В настоящее время активно дискуссируется вопрос о роли вирусов, обладающих онкогенным потенциалом, в канцерогенезе опухолей различной локализации. Наиболее хорошо изучена роль в развитии опухолей головы и шеи вирусов папилломы человека (ВПЧ), среди которых выделяют вирусы высокого и низкого канцерогенного риска [2, 3, 5]. Возрастает интерес к роли в генезе опухолей головы и шеи и других вирусов, обладающих онкогенным потенциалом, таких как вирус Эпштейна-Барр (EBV), цитомегаловирус (CMV), вирусы простого герпеса 1-го и 2-го типов (HSV1, HSV2), вирус герпеса 6-го типа (HHV6) [1, 4, 6]. В челюстно-лицевой хирургии подобные исследования единичны и не систематизированы. По результатам этих исследований выявлена определенная роль ВПЧ в онкогенезе, в то время как роль других вирусов с онкогенным потенциалом остается малоизученной.
Цель исследования - выявить наличие ряда вирусов с онкогенным потенциалом (ВПЧ, EBV, CMV, HSV1, HSV2, HHV6) и их ассоциаций у лиц с новообразованиями кожи и слизистой оболочки челюстно-лицевой области (ЧЛО).
Материал и методы
Исследование проведено у 26 больных (21 женщина,
5 мужчин) в возрасте от 18 до 76 лет (в среднем - 57,1 года) с доброкачественными (22) и злокачественными (4) новообразованиями кожи и слизистой оболочки полости рта (СОПР), проживающих в Тверском регионе. У больных гистологически были подтверждены следующие диагнозы: папиллома кожи лица - у 9, кератопапиллома - у 3, невус - у 3, кератоакантома - у 1, папиллома СОПР - у 2, фиброма СОПР - у 3, веррукозная гиперплазия СОПР - у 1, базалиома - у 1, плоскоклеточный рак СОПР - у 2, плоскоклеточный рак нижней губы - у 1.
Материалом молекулярно-генетического и гистологического исследований служили полнослойные фрагменты новообразований ЧЛО, удаленных при оперативном вмешательстве. При локализации процесса в ПР ротовая жидкость, взятая до операции, также подвергалась молекулярно-генетическому исследованию. Выделение ДНК вирусов из ткани опухоли проводили с помощью комплекта реагентов ДНК-сорб-С с внесением внутреннего контрольного образца. Для амплификации нуклеиновых кислот использовали комплекты реагентов АмплиСенс EBV/CMV/HHV6-скрин-FL (набор реагентов для амплификации ДНК EBV, CMV и HHV6), АмплиСенс ВПЧ ВКР скрин-титр-FL и АмплиСенс ВПЧ ВКР генотип-FL (набор реагентов для амплификации генотипирования ДНК ВПЧ высокого канцерогенного риска 16, 18, 31, 33, 35, 39, 45, 51, 52, 56, 58, 59 типов), АмплиСенс HSV-typing-FL (набор реагентов для амплификации ДНК HSV и генотипирования HSV1 и HSV2) с гибридизационно-флюоресцентной детекцией в режиме реального времени (ФГУН Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора) и амплификатор Applied Bio System. Исследования проводились на клинических базах кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ТГМА, а также в клинико-диагностической лаборатории ТГМА.
Результаты и обсуждение
ДНК 1 или нескольких перечисленных вирусов была обнаружена в ткани новообразований кожи или СОПР в 53,8% случаев. ДНК вируса EBV выявлена в 64,2% случаев, HHV6 - в 50%, HSV1 и CMV - в 7%. ДНК HSV2 в ткани новообразований ЧЛО у обследованных пациентов не обнаружена. ДНК ВПЧ высокого канцерогенного риска 56-го типа выявлена лишь в 1 образце, полученном из ткани низкодифференцированной плоскоклеточной карциномы СОПР. В 35,7% вируспозитивных образцов определены ассоциации разных вирусов: в 21,4% образцов - ДНК HHV6 и EBV, в 7% - ассоциации HSV1 и EBV и в том же количестве образцов - ассоциация CMV, EBV и HHV6.
Клинически присутствие ДНК EBV сопровождалось наличием на лице пациентов множественных образований от 3 до 12 мм в диаметре с гистологической картиной папилломы либо наличием единичных новообразований кожи или СОПР различного морфологического строения (кератоакантома, невус и др.). ДНК EBV выявлена также в ткани всех исследуемых новообразований злокачественного характера (базалиома лица, плоскоклеточный рак ПР и нижней губы).
Ассоциация CMV, EBV и HHV6 определена в ткани гистологически подтвержденной солидной базалиомы. Новообразования, в которых была обнаружена ДНК HHV6, в 57,2% случаев локализовались на коже лица, а в 42,8% - на СОПР. ДНК HSV1 обнаружена в сочетании с ДНК EBV при оперативном удалении кератоакантомы нижней губы, ДНК CMV - в 2 новообразованиях у одного и того же пациента с первично-множественной базалиомой корня и крыла носа.
В качестве иллюстрации к вышесказанному приведем следующие клинические примеры.
Клинический пример №1 (рис. 1, см. на цв. вклейке
Пациент А., 61 года, предъявлял жалобы на наличие безболезненного новообразования на внутренней поверхности альвеолярного отростка нижней челюсти, появившегося около 2 мес назад. При осмотре ПР выявлено образование в виде бляшки с бородавчатой поверхностью, располагавшееся на фоне неизмененной слизистой. Результат цитологического исследования соответствовал веррукозной гиперплазии. Образование было удалено в пределах здоровых тканей с применением углекислотного лазера, часть удаленного материала была исследована на наличие вируса; выявлена ассоциация EBV с HHV6; оставшаяся часть подвергнута гистологическому исследованию, подтвердившему результат цитологии. Был взят также фрагмент здоровой слизистой в зоне операции, в котором вирусов обнаружено не было.
Клинический пример №2 (рис. 2, см. на цв. вклейке
Пациентка, 76 лет, предъявляла жалобы на наличие образования в околоушной области слева, появившегося
3 мес назад. По результатам цитологического и гистологического исследований диагностирована кератопапиллома. В полнослойном фрагменте удаленного материала выявлена ассоциация EBV с HHV6; в участке прилежащей к зоне операции здоровой кожи вирусов не обнаружено.
Клинический пример №3 (рис. 3, см. на цв. вклейке
Пациентка, 75 лет, обратилась с жалобами на изъязвление новообразований носа, появившееся около 1 года назад. Результаты цитологического и гистологического исследований обоих образований соответствовали картине базалиомы. В тканях 1-го образца (корень носа) обнаружена ассоциация ДНК вирусов EBV, CMV и HHV6, во 2-м (крыло носа) - EBV и CMV.
Клинический пример №4 (рис. 4, см. на цв. вклейке
Пациент, 51 года, предъявлял жалобы на новообразование, возникшее около полугода назад. В биоптате опухоли и слюне обнаружен EBV; в биоптате участков здоровой слизистой ПР вирусов не обнаружено.
Таким образом, молекулярно-генетическими методами в 53,8% исследованных образцов ткани новообразований ЧЛО обнаружена ДНК EBV, HHV6, HSV1, CMV, в том числе в 35,7% образцов - ассоциации вышеперечисленных вирусов, что свидетельствует о их возможной связи с развитием доброкачественных, предраковых и злокачественных новообразований в ЧЛО.