Повседневная практика производства судебно-медицинских экспертиз с целью установления места расположения водителя и пассажира переднего сиденья в салоне легковых автомобилей при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) убедительно свидетельствует, что в случае наличия у потерпевших схожих по морфологии и локализации повреждений, решающая роль в решении главной задачи отводится повреждениям на конечностях [1—5].
Аналогичная экспертная задача была поставлена следственными органами при назначении повторной комплексной судебно-медицинской и автотехнической экспертизы в случае фронтального столкновения двух автомобилей — ГАЗ-3110 и КАМАЗ-53212 (далее автомобили ГАЗ и КАМАЗ). Данное ДТП произошло зимой, в ночное время, при совершении маневра по обгону легковым автомобилем ГАЗ большегрузного автомобиля (фура). Водитель автомобиля ГАЗ выехал на полосу встречного движения, где совершил фронтальное столкновение с движущимся навстречу автомобилем КАМАЗ. В результате ДТП водитель Камаза не пострадал. Из двух человек, находившихся в салоне автомобиля ГАЗ, один погиб на месте происшествия (гр-н К.)1, а другой (гр-н М.) был обнаружен лежащим возле автомобиля КАМАЗ в бессознательном состоянии и доставлен в ближайшее лечебное учреждение с закрытой черепно-мозговой травмой.
Детальный осмотр места происшествия не выявил следов торможения автомобиля ГАЗ. Обнаружили след протектора от автомобиля Камаз, «… начинающийся от проезжей части дороги и заканчивающийся в месте остановки автомобиля у правой обочины по ходу его движения». При осмотре грузового автомобиля зафиксировали незначительные повреждения в передней части бампера, радиатора (больше слева) и левого переднего колеса. Повреждения автомобиля ГАЗ были более массивными и локализовались практически на всей передней части автомобиля, включая капот, бампер, лобовое стекло, крышу и двери (см. рисунок).
По показаниям оставшегося в живых гр-на М., в момент ДТП он сидел на правом переднем пассажирском сиденье, а гр-н К. управлял автомобилем ГАЗ2, оба не были пристегнуты ремнями безопасности.
При производстве повторной комплексной судебно-медицинской и автотехнической экспертизы3 установили, что в результате ДТП гр-ну К. была причинена закрытая тупая сочетанная травма головы, шеи, груди, живота и обеих правых конечностей:
— голова: массивное субарахноидальное кровоизлияние под оболочки конвекситальной поверхности всех долей мозга и в его боковые желудочки; кровоизлияния в мягкие ткани лобной и теменно-височной областей с обеих сторон; открытый перелом нижней челюсти с экстракцией трех зубов верхней челюсти; рвано-ушибленные раны области лица (рот и подбородок); множественные кровоподтеки и ссадины лица;
— шея: ссадины и кровоизлияния в мягкие ткани передней поверхности;
— грудь: закрытые прямые переломы правых I—II ребер по средней ключичной линии с кровоизлияниями в мягкие ткани правой передней половины груди и область правого надплечья; ссадины и кровоподтек в мягкие ткани передней половины груди слева; кровоизлияния под плевру и в корни обоих легких, в связочный аппарат грудного отдела позвоночника, двусторонний гемоторакс;
— живот: разрывы диафрагмальной поверхности обеих долей печени; разрыв и кровоизлияние в правый купол диафрагмы; кровоизлияние в брыжейку кишечника, в ткань поджелудочной железы и жировую клетчатку обеих почек; гемоперитонеум; кровоизлияние в мягкие ткани передней брюшной стенки справа;
— правая нижняя конечность: кровоподтек и кровоизлияние в мягкие ткани передней поверхности бедра с закрытым косопоперечным переломом бедренной кости в ее средней трети;
— правая верхняя конечность: ушибленная рана передней поверхности правого запястья, массивные кровоизлияния в мягкие ткани передней и задней поверхности всего предплечья с гемартрозом правого локтевого сустава; две резаные раны тыльной поверхности III и V пальцев кисти с кровоизлиянием в окружающие мягкие ткани.
По результатам проведенных судебно-медицинских экспертиз, исследования подлинных медицинских документов и очного судебно-медицинского обследования гр-на М. у него была диагностирована тупая сочетанная травма головы и обеих верхних конечностей:
— голова: ушибленная рана теменной области, ушиб головного мозга легкой степени (по клиническим данным);
— правая верхняя конечность: закрытые переломы диафизов обеих костей предплечья в их верхней трети с кровоизлияниями в мягкие ткани;
— левая верхняя конечность: открытые оскольчатые переломы IV и V пястных костей у их основания с рваной раной на тыльной поверхности левой кисти в их проекции.
По данным материалов дела, проведение судебно-биологических экспертиз обнаруженных следов крови на изъятых фрагментах предметов из салона автомобиля ГАЗ не позволило установить месторасположение водителя и пассажира данного ДТП.
Учитывая наличие характерных повреждений на верхних конечностях гр-на М., экспертная комиссия пришла к заключению, что при указанных обстоятельствах именно он находился на месте водителя автомобиля ГАЗ. Происхождение указанных травм в момент данного ДТП происходило в следующей последовательности: выехав на встречную полосу движения и пытаясь уклониться от столкновения, гр-н М., не сбавляя скорости, резко вывернул руль автомобиля ГАЗ влево, однако избежать столкновения не удалось и произошел удар передней левой частью автомобиля КАМАЗ в переднюю правую часть автомобиля ГАЗ. Основное ударное воздействие через рулевое колесо пришлось на обе кисти гр-на М. В результате водителю автомобиля ГАЗ были причинены открытые переломы IV и V левых пястных костей с рваной раной на тыльной поверхности левой кисти в проекции указанных переломов. Удар по правой кисти вдоль оси правого предплечья в результате деформации изгиба привел к образованию у гр-на М. непрямых переломов диафизов лучевой и локтевой костей в их верхней трети. В дальнейшем под действием сил инерции тело водителя перемещалось вперед с последующим отрывом от сиденья и подбрасыванием вверх с ударом теменной областью головы о крышу салона автомобиля ГАЗ и образованием ушибленной раны и черепно-мозговой травмы в виде ушиба мозга.
Пострадавший гр-н К. в момент ДТП находился на месте пассажира правого переднего сиденья. Возможно, перед моментом столкновения, в результате рефлекторной защиты от предстоящего удара гр-н К. вытянул правую руку вперед с упором о переднюю панель автомобиля ГАЗ. От последовавшего удара на передней поверхности правого запястья и основании ладони у пострадавшего образовалась ушибленная рана. В дальнейшем правая рука гр-на К., «соскальзывая», по инерции ударилась об ветровое стекло с образованием резаных ран на тыльной поверхности III и V пальцев правой кисти. В результате плотного соприкосновения правой стороной тела и конечностями с элементами салона автомобиля ГАЗ гр-н К. получил в основном правосторонние повреждения: массивное кровоизлияние в мягкие ткани правого предплечья с гемартрозом локтевого сустава, переломы правой бедренной кости и правых I и II ребер с массивным кровоизлиянием в окружающие мягкие ткани.
Таким образом, проведенное комплексное исследование с детальным анализом всех повреждений, выявленных у гр-на М. и гр-на К., а также с учетом результатов специальных научных исследований по проблеме экспертной оценки травм, полученных внутри салона легкового автомобиля [6—20], позволили экспертной комиссии обосновать свое заключение в отношении расположения водителя и пассажира переднего сиденья в конкретном случае — при фронтальном столкновении автомобиля ГАЗ-3110 с автомобилем КАМАЗ-53212. В ходе прошедшего судебного заседания аргументы экспертного Заключения были признаны убедительными и легли в основу судебного решения.
Конфликт интересов отсутствует.
1Погибший гр-н К. в результате данного ДТП оказался лежащим на краю дороги возле заднего моста автомобиля КАМАЗ.
2В данном ДТП оба пострадавших (гр-н К. и гр-н М.) были сотрудниками ГИБДД, экипированными в соответствующий вариант зимней формы одежды и обуви.
3Результаты исследования трупа гр-на К. и данные специальных исследований представлены в сокращенном виде. Помимо материалов уголовного дела, экспертная комиссия исследовала подлинные медицинские документы гр-на М., включая его рентгенограммы.