Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Асатрян С.В.

ФГБНУ «НИИ глазных болезней», ул. Россолимо, 11, А, Б, Москва, 119021, Российская Федерация

Сургуч В.К.

ФГБУ "НИИ глазных болезней РАМН"

Харлап С.И.

Учреждение Российской академии медицинских наук "НИИ глазных болезней" РАМН, Москва

Щеголева Т.А.

Учреждение Российской академии медицинских наук "НИИ глазных болезней" РАМН, Москва

Биометрические параметры авитреальных глаз

Авторы:

Асатрян С.В., Сургуч В.К., Харлап С.И., Щеголева Т.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Вестник офтальмологии. 2016;132(5): 49‑53

Просмотров: 1023

Загрузок: 12


Как цитировать:

Асатрян С.В., Сургуч В.К., Харлап С.И., Щеголева Т.А. Биометрические параметры авитреальных глаз. Вестник офтальмологии. 2016;132(5):49‑53.
Asatryan SV, Surguch VK, Kharlap SI, Shchegoleva TA. Biometric parameters of vitrectomized eyes. Russian Annals of Ophthalmology. 2016;132(5):49‑53. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/oftalma2016132549-53

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ана­лиз сме­ще­ний оп­ти­чес­кой час­ти ин­тра­оку­ляр­ной лин­зы от­но­си­тель­но плос­кос­ти гап­ти­чес­ких эле­мен­тов по дан­ным ультраз­ву­ко­вой би­омик­рос­ко­пии. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(2):11-16
Кли­ни­чес­кие осо­бен­нос­ти и ле­че­ние эн­доф­таль­ми­та пос­ле хи­рур­гии ка­та­рак­ты. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(2):52-60
Биомет­ри­чес­кие ха­рак­те­рис­ти­ки сле­зо­от­во­дя­щих пу­тей в нор­ме и при дак­ри­ос­те­но­зе. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(5):20-26
О це­ле­со­об­раз­нос­ти уче­та ген­дер­ной при­над­леж­нос­ти при рас­че­те оп­ти­чес­кой си­лы ин­тра­оку­ляр­ных линз. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(5):68-72
Струк­тур­но-фун­кци­ональ­ные осо­бен­нос­ти гла­за при син­дро­ме Мар­фа­на. Сооб­ще­ние 2. Из­ме­не­ния ана­то­ми­чес­ко­го ком­плек­са хрус­та­ли­ка. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(1):11-18

Витреоретинальная патология занимает весомое место в структуре основных заболеваний, вызывающих различные расстройства зрительных функций. Во многих случаях для коррекции комбинированных патологических изменений сетчатки и стекловидного тела (СТ) необходимо хирургическое лечение. Одной из наиболее востребованных операций в арсенале витреоретинальных вмешательств является витрэктомия. При многих заболеваниях (отслойка сетчатки, диабетическая ретинопатия, пролиферативная диабетическая витреоретинопатия, различные патологические изменения центральной области сетчатки) может возникнуть необходимость частичного или полного удаления измененного СТ [1, 2]. Широкое клиническое распространение витрэктомии привело к формированию достаточно многочисленной группы пациентов, у которых частично или полностью отсутствует С.Т. Авитреальный глаз можно рассматривать как биологическую модель, единственная камера которой заполнена внутриглазной жидкостью.

Известно, что СТ, которое практически «отсутствует» в авитреальных глазах, играет ведущую роль в поддержании стабильной формы глаза. Оно является особой метаболической интраокулярной тканью, обеспечивающей транспорт метаболитов для питания хрусталика и сетчатки. Отсутствие С.Т. может быть причиной не только структурных, но и функциональных нарушений в оперированном глазу. По данным литературы, структурно-функциональные изменения авитреального глаза изучены недостаточно, поэтому в настоящее время необходимость дальнейшего исследованияэтих изменений весьма актуальна.

Новые возможности детальной оценки размеров и взаимоотношений внутриглазных структур связаны с применением современных лучевых методов диагностики, в частности комбинированного ультразвукового исследования (УЗИ) и ультразвуковой биомикроскопии [3—7].

Комбинированное УЗИ позволяет не только создавать пространственное, объемное, акустическое изображение глаза, но и проводить точные измерения линейных и объемных параметров при помощи двухмерного и трехмерного УЗ-сканирования [8—11]. Ультразвуковая биомикроскопия (УБМ) обеспечивает возможность детальной оценки размеров и анатомо-топографических взаимоотношений структур переднего отрезка глаза [12—14]. C. Pavlin и соавт. [15, 16] еще в 1991 г. предложили ряд линейных и угловых параметров для определения взаимоотношений структур глазного яблока при различной патологии. Комплексное применение современных УЗ-методов исследования позволяет детально оценить биометрические и объемные параметры глазного яблока и его различных структур. Тем не менее на сегодняшний день в литературе имеются единичные работы, основанные на использовании данных ультразвуковых методов исследования для оценки биометрических изменений в авитреальных глазах [17, 18].

Цель исследования — анализ изменений различных биометрических параметров вавитреальных глазах на основе современных ультразвуковых методов исследования.

Материал и методы

Исследованы 50 пациентов (50 глаз, 46 женщин и 4 мужчины) в возрасте от 35 до 78 лет (средний возраст 56,5±13 лет) с витреоретинальной патологией (в частности, с идиопатическим эпиретинальным фиброзом и макулярным отверстием). Критериями исключения были операции и травмы глаза в анамнезе и сопутствующие патологические изменения, способные повлиять на результаты исследования (в частности, помутнения роговицы и глаукома). Витрэктомию (всего 50 операций) выполняли по единой методике, используя технологию 23+25G. Интраоперационных осложнений отмечено не было.

Исследования проводили накануне операции, через 2—3 нед и 6 мес после вмешательства. Помимо стандартного офтальмологического обследования (визометрия, рефрактометрия, тонометрия, периметрия, биомикроскопия, гониоскопия, офтальмоскопия), определяли различные биометрические показатели глаза с помощью УБМ (прибор UBMHi-scanOpticon), а также комбинированного (двухмерного и трехмерного) УЗ-сканирования (многофункциональная УЗ-система VOLUSON 730 ProKretz).

В процессе УБМ определяли следующие параметры:

— трабекулоцилиарную дистанцию (по перпендикуляру от эндотелия роговицы через радужку в 500 мкм от склеральной шпоры);

— толщину радужки в прикорневой и зрачковой зонах (у корня — от передней поверхности радужки до задней поверхности по перпендикуляру, идущему в 500 мкм от склеральной шпоры; в зрачковой зоне — по перпендикуляру от передней до задней поверхности радужки в 500 мкм от края зрачка);

— максимальную толщину цилиарного тела (средняя величина двух измерений расстояния от основания цилиарного отростка к склере в 1 и 2 мм от склеральной шпоры соответственно);

— длину цилиарного тела (от внутренней поверхности базиса цилиарного тела к концевой его части);

— максимальную глубину презонулярного пространства задней камеры (по перпендикуляру от задней поверхности радужки до первых визуализируемых волокон цинновой связки);

— объем презонулярного пространства задней камеры;

— длину волокон цинновой связки (по кратчайшему расстоянию от верхушки цилиарных отростков до экватора хрусталика вдоль волокна);

— глубину передней камеры (по перпендикуляру от задней поверхности центральной зоны роговицы до передней капсулы хрусталика).

С помощью комбинированного УЗ-сканирования измеряли объемные показатели полости СТ, глазного яблока, передней камеры и хрусталика.

Результаты исследований обрабатывали с использованием метода вариационной статистики при помощи компьютерной программы SPSSStatistica 20. Различия выборок оценивали в соответствии с непараметрическим распределением, используя критерий Фридмана. Статистическую связь между показателями групп оценивали с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена R2. Различия считали статистически достоверными при уровне значимости меньше 0,05.

Результаты и обсуждение

Максимальная корригированная острота зрения (МКОЗ) у пациентов перед операцией составляла в среднем 0,20±0,13. В раннем послеоперационном периоде у всех больных отмечена тенденция к повышению данного показателя, который через 6 мес после вмешательства составил в среднем 0,59±0,32.

Биометрические измерения УБМ-изображений позволили представить в цифровом выражении параметры основных структур переднего сегмента глаза. В связи с отсутствием достоверных различий между данными параметрами по разным меридианам, результаты анализировали по цифровым константам верхнего сегмента (на 12 часах). Полученные до и после операции результаты измерений исследуемых параметров переднего отдела глаза представлены в табл. 1.

Таблица 1. Средние биометрические параметры (М±σ) структур переднего отрезка глаза до и после витрэктомии по данным УБМ

В раннем послеоперационном периоде регистрировали увеличение трабекулоцилиарной дистанции, которая через 6 мес после операции в среднем составила 1,16 мм, — значения данного параметра в отдаленном послеоперационном периоде колебались в пределах 0,88—1,25 мм и увеличились в среднем на 0,05±0,03 мм.

Наиболее существенно изменялась глубина передней камеры (рис. 1). До операции этот показатель в среднем составлял 2,61±0,5 мм, непосредственно после — 2,63±0,4 мм, а через 6 мес — 2,92±0,4 мм. Через 6 мес после витрэктомии этот показатель увеличился в среднем на 0,31±0,08 мм. Указанные изменения, вероятнее всего, могут быть объяснены некоторым смещение иридохрусталиковой диафрагмы кзади вследствие отсутствия СТ.

Рис. 1. Графическое отображение изменений глубины передней камеры после витрэктомии.

Между глубиной передней камеры и трабекулоцилиарной дистанцией как до, так и после витрэктомии отмечена положительная корреляция (коэффициент корреляции Спирмена составил 0,45 и 0,57 соответственно, р<0,05).

Статистически достоверных изменений толщины радужки в прикорневой и зрачковой зонах, а также максимальной толщины и длины цилиарного тела не было выявлено в течение всего периода наблюдения.

В раннем послеоперационном периоде и через 6 мес после вмешательства выявлено статистически значимое увеличение максимальной глубины презонулярного пространства задней камеры (в среднем на 0,04±0,03 и 0,09±0,05 мм соответственно). Объем презонулярного пространства задней камеры до витрэктомии колебался в пределах 0,53—1,25 мм2, составив в среднем 0,84 мм2. Данный параметр в отдаленном послеоперационном периоде увеличился в среднем на 0,26±0,11 мм2. Длина волокон цинновой связки в отдаленном послеоперационном периоде увеличилась в среднем на 0,1±0,02 мм. При этом в 5 случаях в отдельных участках выявлена несостоятельность связочного аппарата хрусталика в виде растяжения и разрывов волокон цинновой связки.

Таким образом, по данным УБМ наибольшие биометрические изменения после витрэктомии отмечены по следующим параметрам: глубине передней камеры, трабекулоцилиарной дистанции, максимальной глубине и объему презонулярного пространства задней камеры, длине волокон цинновой связки.

Данные комбинированного УЗ-сканирования различных объемных показателей глаза представлены в табл. 2. Статистически достоверных изменений объема передней камеры, объема глаза и полости СТ в течение всего периода наблюдения выявлено не было. В анализе нуждается отсутствие изменений объема передней камеры, несмотря на достоверное увеличение ее глубины, измеряемой в центральной зоне. Данный факт может быть объяснен неравномерностью изменений глубины, в частности, возможно, некоторым уменьшением глубины в периферических участках передней камеры.

Таблица 2. Средние объемные показатели глаза до и после витрэктомии по данным комбинированного УЗ-сканирования (M±m)

Переднезадняя ось (ПЗО) глаза, по данным УЗИ, до операции находилась в пределах 21,7—27,2 мм, составив в среднем 23,1 мм. После витрэктомии выявлено статистическое достоверное увеличение ПЗО в среднем на 0,15±0,04 мм. Аналогичные результаты были получены P. Brazitikos и соавт. [19], которые отметили незначительное (до 0,1 мм) увеличение размеров ПЗО глаза после витрэктомии. Однако подобные изменения могут быть обусловлены не только реальным увеличением ПЗО, но и погрешностью измерений, связанной с разницей коэффициентов поглощения ультразвукового излучения стекловидным телом и внутриглазной жидкостью, которые, по данным литературы, составляют 1346 и 1342 м/с соответственно. Для верификации полученных данных в 20 случаях измерение ПЗО было проведено с помощью оптической биометрии на приборе ИОЛ-Мастер, в котором используется инфракрасное лазерное излучение (длина волны 780 нм). По данным этого метода исследования, среднее увеличение ПЗО после витрэктомии составило 0,1±0,05 мм. Зависимость изменений ПЗО после витрэктомии от клинической рефракции представлена на рис. 2.

Рис. 2. Зависимость изменений ПЗО глаза от клинической рефракции после витрэктомии.

Проведенный корреляционный анализ полученных результатов показал, что высокая прямая корреляция имеет место между показателями ПЗО и глубины передней камеры как до, так и в различные сроки после витрэктомии (r=0,7, r=0,78 и r=0,6 соответственно, коэффициент корреляции Спирмена, p<0,05).

По данным комбинированного УЗ-сканирования выявлено достоверное увеличение объема хрусталика в отдаленном послеоперационном периоде (до операции — в среднем 0,19±0,04 см3, после — 0,26±0,05 см3). При этом объем хрусталика превышал среднюю возрастную норму в 92% случаев. Эти результаты совпадают с данными других авторов, которые отмечают прогрессирующие изменения хрусталика после витрэктомии [20—22]. По данным литературы, изменения хрусталика могут сопровождаться смещением иридохрусталиковой диафрагмы кпереди и как следствие уменьшением глубины передней камеры [23, 24]. Отсутствие С.Т., несмотря на увеличения объема хрусталика, приводит к увеличению вышеуказанного параметра.

После витрэктомии в 48 случаях отмечен сдвиг клинической рефракции в сторону миопии как непосредственно после операции, так и в отдаленные сроки (в среднем на –0,68±0,05 и –1,7±0,15 дптр соответственно), который может быть объяснен совокупностью изменений хрусталика и увеличением ПЗО. Ни в одном случае не отмечено возникновения индуцированного астигматизма.

Выводы

1. После витрэктомии по данным УБМ отмечено достоверное увеличение таких параметров структур переднего отрезка глаза, как трабекулоцилиарная дистанция, максимальная глубина и объем презонулярного пространства задней камеры, длина волокон цинновой связки, глубина передней камеры.

2. Данные комбинированного УЗ-сканирования и лазерной биометрии свидетельствуют о достоверном увеличении объема хрусталика и ПЗО глаза (в среднем на 20% и на 0,1 мм соответственно) в авитреальных глазах.

3. После витрэктомии отмечен достоверный сдвиг клинической рефракции в сторону миопии, обусловленный увеличением ПЗО и изменениями хрусталика.

Конфликт интересов отсутствует.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.