Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Зайцев Н.В.

Оренбургский областной клинический онкологический диспансер

Лебедянцев В.В.

Кафедра терапевтической стоматологии Оренбургской государственной медицинской академии Минздрава России, Оренбург, Россия, 460000

Шульга И.А.

Кафедра оториноларингологии Оренбургской государственной медицинской академии Минздрава России, Оренбург, Россия, 460000

Половые и возрастные различия строения шиловидных отростков височной кости

Авторы:

Зайцев Н.В., Лебедянцев В.В., Шульга И.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1438

Загрузок: 25

Как цитировать:

Зайцев Н.В., Лебедянцев В.В., Шульга И.А. Половые и возрастные различия строения шиловидных отростков височной кости. Вестник оториноларингологии. 2014;(5):23‑25.
Zaĭtsev NV, Lebediantsev VV, Shul'ga IA. The gender- and age-specific differences in the structure of the styloid processes of the temporal bone. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2014;(5):23‑25. (In Russ.)

Анатомо-топографические нарушения шиловидного отростка височной кости приводят к развитию шилоподъязычного синдрома. Это заболевание, по эпидемиологическим данным, практически не возникает в детском и юношеском возрасте, им заболевают лица старше 35 лет, преимущественно страдают женщины [1]. Механизмы влияния пола и возраста на возможность развития шилоподъязычного синдрома неясны, остаются нерешенными вопросы его патогенеза. Это связано прежде всего с отсутствием сведений о возрастных изменениях в шиловидных отростках и их особенностях у мужчин и женщин.

Цель исследования - выяснение характера возрастных изменений в шиловидных отростках височной кости, их половых особенностей у лиц старше 35 лет как факторов риска развития шилоподъязычного синдрома.

Задачи исследования:

1. Выяснение морфологических особенностей строения шиловидного отростка височной кости.

2. Определение характера микроструктурных изменений в отростках у мужчин и женщин старше 35 лет.

3. Выявление изменений плотности костной ткани шиловидных отростков у мужчин и женщин старше 35 лет.

Материал и методы

Исследованы 72 шиловидных отростка височной кости, взятых у трупов лиц обоего пола в возрасте от 18 до 54 лет в процессе патологоанатомических вскрытий. Отростки были разделены на четыре группы: взятые у мужчин в возрасте до 35 лет и после, у женщин в возрасте до 35 лет и после (15, 19, 14 и 23 отростка соответственно). Средний возраст мужчин в 1-й группе 39 лет, во 2-й -

47 лет. У женщин в 3-й группе средний возраст 31 год, в 4-й - 49 лет.

Отростки фиксировались в 10% формалине.

Плотность костной ткани отростков определяли методом цифровой радиовизиографии. Исследования проводились на радиовизиографе IRIX 70 компании «TROPHY» (Франция). Отростки укладывали на датчик радиовизиографа, после съемки их изображения передавали в компьютер. Обработку снимков проводили при помощи программы Trophy Windows 5.05. Плотность ткани измеряли в условных единицах dpi на основании отростка, тела и верхушки височной кости.

В последующем отростки декальцинировали, подвергали стандартной гистологической обработке и заливали в парафин. Микротомные срезы окрашивали гематоксилином и эозином. Микроскопическое исследование производили при помощи микроскопа Nikon Eclipse 50i. Кроме того, изображения высокой четкости с возможностью более чем тысячекратного цифрового увеличения были получены при помощи сканирующего микроскопа Panoramic компании «3DHISTECH». Обработку изображений осуществляли в программе Panoramic Viewer l.15.2, позволяющей проводить измерения в микрометрах. Для выявления процессов возрастной инволюции костной ткани определяли толщину кортикального слоя, диаметр остеонов, диаметр гаверсовых каналов, количество остеонов и остеоцитов в 10 полях зрения микроскопа с последующим определением средних величин.

Статистический анализ проводили с помощью пакета статистических программ Statistika 6.0. Для выяснения корреляции и достоверности различий признаков использовали непараметрические методы: определение коэффициента ранговой корреляции Спирмена, критерия Колмогорова-Смирнова, критерия Вилкоксона-Манна-Уитни.

Результаты и обсуждение

Шиловидный отросток височной кости представляет собой кость конической или цилиндрической формы (рис. 1, см. на цв. вклейке).

Рисунок 1. Шиловидный отросток височной кости (продольный срез) мужчины 44 лет. 1 - надкостница, 2 - кортикальный слой, 3 - костномозговой канал. Окраска гематоксилином и эозином. Ув. 10.
Она построена преимущественно из компактного вещества, покрытого снаружи хорошо выраженной надкостницей. В последней выделяются волокнистый и камбиальный слои. Внутри отростка располагается костномозговая полость, заполненная красным костным мозгом, который с возрастом частично замещается жировой тканью. В костномозговой канал из кортикального слоя выступают трабекулы, имеющие перпендикулярное направление по отношению к продольной оси отростка.

Почти в половине исследованных отростков (29 наблюдений) лиц зрелого возраста обнаружены обширные включения хрящевой ткани. Значения средних величин площади хрящевых включений в расчете на один отросток у женщин почти в 2 раза больше, чем у мужчин (10,1±1,7 и 4,08±0,9 мм2 соответственно). В трех случаях отростки почти полностью состояли из хряща. В части отростков хрящевая ткань частично обызвествлялась, но в 11 наблюдениях она сохраняла функциональную активность. Об этом свидетельствовали выраженная базофильность межуточного вещества и наличие большого количества изогенных групп молодых хондроцитов.

В отростках взрослых людей этой группы продолжались процессы эндохондрального и перихондрального новообразования костной ткани. В первом случае среди массива хрящевой ткани появлялись сосуды, вокруг которых образовывались пластинки незрелой кости с последующим формированием трабекул (рис. 2, см. на цв. вклейке).

Рисунок 2. Энхондральный остеогенез в шиловидном отростке мужчины 37 лет. 1 - хрящевая ткань, 2 - формирующаяся костная ткань, 3 - ретикулярная ткань в формирующемся костномозговом канале. Микрофотография. Окраска гематоксилином и эозином. Ув. 200.
При перихондральном остеогенезе (рис. 3, см. на цв. вклейке)
Рисунок 3. Перихондральный остеогенез в шиловидном отростке женщины 39 лет. 1 - хрящевая ткань, 2 - формирующаяся костная ткань, 3 - надкостница. Микрофотография. Окраска гематоксилином и эозином. Ув. 10.
костная ткань откладывалась на поверхности хрящевых включений, при этом она в разных слоях имела различные степени зрелости.

Возрастные изменения структуры костной ткани отростков представлены в табл. 1.

Полученные данные показали, что у женщин с увеличением возраста отчетливо проявляется тенденция к уменьшению толщины кортикального слоя, количества остеоцитов и остеонов на единицу площади, увеличению диаметров гаверсовых каналов и остеонов. Аналогичная тенденция обнаружена и у мужчин, но она выражена в меньшей степени.

Особенности возрастных изменений в костной ткани отростков характеризуют результаты корреляционного анализа изучаемых признаков. Они показали наличие обратной связи средней силы (коэффициент корреляции равен 0,4) между увеличением возраста и уменьшением толщины кортикального слоя, количества остеоцитов и остеонов. Корреляционная связь между возрастом и показателями диаметров гаверсовых каналов и остеонов менее выражена (коэффициент корреляции равен 0,25).

Половые различия в микроструктуре костной ткани шиловидных отростков у лиц моложе 35 лет имеются, но они не существенны по статистическим критериям. В возрастной группе старше 35 лет половые различия строения кости становятся значительными (табл. 2).

Приведенные данные свидетельствуют об интенсификации процессов резорбции костной ткани у женщин зрелого возраста, что проявляется уменьшением количества остеонов и остеоцитов в единице площади, расширением гаверсовых каналов, убылью компактной кости при одновременном увеличении диаметра остеонов.

Результаты исследования показателей плотности костной ткани шиловидных отростков (табл. 3)

свидетельствуют о том, что плотность костной ткани шиловидных отростков у женщин существенно меньше по сравнению с мужчинами. С увеличением возраста плотность достоверно уменьшается, и этот процесс более выражен у женщин.

Результаты изучения строения шиловидных отростков височной кости позволяют отнести их в группу коротких трубчатых костей (по классификации М.Г. Привеса). Однако они имеют свои особенности. В отростках значительной части (40,3%) лиц зрелого возраста сохраняются остатки эмбрионального хряща. Хрящевые включения чаще обнаруживаются у женщин. Хрящ в 16% наблюдений остается функционально активным. Это обстоятельство определяет вторую особенность морфологии шиловидных отростков: у части взрослых людей в функционирующем хряще продолжаются процессы эндо- и перихондрального остеогенеза. Новообразование костной ткани в зрелом возрасте может быть механизмом формирования очень длинных отростков у части людей. В наших наблюдениях в трех случаях отростки своей верхушкой достигали тела подъязычной кости.

Результаты исследования раскрывают возможные причины возникновения шилоподъязычного синдрома у людей старше 35 лет (преимущественно). Патогенез заболевания связан с удлинением отростка и его чрезмерным отклонением от вертикали в медиально-заднем направлении, что приводит к раздражению окружающих анатомических структур. Причиной отклонения отростка является тяга прикрепляющихся к нему мышц при условии уменьшения механической прочности костной ткани [2-4]. Упругость отростков у женщин изначально ниже по сравнению с мужчинами, поскольку у них уменьшены толщина кортикального слоя и плотность костной ткани. В возрасте старше 35 лет возникают и нарастают микроструктурные изменения в кости, истончается кортикальный слой, уменьшается костная плотность. Перечисленные изменения более выражены у женщин. Отмеченные явления свидетельствуют о возникновении остеопении или остеопороза в отростках. Остеопения снижает механическую прочность кости, поэтому отростки постепенно отклоняются от вертикальной оси под действием тяги мышц, и возникают условия для развития синдрома. Таковы механизмы влияния пола и возраста как факторов риска развития шилоподъязычного синдрома.

Выводы

1. Шиловидные отростки височной кости по характеру строения можно отнести к группе коротких трубчатых костей.

2. Отличительными особенностями морфологии шиловидных отростков лиц зрелого возраста является сохранение в них остатков эмбрионального хряща, в котором продолжаются процессы эндо- и перихондрального остеогенеза с увеличением размеров отростков.

3. Влияние пола и возраста как факторов риска развития шилоподъязычного синдрома выражается как процесс продолжающегося удлинения отростков и возникновения остеопении костной ткани у лиц старше 35 лет, более выраженной у женщин.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.