Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Пинчук П.В.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России;
ФГКУ «111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Минобороны России»

Шакирьянова Ю.П.

ФГКУ «111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» Минобороны России;
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова»

Сухарева М.А.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Леонов С.В.

ФГКУ «111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Минобороны России»;
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Особенности морфологии огнестрельных повреждений у людей, находящихся в салоне автомобиля

Авторы:

Пинчук П.В., Шакирьянова Ю.П., Сухарева М.А., Леонов С.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 649

Загрузок: 26


Как цитировать:

Пинчук П.В., Шакирьянова Ю.П., Сухарева М.А., Леонов С.В. Особенности морфологии огнестрельных повреждений у людей, находящихся в салоне автомобиля. Судебно-медицинская экспертиза. 2022;65(1):49‑51.
Pinchuk PV, Shakiryanova YuP, Sukhareva MA, Leonov SV. Morphology features of gunshot injuries in occupants of a car. Forensic Medical Expertise. 2022;65(1):49‑51. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20226501149

Рекомендуем статьи по данной теме:
Роль дис­сек­ци­он­но­го кур­са по ре­конструк­тив­ной хи­рур­гии че­люс­тно-ли­це­вой об­лас­ти в неп­ре­рыв­ном ме­ди­цин­ском об­ра­зо­ва­нии че­люс­тно-ли­це­вых хи­рур­гов. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(2):140-147
Этап­ное ока­за­ние ме­ди­цин­ской по­мо­щи при тя­же­лом ос­ко­лоч­ном ра­не­нии ли­ца. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(4):323-328

Огнестрельные повреждения тела человека после прохождения пули через преграду довольно часто встречаются в условиях современных боевых действий. Вне боевых действий случаи запреградных огнестрельных повреждений также нередки, например, при травмировании людей, находящихся в салоне автомобиля, когда огнестрельные снаряды, пройдя через элементы корпуса автомобиля, попадают в тело человека. В подобных случаях имеются определенные особенности огнестрельной травмы, которые заключаются в следующем: повреждения могут быть получены фрагментированной пулей и ее множественными осколками; чаще повреждения причиняются пулей, изменившей свою баллистическую траекторию; помимо самой пули на тело действуют осколки и фрагменты преграды; изменяется распределение дополнительных факторов выстрела, которых чаще всего в подобных случаях не обнаруживают. Указанные особенности огнестрельной травмы изложены в специальной литературе и довольно подробно исследованы [1—5]. В рамках практической экспертной деятельности мы обнаружили ряд не описанных ранее признаков запреградной огнестрельной травмы. Кроме того, возможности электронной микроскопии позволяют не ограничиваться только обнаружением частиц преграды в области повреждений, а дают представление об их особенностях и элементном составе.

В экспертной практике нами изучен и проанализирован случай, когда выстрелы из огнестрельного оружия осуществляли по движущейся машине с находящимися в ней водителем и пассажиром на заднем сиденье. Выстрелы производили в лобовое, боковые и заднее стекла, а также по корпусу автомобиля.

У водителя обнаружили два огнестрельных ранения головы, которые явились причиной смерти. Первое ранение представлено входной раной в левой височной области и выходной — в правой теменно-височной области (по ходу раневого канала имелись повреждения подлежащих костей черепа и головного мозга). Входная огнестрельная рана второго ранения располагалась на задней поверхности шеи слева, выходная — в ротовой области (по ходу раневого канала повреждены мягкие ткани верхней и нижней губ, зубы и тело нижней челюсти). При исследовании трупа водителя обнаружили, что помимо двух сквозных огнестрельных ранений головы на теле имелись ссадины с признаками термического воздействия в левых височной, лобной, щечной и скуловой областях головы (кпереди от входного огнестрельного повреждения) неправильной овальной формы, размером от 0,2×0,1 до 0,7×0,5 см, с неровными четкими серо-черными краями, с западающим сухим плотным дном черного цвета (рис. 1, а, на цв. вклейке). При исследовании входного огнестрельного повреждения головы левой височной области обнаружили признаки, указывающие на то, что огнестрельный снаряд внедрился в ткани боком (косогоризонтально ориентированная овальная рана с дефектом ткани в центре, осадненными фестончатыми краями, размером 3,0×2,5 см; повреждение левой височной кости, тоже овальное, размером 3,0×8,5 мм). По периферии повреждения — пять поверхностных резаных ран размером до 5,0×0,2 мм (рис. 1, б, на цв. вклейке). В мягких тканях в области входного огнестрельного ранения шеи нашли мелкий осколок стекла.

Рис. 1. Огнестрельные повреждения.

а – ссадины с признаками термического воздействия в левых височной, лобной, щечной и скуловой областях головы; б – входная огнестрельная рана с дополнительными осколочными повреждениями (отмечено стрелками).

При исследовании трупа пассажира обнаружили одиночное огнестрельное сквозное ранение головы с расположением входной раны в теменной области слева и выходной — в теменной области справа, повлекшее смерть. Кроме того, выявили единичные поверхностные раны и ссадины нижней трети левого плеча, на задненаружной поверхности левого плечевого сустава, тыльной поверхности II пальца и наружной поверхности V пальца левой кисти. Обращали на себя внимание относительно большой размер входной огнестрельной раны (многолучевая рана общим размером 3,0×3,0 см), а также наличие фрагмента медьсодержащей оболочки огнестрельного снаряда в мягких тканях в проекции входного повреждения.

Ссадины, имевшие признаки термического воздействия, расценены исследовавшими труп экспертами как повреждения, не относящиеся к огнестрельным. Сделано предположение, что они получены и водителем, и пассажиром незадолго до обстрела автомобиля при взрыве устройства малой мощности и на достаточно большом расстоянии (в пределах неблизкой дистанции взрыва).

Позднее, при осмотре автомобиля и места происшествия, признаков воздействия факторов взрыва на автомобиль и предметы обстановки места происшествия не установили.

В салоне автомобиля обнаружили множественные повреждения от осколков разрушенных снарядов и осколков стекла, а также фрагменты разрушенных пуль. При осмотре лобового стекла автомобиля установили, что в области его повреждения отобразилось направление вращения пули, совпадающее с повреждением на черепе водителя [6].

Методом трехмерного компьютерного визирования восстановили направление выстрелов по автомобилю и находившимся в нем людям (рис. 2, на цв. вклейке).

Рис. 2. Компьютерное визирование огнестрельных повреждений.

Автомобиль с размеченными повреждениями и направлением огнестрельного воздействия: а – вид слева; б – вид спереди; в – расположение водителя в салоне автомобиля и единственно возможный вариант причинения ему огнестрельных повреждений.

Возможность образования повреждений, имеющих признаки термического воздействия, стала ясна после экспериментальных отстрелов, когда при сканирующей электронной микроскопии (СЭМ) и энергодисперсионном анализе (ЭДС) установили, что при встрече с преградой происходит расплавление элементов снаряда с образованием капель и луж металла (свинец) (рис. 3, на цв. вклейке). При судебно-медицинской экспертизе трупов водителя и пассажира на поверхности их кожного покрова в области повреждений обнаружили осколки стекла, внедрившиеся подкожно. По результатам экспериментального исследования также установили, что при пробитии преграды под углом, отличным от перпендикулярного, возникает эффект нормализации выброса вторичных снарядов, и траектория огнестрельного снаряда отклоняется к нормали.

При дифференциальной диагностике огнестрельных и взрывных повреждений повреждения с признаками термического действия, а также осколочные повреждения предлагаем рассматривать в едином комплексе огнестрельной травмы.

Рис. 3. Капли расплавленного свинцового сердечника пули.

Кроме того, зная положение и наклон стекла левой передней боковой двери автомобиля, а также взаиморасположение основного и вторичных осколочных повреждений на голове водителя, можно установить положение головы потерпевшего в момент выстрела в височную область: голова водителя была наклонена вниз.

Таким образом, приведенный случай демонстрирует новый признак огнестрельной запреградной травмы — термическое действие разрушенного огнестрельного снаряда, что, вероятно, найдет применение в практической экспертной деятельности при проведении дифференциальной диагностики огнестрельных и взрывных повреждений.

Возможности современных методов исследования (СЭМ и ЭДС) позволяют доказать факт запреградной огнестрельной травмы, решать ситуационные вопросы о позе потерпевших (особенно актуально при множественных повреждениях преграды), а также идентифицировать фрагменты преграды в области повреждения.

Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.