Индиаминов С.И.

Самаркандский государственный медицинский институт

Ким А.А.

ООО «Генотек»

Становление и развитие судебной медицины в Узбекистане

Авторы:

Индиаминов С.И., Ким А.А.

Подробнее об авторах

Прочитано: 2540 раз


Как цитировать:

Индиаминов С.И., Ким А.А. Становление и развитие судебной медицины в Узбекистане. Судебно-медицинская экспертиза. 2022;65(1):67‑71.
Indiaminov SI, Kim AA. Establishment and development of forensic medicine in Uzbekistan. Forensic Medical Expertise. 2022;65(1):67‑71. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20226501167

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ин­фор­ма­ци­он­ная сис­те­ма РНЦХ для анес­те­зи­оло­гии: вче­ра, се­год­ня, зав­тра. Вос­ста­но­ви­тель­ные би­отех­но­ло­гии, про­фи­лак­ти­чес­кая, циф­ро­вая и пре­дик­тив­ная ме­ди­ци­на. 2025;(1):25-33

История развития научной судебной медицины и практической части ее — судебно-медицинской экспертизы — до настоящего времени не нашла полного отражения в исторической медицинской литературе [1—5]. В то же время история развития научно-практической судебной медицины богата актуальными материалами для научных сотрудников и интересна практическим врачам — судебно-медицинским экспертам. К сожалению, имеющиеся материалы не систематизированы. Так, Ю.И. Пиголкин и соавт. [4] в истории судебной медицины выделяют 3 этапа становления:

1) эмпирический — отдельные случаи использования медицинских знаний в судебных процессах (до IV—VI века до н.э.);

2) теоретический — систематическое использование медицинских знаний в судебных процессах (VI—XVI века);

3) научный — формирование судебной медицины по отдельным областям знаний и становление кафедр судебной медицины (позже XVI века).

С.В. Шершавкин [1] выделяет 5 периодов в развитии русской судебной медицинской службы:

1) период становления судебно-медицинской экспертизы в допетровской Руси;

2) судебно-медицинская служба в феодально-дворянском периоде (XVIII век);

3) судебно-медицинская служба в период развития промышленного капитализма (первая половина XIX века);

4) судебно-медицинская служба после судебной реформы (вторая половина XIX века);

5) судебно-медицинская служба после Великой Октябрьской социалистической революции.

З.А. Гиясов [5] этапы развития судебной медицины и судебно-медицинской экспертизы в Узбекистане делит на 4 этапа:

1) период со второй половины XIX века до 20-х годов XX века — проведение эпизодических судебно-медицинских экспертиз;

2) до 50-х годов XX века — образование кафедр судебной медицины и проведения судебно-медицинских исследований;

3) до 1991 г. — формирование судебно-медицинской службы и создание специализированных учреждений на территории стран СНГ;

4) развитие судебной медицины и судебно-медицинской службы в Республике Узбекистан (после 1991 г.).

Цель исследования — хронологический анализ материалов по становлению и развитию научной судебной медицины и судебно-медицинской службы в Узбекистане.

Изучили и проанализировали учебно-научную литературу по судебной медицине, а также архивные и отчетные материалы судебно-медицинской деятельности в Узбекистане.

Народы Средней Азии издавна имели представление о состоянии человека между жизнью и смертью, диагностике наступления смерти и мнимой смерти, об отдельных признаках трупных явлений. Знали, что жаркий климат способствует быстрому развитию поздних трупных изменений и в какую сторону должна стекать жидкая масса при разложении трупа после захоронения. Один из обычаев народов Средней Азии касался некоторых вопросов смерти человека, что в определенной мере созвучно отдельным сторонам современной танатологии. Так, при утяжелении состояния больного говорили «разм холат», что соответствует пограничному, терминальному состоянию, «жон талвасаси» — агонии; темпы постепенного и быстрого умирания, в зависимости от которого бытовали и выражения: «касални жон бериши осон булди» — «больной легко испустил дух» или «касал жон беришда кийналди» — «больной мучился, когда отдавал душу». Поэтому умершему быстро закрывали глаза, укрепляли повязкой нижнюю челюсть к верхней (ияк бойлаш), выпрямляли конечности, туловище, если они были в той или иной степени согнуты [цит. по 2].

Еще в 1020 г. Абу Али ибн Сина писал: «Остерегайся сахара, который смешан с ядом, берегись мухи, которая сидела на дохлой змее. Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы... вызывает внезапную смерть... Питье вина детьми похоже на добавление огня к огню или добавлению к огню сухих дров... Сила действует либо самим фактом соприкосновения, как, например, яд змеи, или после незначительного изменения своего качества, как аконит». Это напоминает современные принципы судебной токсикологии, а именно некоторые условия действия токсичных веществ на организм человека. Следует заметить, что проявление судебной токсикологии в учениях великого ученого-энциклопедиста носило, скорее всего, профилактический характер.

В доступной литературе не нашлось какой-либо информации о проведении судебно-медицинских исследований в Средней Азии в период с X по XII век.

Присоединение Средней Азии и Казахстана к России, начавшееся со второй половины XIX века, по времени совпало с проведенной в России в 1864 г. судебной реформой. Эта реформа нашла свое отражение в судопроизводстве Средней Азии и Казахстана. Врачи госпиталей Ташкента, Ферганы, Самарканда и других городов по запросу административных органов и казийских съездов в качестве судебных врачей первой инстанции проводили судебно-медицинскую экспертизу гражданских лиц. В этот период в Туркестане не было экспертных учреждений и врачей, подготовленных к проведению экспертных исследований. Первыми судебными врачами крупных городов Ташкента и Самарканда стали врачи, направленные из России: В.С. Елкин в 1916—1918 гг., С.Е. Циммерман и Н.А. Забелин в 1906—1937 гг., которые, начиная с 1922 г., одновременно преподавали студентам судебную медицину и нормальную анатомию в Национальном университете. В 1923 г. постановлением Народного комиссариата Туркестана впервые утверждено «Положение о судебно-медицинской экспертизе». В нем были определены функциональная деятельность, права и обязанности врачей, привлекаемых к судебно-медицинским исследованиям, а также инстанции проведения экспертных работ [2, 5—11].

Возникновение, становление и развитие научной судебной медицины непосредственно связаны с принятым 7 сентября 1920 г. Советом народных комиссаров приказом об учреждении в Ташкенте Государственного университета. В составе университета был медицинский факультет, в структуру которого наряду с другими клиниками и кафедрами входила и кафедра судебной медицины. Основателями этой кафедры были д-р. мед. наук А.С. Ильин (1922—1928 гг.) и проф. И.В. Марковин (1928—1946 гг.). В последующем на этой кафедре уже в составе Ташкентского медицинского института (ТашМИ, ныне Ташкентская медицинская академия — ТМА) работали такие известные ученые — судебные медики, как доц. Н.Ф. Колосова (1946—1953 гг.), а затем профессора С.Ш. Шахабутдинов, Л.М. Эйдлин, Ф.Дж. Туляганов, Дж.Дж. Джалалов, З.А. Гиясов и доц. И.И. Бахриев (в настоящее время).

С назначением заведующим кафедрой д-ра мед. наук, проф. А.С. Ильина (рис. 1) активизировалась работа кафедры. Под его руководством были организованы лаборатория, городской морг и др. В 1928 г. впервые подготовленные на кафедре врачи — судебно-медицинские эксперты начали создавать судебно-медицинскую экспертную службу на местах: в городах Андижане, Самарканде, Фергане, Ходжикенте, Термезе.

Рис. 1. Доктор медицинских наук, профессор Ильин Александр Степанович. Руководил кафедрой судебной медицины в 1922—1928 гг.

В 1928 г. на должность заведующего кафедрой ТашМИ был избран проф. И.В. Марковин из Ростовского университета, ученик проф. А.И. Шибкова (рис. 2). Он проработал в этой должности до 1946 г. В этот период значительно расширилась деятельность судебно-медицинской лаборатории при кафедре. И.В. Марковин большое внимание уделял расширению фонда музея кафедры. В дальнейшем в музее стало более 1500 экспонатов, в основном макропрепараты. Студенты участвовали в судебно-медицинских экспертизах живых лиц и трупов. Проф. И.В. Марковиным и под его руководством на кафедре проводились научные изыскания, посвященные исследованиям вещественных доказательств, мекония (признак Шибкова—Марковина), механическим повреждениям сердца, врожденным уродствам и др. [5].

Рис. 2. Доктор медицинских наук, профессор Марковин Иван Васильевич. Руководил кафедрой судебной медицины в 1928—1946 гг.

Известный ученый проф. Л.М. Эйдлин в 1954—1962 гг. заведовал кафедрой судебной медицины в Самаркандском государственном медицинском институте (СамМИ), а с 1963—1966 гг. — в ТашМИ. Под его руководством кафедра стала одной из ведущих в СССР, расширилась научно-исследовательская деятельность, готовили аспирантов, были разработаны и внедрены в практику новые методы исследования. На кафедре был создан музей, богатый диапозитивами, макро- и микропрепаратами, опубликовано большое количество научных работ, авторами которых были проф. Л.М. Эйдлин и его ученики. Монография ученого «Огнестрельные повреждения» стала руководством для судебно-медицинских экспертов и криминалистов. Кроме научно-исследовательской, практической и научной Л.М. Эйдлин вел административную деятельность, являясь проректором по научной работе института. Под его руководством подготовлено пять кандидатов наук, которые позже стали докторами медицинских наук и профессорами (В.И. Акопов, Д.Д. Джалалов, Н.Г. Александров), заведовали кафедрами и вели административную деятельность [9].

Д-р. мед. наук, проф. Д.Д. Джалалов долгие годы, с 1976 по 2003 г., заведовал кафедрой судебной медицины ТашМИ (рис. 3). Разработанные Д.Д. Джалаловым методы исследования вещественных доказательств широко применяются во всех судебно-медицинских лабораториях стран СНГ. Эти методы нашли отражение в литературе ряда европейских стран. Проф. Д.Д. Джалалов является автором первого учебника по судебной медицине на узбекском языке.

Рис. 3. Доктор медицинских наук, профессор Джалалов Джалил Джалалович. Руководил кафедрой судебной медицины в 1976—2003 гг.

В последующие годы кафедрой заведовал д-р. мед. наук, проф. З.А. Гиясов (2003—2012 гг.). По его инициативе в 2001 г. в систему высшего медицинского образования была введена новая дисциплина — «Правовые основы деятельности врача». Проф. З.А. Гиясов с 1984—2016 гг. одновременно являлся начальником Республиканского бюро судебно-медицинской экспертизы (СМЭ) Минздрава Республики Узбекистан. В этот период расширилась сеть бюро СМЭ, а также полностью обновлены нормативно-правовые документы по проведению СМЭ.

В Ташкентском педиатрическом медицинском институте (ТашПМИ) в 1975 г. была организована кафедра судебной медицины, первым заведующим которой стал канд. мед. наук доц. А.Р. Рахимов. С 1993 г. по настоящее время кафедрой судебной медицины и медицинского права ТашПМИ заведует проф. А.И. Искандаров, а с 2016 г. проф. А.И. Искандаров одновременно является главным судебно-медицинским экспертом и руководителем Республиканского бюро СМЭ Республики Узбекистан (ныне Республиканский научно-практический центр СМЭ — РНПЦСМЭ). Под его руководством в практику судебно-медицинской службы внедрена система менеджмента качества, совершенствуются нормативные акты, регулирующие деятельность судебно-медицинской экспертизы, развивается материально-техническая база, укрепляются международные связи. В целом реформы в судебной медицине Республики Узбекистан осуществляются в контексте глубоких идеологических, социальных и экономических изменений.

Кафедру судебной медицины Самаркандского государственного медицинского института (СамГосМИ), организованную в 1934 г., возглавил В.С. Пятернев, ученик видного судебного медика проф. М.И. Райского. Во время Великой Отечественной войны на кафедре работали судебные врачи — преподаватели Военно-медицинской академии. С 1995 г. по настоящее время этой кафедрой руководит д-р. мед. наук, проф. С.И. Индиаминов.

Профессора З.А. Гиясов, А.И. Искандаров и С.И. Индиаминов являются авторами основной учебной литературы на узбекском, русском и английском языках по судебной медицине и правовым основам врачебной деятельности.

В 1959 г. была организована кафедра судебной медицины Андижанского медицинского института. Основатели кафедры — доц. В.А. Кажеев, проф. А.И. Чурикова. Позже кафедры судебной медицины появились в Ташкентском институте усовершенствования врачей и в других медицинских вузах Республики.

Следует отметить, что до 40—50-х годов прошлого столетия из-за отсутствия кадров преподаватели кафедры судебной медицины медицинских вузов наряду с педагогической деятельностью были обязаны выполнять основную работу городских судебно-медицинских экспертов, а также выезжать в области и районы Узбекистана для проведения экспертиз. В этот период в региональных центрах начали создавать областные бюро СМЭ, деятельность которых осуществлялась согласно нормативно-правовым положениям, разработанным Министерством здравоохранения и Главным бюро СМЭ СССР.

Н.Ф. Колосова, работавшая областным судебным врачом в Самарканде с 1928 по 1932 г., так характеризует состояние судебно-медицинской экспертизы: «Работать пришлось в тяжелых условиях. Моргов не было, трупы вскрывались в сараях, кладовых или просто в загородках, без самого необходимого оборудования. Помещений для амбулаторного приема, инструментов, обслуживающего персонала не было... Много энергии и сил потратили первые судебные врачи, чтобы наладить работу...».

Благодаря врачам-энтузиастам, начиная с 1928 г., были заложены основы областных бюро СМЭ в Узбекистане. В 1950 г. приказом бывшего союзного Министерства здравоохранения было создано Республиканское бюро СМЭ, которое в 1952 г. утвердило Инструкцию по судебной медицине. Уже в 1953 г. стали формироваться бюро СМЭ во всех регионах Узбекистана, в состав каждого из которых входили районные и межрайонные подразделения. Республиканское бюро СМЭ в 2020 г. отметило 70-летний юбилей.

Начиная с 70-х годов прошлого столетия на базах кафедр судебной медицины началась подготовка врачей — судебно-медицинских экспертов через одногодичную интернатуру, а после 2000 г. — через клиническую ординатуру и магистратуру.

В структуре Минобороны Республики Узбекистан отдельно функционирует судебно-медицинская лаборатория, в которой в прошлом долгие годы работал начальником известный судебный медик, полковник медицинской службы проф. В.Л. Попов. Он по-прежнему имеет тесную связь с судебными медиками Узбекистана.

Постановлением Президента Республики Узбекистан ПП-4049 от 4 декабря 2018 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судебно-медицинской службы», Главное бюро СМЭ преобразовано в Республиканский научно-практический центр СМЭ (РНПЦСМЭ). Разработаны нормативно-правовые документы, стандарты всех видов судебно-медицинской экспертизы. В составе судебно-медицинской службы Республики насчитывается 7 докторов наук, более 40 кандидатов медицинских наук и доцентов; 80% судебно-медицинских экспертов имеют квалификационную категорию. В РНПЦСМЭ и на кафедрах ТМА, ТашПМИ и СамГосМИ активно ведется подготовка научно-педагогических кадров.

Во исполнение Закона Республики Узбекистан «О судебной экспертизе» (2010) приказом Министерства здравоохранения Республики Узбекистан создана квалификационная комиссия и 2 раза в год проводится аттестация для получения квалификации государственного судебно-медицинского эксперта с выдачей соответствующего сертификата.

Судебные медики Республики Узбекистан сотрудничают с ведущими кафедрами и центрами СМЭ России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Киргизии, США, Турции и ряда стран Западной Европы. Заметен рост научного потенциала судебно-медицинской службы на кафедрах и в центре СМЭ Республики Узбекистан.

Заключение

До 60—70-х годов XIX столетия в Туркестане, в частности Узбекистане, не проводились самостоятельные судебно-медицинские исследования. Формирование научной судебной медицины началось с 20-х годов прошлого столетия после создания Узбекского национального университета, в составе которого был организован медицинский факультет, где и началось самостоятельное преподавание судебной медицины. Учреждения бюро СМЭ были организованы после 40—50-х годов XX столетия. Сегодня службу СМЭ составляет Республиканский научно-практический центр СМЭ с региональными филиалами и кафедры судебной медицины и медицинского права во всех медицинских вузах. В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан и закона «О судебной экспертизе» полностью обновлены нормативно-правовые документы и стандарты всех видов судебно-медицинских исследований.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Шершавкин С.В. История отечественной судебно-медицинской службы. М.: Медицина; 1968.
  2. Туляганов П.Д. История, состояние и перспективы развития судебной медицины в Узбекистане. Ташкент. 1975.
  3. Пашков К.А., Баринов Е.Х., Борисенко К.А., Белолапоткова А.В., Ромодановский П.О. Г.И. Вильга — основоположник судебной стоматологии в России. М.: Магистраль; 2019.
  4. Пиголкин Ю.И. Судебная медицина. Лекции — Forensic medicine. Lectures: Учебное пособие. М.: Практ. медицина; 2014.
  5. Гиясов З.А. Ўзбекистонда суд-тиббий экспертиза хизматининг шаклланиш тарихи, ҳолати ва риво-жланиш йўналишлари. Ташкент: Akademnashr; 2016.
  6. Шульц К. Медицинские наброски о Туркестане. Врач. 1890;36:828. 
  7. Колосова Н.Ф. История кафедры судебной медицины Ташкентского государственного медицинского института. Сборник научных трудов. Ташкент: Медгиз; 1960.
  8. Шахабутдинов С.Ш. Состояние судебно-медицинской службы в Узбекской ССР: Сборник научных трудов. Ташкент: Медгиз; 1960.
  9. Индиаминов С.И. Судебно-медицинской службе Самаркандской области 75 лет. Судебно-медицинская экспертиза. 2011;1:60-61. 
  10. Бахромова С.М. Здравоохранение Узбекской ССР в цифрах и документах (1924—1986 гг.). Ташкент: Медицина; 1988.
  11. Халявин А.П. Историческое развитие и правовая регламентация экспертизы и экспертных учреждений в Узбекской ССР: Дис. ... канд. юр. наук. Ташкент. 1971.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.