Алтаева А.Ж.

Алматинский филиал РГКП "Центр судебной медицины" Минздрава Республики Казахстан Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова, Алматы

Жунисов С.С.

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова;
Алматинский филиал "Центр судебной медицины" Минздрава Республики Казахстан

Айдаркулов А.Ш.

Алматинский филиал РГКП "Центр судебной медицины" Минздрава Республики Казахстан Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова, Алматы

Селивохина Н.В.

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова;
Алматинский филиал "Центр судебной медицины" Минздрава Республики Казахстан

Кидралиев Р.Р.

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова;
Алматинский филиал "Центр судебной медицины" Минздрава Республики Казахстан

Дарикулова Б.У.

Алматинский филиал РГКП "Центр судебной медицины" Минздрава Республики Казахстан

Загуменникова А.А.

Алматинский филиал РГКП "Центр судебной медицины" Минздрава Республики Казахстан

Изменение биохимических и химико-токсикологических показателей перикардиальной жидкости при смертельных отравлениях наркотиками

Авторы:

Алтаева А.Ж., Жунисов С.С., Айдаркулов А.Ш., Селивохина Н.В., Кидралиев Р.Р., Дарикулова Б.У., Загуменникова А.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 925

Загрузок: 22


Как цитировать:

Алтаева А.Ж., Жунисов С.С., Айдаркулов А.Ш., Селивохина Н.В., Кидралиев Р.Р., Дарикулова Б.У., Загуменникова А.А. Изменение биохимических и химико-токсикологических показателей перикардиальной жидкости при смертельных отравлениях наркотиками. Судебно-медицинская экспертиза. 2014;57(1):34‑36.
Altaeva AZh, Zhunisov SS, Aĭdarkulov ASh, Selivokhina NV, Kidraliev RR, Darikulova BU, Zagumennikova AA. Changes in the biochemical, chemical and toxicological characteristics of pericardial fluid in the case of fatal drug intoxication. Forensic Medical Expertise. 2014;57(1):34‑36. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Раз­ра­бот­ка ме­то­ди­ки ко­ли­чес­твен­но­го оп­ре­де­ле­ния Мок­со­ни­ди­на в кро­ви и мо­че ме­то­дом вы­со­ко­эф­фек­тив­ной жид­кос­тной хро­ма­тог­ра­фии с тан­дем­ным масс-се­лек­тив­ным де­тек­ти­ро­ва­ни­ем. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(6):42-47
Ме­то­ди­ка про­ве­де­ния внут­ри­ла­бо­ра­тор­но­го кон­тро­ля ка­чес­тва при ус­та­нов­ле­нии ви­до­вой при­над­леж­нос­ти кро­ви по IgGобщ с по­мощью ко­ли­чес­твен­но­го им­му­но­фер­мен­тно­го ана­ли­за. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2025;(1):38-42
Ас­со­ци­ации ста­ту­са ку­ре­ния с сос­та­вом жир­ных кис­лот плаз­мы кро­ви у муж­чин г. Но­во­си­бир­ска («ЭССЕ-РФ3» в Но­во­си­бир­ской об­лас­ти). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):36-41
Ска­ни­ру­ющая элек­трон­ная мик­рос­ко­пия в ге­ма­то­ло­гии. Ла­бо­ра­тор­ная служ­ба. 2025;(1):38-47

Статистические данные по наркомании в Алматинском регионе Республики Казахстан характеризуются прогрессирующим количеством летальных исходов от отравления наркотиками, преимущественно лиц мужского пола в молодом возрасте [1, 2]. Это связано как с увеличением заболеваемости наркоманией [3], так и внутриполостной транспортировкой при наркотрафике [4]. Так, согласно данным годовых отчетов Алматинского филиала РГКП «Центр судебной медицины» Минздрава Республики Казахстан, смертность от отравления наркотическими веществами за последние 5 лет возросла с 4,5 до 9,8% от общего количества вскрытий [5]. Для совершенствования судебно-медицинской экспертизы отравления наркотиками необходим комплексный подход с изучением не только морфологических изменений органов (тканей), но и химико-токсикологических и биохимических показателей биологических жидкостей [6]. На сегодняшний день неисследованными являются биохимические и химико-токсикологические изменения перикардиальной жидкости (ПЖ) при смерти от отравления наркотическими веществами [7]. В связи с этим данное исследование является актуальным и поможет в разработке критериев судебно-медицинской диагностики смертельных отравлений наркотическими веществами.

Цель исследования - биохимическое и химико-токсикологическое изучение ПЖ для совершенствования судебно-медицинской диагностики смерти от отравления наркотиками.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи.

1. Установить наличие и определить вид наркотического вещества в ПЖ методом тонкослойной хроматографии у лиц, умерших от отравления наркотическими веществами.

2. Изучить изменения некоторых биохимических показателей ПЖ у лиц, умерших от отравления наркотическими веществами.

3. Разработать критерии судебно-медицинской диагностики смертельных отравлений наркотическими веществами по биохимическим и химико-токсикологическим показателям в ПЖ.

Материал и методы

Исследовали ПЖ и кровь, изъятые при судебно-медицинской экспертизе 247 трупов (87,04% мужчин и 12,96% женщин), умерших в возрасте от 13 до 35 лет. Выделили две группы: «отравление» - 142 умерших от отравления наркотиками и «контроль» - 105 умерших от других причин.

Вскрытие трупов проводили по методу Шора. В обеих группах для сравнительного исследования брали кровь (КР) и ПЖ одноразовыми стерильными шприцами вместимостью 5-10 мл или в стерильные пластиковые пробирки с герметичной крышкой. Объекты в течение 1 ч отправляли в лабораторию для химико-токсикологических и биохимических исследований.

Для обнаружения наркотических веществ и установления их вида использовали химико-токсикологический метод тонкослойной хроматографии: 10 мл ПЖ подкисляли 10% раствором щавелевой кислоты до pH 2,0, перемешивали и извлекали хлороформом по 5×10×10 мл сначала из кислого раствора, затем из щелочного. Подщелачивание проводили 25% раствором аммиака до pH 9,0-10,0 по УИ. Затем 1/10 часть кислого хлороформного извлечения, полученного из объекта, после предварительного упаривания током теплого воздуха до 0,5 мл, наносили в ряд точек на две хроматографические пластинки с закрепленным слоем силикагеля КСК, забуференного 0,1 н. раствором борной кислоты. Рядом на те же пластинки наносили спиртовые 0,05% растворы свидетелей фенобарбитала и этаминал-натрия. Пластинки хроматографировали в двух системах: хлороформ - н-бутанол - 25% раствор аммиака (70:40:5) и ацетон-хлороформ (1:9). После высушивания обе пластинки последовательно опрыскивали 0,02% раствором дифенилкарбазона в хлороформе и 2% раствором сульфата ртути в 8% растворе серной кислоты. В зонах исследуемых проб красно-фиолетовых пятен не наблюдали. У свидетелей отмечали красно-фиолетовые пятна: с Rf 0,44 у фенобарбитала и с Rf 0,93 у этаминал-натрия (1-я пластинка) и с Rf 21 у фенобарбитала, и с Rf 0,38 у этаминал-натрия (2-я пластинка). После этого 1 мл щелочного хлороформного извлечения из объекта наносили в ряды точек на предметном стекле, хлороформ испаряли, сухие остатки растворяли в капле 0,01 н. раствора соляной кислоты. В 1-й ряд точек добавляли по капле раствора йодида висмута в йодиде калия (реактив Драгендорфа); во 2-й - по капле раствора йода в йодиде калия и наблюдали помутнение капель в извлечении ПЖ. Далее 1/10 часть щелочного хлороформного извлечения из ПЖ после предварительного упаривания током теплого воздуха до 0,5 мл наносили в ряд точек на две хроматографические пластинки с закрепленным слоем силикагеля КСК, забуференного 0,1 н. раствором едкого натра, и на пластинку Sorbfil.

На 1-й пластинке рядом с пробами в качестве свидетелей наносили 0,05% хлороформные растворы морфина, кодеина, димедрола и героина. Пластинку хроматографировали в системе толуол-ацетон-этанол - 25% раствор аммиака (45:45:7:3), после высушивания опрыскивали реактивом Драгендорфа (приготовлен по прописи ГФ Х издания) и наблюдали оранжевые пятна во всех извлечениях с Rf 0,24. Отмечали также аналогичного цвета пятна у свидетелей морфина с Rf 0,26, кодеина с Rf 0,32, димедрола с Rf 0,75 и героина с Rf 0,60. На 2-й пластинке в качестве свидетелей использовали 0,05% хлороформные растворы морфина и димедрола. Пластинку хроматографировали в системе этилацетат-этанол- 25% раствор аммиака (85:10:5), после высушивания обрабатывали реактивом Марки (формалинсерная кислота) и наблюдали фиолетовое окрашивание пятен с Rf 0,33 в извлечении ПЖ. У свидетелей выявили красно-фиолетовое окрашивание пятен у морфина с Rf 0,33 и лимонно-желтое у димедрола с Rf 0,85.

На пластинке «Sorbfil» в качестве свидетелей использовали спиртовые 0,01% растворы эфедрина и эфедрона. Пластинку хроматографировали в системе бензол-этанол-диэтиламид (9:1:1). После высушивания пластинку опрыскивали свежеприготовленным 0,5% раствором нингидрина в ацетоне с последующим нагреванием при температуре 80 °C 5 мин. Сине-фиолетовых пятен в пробах не наблюдали, зафиксировали только сине-фиолетовые пятна эфедрина с Rf 0,45 и эфедрона с Rf 0,74.

Для определения содержания ферментов АсТ, АлТ, КФК использовали колориметрический метод. Сравнивали количество ферментов в ПЖ с нормальными показателями ферментов в крови.

Результаты и обсуждение

По результатам тонкослойной хроматографии в группе «контроль» не обнаружили наркотических веществ или следов их метаболитов. В группе «отравление» в образцах ПЖ и крови от 142 трупов зафиксировали положительный результат: морфин обнаружили у 119 (83,81%), морфин+этиловый спирт - у 11 (7,75%), морфин+димедрол  - у 4 (2,82%), морфин+кодеин - у 1 (0,70%), морфин+фенобарбитал - у 1 (0,70%), димедрол+кодеин - у 1 (0,70%), димедрол - у 4 (2,82%), кодеин - у 1 (0,70%). По результатам химико-токсикологических исследований выявили преобладание случаев смертельных отравлений морфином (83,81%), а также комбинированные отравления наркотиками с алкоголем или лекарственными препаратами.

Достоверно установлены изменения показателей биохимического состава ПЖ и крови при смертельном отравлении наркотическими веществами, в частности таких ферментов, как АсТ, АлТ и КФК. В группе «контроль» показатели количества ферментов не превышали норму (табл. 1)

.

В группе «отравление» выявили значительное содержание ферментов АсТ, АлТ и КФК в ПЖ и крови по сравнению с нормой в крови (табл. 2).

Как видно из данных табл. 2, в группе «отравление» в ПЖ и крови выявили трехкратное увеличение количества ферментов: АсТ - в 3,61 раза, АлТ - 3,32 раза и КФК - 3,15 раза, тогда как в группе «контроль» показатели оставались в пределах нормы. Достоверность различий показателей в группах составила р≥0,01.

Содержание фермента КФК у мужчин и женщин в обеих группах не исследовали, так как подавляющее большинство составляли мужчины (87,04%), что не позволило объективно оценить полученные результаты.

Выводы

1. Методом тонкослойной хроматографии в группе умерших от отравления наркотическими веществами «отравление» в ПЖ обнаружили и установили виды отдельных наркотических веществ и в комбинации с алкоголем и лекарственными препаратами. Преобладали случаи смертельного отравления морфином (83,81%). В группе «контроль» наркотических веществ не обнаружили. Следовательно, достоверность различий в исследуемой и контрольной группах составляет р≥0,01.

2. В группе «отравление» в ПЖ и крови выявлены трехкратное увеличение количества ферментов АсТ (180,5±4,5), АлТ (132,5±2,4) и КФК (598,5±12,3) относительно нормальных показателей в крови, при этом показатели в ПЖ были несколько выше, чем в крови. В группе «контроль» изменений биохимических показателей ферментов не выявили, что свидетельствует о достоверности различий (р≥0,01).

3. Таким образом, обнаружение наркотиков и трехкратное увеличение содержания ферментов АсТ, АлТ и КФК в ПЖ можно считать достоверными критериями диагностики смерти от отравления наркотическими веществами. Следовательно, при судебно-медицинской экспертизе смертельных отравлений наркотическими веществами необходимо использовать ПЖ в качестве объекта экспертизы как для химико-токсикологических, так и для биохимических исследований.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.