Закирова Г.З.

ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России;
ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница Минздрава Республики Татарстан»

Самойлов А.Н.

ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России;
ГАУЗ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан»

Расческов А.Ю.

ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница Минздрава Республики Татарстан»

Кератиты, ассоциированные с контактной коррекцией, у детей и подростков

Авторы:

Закирова Г.З., Самойлов А.Н., Расческов А.Ю.

Подробнее об авторах

Журнал: Вестник офтальмологии. 2021;137(3): 21‑25

Прочитано: 1841 раз


Как цитировать:

Закирова Г.З., Самойлов А.Н., Расческов А.Ю. Кератиты, ассоциированные с контактной коррекцией, у детей и подростков. Вестник офтальмологии. 2021;137(3):21‑25.
Zakirova GZ, Samoylov AN, Rascheskov AYu. Keratitis associated with contact lens correction in children and adolescents. Russian Annals of Ophthalmology. 2021;137(3):21‑25. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/oftalma202113703121

В настоящее время в мире число лиц, пользующихся контактными линзами, достигает 10% всего населения развитых стран [1]. Контактные линзы имеют ряд неоспоримых преимуществ перед очками: обеспечивают максимально высокую остроту зрения, не ограничивают обзор, незаметны для окружающих, с их помощью можно менять цвет глаз и т.д. [2].

Несмотря на широкую освещенность темы контактной коррекции, анализ литературы показал, что сопутствующие ей осложнения описаны не в полном объеме. В основном подробно изучены и описаны такие осложнения, как синдром сухого глаза, изменения слезной пленки, эпителия роговицы, факторов иммунной защиты, у лиц, пользующихся контактными линзами. Статей, посвященных бактериальным воспалениям, причиной которых является использование контактной коррекции, очень мало. Это касается как отечественной, так и зарубежной литературы [3, 4]. Также мы неоднократно писали о важности рациональной антибактериальной терапии в профилактике селекции полирезистентных штаммов возбудителей, что невозможно без данных о возбудителях и об их чувствительности к антибактериальным препаратам [5, 6].

Много внимания уделяется акантамебному кератиту как причине кератитов у пользователей контактных линз, хотя диагностика данного микроорганизма крайне затруднительна, не стандартизирована и требует дорогостоящего оснащения клиники (в частности, оборудованием для конфокальной микроскопии).

Сталкиваясь в последние годы в своей клинической практике со значительным ростом числа бактериальных кератитов, причиной которых послужили контактные линзы, и изучив данные литературы, мы провели собственный анализ.

Цель исследования — изучение распространенности кератитов, ассоциированных с контактной коррекцией, за 2016—2018 гг., их клинических проявлений, микробной этиологии и чувствительности выделенных микроорганизмов к антибактериальным препаратам для местного и системного применения.

Материал и методы

Объектом ретроспективного анализа послужили истории болезней пациентов с инфекционными кератитами, проходивших стационарное лечение в ГАУЗ «Детская республиканская клиническая больница Минздрава Республики Татарстан» (далее — ДРКБ) в 2016—2018 гг. Из 171 пациента с инфекционными кератитами выделено 16 человек с бактериальными кератитами (возраст 12—17 лет), причиной которых стало ношение контактных линз. Этим детям помимо стандартного офтальмологического обследования (визометрия, биомикроскопия, офтальмоскопия) проведено микробиологическое исследование соскоба с конъюнктивы и из воспалительного очага роговицы, а также из контейнера с контактной линзой, ношение которой привело к кератиту. Учитывая, что пациенты чаще всего попадали в стационар после начатого в амбулаторных условиях антибактериального лечения, в некоторых случаях посев из контейнера с контактной линзой был информативнее посева соскоба с конъюнктивы. Материал забирали стерильным ватным тампоном в сухую стерильную пробирку. Доставка материала в бактериологическую лабораторию осуществлялась в течение 2 ч после забора. Пропитанный материалом ватный тампон засевали на питательный агар отечественного производства с добавлением 5% донорской крови и на «шоколадный агар» (для выделения гемофильной палочки) и помещали в СО2-инкубатор. После посева тампон с биоматериалом заливали жидкой средой обогащения. Инкубация проводилась при температуре 37 °C с ежедневным просмотром. При отсутствии роста микроорганизмов через 48 ч осуществляли повторный посев микроорганизмов на те же среды из пробирки со средой обогащения. При отсутствии роста в течение 48 ч при повторном посеве результат считался отрицательным. Идентификацию видов микроорганизмов проводили при помощи отечественных тест-систем по стандартным методикам с изучением морфологических, тинкториальных, культуральных, биохимических и антигенных свойств. Определение чувствительности микроорганизмов к антибактериальным препаратам осуществлялось в соответствии с методическими указаниями МУК 4.2.1890—04.

Результаты

При анализе полученных данных отмечалась устойчивая динамика роста инфекционных кератитов у детей, прошедших лечение в офтальмологическом отделении ДРКБ в 2016—2018 гг. (с 51 случая в 2016 г. до 65 в 2018 г.), что представлено на рис. 1. Разбивка по инфекционным агентам показала неизменно высокий уровень распространенности бактериальных кератитов и рост числа вирусных кератитов за указанный период.

Рис. 1. Динамика роста числа инфекционных кератитов в стационаре ДРКБ за 2016—2018 гг. (с разбивкой по инфекционным агентам).

Изучение причин бактериальных кератитов в 2016—2018 гг. показало резкий рост числа кератитов, в качестве причины развития которых было указано ношение контактных линз, — с двух случаев (4,7%) в 2016 г. до 10 (25,6%) в 2018 г., что представлено на рис. 2.

Рис. 2. Динамика доли кератитов, ассоциированных с контактной коррекцией, за 2016—2018 гг.

Следует отметить, что в качестве причины кератитов выступали различные виды контактных линз — короткого и длительного ношения, а также ортокератологические.

У мальчиков кератиты встречались гораздо реже, чем у девочек; это, вероятно, связано с использованием косметики и наличием маникюра. Частицы туши попадают под линзу, что приводит к нарушению эпителизации роговицы и заносу инфекции, а длинные ногти неудобны в уходе за линзами.

Анализ клинической картины показал наличие у всех пациентов тяжелых кератитов с обширными инфильтратами в оптической зоне, значительным и глубоким участком деэпителизации, выраженным отеком роговицы вокруг. Встречались случаи абсцедирования роговицы и обильного гнойного отделяемого с инфильтрата роговицы.

В исходе формировалось грубое помутнение роговицы в оптической зоне с выраженным снижением зрения с коррекцией. Фотографии одного из инфильтратов роговицы представлены на рис. 3.

Рис. 3. Инфильтрат роговицы в процессе (а) и после лечения (б) при кератите, ассоциированном с контактной коррекцией.

Этиологическая структура возбудителей представлена в табл. 1.

Таблица 1. Структура возбудителей кератитов, ассоциированных с контактной коррекцией, у детей и подростков (n=16)

Возбудитель

Абс. число (%)

Pseudomonas aeruginosae

6 (37,5)

Ps. aeruginosae + Klebsiella oxitoca

4 (25,0)

Kl. oxitoca

2 (12,5)

Enterobacter kobei

2 (12,5)

Serracia marcescens + Acinetobacter ursingii

1 (6,35)

Kl. oxitoca + Stenotrophomonas maltofilia

1 (6,35)

Обсуждение

Таким образом, ведущими возбудителями кератитов, ассоциированных с контактной коррекцией, у детей и подростков являются Ps. aeruginosae и Kl. oxitoca, встречающиеся изолированно или в составе микробных ассоциаций. Следует отметить, что у 7 (43,8%) пациентов возбудитель выделен при микробиологическом исследовании содержимого контейнера с контактными линзами, а у 9 (56,2%) — при исследовании соскоба с роговицы и конъюнктивы. Микробиологическое исследование содержимого контейнера с контактными линзами при подозрении на связь кератита с контактной коррекцией является, на наш взгляд, обязательным, так как пациенты чаще всего поступают в стационар после курса антибактериальной терапии, проведенной амбулаторно.

При анализе имеющейся информации о выделенных возбудителях обращают на себя внимание следующие данные.

Ps. aeruginosae в природе обитает в почве, воде и на растениях. Она устойчива к действию многих дезинфицирующих средств и может размножаться в их слабых растворах, одним из которых и является раствор для дезинфекции контактных линз. Также она способна вырабатывать вещества, нейтрализующие некоторые средства для дезинфекции [7—9].

Kl. oxytoca — условно-патогенный микроорганизм, в норме обитает в желудочно-кишечном тракте, на коже и слизистых оболочках, хорошо устойчив во внешней среде и к антисептическим средствам [8, 9].

Также в этиологии кератитов, ассоциированных с контактной коррекцией, встречаются такие условно-патогенные микроорганизмы, как E. kobei, S. marcescens, S. maltofilia. Последний опасен тем, что обладает природной устойчивостью к большинству известных антибиотиков и чувствителен только к сульфаниламидным препаратам [8, 9].

Acinetobacter ursingii — грамотрицательный сапрофит, распространенный повсеместно. Является причиной многих инфекционных процессов у людей и животных. В 2017 г. причислен к наиболее опасным бактериям в связи с резистентностью к существующим антибактериальным препаратам [8, 10].

Устойчивость возбудителей к антибактериальным препаратам представлена в табл. 2.

Таблица 2. Доля устойчивых к антибактериальным препаратам штаммов возбудителей кератитов, ассоциированных с контактной коррекцией, у детей и подростков (n=16), %

Антибиотик

Абс. число (%)

Ципрофлоксацин

2 (12,5)

Меропенем

2 (12,5)

Левофлоксацин

2 (12,5)

Амикацин

3 (18,8)

Нетилмицин

6 (37,5)

Цефтазидим

6 (37,5)

Амоксициллин/клавуланат

8 (50,0)

Не выявлено 100% чувствительности возбудителей ни к одному из семи изученных препаратов. Наименьшая доля устойчивых штаммов (12,5%) отмечается у фторхинолонов второго и третьего поколения (ципрофлоксацин и левофлоксацин), а также у меропенема. Также невысокое число устойчивых штаммов определяется к амикацину (18,8%). Определяется высокая устойчивость возбудителей к нетилмицину, цефтазидиму и амоксициклину/клавуланату (37,5; 37,5 и 50% соответственно).

Выводы

1. В 2016—2018 гг. отмечался значительный рост распространенности кератитов, ассоциированных с контактной коррекцией (с 4,2 до 25,6% от числа всех кератитов у пациентов, проходивших стационарное лечение в офтальмологическом отделении ДРКБ).

2. Все кератиты имели тяжелое течение с глубоким дефектом ткани в инфильтрате и завершались грубым помутнением роговицы в оптической зоне и стойким снижением зрения.

3. Ведущими возбудителями являлись Ps. aeruginosae и Kl. oxytoca — изолированно или в составе микробных ассоциаций. Также в этиологии присутствуют условно-патогенные микроорганизмы, такие как E. kobei, S. marcescens, S. maltofilia.

4. Анализ чувствительности показал, что 100% чувствительности нет ни к одному антибактериальному препарату. Наименьшее число устойчивых штаммов определено к ципрофлоксацину, левофлоксацину и меропенему (по 12,5%), наибольшее — к амоксициклину/клавуланату (50%).

5. Таким образом, по нашему мнению, учитывая число лиц, пользующихся контактными линзами, в мире, кератиты, ассоциированные с контактной коррекцией, являются серьезной проблемой. Это связано со спектром возбудителей, среди которых есть как полирезистентные, так и условно-патогенные штаммы, и с неблагоприятными исходами, приводящими к стойкому снижению зрения и в дальнейшем ограничению в применении контактных линз у таких пациентов.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования: Г.З., А.С.

Сбор и обработка материала: Г.З.

Статистическая обработка: Г.З.

Написание текста: Г.З., А.Р.

Редактирование: А.С.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Литература / References:

  1. Якимова М.А., Дутчин И.В., Сорокин Е.Л. Клинический случай тяжелого роговичного осложнения у молодого пациента при грубом нарушении правил контактной коррекции зрения. Современные технологии в офтальмологии. 2014;(2):103-104. 
  2. Нугуманова А.М., Самойлов А.Н., Хамитова Г.Х. Изучение контактной коррекции у студентов-медиков. Казанский медицинский журнал. 2012;93(6):975-978.  https://doi.org/10.17816/kmj2123
  3. Мирсаяфов Д.С., Аникеева О.А., Албакова Х.М., Тарутта Е.П., Толорая Р.Р. Патология роговицы при ортокератологической коррекции миопии. Российский офтальмологический журнал. 2009;(3):29-35. 
  4. O’Callaghan R, Caballero A, Tang A, Bierdeman M. Pseudomonas aeruginosa Keratitis: Protease IV and PASP as Corneal Virulenc Mediators. Microorganisms. 2019;7:281.  https://doi.org/10.3390/microorganisms7090281
  5. Галеева Г.З., Самойлов А.Н., Расческов А.Ю. О значении полирезистентных штаммов патогенных микроорганизмов в офтальмологической практике. Вестник офтальмологии. 2015;131(2):110-114.  https://doi.org/10.17116/oftalma20151312110-114
  6. Галеева Г.З., Самойлов А.Н., Расческов А.Ю. О проблеме множественной лекарственной устойчивости в офтальмопедиатрии. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2015;1(19):55-59. 
  7. Харченко Л.А. Синегнойная палочка: современные реальности антибактериальной терапии. Медицина неотложных состояний. 2015;1(64): 164-168. 
  8. Медицинская микробиология. Под ред. Покровского В.И., Поздеева О.К. М.: ГОЭТАР-Медицина; 2001.
  9. Практическое руководство по антиинфекционной химиотерапии. Под ред. Страчунского Л.С., Белоусова Ю.Б., Козлова С.Н. Смоленск: НИИАХ СГМА; 2002.
  10. Rahal J. Novel antibiotic combina tions against infections with almost completely resistant Pseudomonas aeruginosa and Acinetobacter species. Clin Infect Dis. 2006;43(2):95-99.  https://doi.org/10.1086/504486

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.