Иванов. Для клиники того периода были характерны сохранение традиций и неукоснительное стремление к развитию. Усовершенствованы методики операций при гнойных воспалениях околоносовых пазух, при лечении рубцовых стенозов гортани; разработаны методы эндоназальной хирургии околоносовых пазух, внедрен оригинальный метод операции на луковице яремной вены при ее тромбозах. Другие работы посвящены диагностике и лечению рака гортани, изменениям верхних дыхательных путей при сыпном тифе, туберкулезе гортани, вопросам глухоты и тугоухости, военным травмам ЛОР-органов.
Преемник и ученик А.Ф. Иванова, член-корр. АМН СССР Андрей Гаврилович Лихачев успешно заведовал кафедрой болезней уха, горла и носа I ММИ с 1936 по 1972 г. Этот период характеризуется решением таких актуальных вопросов оториноларингологии, как использование местной анестезии при операциях удаления фибром носоглотки; классификация стадийности опухолей носоглотки; применение пенициллина для лечения ЛОР-заболеваний; лечение отогенного сепсиса, клиника и лечение гнойного лабиринтита, тромбоза кавернозного синуса и лечение гнойного лептоменингита, отогенного абсцесса мозга, остеомы околоносовых пазух, посттрепанационного выпадения мозга, а также вопросы тугоухости и методы их хирургического лечения, онкологии и пластической ЛОР-хирургии.
Академик АМН СССР Николай Александрович Преображенский — заведующий кафедрой болезней уха, горла и носа I ММИ с 1972 по 1988 г.
При нем были разработаны методы мобилизации стремени при отосклерозе, предложены протезы для реконструкции звукопроводящей системы среднего уха и ряд медицинских инструментов. Наряду с этим изучались проблемы физиологии и патологии вестибулярного анализатора, микрохирургии гортани. Совместно с сотрудниками разработаны инструментарий и методы применения криовоздействия и ультразвука в оториноларингологии.
С 1988 по 2005 г. кафедрой болезней уха, горла и носа ММА им. И.М. Сеченова заведовал академик РАМН Юрий Михайлович Овчинников. Для клиники этот период ознаменован развитием и внедрением кохлеарной имплантации, лазеров в оториноларингологии, исследованиями в области нарушения обоняния, расстройства равновесия при патологии вестибулярной системы; исследовали проблемы апноэ и храпа, предупреждение ототоксического действия антибиотиков, применяемых при лечении больных туберкулезом. Был разработан новый метод консервативного лечения больных хроническим тонзиллитом при помощи аппарата Тонзиллор, определены роль и значение КТ в диагностике поражений околоносовых пазух и уха, взаимосвязи ЛОР-патологии с другими заболеваниями (ХОБЛ, бронхиальная астма и др.).
С 2006 по 2013 г. кафедрой заведовал профессор Андрей Станиславович Лопатин. Освоение и усовершенствование методик функциональной эндоскопической хирургии околоносовых пазух, в том числе оригинальных методов эндоназальных операций на околоносовых пазухах, операции на мягком небе при синдроме обструктивного апноэ сна, методики оценки подвижности слуховых косточек при помощи КТ — вот приоритетные направления клиники на данном этапе.
С 2013 г. и по настоящее время заведующим кафедрой болезней уха, горла и носа Первого МГМУ им. И.М. Сеченова является выпускник клинической ординатуры этой же кафедры, д.м.н., профессор Валерий Михайлович Свистушкин.
В современных условиях педагогическая и научная деятельность кафедры напрямую связана с ведущими направлениями клинической работы коллектива кафедры и клиники: хирургическое лечение гломусных опухолей и болезни Меньера, реконструктивные операции на среднем ухе у пациентов с ХГСО с холестеатомой, качество жизни пациентов после хирургической реабилитации «болезни оперированного уха», проблемы лечения хронических обструктивных нарушений евстахиевой трубы, использование новых лазеров в хирургии слухоулучшающих операций на стремени, применение радиоволновой хирургии в ЛОР-практике, эндоскопические операции на околоносовых пазухах, основании черепа, глазнице; реконструктивно-восстановительные операции на гортани и начальных отделах трахеи при стенозах; эндоларингеальные вмешательства, лечение расстройств обоняния, голоса, болезни обструктивного апноэ сна, периферических кохлеовестибулярных расстройств, ведение системы документации диагностических находок и многое другое.
На протяжении более чем 120 лет наравне с разработкой, внедрением новых методов диагностики и лечения, усовершенствованием уже существующих на кафедре шел активный учебный процесс. Заложенные С.Ф. фон Штейном традиции были продолжены в работе последующих поколений врачей клиники. Создание собственной школы дало возможность врачам из земств и городов получать теоретические и практические знания по новой специальности «оториноларингология» (в среднем от 33 до 42 человек в год); занимались и студенты, желавшие расширить кругозор своих знаний, например крупнейший специалист-оториноларинголог академик АМН СССР Б.С. Преображенский (окончил медицинский факультет Московского университета в 1914 г.), еще будучи студентом последних двух курсов, изучал болезни уха, горла и носа на приват-доцентских занятиях у С.Ф. фон Штейна, А.Ф. Иванова, С.С. Преображенского и К.А. Орлеанского [1]. Подготовка молодых специалистов в то время — это не только формирование основных профессиональных навыков, но и грамотное диагностическое (физическое) обследование больного, которое в большей мере отражает движение мысли, а не рук. Другими словами, учили навыкам не только как умению, но и как способу получения информации, которую надо правильно интерпретировать. Подобный подход актуален и сейчас, несмотря на появившееся в арсенале ЛОР-врача множество методов обследования и лечения, эффективных с точки зрения доказательной медицины. Сохраняется основополагающая задача обучения — воспитание думающего врача, который умеет расспросить больного, проанализировать анамнез, провести грамотный оториноларингологический осмотр «у постели больного» и рационально использовать действительно необходимые высокотехнологичные методы обследования. При обязательном совершенствовании образовательного процесса мы не должны утратить приобретенный опыт.
Профессорско-преподавательский состав кафедры сегодня в основном представлен выпускниками клинической ординатуры Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Такая преемственность поколений способствует сохранению традиций, передаче клинического опыта и приобретению углубленных знаний без потери их широты, не превращая специализацию в «узкую».
Большинство пришедших в ординатуру начинают работу еще в студенческом кружке, где участвуют в научно-исследовательской, клинической и экспериментальной работе кафедры. С сентября 2015 г. на кафедре болезней уха, горла и носа по инициативе ректора Университета академика РАН П.В. Глыбочко и при активной поддержке заведующего кафедрой профессора В.М. Свистушкина функционирует Школа мастерства, которая прекрасно дополняет студенческий научный кружок, подготавливая будущих ординаторов к практической деятельности [3].
Основными задачами системы послевузовского профессионального медицинского образования являются эффективное углубление знаний, совершенствование умений и навыков врачей-специалистов, направленное на улучшение качества медицинской помощи. В настоящее время разработаны основные документы, касающиеся послевузовской подготовки в ординатуре по специальности «оториноларингология».
Перед обучающимися по программе ординатуры по специальности «оториноларингология» ставятся следующие задачи: формирование базовых, фундаментальных медицинских знаний по специальности; подготовка врача-оториноларинголога, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания и в смежных дисциплинах; формирование умений в освоении новейших технологий и методик в сфере своих профессиональных интересов; формирование компетенций врача-оториноларинголога в области профилактики, диагностики, лечения и реабилитации пациентов с ЛОР-патологией, а также в развитии психолого-педагогической и организационно-управленческой деятельности.
В настоящее время продолжительность освоения программы составляет 2 года. Кадровое обеспечение программы: доктора и кандидаты наук, ведущие специалисты кафедры болезней уха, горла и носа. Каждый ординатор, пришедший на кафедру, закрепляется за наставником, который меняется с периодичностью 1 раз в полгода, это позволяет максимально широко освоить все разделы специальности. Куратор не только контролирует ординатора, но и оказывает ему всяческую методическую помощь в обучении, именно с ним в первую очередь проводится детальное обсуждение диагноза, выбор оптимального обследования и дальнейшей тактики лечения.
Программа включает в себя несколько блоков.
Первый блок состоит из базовой (обязательной) и вариативной частей.
Базовая часть — собственно по оториноларингологии — охватывает такие разделы, как ринология, ларингология, отиатрия, фониатрия, аудиология и сурдология. Дисциплины вариативной части — это «неотложные состояния в оториноларингологии» и по выбору либо «детская оториноларингология», либо «хирургия».
Этот блок нацелен прежде всего на получение теоретических знаний с возможностью дальнейшего применения на практике и включает в себя проведение семинаров, лекций с наглядной демонстрацией в виде схем, плакатов, муляжей, разбор ситуационных клинических задач, большое значение отводится самостоятельной подготовке. В ходе обучения используется высокотехнологичное оборудование с применением мультимедийных, интерактивных технологий обучения, использование интернет-коммуникаций.
Второй блок — «Практика», обучение носит практически ориентированный характер на основе базовой части программы. Оториноларингология — это прикладная наука, при освоении которой ординаторы приобретают навыки стандартного оториноларингологического осмотра, эндоскопического исследования полости носа, носоглотки, фиброларингоскопии и стробоскопии; учатся оценивать результаты функциональных методик исследования, таких как ольфактометрия, риноманометрия; учатся правильно интерпретировать данные рентгенологического исследования околоносовых пазух и височных костей, включая мультиспиральную компьютерную томографию, магнитно-резонансную томографию и аудиологические исследования. Курация пациентов с различной патологией ЛОР-органов, написание истории болезни, профессорские обходы, клинические разборы с детальным обсуждением мимической картины болезни, оценкой индивидуального значения симптомов и синдромов, обсуждение дифференциального диагноза, оценка тяжести состояния и определение тактики лечения, освоение методов консервативного лечения и активное участие в хирургической жизни клиники способствуют приобретению практического опыта. В клинике выполняются операции на среднем ухе, включая реконструкцию звукопроводящей цепи, операции на супраструктурах стремени, хирургические вмешательства при различных формах хронического гнойного среднего отита, которые сочетают в себе санирующий, реконструктивный этап и по возможности слухоулучшающий; микрохирургические операции на гортани, в том числе и реконструктивно-пластические; функциональные эндоназальные и эндоскопические операции на структурах полости носа, околоносовых пазухах; операции на структурах глотки и т. д.
Прохождение ординатуры на кафедре болезней уха, горла и носа дает возможность ассистирования во всех проводимых операциях, позволяет освоить этапы отдельных операций и выполнить их в полном объеме под руководством куратора. Ординаторы участвуют в суточных дежурствах, в том числе и на базе скоропомощной больницы № 29 им. Н.Э. Баумана, так как выпускник ординатуры должен владеть навыками оказания неотложной медицинской помощи пациентам с ургентной патологией ЛОР-органов. К этим навыкам относится: остановка носового кровотечения и кровотечения из глотки, восстановление проходимости дыхательных путей, проведение коникотомии и трахеотомии, удаление инородных тел полости носа, глотки, гортани, трахеи, пищевода и уха, проведения репозиции и фиксации костей носа, вскрытие паратонзиллярного и заглоточного абсцессов и т. д.
Результатом проводимой ординаторами научно-исследовательской работы стали публикации в сборниках тезисов научных конференций, оригинальные и обзорные публикации в ведущих российских журналах. Так, с сентября 2013 г. по сентябрь 2017 г. совместно с нашими ординаторами опубликовано 67 статей и состоялось более 10 выступлений с докладами в основном на всероссийских конференциях.
Сотрудниками кафедры проведено несколько международных обучающих курсов, в частности по отохирургии совместно с клиникой оториноларингологии технологического университета Дрездена (дир. клиники — проф. Т. Цанерт). Ординаторы принимают активное участие в подготовке и проведении диссекционного курса на височной кости, что способствует углублению знаний по анатомии, топографическому ориентированию и позволяет отрабатывать различные хирургические техники.
Третий блок — «Итоговая (государственная итоговая) аттестация», который проводится по результатам освоения обучающимися базовой части программы.
Оценка качества освоения программ ординатуры обучающимися включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную итоговую аттестацию. С 2013 по 2017 г. 41 выпускнику клинической ординатуры кафедры болезней уха, горла и носа присвоена квалификация «врач-оториноларинголог» и выдан диплом специалиста.
Одни из важных механизмов совершенствования профессионального обучения на кафедре болезней уха, горла и носа лечебного факультета — разработка и активное использование анкет, позволяющих провести объективный анализ удовлетворенности клинических ординаторов организацией и эффективностью образовательного процесса. Согласно результатам анкетирования, весь контингент обучающихся полностью удовлетворен качеством преподавания и учебно-методического сопровождения, а также уровнем приобретенных профессиональных компетенций. Такая система обратной связи, на наш взгляд, принципиально важна, так как позволяет чутко реагировать на запросы современного поколения молодых специалистов при овладении профессиональными компетенциями, а также максимально учитывать конкретные пожелания каждого ординатора, сделать обучение в рамках существующей программы более творческим и индивидуальным.
Программа реализуется на базе клиники болезней уха, горла и носа Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, дисциплина вариативной части —«неотложные состояния в оториноларингологии» — на базе городской клинической больницы № 29 им. Н.Э. Баумана Департамента здравоохранения Москвы. Программа ординатуры включает все разделы и направления оториноларингологии, способствует карьерному росту и нацелена на развитие исследовательских и аналитических навыков, необходимых для профессионального и эффективного решения стоящих перед врачом задач. Но она не может дать одной из основополагающих составляющих врача — морально-нравственного облика, формирование которого должно начинаться еще в студенческие годы, а совершенствоваться на протяжении всей профессиональной жизни. Ординатура — это атмосфера, которая продолжает формировать мировоззренческие ценности будущего специалиста. В нашей клинике она складывается из более чем 120-летнего опыта, сохранения лучших традиций, при обязательном совершенствовании образовательного и клинического процесса под руководством опытных кадров, однако не следует забывать и о важности мотивации самих обучающихся.
Шагнув в XXI век, кафедра и клиника болезней уха, горла и носа Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский университет) активно участвует в реализации Программы «5−100», целями которой являются повышение конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, интеграция в международные исследовательские и образовательные программы, продвижение Университета в международном научном и медицинском сообществе. О высокой авторитетности университета и кафедры наглядно свидетельствуют постоянный рост желающих обучаться в клинической ординатуре (в текущем учебном году на кафедре болезней уха, горла и носа состоят 22 ординатора 1-го и 2-го года, что более чем в 1,5 раза превышает число ординаторов в предыдущие годы) и то желание, с которым принимают на работу наших выпускников ведущие медицинские учреждения России.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
1e-mail: svvm3@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-1257-9879