Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Глазников Л.А.

Кафедра отоларингологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова МО РФ, Санкт-Петербург

Пониделко С.Н.

Кафедра отоларингологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова МО РФ, Санкт-Петербург

Говорун М.И.

Кафедра отоларингологии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова МО РФ, Санкт-Петербург

Роль генетических мутаций у больных с приобретенными формами сенсоневральной тугоухости

Авторы:

Глазников Л.А., Пониделко С.Н., Говорун М.И.

Подробнее об авторах

Просмотров: 893

Загрузок: 13

Как цитировать:

Глазников Л.А., Пониделко С.Н., Говорун М.И. Роль генетических мутаций у больных с приобретенными формами сенсоневральной тугоухости. Вестник оториноларингологии. 2012;77(4):37‑39.
Glaznikov LA, Ponidelko SN, Govorun MI. The role of genetic mutations in the patents with the acquired forms of sensorineural impairment of hearing. Russian Bulletin of Otorhinolaryngology. 2012;77(4):37‑39. (In Russ.)

Сенсоневральная тугоухость (СНТ) — заболевание клинически и наследственно гетерогенное. Идентификация генов глухоты позволяет осознать молекулярные механизмы процесса слуха, что предопределяет перспективы развития ДНК-диагностики этого заболевания.

Наиболее распространенной мутацией у больных наследственной СНТ является делеция 35delG в гене GJB2, кодирующем межклеточные коннексиновые каналы. Частота встречаемости данной делеции составляет в среднем 80% [1]. Прогрессирующая с возрастом сенсоневральная глухота, если она наследуется по линии матери, часто связана с заменой аланина (А) на гуанин (Г) в позиции 1555 гена 12S рРНК. Предрасположенность к повышенной чувствительности к ототоксичным антибиотикам часто обусловлена наличием мутации (A1555G), а также делеции тимина в позиции 961, 961delТ. В гене транспортной РНК, которая переносит серин, известны три мутации, которые вызывают изолированную тугоухость. Это мутация A7445G (замена гуанина на аденин в позиции 7445), мутация 7472insС (вставка цитозина в позиции 7472) и мутация Т7511С (замена тимина на цитозин в позиции 7511) [2].

Главными участниками второй фазы метаболизма ксенобиотиков являются ферменты глутатион-S-трансферазы (GST), превращающие токсичные промежуточные продукты первой фазы в водорастворимые нетоксичные соединения путем образования коньюгатов с глутатионом [3]. У человека встречаются 3 аллельных варианта гена GSTM1: GSTM 1-А и GSTM 1-В, кодирующие белки со сходной ферментативной активностью, и GSTM 1-0, который содержит протяженную делецию и кодирует неактивный вариант фермента — нулевой аллель [4].

Таким образом, можно предположить, что гены GST могут быть вовлечены в патогенез различных нейродегенеративных заболеваний, в том числе и СНТ.

Материал и методы

В качестве материала для исследований послужили образцы ДНК 200 человек: 109 пациентов, проходивших стационарное лечение в клинике оториноларингологии Военно-медицинской академии по поводу понижения слуха двустороннего или одностороннего характера, и 91 отиатрически здоровых лиц, вошедших в контрольную группу. Средний возраст обследованных составил 40,4 года. Среди обследованных лиц было 59 женщин и 141 мужчина.

Выделение ДНК выполняли из цельной венозной крови стандартным методом фенол-хлороформной экстракции [5]. Анализ мутаций проводили методом полимеразной цепной реакции с последующей рестрикцией специфическими эндонуклеазами на амплификаторе ДНК-технология с использованием ДНК-полимеразы Thermus aquaticus производства фирмы «Силекс» (Россия) [6]. Исследовали мутацию 35delG в гене GJB2 (DFNB1). Проводили анализ генов MTRNR1 (12S р-РНК) и MTTS1 (т-РНК серина) у больных с приобретенной сенсоневральной тугоухостью. Исследовался полиморфизм гена второй фазы детоксикации GSTM1. Всем пациентам выполнено полное аудиологическое исследование, включающее составление слухового паспорта, пороговую и надпороговую тональную аудиометрию, речевую аудиометрию, исследование слуховой чувствительности к ультразвуку, импедансную аудиометрию; по показаниям для исключения невриномы VIII черепного нерва при односторонней тугоухости выполнялось магнитно-резонансное исследование головного мозга с визуализацией зон мосто-мозжечкового угла.

Поражение слуховой системы оценивалось по балльной системе с использованием классификации СНТ: по степени понижения слуха — тугоухость I степени 20—40 дБ — 1 балл, II степени — 41—55 дБ — 2 балла, III степени — 56—70 дБ — 3 балла, IV — 71—90 дБ — 4 балла, 91 дБ и более глухота — 12 баллов; по локализации процесса — одно- и двусторонняя; по преимущественному охвату частот — до 500 Гц — низкочастотная, до 2000 Гц — среднечастотная, свыше 2000 Гц — высокочастотная. Учитывался возраст начала заболевания: до 20 лет — 6 баллов, до 30 лет — 5 баллов, до 40 лет — 4 балла, до 50 лет — 3 балла, до 60 лет — 2 балла, свыше 60 лет — 1 балл.

Результаты исследования

Больные с тугоухостью распределились по нозологическим формам следующим образом: 94 (86,2%) обследованных страдали СНТ, 15 (13,8%) пациентов — кондуктивной тугоухостью (отосклерозом, который был подтвержден интраоперационно). По этиологии заболевания больные СНТ были представлены тремя группами. У 31 пациента в качестве этиологического фактора установлены сосудистые причины понижения слуха (гипертоническая болезнь, стресс, вегетососудистая дистония), у 29 — травматические (взрывная, аку- баро- и черепно-мозговая травма, шум), у 34 — инфекционно-токсические (гриппозная, риновирусная, бактериальная инфекция респираторного тракта и среднего уха, лекарственная интоксикация).

Мутация 35delG в гене GJB2 (DFNB1) была выявлена в гетерозиготном состоянии у 2 (2,1%) больных СНТ и у 1 (1,1%) представителя контрольной группы. В одном случае мутация 35delG обнаружена у больного СНТ инфекционно-токсической этиологии, в другом — у больного с посттравматической природой заболевания.

Мутация A1555G в гене MTRNR1 выявлена у 3 (3,2%) пациентов, при этом различия достоверны по сравнению с группой контроля, где данная мутация не обнаружена (р<0,05). В группе больных сенсоневральной тугоухостью достоверно чаще встречается мутация Т7512С в гене MTTS1 — 7 (7,4%) человек по сравнению с контролем — 1 (1,1%) пациент (р<0,05). В общей совокупности мутации в митохондриальных генах среди больных СНТ выявлены у 11 (11,7%) пациентов, а в контрольной у 3 (3,3%) (различия достоверны, р<0,05).

Делеция гена GSTM1, кодирующего фермент 2-й фазы детоксикации, присутствовала более чем у 72,5% больных СНТ, вызванной инфекционно-токсическими причинами, в то время как среди обследованных из других групп лишь в 27—36% случаев, приравниваясь к популяционному распределению данной мутации. Таким образом, прослеживается сильная корреляционная связь между мутацией в гене GSTM1 и частотой развития СНТ инфекционно-токсической этиологии (коэффициент корреляции r= –1, что свидетельствует о полной обратной корреляционной связи).

Таким образом, приобретенная СНТ не является моногенным заболеванием. Перспективным должен стать поиск генетических детерминант предрасположенности к развитию тугоухости под воздействием этиологических факторов.

Распределение больных по возрасту начала заболевания не выявило существенной разницы по этому показателю между подгруппами пациентов с СНТ инфекционно-токсического генеза. Так, средний возраст начала слуховых расстройств у имеющих генотип GSTM1del был 38,7 года, а GSTM1+ — 37,7 года. Однако средний суммарный показатель тяжести поражения слуховой системы в подгруппе с нулевым аллелем составил 14,4 балла, а среди больных с генотипом GSTM1+ — 9,5 балла. Нейросенсорная тугоухость в подгруппе с мутацией GSTM1 протекала в 1,5 раза тяжелее, чем в подгруппе больных с перцептивной тугоухостью, имеющих нормальный GSTM1, что выражалось прежде всего в более значимом повышении порогов восприятия звука с вовлечением всех частот слухового диапазона, более частым двусторонним процессом и развитием глухоты среди больных с дефектом исследуемого гена. Среди больных с тугоухостью инфекционно-токсической этиологии с генотипом GSTM1del преобладала тугоухость II и III степени, а среди больных с генотипом GSTM1+ — I степени.

В группах пациентов с СНТ инфекционно-токсической этиологии с генотипом GSTM1del преобладала низкочастотная тугоухость, а среди больных с генотипом GSTM1+ — высокочастотная.

Выводы

1. Гетерозиготное носительство мутации 35delG в гене GJB2 (DFNB1) среди пациентов с приобретенной СНТ не превышает распространение данной мутации в общей популяции, мутация не встречается в гомозиготном состоянии у больных приобретенными формами тугоухости.

2. Установлено, что в патогенез приобретенной сенсоневральной тугоухости вовлечены митохондриальные гены MTRNR1 и MTTS1, ответственные за ассоциированные с аминогликозидными антибиотиками формы этого заболевания. Среди здоровых лиц частота бессимптомного носительства данных мутаций статистически незначима.

3. Полученные результаты доказывают, что мутантный аллель гена GSTM1 предрасполагает к развитию СНТ (кохлеопатии) под действием интоксикационных и инфекционных факторов. Его можно рассматривать как фактор генетического риска развития заболевания инфекционно-токсической этиологии.

4. Сенсоневральное поражение слуха у больных с мутацией GSTM1 протекает тяжелее, чем у пациентов, имеющих нормальный аллель GSTM1, что выражается в значимом повышении порогов восприятия звука с вовлечением всех частот слухового диапазона, но с преобладанием поражения на низких частотах.

5. Данное молекулярно-генетическое исследование можно рекомендовать в качестве дополнительного метода диагностики наряду с общеизвестными рутинными способами, с целью медико-генетического консультирования.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.