Кузнецов С.Л.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

Паюшина О.В.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет)

К вопросу о выделении предесцеметового слоя в структуре роговицы

Авторы:

Кузнецов С.Л., Паюшина О.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Вестник офтальмологии. 2023;139(4): 128‑130

Прочитано: 3290 раз


Как цитировать:

Кузнецов С.Л., Паюшина О.В. К вопросу о выделении предесцеметового слоя в структуре роговицы. Вестник офтальмологии. 2023;139(4):128‑130.
Kuznetsov SL, Payushina OV. On the issue of separate designation of the pre-Descemet’s layer in the structure of the cornea. Russian Annals of Ophthalmology. 2023;139(4):128‑130. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/oftalma2023139041128

Рекомендуем статьи по данной теме:

В последнее время в мировом научном сообществе появилась тенденция к пересмотру сложившейся классификации анатомических и гистологических структур, коснувшаяся в том числе и такого важнейшего для офтальмологии образования, как роговица. Опубликованная в 2013 г. в журнале Ophthalmology статья H. Dua и соавт. [1], в которой на основании результатов экспериментов по введению воздуха в строму роговицы утверждалось существование нового, ранее неизвестного предесцеметового слоя (ПДС), подняла волну интереса к строению задней части стромы и ее границы с десцеметовой мембраной (ДМ). Практическая значимость данного вопроса определяется важной ролью этой области в проведении операций на роговице и развитии ряда ее заболеваний. Развернувшаяся по этому поводу дискуссия не ослабевает, о чем свидетельствует, в частности, вышедшая в 2023 г. новая статья H. Dua, в которой он рассматривает выдвинутые рядом исследователей возражения против его концепции [2]. Мы, как гистологи, не можем остаться в стороне от обсуждения правомерности придания ПДС статуса отдельной структурной единицы, заслуживающей внесения в официальную номенклатуру, и считаем необходимым высказать свое мнение по этому вопросу.

H. Dua утверждает, что ПДС, который при пневмодиссекции отделяется пузырем воздуха вместе с прилежащей ДМ от остальной стромы, уникален по своим структурным и механическим характеристикам. Он не содержит клеток, имеет толщину около 10 мкм, включает 5—8 коллагеновых пластинок и отличается от других слоев стромы повышенной плотностью и воздухонепроницаемостью [1]. На периферии роговицы этот слой переходит в трабекулярную сеть, с которой он сходен по структуре, содержанию коллагенов и эластина и отсутствию клеток [2, 3]. Однако ряд исследователей [4—6] полемизируют с H. Dua, указывая, что описанный им участок стромы не имеет принципиальных отличий от остальных ее областей и не может рассматриваться как отдельный, шестой слой роговицы. Действительно, давно известно, что строение стромы неоднородно по толщине, ее передняя часть отличается от задней плотностью расположения пластинок и степенью переплетения коллагеновых волокон, что может определять их неодинаковые механические свойства [4, 5, 7]. Достаточно ли этих различий для того, чтобы исключать ПДС из состава стромы и считать его отдельной гистологической структурой?

В пользу существования ПДС как самостоятельной структурной единицы H. Dua и соавторы, а также другие исследователи, разделяющие их точку зрения, приводят следующие аргументы:

1. Бесклеточность. Она была показана как в экспериментах по пневмодиссекции [1], так и in vivo при исследовании интактных глаз [8]. Однако некоторые авторы [4, 6] все же обнаруживают кератоциты в пределах 5 мкм от ДМ, да и сам H. Dua в недавней статье, вышедшей в 2023 г. [2], признает их наличие в отделяющемся при пневмодиссекции слое и говорит уже не о полной его бесклеточности, а, скорее, о бедности клетками. По данным N. Hoshino и соавт. [9], по направлению от передней поверхности стромы к задней содержание кератоцитов и контактов между ними уменьшается. При этом нельзя не согласиться с замечанием H. McKee и соавт. [5] о том, что клетки в строме лежат не хаотично, а в слоях между пластинками, так что если плоскость диссекции проходит за последним рядом клеток, то их отсутствие в полученном слое вполне согласуется с нормальной анатомией. Насколько правомерно выделять по этому признаку в отдельный слой именно участок стромы между последним рядом кератоцитов и ДМ? Чем он принципиально отличается от других бесклеточных (или бедных клетками) областей стромы и, в частности, от пространства между боуменовой мембраной и первым рядом кератоцитов?

2. Особенности состава и организации внеклеточного матрикса. ПДС характеризуется более регулярным, чем в остальной строме, расположением коллагеновых фибрилл, несколько меньшим их диаметром [1], повышенным содержанием коллагенов I и VI типов [1, 6], а также, по некоторым данным, коллагена IV типа [10], хотя последнее подтверждается не всеми авторами [6]. Межфибриллярное расстояние и состав протеогликанов в этом слое не отличаются от таковых в строме [1]. В целом наблюдаемые различия невелики и находятся в пределах регионарных вариаций строения внеклеточного матрикса стромы, для которого характерно постепенное снижение плотности расположения пластинок по направлению от передней стороны к задней [7]. Наиболее существенными особенностями ПДС являются присутствие на границе с ДМ сети тонких переплетающихся коллагеновых фибрилл, которая, впрочем, охватывает не весь слой, а лишь узкую пограничную область шириной 0,5—1 мкм [6], и высокое содержание эластических волокон, отсутствующих в средних и передних областях стромы [11]. В подтверждение уникальности ПДС H. Dua приводит данные гистологического анализа срезов роговицы пациента, химически поврежденной нитратом серебра: коричневое окрашивание наблюдалось во всей области повреждения, кроме этого слоя [2]. Однако причина подобных различий в тинкториальных свойствах разных областей стромы неясна и требует дальнейшего изучения.

3. Возможность выявления при пневмодиссекции и в патологических условиях. Прочность, эластичность и воздухонепроницаемость ПДС, обусловленные особенностями межклеточного матрикса, делают возможным его отделение (вместе с ДМ и эндотелием) от остальных частей стромы под действием вводимого в нее воздуха. При удалении отделенного таким образом слоя повторное расслоение оставшейся стромы не удается, так как инъецируемый воздух уходит через пространства между пластинками [2]. H. Dua утверждает, что плоскость диссекции постоянна, но, по данным других авторов, слои стромы, отделяющиеся при вдувании воздуха, могут различаться по толщине в три раза (от 4,5 до 27,5 мкм) [6]. Спонтанное отделение наиболее глубокого слоя стромы от прилежащих структур продемонстрировано у пациентов с грибковым кератитом [10], отеком роговицы [12], десцеметоцеле [13], глаукомой [14]. Единственное на сегодняшний день свидетельство существования ПДС в интактном глазу здорового человека получено in vivo методом оптической когерентной томографии, но авторы определяют его просто как бесклеточный слой за последним рядом кератоцитов, не сообщая о каких-либо существенных морфологических особенностях [8]. При светомикроскопическом исследовании срезов интактной роговицы видимых отличий ПДС от центральной стромы не выявляется [6]. Таким образом, этот слой может быть обнаружен как отдельная структура только при искусственном воздействии на роговицу или патологических изменениях в ней.

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что отличия ПДС от остальной стромы роговицы носят не качественный, а количественный характер. В физиологических условиях он не имеет четкой границы, наличие которой могло бы служить морфологическим критерием для его идентификации. Безусловно, структурные и механические особенности этого слоя определяют его роль в патогенезе ряда заболеваний роговицы и должны учитываться при планировании хирургических операций, но с точки зрения нормальной микроанатомии выделение его в отдельную структурную единицу (шестой слой роговицы) представляется недостаточно обоснованным.

Участие авторов:

Концепция и дизайн: С.К.

Обзор литературы: С.К., О.П.

Написание текста: С.К., О.П.

Редактирование: С.К.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

В продолжение дискуссии о необходимости выделения предесцеметового слоя в структуре роговицы

Ранее на страницах журнала «Вестник офтальмологии» (№3 за 2022 г.; №2 за 2023 г.) в рамках дискуссии был представлен взгляд нескольких авторских коллективов специалистов-офтальмологов на клиническую необходимость внесения изменений в привычную анатомическую характеристику роговицы в аспекте выделения так называемого предесцеметового слоя. Интерес к данной проблеме был проявлен и специалистом смежной специальности (гистологии) членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором С.Л. Кузнецовым, позиция которого отражена в публикуемой ниже статье.

Литература / References:

  1. Dua HS, Faraj LA, Said DG, Gray T, Lowe J. Human corneal anatomy redefined: a novel pre-Descemet’s layer (Dua’s layer). Ophthalmology. 2013; 120(9):1778-1785. https://doi.org/10.1016/j.ophtha.2013.01.018
  2. Dua HS, Freitas R, Mohammed I, Ting DSJ, Said DG. The pre-Descemet’s layer (Dua’s layer, also known as the Dua-Fine layer and the pre-posterior limiting lamina layer): Discovery, characterisation, clinical and surgical applications, and the controversy [published online ahead of print, 2023 Jan 13]. Prog Retin Eye Res. 2023;101161. https://doi.org/10.1016/j.preteyeres.2022.101161
  3. Dua HS, Faraj LA, Branch MJ, Yeung AM, Elalfy MS, Said DG, Gray T, Lowe J. The collagen matrix of the human trabecular meshwork is an extension of the novel pre-Descemet’s layer (Dua’s layer). Br J Ophthalmol. 2014; 98(5):691-697.  https://doi.org/10.1136/bjophthalmol-2013-304593
  4. Jester JV, Murphy CJ, Winkler M, Bergmanson JP, Brown D, Steinert RF, Mannis MJ. Lessons in corneal structure and mechanics to guide the corneal surgeon. Ophthalmology. 2013;120(9):1715-1717. https://doi.org/10.1016/j.ophtha.2013.07.004
  5. McKee HD, Irion LC, Carley FM, Brahma AK, Jafarinasab MR, Rahmati-Kamel M, Kanavi MR, Feizi S. Re: Dua et al.: Human corneal anatomy redefined: a novel pre-Descemet layer (Dua’s layer) (Ophthalmology 2013; 120:1778-85). Ophthalmology. 2014;121(5):24-25.  https://doi.org/10.1016/j.ophtha.2013.12.021
  6. Schlötzer-Schrehardt U, Bachmann BO, Tourtas T, Torricelli AA, Singh A, González S, Mei H, Deng SX, Wilson SE, Kruse FE. Ultrastructure of the posterior corneal stroma. Ophthalmology. 2015;122(4):693-699.  https://doi.org/10.1016/j.ophtha.2014.09.037
  7. Meek KM, Knupp C. Corneal structure and transparency. Prog Retin Eye Res. 2015;49:1-16.  https://doi.org/10.1016/j.preteyeres.2015.07.001
  8. Bizheva K, Haines L, Mason E, MacLellan B, Tan B, Hileeto D, Sorbara L. In vivo imaging and morphometry of the human pre-Descemet’s layer and endothelium with ultrahigh-resolution optical coherence tomography. Invest Ophthalmol Vis Sci. 2016;57(6):2782-2787. https://doi.org/10.1167/iovs.15-18936
  9. Hoshino N, Takehana K, Hosotani M, Kametani K, Iwasaki T, Hasegawa Y, Ueda H, Watanabe T. Morphological analysis of cell distribution and network structure via gap junctions in swine corneal stroma. J Vet Med Sci. 2022;84(12):1621-1632. https://doi.org/10.1292/jvms.22-0329
  10. Liu Z, Zhang P, Liu C, Zhang W, Hong J, Wang W. Split of Descemet’s membrane and pre-Descemet’s layer in fungal keratitis: new definition of corneal anatomy incorporating new knowledge of fungal infection. Histopathology. 2015;66(7):1046-1049. https://doi.org/10.1111/his.12568
  11. Feneck EM, Lewis PN, Ralphs J, Meek KM. A comparative study of the elastic fibre system within the mouse and human cornea. Exp Eye Res. 2018; 177:35-44.  https://doi.org/10.1016/j.exer.2018.07.024
  12. Dua HS, Said DG. Clinical evidence of the pre-Descemets layer (Dua’s layer) in corneal pathology. Eye (Lond). 2016;30(8):1144-1145. https://doi.org/10.1038/eye.2016.62
  13. Narang P, Agarwal A, Kumar DA. Predescemetocele: A distinct clinical entity. Indian J Ophthalmol. 2017;65(11):1224-1226. https://doi.org/10.4103/ijo.IJO_492_17
  14. Gupta S, Mahalingam K, Singh A, Selvan H, Somarajan BI, Gupta V. Posterior corneal morphological changes in primary congenital glaucoma. Indian J Ophthalmol. 2022;70(7):2571-2577. https://doi.org/10.4103/ijo.IJO_317_22

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.