Кильдюшов Е.М.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Услонцев Д.Н.

ГБУ РО «Бюро судебно-медицинской экспертизы им. Д.И. Мастбаума»;
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова»

Туманов Э.В.

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России

Соколова З.Ю.

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова»;
ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации»

Крупнов Н.М.

ГБУ РО «Бюро судебно-медицинской экспертизы им. Д.И. Мастбаума»

Черданцева Т.М.

ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова»

Определение времени наступления смерти у детей (1—3 года) по валику мышечного сокращения (идиомускулярная опухоль)

Авторы:

Кильдюшов Е.М., Услонцев Д.Н., Туманов Э.В., Соколова З.Ю., Крупнов Н.М., Черданцева Т.М.

Подробнее об авторах

Прочитано: 1622 раза


Как цитировать:

Кильдюшов Е.М., Услонцев Д.Н., Туманов Э.В., Соколова З.Ю., Крупнов Н.М., Черданцева Т.М. Определение времени наступления смерти у детей (1—3 года) по валику мышечного сокращения (идиомускулярная опухоль). Судебно-медицинская экспертиза. 2021;64(2):28‑31.
Kildyushov EM, Uslontsev DN, Tumanov ÉV, Sokolova ZYu, Krupnov NM, Cherdantseva TM. Determination of the death time in children (1—3 years old) by the muscle contraction swelling (idiomuscular tumor). Forensic Medical Expertise. 2021;64(2):28‑31. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20216402128

Оценка времени, прошедшего после смерти, является важной проблемой в судебной практике еще с древних времен. Даже в самых примитивных обществах, когда происходили убийства, сообщество неизбежно связывало местоположение и передвижения главных подозреваемых с вероятным временем наступления смерти. С тех пор произошла модернизация способа исследования посмертных изменений и суправитальных реакций. Значительные успехи достигнуты в технике проводимых исследований, однако точность оценки посмертного интервала оставляет желать лучшего.

Соотнесение времени наступления смерти с другими событиями может направить следственные действия в определенном направлении. На враче, определяющем давность наступления смерти (ДНС), лежит большая ответственность: если его ошибка будет достаточно серьезной, расследование может пойти по неправильному пути с самого начала.

Точная оценка времени наступления смерти нередко имеет важное, а иногда первостепенное значение как в уголовных, так и в гражданских делах.

С учетом достоверности всех доступных в настоящее время методов можно с уверенностью сказать, что к мнению любого врача, предлагающего «точное» время наступления смерти вместо диапазона, следует относиться критически.

Ввиду отсутствия в настоящее время экспертных методик, позволяющих определить точное время наступления смерти, следует признать научно обоснованным и оправданным установление временного диапазона, в пределах которого было возможно наступление смертельного исхода.

В настоящее время ДНС определяют комбинированно, сочетая в большинстве случаев температурные и нетемпературные методы [1—6]. В качестве последних в экспертной практике широко используют суправитальные реакции, в том числе ответ мышц на механическое раздражение, имеющий высокую практическую значимость в судебно-медицинской практике.

Первое исследование посмертной реакции мышечной ткани на механическое раздражение провел на изолированных человеческих конечностях Беннет Даулер в 1846 г. [7]. Публикация Б. Даулера сначала вызвала резкую критику, но последовавшие за ней многочисленные экспериментальные и практические исследования доказали несомненную научную состоятельность, перспективность и практическую значимость этого исследования.

В настоящее время установлено, что идиомускулярная опухоль (ИМО) имеет локальную посмертную мышечную контрактуру, которая формируется в ответ на механическое раздражение (локальный удар) мышечного волокна. Происходящее при этом натяжение липидного бислоя плазмолеммы и цитоскелета мышечной клетки активизирует механосенситивные ионные каналы, что, в свою очередь, приводит к повышению внутриклеточной концентрации Ca2+ и как следствие к сокращению мышечных волокон [8].

Одно из последних исследований, посвященных изучению временных закономерностей появления и развития ИМО, проведено группой немецких ученых под руководством S. Warther в 2012 г. [7]. При изучении 270 трупов лиц зрелого возраста обоих полов с достоверно известным временем смерти в ряде случаев отмечали появление ИМО на протяжении до 13 ч посмертного периода.

Имеются многочисленные исследования закономерностей появления ИМО, однако в судебно-медицинских руководствах приводятся временные интервалы ее развития исключительно для лиц зрелого возраста. Это существенно затрудняет интерпретацию результатов, полученных при исследовании трупов детей и подростков.

Цель исследования — изучение ответной реакции мышц у детей первых трех лет жизни на механическое раздражение с установлением максимального времени ее возникновения на протяжении от 2 до 15 ч посмертного периода.

Материал и методы

Материалом послужили данные собственных исследований тел умерших детей на местах их обнаружения при производстве осмотра в рамках следственных действий. Всего исследовали 244 трупа ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет за период 1995—2020 гг. по данным Бюро судмедэкспертизы Москвы и Рязани.

Исследования проводили в определенное время — в период от 2 до 15 ч после наступления смерти, достоверно установленное для каждого умершего.

Выделили две возрастные группы: 1-я группа — 104 трупа детей в возрасте от 1 года до 2 лет; 2-я группа — 140 трупов от 2 до 3 лет.

Критерии включения: точно установленное время смерти, задокументированное персоналом больницы или врачами «скорой помощи», возраст от 1 года до 3 лет. Первоначальные и непосредственные причины смерти самые различные. Критерии невключения: травмы, отеки или инфекции конечностей, тяжелое ожирение, включавшее конечности, и ранее существовавшие мышечные заболевания. Внимательно изучили медицинские карты стационарных больных и исключили из исследования все случаи, в которых были назначены миореалаксанты.

Эксперименты проводили путем нанесения практически одновременно по одному удару металлическим стержнем по передней поверхности средней трети плеча и бедра (по четыре ударных воздействия на каждый из 244 трупов). Удары наносили строго вертикально к поверхности и отмечали, есть ответная реакция или ее нет. При наличии реакции определяли высоту валика мышечного сокращения.

Во время проведения экспериментов температура окружающей среды составляла 18—23 °C.

Результаты и обсуждение

По результатам проведенных экспериментов оценили ответную реакцию мышц на механическое раздражение в 976 исследованиях. В 748 (76,64%) исследованиях наблюдали образование ИМО, причем время наступления смерти было от 2 до 7 ч. В 228 (23,36%) случаях на месте удара образовалась вмятина, время наступления смерти составляло от 5 до 15 ч.

При анализе наблюдений установили, что только при исследовании 76 умерших ответная реакция (на всех плечах и бедрах) соответствовала друг другу, в 22 случаях соотношение соответствия и несоответствия было 3:1, в 120 случаях — 2:2, а в остальных 26 — 1:3. На верхних конечностях ответная реакция встречалась почти в 2 раза чаще, чем на нижних.

В 1-й группе (104 трупа) положительную реакцию на механическое раздражение в виде выраженного валика мышечного сокращения высотой от 0,5 до 1,0 см отметили в 48 случаях. Она соответствовала времени наступления смерти до 3 ч. Пальпаторно определяемый валик высотой менее 0,5 см наблюдали в 36 случаях при ДНС от 2 до 6 ч. Отрицательную реакцию в виде вмятины установили в 20 случаях, при этом в 8 случаях время наступления смерти составило более 6 ч, а в 12 — более 5 ч.

Во 2-й группе (140 трупов) реакция на механическое раздражение в виде выраженного валика мышечного сокращения высотой от 0,5 до 1,2 см оказалась положительной в 76 случаях и соответствовала времени наступления смерти до 3 ч, а в виде пальпаторно определяемого валика высотой до 0,5 см — в 40 случаях при ДНС от 2 до 7 ч. Отрицательную реакцию в виде вмятины отметили в 14 случаях при времени наступления смерти более 7 ч и в 10 случаях при ДНС более 6 ч.

Наиболее достоверными оказались результаты пробы на плече. С каждым часом посмертного периода отмечали уменьшение проявления выраженности ИМО. Самое раннее появление отрицательной реакции в 1-й группе отметили по прошествии 5 ч после смерти.

Результаты исследования показали, что переоценка слабо определенных дополнительных факторов может повысить достоверность при интерпретации данных судебно-медицинской экспертизы.

Ответная реакция мышц на механическое раздражение может быть трех основных типов:

1) появление отчетливо видимого и плотного на ощупь валика мышечного сокращения (мышечный тяж);

2) формирование неразличимого визуально, но хорошо пальпируемого мышечного валика;

3) образование вмятины в месте механического воздействия.

В первых двух случаях реакция считается положительной, в третьем — отрицательной.

Проведенный статистический анализ полученных данных выявил некоторое влияние возраста и отсутствие влияния пола и состояния конечностей (кахектическое, нормальное) на реакцию в виде валика мышечного сокращения в ответ на механическое раздражение.

В некоторых публикациях сообщается о верхнем временном пределе от 12 до 13 ч для возникновения валика мышечного сокращения после механического воздействия на мышцы, но это касается трупов лиц зрелого возраста [7]. Этот метод обычно используют в комплексном методе для оценки времени, прошедшего после смерти и у детей. Проведенное нами исследование показало динамику изменения валика мышечного сокращения в ответ на механическое раздражение.

Максимальное время возникновения валика мышечного сокращения установлено нами у детей в возрасте 1—2 года при ДНС до 6 ч (12 случаев), а в возрасте 2—3 лет — при ДНС до 7 ч (8 случаев). Наше исследование показало отсутствие преобладание выраженности валика мышечного сокращения на плече при одинаковой давности наступления смерти у мальчиков по сравнению с девочками. Статистически достоверной разницы в высоте валика мышечного сокращения в зависимости от ДНС ни в одной из возрастных групп не выявили.

Таким образом, наши результаты способствуют дальнейшему применению этого метода в судебно-медицинской практике.

Выводы

1. Ни в одной из исследованных возрастных групп не выявлена четкая статистически достоверная разница в высоте валика мышечного сокращения (ИМО) в зависимости от ДНС. Достоверная оценка посмертного интервала по метрическим характеристикам (высота ИМО) при исследовании трупов детей и подростков в возрасте от 1 года до 3 лет невозможна.

Ответную реакцию мышц на механическое раздражение при исследовании трупов детей в возрасте от 1 года до 3 лет необходимо определять на обоих плечах и бедрах каждого умершего. Удары следует наносить по каждой конечности однократно, максимально перпендикулярно к травмируемой поверхности. Положительной следует считать реакцию при образовании валика мышечного сокращения любой высоты хотя бы на одной конечности.

2. Наличие валика мышечного сокращения (с вероятностью не ниже 95%) может быть использовано для определения времени с момента смерти менее 5—6 ч для 1-й группы (1—2 года) и 6—7 ч для 2-й группы (2—3 года);

3. Отсутствие валика мышечного сокращения (с вероятностью не ниже 95%) при механическом воздействии позволяет считать время наступления смерти более 5—6 ч для 1-й группы (1—2 года) и более 6—7 ч для 2-й группы (2—3 года).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Туманов Э.В., Кильдюшов Е.М., Соколова З.Ю. Судебно-медицинская танатология. М.: НП ИЦ ЮрИнфоЗдрав; 2012.
  2. Буромский И.В., Сидоренко Е.С., Ермакова Ю.В. Современное состояние и пути дальнейшего совершенствования установления давности наступления смерти. Судебно-медицинская экспертиза. 2018;4:59-62.  https://doi.org/10.17116/sudmed201861459
  3. Вавилов А.Ю., Витер В.И. Применение некоторых современных математических моделей посмертного охлаждения тела для определения давности наступления смерти. Судебно-медицинская экспертиза. 2007;50(5):9-12. 
  4. Кильдюшов Е.М. О термометрии трупа. Судебно-медицинская экспертиза. 2000;4:3-5. 
  5. Кильдюшов Е.М., Соколова З.Ю. Динамика посмертного изменения внутриглазного давления как возможный способ определения давности наступления смерти. Судебно-медицинская экспертиза. 2007;3:6-8. 
  6. Фетисов В.А., Куприна Т.А., Синицын В.Е., Дуброва С.Э. Зарубежный опыт использования современных методов лучевой диагностики в решении вопросов давности наступления смерти и причинения повреждений. Судебно-медицинская экспертиза. 2016;2:47-54.  https://doi.org/10.17116/sudmed201659247-54
  7. Warther S, Sehner S, Raupach T, Püschel K, Anders S. Estimation of the time since death: post-mortem contractions of human skeletal muscles following mechanical stimulation (idiomuscular contraction). Int J Legal Med. 2012;126:399-405.  https://doi.org/10.1007/s00414-011-0665-3
  8. Фундаментальная и клиническая физиология. Под ред. Камкина А.Г. и Каменского А.А. М.: Издательский центр «Академия»; 2004.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.