В структуре смертельной механической травмы повреждения острыми объектами по частоте встречаемости уступают лишь повреждениям от тупых предметов и, по данным некоторых авторов, могут составлять до 15,1%, или 5,25% от всех случаев насильственной смерти. Среди них преобладают ранения колюще-режущими (71%), режущими (9-9,3%) и рубящими (4-4,1%) объектами, а повреждения, причиненные колющими и пилящими орудиями, составляют 2,1%. При комбинированной травме (14,4%) наряду с другими могут использоваться для нанесения повреждений колющие орудия [1].
Характеристика повреждений тканей тела человека колющими объектами в течение долгого времени не претерпевала существенных изменений. По общепринятому мнению, такие повреждения имеют раневые каналы со значительным преобладанием глубины над их шириной. На коже колотые раны преимущественно ориентированы длинниками соответственно ходу линий Лангера, так как в основе механизма действия колющих орудий лежит расщепление тканей по ходу волокон с последующим их погружением в раневой канал [2]. Форма колотых ран в большей степени зависит непосредственно от свойств травмирующих орудий [3, 4]. В специальной отечественной и зарубежной литературе публикации о колотых повреждениях немногочисленные. Это преимущественно наблюдения из практики либо исследования отдельных аспектов, часто не связанных непосредственно с особенностями следообразования при этом виде травмы [5-7].
В настоящее время наиболее рациональным следует считать рассмотрение процесса образования повреждений при механической травме как комплекс объемного контактного взаимодействия. Такой подход предполагает анализ трех групп факторов: конструктивные особенности травмирующего объекта, условия следообразования и воспринимающие свойства повреждаемой преграды (одежда и ткани тела) [8].
Наиболее полно морфологические характеристики повреждений колющими объектами представлены в результатах комплексных исследований Н.С. Олейник и Л.В. Тетцоевой [9, 10]. Авторы исследовали повреждения на коже груди, живота и на материалах одежды, образованные разнонаправленными ударными воздействиями колющими орудиями цилиндроконической формы и отвертками с крестообразным жалом. В этих работах, однако, некоторые морфологические особенности на различных участках повреждений (характер краев, их осаднение и ряд других признаков) изложены в объеме, недостаточном для использования их при идентификационных исследованиях предполагаемых травмирующих орудий или решения ситуационных задач. Для этого требуется более детальная характеристика морфологических проявлений по краям, концам повреждений, на окружающих участках поверхности преграды и в начальных отделах раневых каналов с учетом особенностей пластической деформации кожи [11, 12]. Значительное количество повреждений авторы моделировали ударами на пределе возможного усилия, развиваемого мышцами человека. Остались неисследованными варианты низкоскоростного травмирования по типу «натыкания», которые занимают определенное место в судебно-медицинской практике.
Материал и методы
Для детализации особенностей следообразования в процессе травмирования колющими объектами цилиндрической формы с конически заостренным концом проведены экспериментальные исследования. Повреждения моделировали на интактных участках нативной кожи груди в рамках экспертных экспериментов. В качестве колющих объектов использовали два металлических стержня округлого сечения диаметром по 7 мм, концевые части конической формы, со скосами под углом по 10°, протяженностью 40 мм; конец одного стержня острый (ширина менее 0,01 мм), другого - затуплен до 0,5 мм. На преграду оказывали ударные воздействия и производили «продавливание» путем статического давления с последующей скоростью погружения в раневой канал не более 1 м/с по нормали (под углом 90°) и под острыми углами (45-60°) по ходу линий Лангера. Орудия из преграды извлекали по оси погружения. Всего исследовали 128 ран, по 16 повреждений в каждой серии. Раны изучали на нативной коже, а также после восстановления и консервации лоскутов в растворе, обеспечивающем замещение тканевой жидкости без перенабухания волокон [13]. При исследовании использовали визуальный, описательный, стереомикроскопический (ув. 7-45), фотографический, измерительный, статистический методы.
Результаты и обсуждение
Анализ морфологических свойств ран позволил выделить следующие признаки.
От ударных воздействий все раны длинником ориентированы соответственно ходу линий Лангера. При погружении по нормали от острого стержня раны имели симметричную веретенообразную форму, среднюю длину 5,1 мм (73% от диаметра стержня) с зиянием краев в центре на 3 мм. Края ран относительно ровные, втянуты в просвет. В зоне действия острия по краям - симметричные полуовальные выемки либо по одному краю полуовальная выемка размером до 0,7×0,2 мм, а по противоположному - разрывы кожи длиной до 1 мм, располагающиеся на фоне полуовального осаднения размером до 1,0×0,3 мм. На остальном протяжении по краям могут формироваться участки каемчатого уплощения. Стенки ран почти отвесные, с пологой мелкой бугристостью. Концы ран заостренные, с отвесными закругленными ребрами без тканевых перемычек (рис. 1, на 3-й странице обложки).
При погружении под острым углом раны веретенообразные, асимметрично зияют со стороны острого угла воздействия длиной в среднем 5,4 мм (76,4%) и зиянием на 2 мм. Края ран преимущественно относительно ровные, втянуты в просвет. По краям - симметричные полуовальные выемки либо по одному краю со стороны воздействия полуовальная выемка размером до 1,5×0,7 мм, по противоположному выступает или прижат к стенке лоскут эпидермиса на фоне осаднения размером до 1,3×0,5 мм. Стенки ран с мелкой пологой бугристостью, скошены соответственно направлению внедрения колющих орудий. Концы ран либо оба заостренные, либо со стороны воздействия закругленные; могут быть с полуовальными выемками размером до 1,5×0,7 мм, а с противоположной стороны заостренные; ребра концов закругленные, скошены соответственно углу воздействия, без тканевых перемычек.
От ударов по нормали затупленным стержнем раны веретенообразные, длиной в среднем 4,7 мм (67,8%), с зиянием краев в центре на 3,5 мм. Края ран неравномерно сглажены в просвет, мелкозубчатые. В зоне действия острия по краям - симметричные полуовальные выемки или по одному краю полуовальная выемка размером 1,5×0,8 мм, по противоположному - разрывы кожи длиной до 1 мм, располагающиеся на фоне полуовального осаднения размером до 1,8×1,0 мм. На остальном протяжении по краям могут формироваться участки каемчатого уплощения размером до 1,6×0,1 мм. Стенки ран с пологой бугристостью, близкие к отвесным. Концы ран заостренные, без тканевых перемычек; ребра их закругленные, у поверхности кожи пологие, далее - близкие к отвесным (рис. 2, на 3-й странице обложки).
От ударов под острым углом раны симметрично веретенообразные или асимметрично зияют со стороны острого угла воздействия, длиной в среднем 5,8 мм (83,6%), с зиянием на 1,5 мм. Края ран полого втянутые, мелкозубчатые. По краям - симметричные полуовальные выемки либо по одному краю разрыв кожи длиной до 0,7 мм, по противоположному - полуовальное осаднение размером до 2,0×0,5 мм. Стенки ран с пологой бугристостью, скошены соответственно направлению внедрения орудия. Концы ран со стороны воздействия закругленные, с противоположной - заостренные; ребра их закруглены, скошены соответственно направлению погружения орудия, без тканевых перемычек.
В результате «продавливания» получены раны, не имеющие четкого соответствия длинников ходу линий Лангера вследствие неравномерного натяжения кожи в межреберных промежутках в процессе оказываемого давления. От воздействий по нормали острым стержнем раны извилистые веретенообразные, длиной в среднем 6,1 мм (87,3%), с зиянием краев в центре на 3,5 мм. Края ран мелкозубчатые, в центральной части по краям - пологие выемки размером до 1,0×0,3 мм, с относительно ровными или мелкозубчатыми краями. На остальном протяжении по краям - глубокая серповидная ссадина, достигающая сосочкового слоя кожи, шириной до 0,2 мм, плавно сужающаяся к концам ран. За пределами ссадины - полосовидное уплощение эпидермиса шириной до 0,5 мм в средней части. В некоторых экспериментах на удалении до 1,5 мм от краев на коже - морщинистые дугообразные складки, сходящиеся к концам раны. Стенки ран мелкобугристые, рыхлые, близкие к отвесным; истонченные пучки волокон дермы выступают в просвет на разных уровнях, а глубокие слои дермы расслоены с образованием смещаемых лентовидных структур. Концы ран заостренные или закругленные, ребра их закругленные, у поверхности кожи пологие, а в глубоких слоях близкие к отвесным (рис. 3, на 3-й странице обложки).
При погружении под острым углом полученные раны извилистые веретенообразные, асимметрично зияющие со стороны тупого или острого угла воздействия длиной в среднем 5,7 мм (82,4%) и зиянием на 4,3 мм. Края ран волнисто-зубчатые с глубокой ссадиной шириной до 1 мм, более выраженной со стороны воздействия; со стороны тупого угла края истончены, вытянуты, с нависанием поверхностных слоев кожи над стенками на ширину до 0,2 мм. В зоне действия острия по краям либо пологие выемки, либо треугольные участки обнажения сосочкового слоя дермы размером до 2,0×0,7 мм, с разрывами дермы в их проекции. Стенки ран мелкобугристые, скошены по направлению погружения, рыхлые; истонченные пучки волокон дермы выступают в просвет на разных уровнях. Глубокие слои дермы расслоены с образованием смещаемых лентовидных структур. Концы ран заостренные или закругленные (преимущественно со стороны острого угла воздействия), ребра их закругленные, скошены в направлении погружения стержня (рис. 4, на 3-й странице обложки).
При медленном погружении затупленного стержня по нормали раны извилистые веретенообразные, длиной в среднем 5,9 мм (83,7%) и зиянием до 3,7 мм. Края ран мелкозубчатые или зубчатые. По одному краю - пологие выемки размером до 3,0×0,5 мм или извилистые разрывы кожи длиной до 1,5 мм. По краям - глубокие ссадины, достигающие сосочкового слоя дермы, шириной до 0,5 мм, за ними - уплощение эпидермиса на удалении до 1,5 мм. Вокруг ран, на удалении до 2 мм от краев, на поверхности кожи могут формироваться симметричные морщинистые серповидные складки, сходящиеся к их концам. Стенки ран мелкобугристые или бугристые, рыхлые, близкие к отвесным; истонченные пучки волокон выступают в просвет на разных уровнях, а глубокие слои дермы расслоены с образованием смещаемых лентовидных структур. Концы ран и их ребра закругленные; ребра у поверхности кожи пологие, в глубоких слоях дермы - близкие к отвесным. В проекции ребер глубокие слои дермы расслоены с образованием грубых тяжей по типу тканевых перемычек.
От затупленного стержня при погружении под острым углом раны извилистые веретенообразные, длиной в среднем 5,9 мм (83,7%), с зиянием на 4,3 мм. Края ран извилисто-зубчатые. По одному краю со стороны воздействия - пологие выемки размером до 3,0×0,5 мм, с относительно ровными краями либо извилистые разрывы дермы длиной до 2 мм. Со стороны острого угла воздействия края с глубокими ссадинами до сосочкового слоя, шириной до 1 мм, а со стороны тупого угла истончены, вытянуты в просвет с нависанием поверхностных слоев кожи над стенками на ширину до 0,4 мм. Со стороны острого угла воздействия, на удалении до 2 мм от краев на поверхности кожи, могут формироваться асимметричные морщинистые серповидные складки, сходящиеся у конца и к краям в центральной части ран. Стенки мелкобугристые или бугристые, рыхлые, скошены по направлению погружения стержня; истонченные пучки волокон дермы выступают в просвет на разных уровнях; глубокие слои кожи расслоены с образованием смещаемых лентовидных структур. Концы ран заостренные или закругленные (преимущественно со стороны острого угла), ребра их закругленные, скошены в направлении погружения стержня. В проекции ребер дерма расслоена с образованием грубых тяжей по типу тканевых перемычек.
Выводы
Анализ выявленных морфологических особенностей повреждений, причиненных ударами и вдавливанием острым и затупленным цилиндроконическими колющими объектами, позволил определить следующие их особенности:
- от ударного погружения колющих объектов все раны веретенообразные, ориентированы соответственно ходу линий Лангера, асимметрично зияют со стороны острого угла воздействия; при «продавливании» раны извилистой веретенообразной формы с асимметричным каплевидным зиянием со стороны острого или тупого угла воздействия, ориентация их длинников не имеет четкого соответствия направлению линий Лангера;
- длина ран от ударов остроколющими объектами в большей степени соответствует их диаметру, чем от ударов с тупоколющими объектами; при статическом «продавливании» существенных различий в длине ран нет;
- во всех ранах формируются зоны, соответствующие действию острия (выемки, разрывы по краям) и конической части стержней колющих объектов (осаднение, неровность краев и стенок), представительность и топография морфологических проявлений которых зависит от выраженности острия, скорости и угла погружения;
- установлены новые морфологические характеристики колотых ран, обусловленные пластической деформацией кожи (ориентация и характер зияния ран, сглаженность и участки каемчатого уплощения по краям, уплощение и складчатость эпидермиса вокруг); наличие, представительность и топография этих признаков зависят от конструктивных особенностей колющих объектов (выраженность острия), углов и скорости (удар, статическое «продавливание») воздействий.
Использование результатов исследований в судебно-медицинской практике позволяет повысить качество медико-криминалистических идентификационных исследований предполагаемых травмирующих орудий, имеет важное значение для реконструкции обстоятельств происшествий при проведении ситуационных судебно-медицинских экспертиз.