Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Гусаров А.А.

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России, Москва, Россия, 125284

Фетисов В.А.

ФГБУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" Минздравсоцразвития России, Москва

Смиренин С.А.

ФГБУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" Минздрава России, Москва

Установление места нахождения водителя легкового автомобиля при фронтальном встречном столкновении с движущимся автомобилем КАМАЗ

Авторы:

Гусаров А.А., Фетисов В.А., Смиренин С.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 733

Загрузок: 9


Как цитировать:

Гусаров А.А., Фетисов В.А., Смиренин С.А. Установление места нахождения водителя легкового автомобиля при фронтальном встречном столкновении с движущимся автомобилем КАМАЗ. Судебно-медицинская экспертиза. 2016;59(3):40‑42.
Gusarov AA, Fetisov VA, Smirenin SA. Determining the car driver’s position at the moment of the frontal crash with a moving KAMAZ truck. Forensic Medical Expertise. 2016;59(3):40‑42. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed201659340-42

Повседневная практика производства судебно-медицинских экспертиз с целью установления места расположения водителя и пассажира переднего сиденья в салоне легковых автомобилей при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) убедительно свидетельствует, что в случае наличия у потерпевших схожих по морфологии и локализации повреждений, решающая роль в решении главной задачи отводится повреждениям на конечностях [1—5].

Аналогичная экспертная задача была поставлена следственными органами при назначении повторной комплексной судебно-медицинской и автотехнической экспертизы в случае фронтального столкновения двух автомобилей — ГАЗ-3110 и КАМАЗ-53212 (далее автомобили ГАЗ и КАМАЗ). Данное ДТП произошло зимой, в ночное время, при совершении маневра по обгону легковым автомобилем ГАЗ большегрузного автомобиля (фура). Водитель автомобиля ГАЗ выехал на полосу встречного движения, где совершил фронтальное столкновение с движущимся навстречу автомобилем КАМАЗ. В результате ДТП водитель Камаза не пострадал. Из двух человек, находившихся в салоне автомобиля ГАЗ, один погиб на месте происшествия (гр-н К.)​1​᠎, а другой (гр-н М.) был обнаружен лежащим возле автомобиля КАМАЗ в бессознательном состоянии и доставлен в ближайшее лечебное учреждение с закрытой черепно-мозговой травмой.

Детальный осмотр места происшествия не выявил следов торможения автомобиля ГАЗ. Обнаружили след протектора от автомобиля Камаз, «… начинающийся от проезжей части дороги и заканчивающийся в месте остановки автомобиля у правой обочины по ходу его движения». При осмотре грузового автомобиля зафиксировали незначительные повреждения в передней части бампера, радиатора (больше слева) и левого переднего колеса. Повреждения автомобиля ГАЗ были более массивными и локализовались практически на всей передней части автомобиля, включая капот, бампер, лобовое стекло, крышу и двери (см. рисунок).

Повреждения автомобилей КАМАЗ-53212 (слева) и ГАЗ-3110 (справа) при их фронтальном столкновении.

По показаниям оставшегося в живых гр-на М., в момент ДТП он сидел на правом переднем пассажирском сиденье, а гр-н К. управлял автомобилем ГАЗ​2​᠎, оба не были пристегнуты ремнями безопасности.

При производстве повторной комплексной судебно-медицинской и автотехнической экспертизы​3​᠎ установили, что в результате ДТП гр-ну К. была причинена закрытая тупая сочетанная травма головы, шеи, груди, живота и обеих правых конечностей:

— голова: массивное субарахноидальное кровоизлияние под оболочки конвекситальной поверхности всех долей мозга и в его боковые желудочки; кровоизлияния в мягкие ткани лобной и теменно-височной областей с обеих сторон; открытый перелом нижней челюсти с экстракцией трех зубов верхней челюсти; рвано-ушибленные раны области лица (рот и подбородок); множественные кровоподтеки и ссадины лица;

— шея: ссадины и кровоизлияния в мягкие ткани передней поверхности;

— грудь: закрытые прямые переломы правых I—II ребер по средней ключичной линии с кровоизлияниями в мягкие ткани правой передней половины груди и область правого надплечья; ссадины и кровоподтек в мягкие ткани передней половины груди слева; кровоизлияния под плевру и в корни обоих легких, в связочный аппарат грудного отдела позвоночника, двусторонний гемоторакс;

— живот: разрывы диафрагмальной поверхности обеих долей печени; разрыв и кровоизлияние в правый купол диафрагмы; кровоизлияние в брыжейку кишечника, в ткань поджелудочной железы и жировую клетчатку обеих почек; гемоперитонеум; кровоизлияние в мягкие ткани передней брюшной стенки справа;

— правая нижняя конечность: кровоподтек и кровоизлияние в мягкие ткани передней поверхности бедра с закрытым косопоперечным переломом бедренной кости в ее средней трети;

— правая верхняя конечность: ушибленная рана передней поверхности правого запястья, массивные кровоизлияния в мягкие ткани передней и задней поверхности всего предплечья с гемартрозом правого локтевого сустава; две резаные раны тыльной поверхности III и V пальцев кисти с кровоизлиянием в окружающие мягкие ткани.

По результатам проведенных судебно-медицинских экспертиз, исследования подлинных медицинских документов и очного судебно-медицинского обследования гр-на М. у него была диагностирована тупая сочетанная травма головы и обеих верхних конечностей:

— голова: ушибленная рана теменной области, ушиб головного мозга легкой степени (по клиническим данным);

— правая верхняя конечность: закрытые переломы диафизов обеих костей предплечья в их верхней трети с кровоизлияниями в мягкие ткани;

— левая верхняя конечность: открытые оскольчатые переломы IV и V пястных костей у их основания с рваной раной на тыльной поверхности левой кисти в их проекции.

По данным материалов дела, проведение судебно-биологических экспертиз обнаруженных следов крови на изъятых фрагментах предметов из салона автомобиля ГАЗ не позволило установить месторасположение водителя и пассажира данного ДТП.

Учитывая наличие характерных повреждений на верхних конечностях гр-на М., экспертная комиссия пришла к заключению, что при указанных обстоятельствах именно он находился на месте водителя автомобиля ГАЗ. Происхождение указанных травм в момент данного ДТП происходило в следующей последовательности: выехав на встречную полосу движения и пытаясь уклониться от столкновения, гр-н М., не сбавляя скорости, резко вывернул руль автомобиля ГАЗ влево, однако избежать столкновения не удалось и произошел удар передней левой частью автомобиля КАМАЗ в переднюю правую часть автомобиля ГАЗ. Основное ударное воздействие через рулевое колесо пришлось на обе кисти гр-на  М. В результате водителю автомобиля ГАЗ были причинены открытые переломы IV и V левых пястных костей с рваной раной на тыльной поверхности левой кисти в проекции указанных переломов. Удар по правой кисти вдоль оси правого предплечья в результате деформации изгиба привел к образованию у гр-на М. непрямых переломов диафизов лучевой и локтевой костей в их верхней трети. В дальнейшем под действием сил инерции тело водителя перемещалось вперед с последующим отрывом от сиденья и подбрасыванием вверх с ударом теменной областью головы о крышу салона автомобиля ГАЗ и образованием ушибленной раны и черепно-мозговой травмы в виде ушиба мозга.

Пострадавший гр-н К. в момент ДТП находился на месте пассажира правого переднего сиденья. Возможно, перед моментом столкновения, в результате рефлекторной защиты от предстоящего удара гр-н К. вытянул правую руку вперед с упором о переднюю панель автомобиля ГАЗ. От последовавшего удара на передней поверхности правого запястья и основании ладони у пострадавшего образовалась ушибленная рана. В дальнейшем правая рука гр-на К., «соскальзывая», по инерции ударилась об ветровое стекло с образованием резаных ран на тыльной поверхности III и V пальцев правой кисти. В результате плотного соприкосновения правой стороной тела и конечностями с элементами салона автомобиля ГАЗ гр-н К. получил в основном правосторонние повреждения: массивное кровоизлияние в мягкие ткани правого предплечья с гемартрозом локтевого сустава, переломы правой бедренной кости и правых I и II ребер с массивным кровоизлиянием в окружающие мягкие ткани.

Таким образом, проведенное комплексное исследование с детальным анализом всех повреждений, выявленных у гр-на М. и гр-на К., а также с учетом результатов специальных научных исследований по проблеме экспертной оценки травм, полученных внутри салона легкового автомобиля [6—20], позволили экспертной комиссии обосновать свое заключение в отношении расположения водителя и пассажира переднего сиденья в конкретном случае — при фронтальном столкновении автомобиля ГАЗ-3110 с автомобилем КАМАЗ-53212. В ходе прошедшего судебного заседания аргументы экспертного Заключения были признаны убедительными и легли в основу судебного решения.

Конфликт интересов отсутствует.

1Погибший гр-н К. в результате данного ДТП оказался лежащим на краю дороги возле заднего моста автомобиля КАМАЗ.

2В данном ДТП оба пострадавших (гр-н К. и гр-н М.) были сотрудниками ГИБДД, экипированными в соответствующий вариант зимней формы одежды и обуви.

3Результаты исследования трупа гр-на К. и данные специальных исследований представлены в сокращенном виде. Помимо материалов уголовного дела, экспертная комиссия исследовала подлинные медицинские документы гр-на М., включая его рентгенограммы.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.