Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Услонцев Д.Н.

ГБУ РО «Бюро судебно-медицинской экспертизы им. Д.И. Мастбаума»;
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова»

Кильдюшов Е.М.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Туманов Э.В.

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России

О необходимости унифицированного подхода к оценке валика мышечного сокращения (идиомускулярная опухоль) при определении времени наступления смерти

Авторы:

Услонцев Д.Н., Кильдюшов Е.М., Туманов Э.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1488 раз


Как цитировать:

Услонцев Д.Н., Кильдюшов Е.М., Туманов Э.В. О необходимости унифицированного подхода к оценке валика мышечного сокращения (идиомускулярная опухоль) при определении времени наступления смерти. Судебно-медицинская экспертиза. 2021;64(4):37‑41.
Uslontsev DN, Kildyushov EM, Tumanov ÉV. On the need for a unified approach in assessing the muscle contraction swelling (idiomuscular tumor) in determining the time since death coming. Forensic Medical Expertise. 2021;64(4):37‑41. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20216404137

Рекомендуем статьи по данной теме:
Тер­мо­мет­ри­чес­кое оп­ре­де­ле­ние дав­нос­ти нас­туп­ле­ния смер­ти ме­то­дом не­ли­ней­ной оп­ти­ми­за­ции. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(5):19-23
Су­деб­но-ме­ди­цин­ская оцен­ка иди­омус­ку­ляр­ной кон­трак­ту­ры. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2025;(2):9-13
Оп­ре­де­ле­ние ве­ли­чи­ны «сол­неч­но­го фак­то­ра» при ма­те­ма­ти­чес­ком мо­де­ли­ро­ва­нии про­цес­са из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры тру­па в ус­ло­ви­ях ин­со­ля­ции. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2025;(2):25-30
Необыч­ная суп­ра­ви­таль­ная мы­шеч­ная ре­ак­ция вер­хних ко­неч­нос­тей, выз­ван­ная по­пыт­кой по­лу­чить иди­омус­ку­ляр­ную опу­холь. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2025;(3):47-50
Ана­лиз ка­чес­тва жиз­ни, свя­зан­но­го со сто­ма­то­ло­ги­чес­ким здо­ровьем, сре­ди де­тей-школь­ни­ков и взрос­лых па­ци­ен­тов мо­ло­до­го воз­рас­та до и пос­ле ор­то­дон­ти­чес­ко­го ле­че­ния. Сто­ма­то­ло­гия. 2025;(2):54-58

Актуальность определения времени наступления смерти не вызывает сомнений. Большое межиндивидуальное разнообразие посмертных изменений вследствие многих факторов ограничивает точность оценки времени смерти и снижает надежность метода исследования, если пределы достоверности этого метода неизвестны. Ни один метод не позволяет достаточно точно и достоверно оценить интервал наступления смерти в каждом конкретном случае, поэтому рекомендуется использовать несколько различных методов.

Продолжается совершенствование старых и разработка новых подходов и методов определения давности наступления смерти (ДНС) [1—6]. Один из них — исследование валика мышечного сокращения — идиомускулярной опухоли (ИМО), что закреплено «Порядком организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации».

Исследование посмертной реакции мышечной ткани в ответ на внешнее воздействие достаточно давно и прочно вошло в арсенал способов определения ДНС. Осталось много нерешенных вопросов как теоретического, так и практического характера, связанных с оценкой полученных результатов и самой методикой проведения проб. Противоречивы также имеющиеся судебно-медицинские данные, указывающие на сроки появления ИМО [1—7].

Отсутствие единого унифицированного подхода к методике проведения и оценке пробы на механическое раздражение мышц потенциально ведет к ошибкам в экспертной интерпретации результатов исследования, что требует дальнейшего всестороннего изучения закономерностей развития ИМО.

Цель исследования — изучение ответной реакции мышц на механическое раздражение с определением максимального времени ее возникновения на протяжении от 2 до 15 ч посмертного периода у взрослых и разработка алгоритма исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо было получить собственные количественные данные о посмертном изменении высоты ИМО (определить объективные критерии процесса с учетом влияния на него возраста) в зависимости от возраста и ДНС.

Материал и методы

Настоящее исследование основано на данных, полученных при осмотре тел умерших юношеского, зрелого, пожилого, старческого возраста и долгожителей обоего пола при работе авторов в составе следственно-оперативных групп, выезжавших на место обнаружения тел умерших за период 1995—2020 гг. (Москва и Рязань).

Всего исследовали 345 трупов умерших в возрасте от 18 до 97 лет в период от 2 до 15 ч посмертного периода с достоверно установленным медицинским персоналом временем наступления смерти.

На первом этапе морфолого-статистического исследования была проведена группировка полученных данных в соответствии с поставленной целью исследования. Особое внимание обращали на объединение материала с учетом важнейших признаков, выражающих сущность изучаемого явления.

Выделили пять возрастных групп: 1-я — 18—35 лет (81 умерший), 2-я — 36—60 лет (106), 3-я — 61—74 года (131), 4-я — 75—90 лет (21), 5-я — старше 90 лет (6 трупов). Для получения репрезентативных результатов и доверительного интервала не менее 95% всю выборочную совокупность разделили по принципу равноотстоящих вариант.

При группировке данных экспериментов выборочной совокупности на ряд равноотстоящих вариант весь полный промежуток изменения возраста (18—97) разделили на одинаковые интервалы. Для удобства расчетов данный промежуток представили в несколько упрощенном виде — как интервал от 18 до 98 лет с шагом, равным 10 годам. Наименьшее и наибольшее значения возраста включили в крайние интервалы. Получили 8 подгрупп. Первая подгруппа (50 наблюдений) — все случаи смерти в возрасте 18—27 лет, 2-я (41) — 28—37 лет, 3-я (36) — 38—47 лет, 4-я (58) — 48—57 лет, 5-я (69) — 58—67 лет, 6-я (65) — 68—77 лет, 7-я (19) — 78—87 лет и 8-я (7 наблюдений) — 88—97 лет.

Ввиду возможного влияния на ответную реакцию мышц на механическое раздражение из наблюдений были исключены все случаи смерти лиц с травмами конечностей, ранее существовавшими мышечными заболеваниями, с достоверно установленным назначением миореалаксантов.

Эксперимент состоял в нанесении по одному удару металлическим стержнем по передней поверхности средней трети каждого плеча и каждого бедра умершего практически одновременно. Удары наносили строго вертикально к поверхности и отмечали ответную мышечную реакцию; при возникновении ИМО измеряли ее высоту.

Всего изучили 1380 ответных реакций на всех конечностях. Появление валика мышечного сокращения независимо от его высоты хотя бы в одном из 4 мест приложения силы после механического воздействия считали положительной реакцией.

Все приемы антропометрических измерений были строго унифицированы. При описании выбранных признаков использовали общепринятые параметры вариационного ряда, а связь между признаками устанавливали с помощью корреляционно-регрессионного анализа. При анализе высоты мышечного валика в зависимости от времени наступления смерти для каждой подгруппы рассчитали среднее значение, стандартное отклонение; для оценки значимости различий использовали t-критерий Стьюдента с расчетом 95% доверительного интервала.

Результаты и обсуждение

Изучить всю генеральную совокупность (все трупы) не представляется возможным. Известно, что вполне надежные представления об изучаемом процессе можно получить на основании свойств частичных совокупностей. Часть генеральной совокупности отобрали в случайном порядке и исследовали с позиций оценки всей генеральной совокупности. Особенности параметров, определяющих появление и высоту ИМО, в каждом случае индивидуальны, отсюда распределение по высоте ИМО каждого конкретного трупа также индивидуально. До настоящего времени подобные явления не нашли своего отражения в исследованиях и не были оценены с точки зрения установления времени наступления смерти.

Ответную реакцию с образованием ИМО наблюдали в 261 случае. Максимальное время образования валика мышечного сокращения 13,5 ч посмертного периода (1 наблюдение). У 172 умерших однотипную ответную реакцию в виде образования ИМО отметили на всех четырех конечностях, а у 89 — на одной, либо на двух, либо на трех конечностях. В 84 наблюдениях на месте нанесения удара образовалась вмятина; минимальное время после смерти составило 7 ч (3 наблюдения).

В 1-й подгруппе (18—27 лет) положительную реакцию на механическое раздражение в виде выраженной ИМО отметили в 23 из 38 случаев при ДНС от 2 до 7 ч; высота ИМО от 0,5 до 1,9 см. Ответную реакцию в виде пальпаторно определяемой ИМО наблюдали в 15 случаях при ДНС от 7 до 11 ч; высота ИМО до 0,5 см.

Для оценки значимости различий в высоте валика мышечного сокращения (от 0,5 до 1,9 см) от времени наступления смерти (от 2 до 11 ч) использовали t-критерий Стьюдента с расчетом 95 % доверительного интервала. Статистически достоверной разницы исследованных параметров в 1-й группе не выявили. Отрицательную реакцию в виде вмятины зарегистрировали в 8 случаях при времени наступления смерти более 10 ч, в 2 — более 9 ч и по одному случаю при ДНС более 7 и 8 ч соответственно.

Во 2-й подгруппе (28—37 лет) положительную реакцию на механическое раздражение в виде выраженной ИМО отметили в 22 из 33 случаев при ДНС от 2 до 8 ч; высота ИМО от 0,5 до 2,0 см. Ответную реакцию в виде пальпаторно определяемой ИМО наблюдали в 11 случаях при ДНС от 8 до 13,5 ч; высота ИМО до 0,5 см.

Для оценки значимости различий в высоте валика мышечного сокращения (от 0,5 до 2,0 см) от времени наступления смерти (от 2 до 13,5 ч) использовали t-критерий Стьюдента с расчетом 95 % доверительного интервала. Статистически достоверной разницы исследованных параметров не выявили. Отрицательную реакцию в виде вмятины зарегистрировали в 5 случаях при ДНС более 10 ч, в 2 случаях — более 9 ч и в одном — более 11 ч.

В 3-й подгруппе (38—47 лет) положительную реакцию на механическое раздражение в виде выраженной ИМО отметили в 19 из 27 случаев при ДНС от 2 до 9 ч; высота ИМО от 0,5 до 2,0 см. Ответную реакцию в виде пальпаторно определяемой ИМО наблюдали в 8 случаях при ДНС от 9 до 13 ч; высота ИМО до 0,5 см.

Для оценки значимости различий в высоте валика мышечного сокращения (от 0,5 до 2,0 см) от времени наступления смерти (от 2 до 13 ч) использовали t-критерий Стьюдента с расчетом 95 % доверительного интервала. Статистически достоверной разницы исследованных параметров не выявили. Отрицательную реакцию в виде вмятины зарегистрировали в 2 случаях при ДНС 9 ч, в 5 случаях — более 10 ч и по одному случаю при ДНС более 8 и 11 ч соответственно.

В 4-й подгруппе наблюдения (48—57 лет) положительную реакцию на механическое раздражение в виде выраженной ИМО отметили в 24 из 42 случаев при ДНС от 2 до 8 ч; высота ИМО от 0,5 до 1,8 см. Ответную реакцию в виде пальпаторно определяемой ИМО наблюдали в 18 случаях при ДНС от 8 до 12 ч; высота ИМО до 0,5 см.

Для оценки значимости различий в высоте валика мышечного сокращения (от 0,5 до 1,8 см) от времени наступления смерти (от 2 до 12 ч) использовали t-критерий Стьюдента с расчетом 95 % доверительного интервала. Статистически достоверной разницы исследованных параметров не выявили. Отрицательную реакцию в виде вмятины зарегистрировали в 11 случаях при ДНС более 10 ч, в 3 случаях — более 9 ч и по одному случаю при ДНС более 8 и 11 ч соответственно.

В 5-й подгруппе (58—67 лет) положительную реакцию на механическое раздражение в виде выраженной ИМО отметили в 22 из 49 случаев при ДНС от 2 до 8 ч; высота ИМО от 0,5 до 1,6 см. Ответную реакцию в виде пальпаторно определяемой ИМО наблюдали в 27 случаях при ДНС от 8 до 12 ч; высота ИМО до 0,5 см.

Для оценки значимости различий в высоте валика мышечного сокращения (от 0,5 до 1,6 см) от времени наступления смерти (от 2 до 12 ч) использовали t-критерий Стьюдента с расчетом 95 % доверительного интервала. Статистически достоверной разницы исследованных параметров не выявили. Отрицательную реакцию в виде вмятины зарегистрировали в 12 случаях при ДНС более 10 ч, в 4 случаях — более 9 ч и по 2 случая при ДНС более 8 и 11 ч соответственно.

В 6-й подгруппе (68—77 лет) положительную реакцию на механическое раздражение в виде выраженной ИМО отметили в 25 из 52 случаев при ДНС от 2 до 8 ч; высота ИМО от 0,5 до 1,5 см. Ответную реакцию в виде пальпаторно определяемой ИМО наблюдали в 27 случаях при ДНС от 7 до 10 ч; высота ИМО до 0,5 см.

Для оценки значимости различий в высоте валика мышечного сокращения (от 0,5 до 1,5 см) от времени наступления смерти (от 2 до 10 ч) использовали t-критерий Стьюдента с расчетом 95 % доверительного интервала. Статистически достоверной разницы исследованных параметров не выявили. Отрицательную реакцию в виде вмятины зафиксировали в 9 случаях при ДНС более 9 ч и по одному случаю при ДНС более 7, 8, 10 и 11 ч.

В 7-й подгруппе (78—87 лет) положительную реакцию на механическое раздражение в виде выраженной ИМО отметили в 7 из 15 случаев при ДНС от 2 до 6 ч; высота ИМО от 0,5 до 1,1 см. Ответную реакцию в виде пальпаторно определяемой ИМО наблюдали в 8 случаях при ДНС от 6 до 9 ч; высота ИМО до 0,5 см.

Для оценки значимости различий в высоте валика мышечного сокращения (от 0,5 до 1,1 см) от времени наступления смерти (от 2 до 9 ч) использовали t-критерий Стьюдента с расчетом 95 % доверительного интервала. Статистически достоверной разницы исследованных параметров не выявили. Отрицательную реакцию в виде вмятины зарегистрировали в 2 случаях при ДНС более 9 ч и по одному случаю при ДНС более 7 и 8 ч соответственно.

В 8-й подгруппе (88—97 лет) положительную реакцию на механическое раздражение в виде выраженной ИМО отметили в 3 из 5 случаев при ДНС от 2 до 6 ч; высота ИМО от 0,5 до 1,0 см. Ответную реакцию в виде пальпаторно определяемой ИМО наблюдали в 2 случаях при ДНС 7 и 9 ч соответственно; высота ИМО до 0,5 см.

Для оценки значимости различий в высоте валика мышечного сокращения (от 0,5 до 1,0 см) от времени наступления смерти (от 2 до 9 ч) использовали t-критерий Стьюдента с расчетом 95 % доверительного интервала. Статистически достоверной разницы исследованных параметров не выявили. Отрицательную реакцию в виде вмятины зарегистрировали в 2 случаях при ДНС более 8 ч.

С позиций физиологии возбудимых тканей ИМО является посмертной локальной мышечной контрактурой, которая формируется в ответ на механическое раздражение мышечного волокна.

По мере пролонгации посмертного периода нарастающая дезинтеграция клеточных структур приводит к инактивации всех ионных каналов (включая механосенситивные), в результате чего миоциты утрачивают свои физиологические свойства, в том числе и способность реагировать на внешнее механическое воздействие. Очевидно, что на срок, в течение которого можно наблюдать формирование ИМО, а также на ее выраженность оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы. При прочих равных условиях ИМО будет более выражена у лиц, имеющих большую плотность миофибрилл на единицу объема мышечной клетки (волокна). На выраженность ИМО существенное влияние оказывает толщина подкожной основы: чем она толще, тем сильнее ее демпфирующие свойства и тем менее выражена ИМО.

Очевидно, все многообразие факторов, участвующих в формировании ИМО, будет также влиять и на высоту образующегося мышечного валика, что не позволяет провести объективную оценку ИМО по этому параметру.

Во всех подгруппах установлена прямая обратная зависимость: с увеличением посмертного периода происходило уменьшение проявления выраженности ИМО, при этом на верхних конечностях валик мышечного сокращения по сравнению с нижними практически во всех случаях был более выраженным. Отметили тенденцию к уменьшению максимальной высоты выявляемого валика мышечного сокращения при одинаковой ДНС с увеличением возраста умерших. Статистически достоверной разницы в высоте ИМО в зависимости от ДНС ни в одной из групп наблюдения не выявили.

Для оценки значимости различий времени появления валика мышечного сокращения (независимо от его высоты) и возраста умерших провели межгрупповое сравнение этих показателей во всех 8 подгруппах. Статистически достоверной разницы значений исследованных параметров между собой в 1—5-й подгруппах не установлено (p≤0,05). Также не выявили статистически достоверной разницы в 6—8-й подгруппах между собой (p≤0,05). Тем не менее полученные данные 1—5-й подгрупп и 6—8-й подгрупп между собой имели статистически установленные различия (p>0,05). Так, валик мышечного сокращения в 1—5-й подгруппах обнаружили в интервале 10—12 ч после смерти (p≤0,05), а в 6—8-й подгруппах — при ДНС 8—10 ч (p≤0,05).

Таким образом, при оценке ИМО следует определять не «момент смерти», а минимальный промежуток времени, в пределах которого могла наступить смерть.

Выводы

1. Ответную реакцию мышц на механическое воздействие необходимо исследовать на всех верхних и нижних конечностях (оба плеча и оба бедра).

Достоверная оценка посмертного интервала по ее метрическим характеристикам (высота мышечного валика) невозможна у лиц зрелого, пожилого и старческого возраста, так как статистически достоверной разницы в высоте ИМО в зависимости от ДНС ни в одной возрастной подгруппе не обнаружено. ИМО следует учитывать только по качественным показателям: есть или нет образование валика мышечного сокращения. Положительной считать реакцию при образовании ИМО любой высоты даже на одной конечности.

2. Установлена зависимость наличия валика мышечного сокращения в ответ на механическое воздействие от ДНС и возраста.

3. Наличие валика мышечного сокращения может быть использовано для определения времени смерти лиц в возрасте 18—67 лет (доверительная вероятность не менее 95%): наличие валика соответствует ДНС менее 10—12 ч, а его отсутствие — более 10—12 ч.

4. Наличие валика мышечного сокращения может быть использовано для определения времени смерти лиц в возрасте 68—97 лет (с доверительной вероятностью не менее 95%): при наличии валика — ДНС менее 8—10 ч, а при его отсутствии — более 8—10 ч.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.