Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Шелудченко В.М.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт глазных болезней им. М.М. Краснова»

Влияние докозагексаеновой кислоты на остроту зрения, поле зрения и электрический биопотенциал сетчатки глаза при пигментном ретините

Авторы:

Шелудченко В.М.

Подробнее об авторах

Журнал: Вестник офтальмологии. 2020;136(4): 296‑299

Прочитано: 2449 раз


Как цитировать:

Шелудченко В.М. Влияние докозагексаеновой кислоты на остроту зрения, поле зрения и электрический биопотенциал сетчатки глаза при пигментном ретините. Вестник офтальмологии. 2020;136(4):296‑299.
Sheludchenko VM. Influence of docosahexaenoic acid treatment on visual acuity, visual field and bioelectric potential of the retina in patients with retinitis pigmentosa. Russian Annals of Ophthalmology. 2020;136(4):296‑299. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/oftalma2020136042296

Рекомендуем статьи по данной теме:

Пигментный ретинит (ПР) — это дегенеративное, орфанное, генетически детерминированное заболевание, проявляющееся снижением зрения, ночной слепотой и сужением поля зрения. Наиболее распространенные мутации гена при ПР — в родопсине (более 100 мутаций). Частота ПР равна примерно 1:100 000 населения [1]. Так, сцепленная с Х-хромосомой форма ПР (Х-ПР), наиболее тяжелая по клиническим проявлениям, может развиваться с 5-летнего возраста и приводить к слепоте уже в 30—40 лет [2]. У пациентов с ПР обнаружено значительное снижение уровня докозагексаеновой кислоты (ДГК) в плазме крови и эритроцитах [3]. Это снижение подтверждает тот факт, что использование стабильных изотопов для стимуляции метаболизма посредством регуляции со стороны печеночной Δ-десатуразы может приводить к достижению субнормальных значений ДГК в крови [4]. Поэтому если ежедневно пациенту добавлять в рацион ДГК, можно опосредованно удерживать ее уровень для биосинтеза в организме.

Состав и свойства ДГК. Докозагексаеновая кислота (цис-4, цис-7, цис-10, цис-13, цис-16, цис-19-докозагексаеновая кислота, цервоновая кислота, DHA, omega-3 fatty acid, 22:6(n-3) является одним из видов незаменимых полиненасыщенных жирных кислот класса Омега-3. ДКГ входит в состав липидов большинства тканей животных. Большое количество ДГК содержится в рыбных жирах, зоопланктоне, морских моллюсках, микроводорослях. В липидных мембранах клеток человека содержание ДГК может составлять от 1 до 5%. Наиболее объемно ДГК присутствует в сетчатке глаза человека (30—40% фосфолипидов). Здесь она может значительно повышать проницаемость мембран, ускорять высвобождение жизненно необходимых протеинов и работу ретинальных ферментов, обеспечивать дифференцировку фоторецепторов и замедлять апоптоз [5—8]. Высокая ненасыщенность ДГК делает ее мишенью для повреждения окислительными радикалами [9].

Форма клинического применения ДГК. Большинство мультицентровых клинических исследований с ДГК проводилось по принципу двойного слепого метода в течение 3—4 лет. Форма содержащего ДГК препарата — пищевая добавка (DSM Nutritional Product). Одна желатиновая капсула весом 500 мг содержит 200 мг ДКГ, полученной из водорослей. Плацебо состояло из кукурузно-соевых триглицеридов. Исследуемые принимали от 3 до 18 капсул в день, что предположительно соответствовало суточной дозе 30 мг на 1 кг массы тела. Общая доза жиров составляла от 1,5 до 9,0 г/сут, что в пересчете на ДКГ составляло от 600 до 3600 мг/сут. Обычно капсулы препарата и плацебо были одинаковыми по виду, запаху и вкусу, содержали витамины Е и С в качестве антиоксиданта по 12,5 мг и пищевую добавку апельсина около 5,9 мг. Всем рекомендованы комплексы витаминов ежедневно в качестве антиоксидантов. В разных мультицентровых исследованиях, касающихся лечения ПР и Х-ПР, применены дозы ДГК от 400 до 1200 мг/сут [10—14]. Во всех исследованиях соблюдали принципы биологической безопасности и метаболической сохранности даже при высоких дозах препарата.

У пациентов, получавших ДГК в дозе 30 мг на 1 кг массы тела в сутки, концентрация ее в эритроцитах была в 4 раза выше, чем у принимавших плацебо. У некоторых пациентов уровень увеличения составил 13,9%. Необходимую дозу ДГК младенцы, например, получали с молоком матери [15—17].

Результаты клинических исследований

Острота зрения (ОЗ). Во всех трех многоцентровых клинических исследованиях с ДГК оценка ОЗ в итоге отнесена к второстепенным индикаторам. Несмотря на некоторые клинически видимые улучшения ОЗ у отдельных пациентов группы ДГК, не было статистически значимой разницы по сравнению с исследуемыми группы плацебо. В итоге даже доза ДГК 1200 мг/день не смогла существенно улучшить ОЗ ETDRS при ПР [11]. При пероральном применении ДГК в дозах от 400 мг/сут и более она не улучшала ОЗ [18]. Среднестатистические значения ОЗ были 0,06±0,2 (logMAR) у пациентов группы плацебо и 0,05±0,23 (logMAR) у пациентов группы ДГК (t≤0,15; р≤0,88).

Поле зрения (ПЗ). Показано, что световая чувствительность увеличивается в фовеальной, макулярной и периферической зонах сетчатки при оценке суммарного значения. Эти показатели составили 113 и 50 дБ/г у пациентов групп ДГК и плацебо соответственно (р≤0,19—0,0001) [18]. Не было статистически значимой разницы в состоянии ПЗ у пациентов, получавших ДГК в комбинации с витамином А, и у пациентов контрольной группы, получавших витамин А [13]. Применение ДГК изолированно не предотвращало уменьшение поля зрения [10].

Электроретинография (ЭРГ). После того, как выяснилось, что концентрация в крови ДГК коррелирует с возрастными показателями амплитуды ЭРГ при Х-ПР, возник интерес к изучению показателей ЭРГ как одного из первостепенных индикаторов [19]. Исследования включали анализ амплитуды колбочкового ответа на 31 Гц фликер-стимуляцию и палочкового ответа, а также анализ амплитуды и латентности колбочкового ответа при максимальной ЭРГ. Корреляцию проводили с концентрацией ДГК в крови. ЭРГ записывали при помощи роговичного биполярного электрода на ахроматические стимулы по стандартам ISCEV.

В плацебо-контролируемом рандомизированном исследовании у пациентов с пероксисомальными заболеваниями, получавшими плацебо (n=11) или ДГК в дозе 100 мг на 1 кг массы тела в сутки (n=8) в течение года, не было статистически значимой межгрупповой разницы в показателях ЭРГ [14].

Не найдены статистически значимые различия в данных амплитуды колбочковой ЭРГ при приеме ДГК в дозе 30 мг на 1 кг массы тела в сутки в течение 4 лет, несмотря на трехкратное превышение минимальной дозы. Ежегодный уровень потерь значений колбочковой ЭРГ у пациентов этой категории оказался ниже, чем обнаружено в предварительных исследованиях, демонстрирующих превосходство плацебо-контрольной схемы над прежним традиционным дизайном исследований клинического характера [9].

В четырехлетнем клиническом исследовании снижение показателей колбочковой ЭРГ у пациентов с Х-ПР в среднем составило 0,085 log мкВ/г (около 18% в год) [20]. В другом четырехлетнем исследовании амплитуда колбочковой ЭРГ у пациентов группы плацебо снижалась на 0,065 log мкВ/г (около 14% в год) [10]. Снижение показателей колбочковой ЭРГ у исследуемых группы плацебо было ниже и составило всего лишь 0,022 log мкВ/г (около 4,9% в год) [13]. В то же время пациенты, принимавшие ДГК, потеряли 0,028 log мкВ/г (около 6,2% в год). Однако результаты могли зависеть от того, в каких клиниках проводили исследования, и не всегда понятны. Так, например, в одной из клиник в одном и том же мультицентровом исследовании пациенты с ПР группы плацебо имели снижение амплитуды колбочковой ЭРГ 0,079 log мкВ/г (16,6% в год), а те, кто получал ежедневно ДГК, — 0,023 log мкВ/г (снижение 6% в год) [13]. Трудно объяснить, почему эти данные разнятся в разных фазах исследований. Этого, скорее всего, не было бы, если бы не начали использовать быструю трансформацию Фурье для получения базовой частоты стимула по сравнению с прежней вариацией «time-domain» для измерения 31 Гц амплитуды ЭРГ. Систематическое изменение оборудования в разных фазах исследования не очень оправдано, так как требует ежемесячной калибровки.

Генетические мутации ПР (например, ген RPGR) отрицательно сказываются на течении заболевания и показателях колбочковой ЭРГ. Ретроспективный анализ у пациентов с этим геном показал снижение амплитуды до 7,1% за год [21, 22]. Надо также иметь в виду, что возраст пациентов с Х-ПР практически является сходным во всех предыдущих исследованиях, проводимых по многоцентровому принципу. Неподходящим является еще и тот факт, что ингредиенты плацебо — кукуруза и соевое масло — могут влиять на показатели. Тем не менее все пациенты получают мультивитамины и антиоксиданты для поддержки общего антиоксидантного уровня. Эти добавки могут также влиять на более низкий уровень данных. Возможно, улучшение здоровья населения в целом и применение целенаправленной диеты за последние 20 лет тоже влияют на степень прогрессирования ПР.

У детей с пероксисомальными заболеваниями, получавшими ДГК в дозе 100 мг на 1 кг массы тела в сутки, среднее значение ее уровня в плазме крови повысилось в 5 раз в течение первого года — с 5,3 до 26,3 мг/мл [14]. Остается неясным, присуще ли такое значительное увеличение уровня ДКГ в крови в большей степени только при монолечении Х-ПР или при комбинированном лечении ПР. Кроме того, не найдена положительная корреляция между содержанием ДКГ в эритроцитах и снижением показателей колбочковой ЭРГ в данном исследовании [23].

Заключение

Применение докозагексаеновой кислоты при пигментном ретините основано на том, что вводимый препарат в организме концентрируется до высокого уровня в крови и может участвовать в метаболизме, так как уровень докозагексаеновой кислоты при пигментном ретините снижен. Докозагексаеновая кислота является только одним из препаратов, которые применяют в лечении пигментного ретинита. Тем не менее мы не можем констатировать, что в результате многолетних мультицентровых исследований получены статистически значимые данные о прямом влиянии изолированного или комбинированного применения докозагексаеновой кислоты на сохранение функций сетчатки при пигментном ретините. В то же время противоречивые данные о состоянии биоэлектрического потенциала сетчатки и наличие отдельных эффективных случаев сохранения функций глаза служат основанием для продолжения клинических исследований.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares no conflicts of interest.

Литература / References:

  1. Bird AC, Heckenlively JR. Retinitis Pigmentosa. JB Lippincott: Philadelphia, Pa; 1988.
  2. Fishman GA, Farber MD, Derlacki DJ. X-linked retinitis pigmentosa. Profile of clinical findings. Archives of Ophthalmology. 1988;106(3):369-375.  https://doi.org/10.1001/archopht.1988.01060130395029
  3. Hoffman DR, Uauy R, Birch DG. Red blood cell fatty acid levels in patients with autosomal dominant retinitis pigmentosa. Experimental Eye Research. 1993;57(3):359-368.  https://doi.org/10.1006/exer.1993.1135
  4. Hoffman DR, De Mar JC, Heird WC, Birch DG, Anderson RE. Impaired synthesis of DHA in patients with X-linked retinitis pigmentosa. Journal of Lipid Research. 2001;42(9):1395-1401.
  5. Fliesler SJ, Anderson RE. Chemistry and metabolism of lipids in the vertebrate retina. Progress in Lipid Research. 1983;22(2):79-131.  https://doi.org/10.1016/0163-7827(83)90004-8
  6. Litman BJ, Mitchell DC. A role for phospholipid polyunsaturation in modulating membrane protein function. Lipids. 1996;31(suppl):193-197.  https://doi.org/10.1007/BF02637075
  7. Kim H-Y, Akbar M, Lau A, Edsall L. Inhibition of neuronal apoptosis by docosahexaenoic acid (22:6n-3). Role of phosphatidylserine in antiapoptotic effect. Journal of Biological Chemistry. 2000;275(45):35215-35223. https://doi.org/10.1074/jbc.M004446200
  8. Gu X, Meer SG, Miyagi M, Rayborn ME, Hollyfield JG, Crabb JW, Salomon RG. Carboxyethylpyrrole protein adducts and autoantibodies, biomarkers for age-related macular degeneration. Journal of Biological Chemistry. 2003;278(43):42027-42035. https://doi.org/10.1074/jbc.M305460200
  9. Hughbanks-Wheaton DK, Birch DG, Fish GE, Spencer R, Pearson NS, Takacs A, Hoffman DR. Safety Assessment of Docosahexaenoic Acid in X-Linked Retinitis Pigmentosa: The 4-Year DHAX Trial. Investigative Ophthalmology and Visual Science. 2014;55(8):4958-4966. https://doi.org/10.1167/iovs.14-14437
  10. Hoffman DR, Locke KG, Wheaton DH, Fish GE, Spencer R, Birch DG. A randomized, placebo-controlled clinical trial of docosahexaenoic acid supplementation for X-linked retinitis pigmentosa. American Journal of Ophthalmology. 2004;137(4):704-718.  https://doi.org/10.1016/j.ajo.2003.10.045
  11. Berson EL, Rosner B, Sandberg MA, Weigel-DiFranco C, Moser A, Brockhurst RJ, Hayes KC, Johnson CA, Anderson EJ, Gaudio AR, Willett WC, Schaeferet EJ. Further evaluation of docosahexaenoic acid in patients with retinitis pigmentosa receiving vitamin A treatment. Archives of Ophthalmology. 2004;122(9):1306-1314. https://doi.org/10.1001/archopht.122.9.130620
  12. Berson EL, Rosner B, Sandberg MA, Weigel-DiFranco C, Willett WC. ω-3 intake and visual acuity in patients with retinitis pigmentosa receiving vitamin A. Archives of Ophthalmology. 2012;130(6):707-711.  https://doi.org/10.1001/archophthalmol.2011.2580
  13. Hoffman DR, Hughbanks-Wheaton DK, Pearson NS, Fish GE, Spencer R, Takacs A, Klein M, Locke KG, Birch DG. Four-year placebo-controlled trial of docosahexaenoic acid in X-linked retinitis pigmentosa (DHAX trial): a randomized clinical trial. JAMA Ophthalmology. 2014;132(7):866-887.  https://doi.org/10.1001/jamaophthalmol. 2014.1634.3
  14. Paker AM, Sunness JS, Brereton NH, Speedie LJ, Albanna L, Dharmaraj S, Moser AB, Jones RO, Raymond GV. Docosahexaenoic acid therapy in peroxisomal diseases: results of a double blind, randomized trial. Neurology. 2010;75(9):826-830.  https://doi.org/10.1212/WNL.0b013e3181f07061
  15. Brenna JT, Varamini B, Jensen RG, Diersen-Schade DA, Boettcher JA, Arterburn LM. Docosahexaenoic and arachidonic acid concentrations in human breast milk worldwide. American Journal of Clinical Nutrition. 2007; 85(6):1457-1464. https://doi.org/10.1093/ajcn/85.6.1457
  16. Hoffman DR, Theuer RC, Castañeda Y, Wheaton DH, Bosworth RB, O’Connor AR, Morale SE, Wiedemann LE, Eileen E, Birch EE. Maturation of visual acuity is accelerated in breast-fed term infants fed baby food containing DHA-enriched egg yolk. Journal of Nutrition. 2004;134(9):2307-2313. https://doi.org/10.1093/jn/134.9.2307
  17. Lapillonne A, Groh-Wargo S, Gonzalez CHL, Uauy R. Lipid needs of preterm infants: updated recommendations. Journal of Pediatrics. 2013;162(3 suppl):37-47.  https://doi.org/10.1016/j.jpeds.2012.11.052
  18. Hoffman D, Locke K, Wheaton D, Fish G, Spencer R, Birch D. A randomized, placebo-controlled clinical trial of docosahexaenoic acid supplementation for X-linked retinitis pigmentosa. Journal of Ophthalmology. 2004; 137(4):704-718.  https://doi.org/10.1016/j.ajo.2003.10.045
  19. Hoffman DR, Birch DG. Docosahexaenoic acid in red blood cells of patients with X-linked retinitis pigmentosa. Investigative Ophthalmology and Visual Science. 1995;36(6):1009-1018.
  20. Birch DG, Anderson JL, Fish GE. Yearly rates of rod and cone functional loss in retinitis pigmentosa and cone-rod dystrophy. Ophthalmology. 1999; 106(2):258-268.  https://doi.org/10.1016/S0161-6420(99)90064-7
  21. Sandberg MA, Rosner B, Weigel-DiFranco C, Dryja TP, Berson EL. Disease course of patients with X-linked retinitis pigmentosa due to RPGR gene mutations. Investigative Ophthalmology and Visual Science. 2007;48(3):1298-1304. https://doi.org/10.1167/iovs.06-0971
  22. Zhao Y, Feng K, Liu R, Pan J, Zhang L, Lu X. Vitamins and mineral supplements for retinitis pigmentosa. Journal of Ophthalmology. 2019;8524607. https://doi.org/10.1155/2019/8524607
  23. Brito-García N, Pino-Sedeño T, Trujillo-Martín MM, Rodríguez CE, Del Cura-González I, Serrano-Aguilar P. Effectiveness and safety of nutritional supplements in the treatment of hereditary retinal dystrophies: a systematic review. Eye (London, England). 2017;31(2):273-285.  https://doi.org/10.1038/eye.2016.286

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.