Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Березовский Д.П.

ГБОУ ВПО "Ростовский государственный медицинский университет"

Варавва Т.А.

НИИ биологии Южного федерального университета, Ростов-на-Дону;
Экспертно-криминалисти­ческий центр Главного управления МВД России по Ростовской области

Фалеева Т.Г.

Кафедра судебной медицины с курсом правоведения Ростовского государственного медицинского университета;
Филиал №2 111-го ФГКУ "Государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз" Минобороны России, Ростов-на-Дону

Пиголкин Ю.И.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Корниенко И.В.

ФГАОУ "Южный федеральный университет", Ростов-на-Дону

Судебно-медицинская оценка наследственной предрасполо­женности к тромбофилии в случаях тромботических осложнений механической травмы

Авторы:

Березовский Д.П., Варавва Т.А., Фалеева Т.Г., Пиголкин Ю.И., Корниенко И.В.

Подробнее об авторах

Прочитано: 747 раз


Как цитировать:

Березовский Д.П., Варавва Т.А., Фалеева Т.Г., Пиголкин Ю.И., Корниенко И.В. Судебно-медицинская оценка наследственной предрасполо­женности к тромбофилии в случаях тромботических осложнений механической травмы. Судебно-медицинская экспертиза. 2014;57(1):22‑25.
Berezovskiĭ DP, Varavva TA, Faleeva TG, Pigolkin YuI, Kornienko IV. Forensic medical evaluation of hereditary predisposition to thrombophilia in the case of thrombotic complications of a mechanical injury. Forensic Medical Expertise. 2014;57(1):22‑25. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ус­пеш­ное ле­че­ние прок­си­маль­но­го тром­бо­за глу­бо­ких вен ниж­них ко­неч­нос­тей на фо­не син­дро­ма Мея-Тер­не­ра эн­до­вас­ку­ляр­ны­ми тех­но­ло­ги­ями. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(9):99-105
Ят­ро­ген­ное пов­реж­де­ние на­руж­ной подвздош­ной ар­те­рии при па­хо­вом гры­же­се­че­нии. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2024;(6):695-698
Мор­фо­ло­ги­чес­кие осо­бен­нос­ти ре­па­ра­тив­ной ре­ге­не­ра­ции при вос­па­ли­тель­ной ре­ак­ции сли­зис­той обо­лоч­ки по­лос­ти но­са пос­ле трав­мы: эк­спе­ри­мен­таль­ное ис­сле­до­ва­ние. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2024;(4):254-261
Ана­лиз фак­то­ров рис­ка, ас­со­ци­иро­ван­ных с ише­ми­чес­ким ин­суль­том на фо­не Ph-не­га­тив­ных ми­елоп­ро­ли­фе­ра­тив­ных за­бо­ле­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(1):50-56
Роль эн­до­те­лия и оп­ре­де­лен­ных па­ра­мет­ров ге­мос­та­за в раз­ви­тии тром­бо­ти­чес­ких ос­лож­не­ний в эн­до­вас­ку­ляр­ной хи­рур­гии ко­ро­нар­ных ар­те­рий. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2025;(6):89-97
Струк­ту­ра и осо­бен­нос­ти пов­реж­де­ний но­са и око­ло­но­со­вых па­зух в сов­ре­мен­ном во­ору­жен­ном кон­флик­те: опыт кли­ни­ки ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии ВМедА им. С.М. Ки­ро­ва. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2025;(2):111-116
Трав­ма­ти­чес­кие пов­реж­де­ния пря­мой киш­ки и ану­са в дет­ском воз­рас­те. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2025;(8):62-66

Венозные тромбоэмболические осложнения (ВТО) занимают ведущее место в структуре заболеваемости и смертности [1]. Тромбоз в венозной системе может быть обусловлен как развитием самостоятельного заболевания, так и являться осложнением механической травмы или выполненного оперативного вмешательства [2]. Судебно-медицинская оценка тромботических осложнений представляет определенные трудности, так как наряду с классической триадой Р. Вирхова (стаз крови, повреждение сосудистой стенки, нарушение в системе свертывания крови) определенную роль в развитии тромбоза играют наследственные факторы, к которым относят мутации и полиморфизм в генах протромбина (FII G20210A), проакцелерина (FV G1691A), фибриногена (FGB –455 G/A), ингибитора активатора плазминогена (PAI-1 –675 5G/4G), метилентетрагидрофолатредуктазы (MTHFR С677T) и пр. [2-4]. До настоящего времени каких-либо целенаправленных исследований, посвященных судебно-медицинской оценке тромботических осложнений при механической травме на фоне наследственной предрасположенности к тромбофилии, не проводилось.

Цель настоящего исследования - разработка судебно-медицинских критериев оценки значения наследственной предрасположенности к тромбофилии при тромботических осложнениях механической травмы.

Материал и методы

Обследовали 251 человека в возрасте от 18 лет до 81 года. Всех обследованных разделили на группы.

1-я группа - 12 человек: 10 (83,3%) мужчин и 2 (16,7%) женщины в возрасте от 21 до 61 года с верифицированными клинико-морфологическими диагнозами тромбоза глубоких вен нижних конечностей (ТГВНК) и тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА). Эти заболевания были диагностированы после травмы опорно-двигательного аппарата (ОДА) - переломы сегментов нижней конечности и/или выполненного оперативного вмешательства на сегментах нижней конечности по поводу имевшегося перелома.

2-ю группу составили 75 человек: 45 (60,0%) мужчин и 30 (40,0%) женщин в возрасте от 18 до 80 лет с верифицированным клинико-морфологическим диагнозом ТГВНК без какой-либо механической травмы или выполненного оперативного вмешательства в анамнезе.

3-ю группу - 64 человека: 20 (31,3%) мужчин, 44 (68,7%) женщины в возрасте от 57 лет до 81 года с переломами сегментов нижней конечности и выполненном в последующем оперативном вмешательстве по поводу травмы ОДА без каких-либо клинических и морфологических проявлений ТГВНК.

4-ю группу - 100 практически здоровых лиц: 14 (14%) мужчин и 86 (86%) женщин в возрасте 20-30 лет.

Венозные тромбоэмболические осложнения (ВТЭО) рассматривали как многофакторный патологический процесс. Для каждой группы определили коэффициент относительного риска (КОР) возникновения ТГВНК и ТЭЛА, предложенный Международной группой экспертов на XIX Конгрессе Международного общества по тромбозам и гемостазу (2003) [цит. по 5]. При подсчете КОР учитывали удельный вес в баллах каждого из известных факторов риска развития ВТЭО: пол, возраст, масса тела, наличие вредных привычек, степень сложности выполненного оперативного вмешательства, сведения о приеме оральных контрацептивов, уровень гематокрита и пр.

Для генетического исследования производили забор биологического материала (кровь и буккальный эпителий) с добровольного согласия обследуемых (2-й, 3-й, 4-й групп) или использовали материал из архива Бюро судебно-медицинской экспертизы Ростовской области (1-я группа). Идентификацию однонуклеотидных полиморфизмов (ОНП) генов FV, PRT (FII), MTHFR, FGB, PAI-1 проводили методом энзиматической амплификации «в реальном времени» с помощью наборов реагентов серии SNP-Скрин («Синтол», Россия). Использовали компьютеризированное четырехканальное устройство АНК-32 для обнаружения в режиме реального времени флюоресцентной детекции специфической последовательности нуклеиновых кислот методом полимеразной цепной реакции (ПЦР). Специфичность реакции амплификации оценивали как три положительных (+/+, +/– и –/–) и один отрицательный (проба без ДНК) контроль. Характеристика исследованных генов и их аллельных вариантов представлена в табл. 1.

Оценку соответствия нормальному распределению проводили методом «трех сигм». Для каждой группы сравнения рассчитывали медиану, процентили (25, 75 - нижняя и верхняя квартиль), среднее значение и ошибку среднего.

Результаты и обсуждение

Средний возраст обследованных составил в 1-й группе - 36,4±4,8 года, во 2-й - 53,95±3,06 года, в 3-й - 61,11±1,62 года и в 4-й - 24,87±0,41 года.

Характер травмы, уровень локализации переломов нижних конечностей у лиц в 1-й и 3-й группах были однотипны.

Для обследованных, составивших 1-, 2- и 3-ю группы, определили КОР развития тромботических осложнений (табл. 2).

При типировании ОНП гена FII в позиции 20210 частота встречаемости лиц с гетерозиготным (G/A) носительством составила 0-4,44% в зависимости от группы обследованных. В то же время у обследованных с механическими повреждениями (1-я и 3-я группы) точечных мутаций в позиции 20210 гена FII не выявили.

В случае типирования локуса 1691 гена FV частота встречаемости лиц с гетерозиготным носительством (1691 G/A) составила 0-3,3% в зависимости от группы. В 1-й и 3-й группах гетерозиготные и гомозиготные носители (по мутантному аллелю) отсутствовали.

Частота встречаемости лиц с генотипом 677 С/С (ген MTHFR, нормальный генотип), во 2-4-й группах составила 52,38-58,3%. В 1-й группе такой генотип обнаружили только у 18,18% обследованных, тогда как доля гетерозиготных (667 C/T) и гомозиготных (677 T/T) носителей составила 63,64 и 18,18% соответственно.

Частота встречаемости генотипа –455 G/G (ген FGB) в группах составила 6,6-90,91%, при этом доля гетерозиготных носителей по мутантному аллелю –455G/A составила 9,09-39,4%, а гомозиготных - –455 A/A - 0-4,65%.

Частота встречаемости генотипа –675 5G/5G (ген PAI-1 нормальный генотип) в 3 и 4-й группах составила 27,52-35,14%. В 1-й и во 2-й группах такой генотип обнаружен у 10 и 6,67% соответственно, доля гетерозиготных носителей –675 5G/4G составила 70 и 56,67% соответственно.

Результаты генетического типирования представлены в табл. 3.

В исследовании предпринята попытка судебно-медицинской оценки факторов предрасположенности к возникновению ВТО и ТЭЛА после механической травмы и оперативного вмешательства, а также эффективности использования генетических методов исследования для решения данного вопроса. Процесс тромбообразования является многофакторным. В группах обследованных оценивали КОР тромботических осложнений с учетом возраста, наличия или отсутствия механических повреждений, выполненного оперативного вмешательства. В 4-й группе, которую составили практически здоровые лица, данный коэффициент был равен нулю. В то же время в 1-3-й группах его значение колебалось от 6,38±0,66 до 9,79±0,66. Необходимо пояснить, что частота развития ВТЭО, а также их влияние на летальность возрастают в зависимости от суммарного количества баллов риска их развития [6]. Наименьшее значение КОР установлено у лиц с ТГВНК без механической травмы и оперативного вмешательства в анамнезе (2-я группа), максимальное - у обследованных 3-й группы - с механической травмой в анамнезе, но без клинических проявлений ТГВНК. Промежуточное значение КОР ВТО определили у лиц 1-й группы с механической травмой и последовавшими ТГВНК и ТЭЛА. Различия в значениях КОР ВТО оказались статистически значимыми при сравнении показателей 2-й группы с 1-й и 3-й группами. В то же время статистический анализ при сопоставлении значений КОР в 1-й и 3-й группах выявил некоторые различия, но они были в пределах ошибки настоящего исследования. Таким образом, как само механическое повреждение, так и выполненное оперативное вмешательство в равной степени могли влиять на процесс тромбообразования у обследованных в 1-й и 3-й группах. Тем не менее именно у обследованных 1-й группы диагностировали ТГВНК и ТЭЛА. Надо полагать, что одним из ведущих факторов причинной связи с развитием этого процесса является наследственная предрасположенность к тромбофилии.

Согласно данным генетического анализа, в 4-й группе (практически здоровые) встречаемость мутаций и полиморфизмов генов практически не отличалась от данных литературы по европейской популяции [7, 8]. Эти результаты также сопоставимы и с данными генетического анализа для 2-й и 3-й групп, за исключением наличия полиморфизма в гене PAI-I675 5G/4G. Значимые различия установили у обследованных, составивших 1-ю группу.

В результате проведенного молекулярно-генетического исследования установили, что в группе обследованных, у которых после травмы ОДА последовали тромботические осложнения, преобладали лица с мутациями в генах, отнесенных к слабому фактору риска - MTHFR С677T, PАI-1–675 5G/4G. Различия в частоте мутантных аллелей при этом были значимы по сравнению с группами обследованных, у которых в анамнезе была травма ОДА, но не было ТГВНК, и наоборот, которым был установлен диагноз ТГВНК, но не было травмы ОДА. Таким образом, наличие ОНП в генах MTHFR и PАI-1 ассоциировалось с повышенным риском ВТО в группе лиц с травмой ОДА.

Результаты генетического исследования биоматериала пациентов с ВТО после механической травмы позволяют предположить следующие патогенетические механизмы дефекта тромбообразования: мутации гена MTHFR сопровождаются повышением содержания гомоцистеина, что приводит к повреждению и дисфункции эндотелия, возможно, к обнажению базальной мембраны [9]. Вызванные морфофункциональные нарушения ускоряют процессы тромбообразования за счет активации сосудисто-тромбоцитарного звена гемостаза. Наличие мутации в гене PAI-1 вызывает недостаточность лизиса формирующихся тромбов глубоких вен голени [10].

Нам представляется очевидной связь травмы ОДА и последующего тромботического осложнения (1-я группа) (см. схему)

Схема 1. Патогенетическая (причинная) связь травмы ОДА и тромботических осложнений.
.

Выводы

В настоящем исследовании дана оценка мутациям и полиморфизмам генов как одному из судебно-медицинских критериев установления причины тромбообразования.

Генетическое исследование на предмет наличия ОНП можно считать лишь одним из дополнительных методов исследования при проведении судебно-медицинской экспертизы в случаях ВТО после механической травмы при низком или среднем показателе КОР ВТО для лиц молодого возраста.

С учетом повышенной встречаемости ОНП в генах MTHFR и PAI-1 генетическое типирование необходимо начинать именно с этих генов.

Генетическое типирование на наличие ОНП в генах FII и FV надо признать малоинформативным.

Экспертное суждение о причинной связи между механической травмой, выполненным оперативным вмешательством, последовавшим ВТЭО может считаться научно обоснованным лишь при полном и всестороннем анализе как клинических, так и морфологических данных.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.