Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кемелова Г.С.

Карагандинский государственный медицинский университет, Караганда, Казахстан

Тулеутаева С.Т.

Карагандинский государственный медицинский университет, Караганда, Республика Казахстан

Аимбетова Д.Б.

Карагандинский государственный медицинский университет, Караганда, Казахстан

Гарифуллина Р.Р.

Карагандинский государственный медицинский университет, Караганда, Казахстан

Объективный структурированный клинический экзамен в стоматологии: сильные и слабые стороны

Авторы:

Кемелова Г.С., Тулеутаева С.Т., Аимбетова Д.Б., Гарифуллина Р.Р.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2019;98(4): 8‑11

Просмотров: 807

Загрузок: 21


Как цитировать:

Кемелова Г.С., Тулеутаева С.Т., Аимбетова Д.Б., Гарифуллина Р.Р. Объективный структурированный клинический экзамен в стоматологии: сильные и слабые стороны. Стоматология. 2019;98(4):8‑11.
Kemelova GS, Tuleutayeva ST, Aimbetova DB, Garifullina RR. The objective structured clinical examination in dentistry: strengths and weaknesses. Stomatology. 2019;98(4):8‑11. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat2019980418

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ста­нов­ле­ние со­вет­ской сто­ма­то­ло­гии: 1918—1921 го­ды. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(2):70-76
Оцен­ка удов­лет­во­рен­нос­ти па­ци­ен­тов ор­то­дон­ти­чес­ки­ми ус­лу­га­ми в ме­ди­цин­ских ор­га­ни­за­ци­ях раз­лич­ной фор­мы собствен­нос­ти. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(3):50-54
Срав­ни­тель­ный ана­лиз эф­фек­тив­нос­ти оп­рос­ни­ка SF-MPQ-2 и ви­зу­аль­ной ана­ло­го­вой шка­лы для оцен­ки вы­ра­жен­нос­ти бо­ле­во­го син­дро­ма у сто­ма­то­ло­ги­чес­ких па­ци­ен­тов в пос­ле­опе­ра­ци­он­ном пе­ри­оде. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(4):11-17
Оцен­ка гра­мот­нос­ти ру­ко­во­ди­те­лей ме­ди­цин­ских ор­га­ни­за­ций в воп­ро­сах уп­рав­ле­ния пер­со­на­лом. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(12):19-26

Путь становления будущего специалиста общей практики в стоматологии сложный и многогранный и во многом зависит от формирования знаний и навыков, которые будут применяться в клинической практике в будущем [1, 2]. Основы знаний фундаментальных дисциплин, умений и навыков в сфере стоматологии закладываются на первых трех курсах обучения [3, 4], в последующие годы студенты закрепляют фундаментальные знания на клинических дисциплинах и овладевают практическими умениями и навыками [5—7]. Для оценки конечных результатов обучения в вузе чаще используется метод оценивания в два этапа — тестирование и практический экзамен. В качестве практического экзамена в последние 10 лет в Карагандинском государственном медицинском университете (КГМУ) применяется объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ), который явился одним из инновационных подходов оценивания. Объективность данного формата экзамена не вызывает сомнений, однако нет данных об эффективности и надежности, а также о влиянии ОСКЭ на результативность программы обучения в нашем вузе. Это и стало отправной точкой для более детального изучения всех параметров ОСКЭ, проводимого в КГМУ по специальности «стоматология», за последние 3 года.

Цель исследования — выявление сильных и слабых сторон объективного структурированного клинического экзамена по специальности «стоматология».

Материал и методы

Дизайн исследования — описательный ретроспективный с использованием количественных и аналитических методов. Материалами для исследования служили результаты ОСКЭ за 2016, 2017 и 2018 гг., онлайн-анкетирование студентов, отзывы экзаменаторов по специальности «стоматология» Карагандинского государственного медицинского университета.

Результаты и обсуждение

Итоговый объективный структурированный клинический экзамен был принят для студентов IV курса (ОСКЭ-4) как второй этап итогового экзамена по завершении этапа обучения и для интернов VI курса (ОСКЭ-6) по специальности «стоматология» как второй этап итоговой государственной аттестации выпускника. Традиционно ОСКЭ-4 проводится по 10 станциям. На станциях ОСКЭ-4 оцениваются навыки по пропедевтике клинической стоматологии; в него также включены вопросы неотложной помощи при лекарственном анафилактическом шоке и первичной хирургической помощи при травмах и переломах челюстно-лицевой области. При разработке ОСКЭ-4 по каждой станции были подготовлены по 10 вариантов клинических задач и ситуаций. Продолжительность оценки на одной станции составила 8 мин, общая продолжительность экзамена — 85 мин, из них 5 мин — на переходы от станции к станции. Студентов IV курса оценивали от 15 до 19 экзаменаторов, в число которых включались специалисты практического здравоохранения.

ОСКЭ-6 включает 11 станций по клинической стоматологии и неотложной помощи, при этом уровень сложности заданий соответствует уровню подготовки обучающихся. Перечень станций ОСКЭ-6 составлен на основании тех компетенций, которыми должен овладеть выпускник по специальности «стоматология» на выходе. Продолжительность оценки на одной станции 10 мин, одного потока ОСКЭ-6 — 115 мин, из них 5 мин — на переходы между станциями. Интерны, опираясь на предыдущий опыт ОСКЭ-4, уверенно проходили ОСКЭ-6 и не испытывали трудностей при переходе от станции к станции. Все станции были оснащены современными стоматологическими фантомами Foshion FE 220 и другим необходимым медицинским оборудованием для демонстрации требуемых навыков.

Как показано на рис. 1, число

Рис. 1. Число экзаменуемых на ОСКЭ-4 и ОСКЭ-6 за 2016, 2017 и 2018 гг.
экзаменуемых на ОСКЭ-6 почти в 2 раза меньше, чем на ОСКЭ-4. Причина в том, что после завершения уровня бакалавриата студентов для обучения в интернатуре отбирают по установленному проходному баллу GPA (Grade Point Average) — это средневзвешенная оценка уровня учебных достижений обучающегося за один учебный год.

На рис. 2 представлены

Рис. 2. Средний балл экзаменуемых на ОСКЭ-4 и ОСКЭ-6 за 2016, 2017 и 2018 гг.
результаты сравнения среднего балла экзаменуемых за последние 3 года. Средняя оценка ОСКЭ-4 составила от 87±3,36 до 89±3,13%, что свидетельствует об удовлетворительной подготовке обучающихся IV курса по специальности «стоматология». По результатам ОСКЭ-6 средняя оценка имела тенденцию к повышению за последние 3 года с 81±3,92% в 2016 г. до 85±3,57% в 2018 г., что также свидетельствует о хорошей клинической подготовке выпускников (рис. 3).
Рис. 3. Распределение баллов по станциям ОСКЭ-6 за 2016, 2017 и 2018 гг.
Анализ показывает, что средний балл на ОСКЭ-6 несколько меньше, чем на ОСКЭ-4. При этом следует отметить, что требования к выпускникам по специальности «стоматология» значительно повышены и от них требуется подтверждение знаний и навыков на независимой экзаменации выпускников, проводимой уполномоченным органом.

При анализе «слишком сложных станций» и «слишком простых станций» за 3 года на ОСКЭ-4 таковых не выявлено. Анализ распределения баллов по станциям ОСКЭ-6 в 2016 г. выявил, что было три «слишком сложных станции»: «Диагностика заболеваний пародонта у детей» (средняя оценка — СБ 66±4,74%), «Неотложная помощь у детей на стоматологическом приеме» (СБ 73±4,44%), «Лечение зубочелюстных аномалий в трансверзальной плоскости» (СБ 59±4,92%). В 2017 г. выявлена одна «слишком сложная станция» — «Неотложная помощь у детей на стоматологическом приеме» (СБ 68±4,66%), и в 2018 г. «наиболее сложной» была также одна станция «Лечение зубочелюстных аномалий в трансверзальной плоскости» (СБ 65±4,77%). Анализ сложностей станций проводится с целью выявления слабых сторон в образовательном процессе для внесения изменений в учебную программу. Так, выявленные «слишком сложные станции» требуют увеличения количества часов и углубленного изучения обучающимися данной темы в течение учебного года.

В 2016 г. оценка ОСКЭ осуществлялась с помощью бумажной версии оценочного листа, и критерии чек-листа отражали только алгоритмы клинических навыков. После проведенного анализа на валидность станций и критериев ОСКЭ были внесены изменения в пункты оценочного листа, а также был изменен сам формат оценивания. В 2017 г. критерии оценочного листа включали категории компетентностей, которые объединяли некоторые простые алгоритмы. В 2018 г. был внедрен электронный чек-лист для оценивания обучающихся на планшетах, и критерии оценочного листа охватывали также ряд компетенций, таких как профессионализм, клинические навыки, коммуникативные навыки. Каждому пункту чек-листа был присвоен коэффициент значимости навыка по отдельной станции и отдельному навыку.

Для оценки внутренней надежности экзамена измерялась альфа (α) Кронбаха по шкале от 0 до 1. При α=0 экзамен считается абсолютно ненадежным из-за отсутствия согласования между всеми полученными оценками, при α=1 экзамен считается абсолютно надежным. Наиболее приемлемый показатель α от 0,7 до 0,9, а α меньше 0,5 считается недопустимым. ОСКЭ-4 оказался валидным и надежным экзаменом, так как в 2016 г. альфа Кронбаха составила 0,75, в 2017 г. — 0,79, в 2018 г. — 0,669. Высокая надежность экзамена ОСКЭ-6 также подтверждается альфой Кронбаха, которая составляла 0,78 в 2016 г., 0,819 — в 2017 г. и 0,745 — в 2018 г. Важным также считается параметр стандартной ошибки измерения. В нашем случае среднеквадратичное стандартное отклонение среднего балла по ОСКЭ-4 составило SD=7,05 SEm% в 2016 г., SD=5,61 SEm% — в 2017 г. и SD=3,95 SEm% — в 2018 г. По ОСКЭ-6 стандартное отклонение среднего балла составило SD=8,08 SEm% в 2016 г., SD=6,60 SEm% — в 2017 г. и SD=4,38 SEm% — в 2018 г., что также свидетельствует о минимальной вариабельности переменных. Проведенный анализ внутренней надежности ОСКЭ-4 и ОСКЭ-6 показал в обоих случаях высокую долю вероятности достижения конечных результатов по завершении этапа обучения и соответствия требуемым компетентностям.

На рис. 4 для

Рис. 4. Интегрированное распределение баллов и их соответствие пороговому баллу за 2016 и 2017 гг.
большей наглядности представлено интегрированное распределение баллов, полученных обучающимися, и их соответствие пороговым баллам за 2016 и 2017 гг. Результаты оказались сопоставимыми по всем годам, в которые проводились ОСКЭ-4 и ОСКЭ-6. Необходимый уровень компетентности определяется экспертами перед экзаменом и официально принят в вузе как проходная оценка 75%, который приближен к методу Ангоффа. Число интернов с баллом ниже порогового уровня составило 9 (18,8±3,91%) в 2016 г., 6 (12,5±3,31%) в 2017 г.; в 2018 г. не было ни одного интерна, не набравшего проходной балл. Индекс дискриминации находится в диапазоне от 0,01 до 0,18; это означает, что все студенты обладают компетентностями, требуемыми по стандарту обучения. Отсутствие отрицательного индекса дискриминации свидетельствует, что нет студентов с очень низкой компетентностью, получивших высокие итоговые баллы. Корреляция с итоговым баллом подсчитывается, как и индекс дискриминации, и представляет собой коэффициент корреляции с итоговым баллом.

С целью получения обратной связи по применению планшета на экзамене, а также по процедуре проведения ОСКЭ-4 и ОСКЭ-6 было проведено онлайн-анкетирование экзаменаторов. Результаты показали, что 88,2±3,23% респондентов оценивают качество проведения ОСКЭ как «самое высокое» и 11,8±3,23% — как «высокое». Оснащенность ОСКЭ 82,4±3,81% респондентов оценивают как «очень высокую» и 11,8±3,23% — как «высокую». Удобство заполнения электронного чек-листа отметили как «очень высокое» 94,1±2,36% экзаменаторов и лишь один (5,9±2,36%) — как «высокое». Качество заданий на станциях 94,1±2,36% респондентов оценили как «очень высокое». Несмотря на то что ОСКЭ большинством отмечен как наиболее объективный клинический экзамен, были определены области для его улучшения. Например, рекомендовалось «стимулировать студентов к самостоятельной подготовке по ОСКЭ» и «повышать качество элементов стоматологического оснащения». Большинство экзаменаторов выражали полную удовлетворенность по процедуре проведения ОСКЭ. Использование электронных чек-листов на планшете для экзаменаторов было наиболее удобным способом при заполнении пунктов оценочного листа по сравнению с бумажной версией. Применение электронного чек-листа существенно облегчило сбор данных и внесение результатов в общую базу данных; упростило идентификацию экзаменуемых и обработку результатов по отдельным станциям. Безусловно, метод оценивания с помощью планшета имеет недостатки, которые могут быть связаны с качеством работы Интернета и владением экзаменатором навыками использования компьютерных приложений.

После завершения ОСКЭ-4 и ОСКЭ-6 обучающиеся (97,6±1,53%) проходили онлайн-анкетирование по удовлетворенности, из них 70,6±4,56% респондентов оценили качество проведения экзамена как «самое высокое», 25,3±4,35% — как «высокое» и 4,1±1,98% — как «среднее». Оснащение станций 69,4±4,61% респондентов отмечено как «самое высокое», 22,4±4,17% — как «высокое» и 8,2±2,74% — как «среднее». Качество заданий на экзамене 81,3±3,90% респондентов оценили как «самое высокое», 12,2±3,27% — как «высокое» и 6,1±2,39% — как «удовлетворительное». На вопрос, достаточно ли было времени на выполнение задания, 77,8±4,16% ответили «да» и 22,2±4,16% — «нет». Респонденты отмечают благоприятную среду в центре практических навыков для достижения клинической компетентности во время обучения и на экзамене. В качестве предложений по улучшению ОСКЭ они рекомендуют выделить дополнительные занятия для подготовки к ОСКЭ.

Данное исследование проведено с целью выявления слабых и сильных сторон ОСКЭ по специальности «стоматология». Сильными сторонами ОСКЭ по специальности «стоматология» являются: надежность и гибкость метода оценки компетентности обучающихся; обеспечение справедливой и объективной оценки; охват в оценке ряда компетенций; обеспечение стандартизованных условий для прохождения экзамена и заданий для всех экзаменуемых; соответствие учебной программе заданий на станциях; облегчение процедуры оценивания и обработки результатов при оценке с помощью планшета. Однако следует отметить и слабые стороны ОСКЭ: значительная нагрузка на экзаменатора при большом числе обучающихся; снижение внимания экзаменатора при длительном экзамене; возможность утечки информации среди экзаменуемых при наличии небольшого количества вариантов заданий на станциях. Проведенный анализ результатов ОСКЭ на IV и VI курсах показал эффективность, надежность, объективность и валидность метода оценивания. Ожидаемые результаты обучения, измеряемые с помощью ОСКЭ, соответствуют требуемому уровню компетентности обучающихся. Применение ОСКЭ на IV и VI курсах является целесообразным и соответствующим форматом экзамена, позволяющим определить результативность обучения и надежность инструментов, а также способствующим повышению качества подготовки специалистов.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Для обеспечения эффективного образовательного процесса на уровне бакалавриата по специальности «стоматология» и повышения надежности объективного структурированного клинического экзамена задания должны быть четкими, ориентированными на конечные результаты и позволяющими определить компетентность выпускника.

2. Выявление слабых сторон обучающихся в достижении компетентности по отдельным станциям позволяет внести коррективы в программу образовательного процесса, а именно обратить особое внимание на те компетенции, которые труднее всего осваиваются.

3. Создание благоприятной среды во время проведения ОСКЭ, включая средства измерения, снижение нагрузки на экзаменатора, способствует эффективному комплайенсу в достижении поставленных целей.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Для корреспонденции: Кемелова Гульшат Сеймуратовна — Центр практических навыков, Карагандинский государственный медицинский университет; тел.: +7(701)590-8826; факс: +7(721)250-3930; e-mail: kemelova@kgmu.kz

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.