Одним из приоритетных направлений современной медицины является охрана материнства и детства. Невынашивание беременности - основной вид акушерской патологии, число случаев которого, несмотря на постоянный поиск причин развития невынашивания беременности и активацию лечебно-профилактических мероприятий, остается стабильным в течение многих лет и составляет, по данным литературы [2, 5, 7, 11, 13], от 15 до 20% всех желанных беременностей.
До настоящего времени отсутствует исчерпывающая классификация причин невынашивания беременности, что обусловлено трудностями сведения в единую систему многообразных механизмов (иммунные, генетические, эндокринные, инфекционные, тромбофилические факторы, пороки развития матки, миомы матки, аденомиоз и др.), ведущих к прерыванию беременности [3, 5, 7, 8, 13]. Несмотря на большое количество этиологических факторов, ведущих к невынашиванию беременности, действие их на конечном этапе однотипно и заключается в изменении функционирования клеточных и субклеточных структур, взаимосвязанных с активацией свободнорадикального перекисного окисления липидов (ПОЛ) [1, 4, 9].
Система ПОЛ является одной из ключевых метаболитических систем организма, от состояния которой во многом зависят структура и функции биологических мембран, их доступность регуляторным воздействиям. В физиологических условиях ПОЛ протекает на крайне низком уровне, что исключает накопление его конечных токсичных продуктов (свободных радикалов жирных кислот, липоперекисей, альдегидов, кетонов, оксикислот) в концентрациях, опасных для жизнедеятельности организма. Продукты ПОЛ в малых концентрациях оказывают физиологическое действие и необходимы для регуляции проницаемости клеточных мембран, стабильности липопротеиновых комплексов [1, 9, 12, 14].
В патогенезе многих заболеваний, в том числе репродуктивной системы, играет определенную роль нарушение баланса между образованием активных форм кислорода и работой системы антиоксидантной защиты (АОЗ). Образующиеся при окислительном стрессе активные радикалы кислорода могут оказывать повреждающее действие на ткани трофобласта и плаценты, приводя к деградации клеточной стенки эндотелия сосудов, активации свертывающей системы и усиленному тромбообразованию. Проявлению повреждающего действия свободных радикалов и перекисных соединений на ранних этапах препятствует сложная многокомпонентная АОЗ, состоящая из неферментного и ферментного звеньев. Причем ключевым ферментом в АОЗ организма является каталаза, биологическая роль которой заключается в деградации перекиси водорода, образующейся в клетках в результате действия ряда флавопротеиновых оксидаз (ксантиноксидазы, глюкозооксидазы, моноаминоксидазы и др.) и благодаря этому защищает клетки, ткани и биомакромолекулы от свободнорадикального поражения [9, 12, 14].
По нашему мнению, изучение свободнорадикальных процессов у женщин с первым эпизодом невынашивания беременности в I триместре не только расширит представление о биохимических основах этого осложнения и функциональных резервах организма матери, но и позволит выработать стратегию профилактики этой патологии гестации.
Цель настоящей работы - оценка состояния прооксидантно-антиоксидантной системы у женщин с первым эпизодом невынашивания беременности.
Материал и методы
На основании информированного согласия было проведено обследование 60 женщин. Контрольную группу составили 30 здоровых беременных, состоявших на учете по беременности в женской консультации. В основную группу вошли 30 женщин с первым эпизодом невынашивания беременности в I триместре, находившихся на стационарном лечении в гинекологическом отделении учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи Гродно».
Для реализации поставленной цели использованы клинические методы обследования пациенток: сбор анамнестических данных, общий осмотр, специальное гинекологическое исследование. Всем пациенткам проведены общепринятые лабораторно-инструментальные исследования: клинические и ряд основных биохимических показателей крови, анализ мочи; определение группы крови, резус-принадлежности, RW, бактериоскопическое и бактериологическое исследование содержимого влагалища и цервикального канала; ультразвуковое исследование внутренних половых органов (определение наличия эмбриона и сердцебиения на ранних сроках, соответствия размеров матки гестационному сроку, характера имплантации, наличия патологических образований в шейке, теле матки и ее придатках). Абортивный материал подвергался гистологическому исследованию по общепринятой методике.
Для каждой из пациенток заполнялась специально разработанная анкета, касающаяся анамнеза, демографических, конституционально-наследственных факторов и факторов окружающей среды, с обращением особого внимания на клинические симптомы угрозы выкидыша, такие, например, как кровянистые выделения, тянущие боли внизу живота. Вся информация заносилась в компьютерную базу данных с целью последующей статистической обработки.
Основным критерием включения в основную и контрольную группы явился срок беременности до 12 нед. В исследование включались женщины только с одноплодной беременностью.
Критериями исключения являлись наличие у пациенток хронических заболеваний, например, гипертонической болезни, сахарного диабета, почечной или сердечной патологии, аномалий развития репродуктивной системы, наличие генетических и анатомических дефектов развития плода.
В первые сутки после поступления в стационар у всех обследуемых проводили определение в крови продуктов ПОЛ (первичных и вторичных) и компонентов системы АОЗ.
Определение концентрации диеновых конъюгатов (ДК), малонового диальдегида (МДА) и каталазы в крови определяли спектрофотометрическим методом с использованием спектрофлюориметра Hitachi.
Результаты исследования обработаны на персональном компьютере с использованием стандартных компьютерных программ. При проведении статистической обработки данных использовали однофакторный дисперсионный анализ с выявлением межгрупповых различий по критерию Фишера. Различия между группами по частоте изучаемых показателей считали достоверными при p<0,05.
Результаты и обсуждение
По нашим данным, возраст обследуемых пациенток варьировал от 16 до 42 лет (средний возраст 26,5±5,6 года), 87,8% пациенток основной группы и 83,3% - контрольной группы относились к возрастной категории от 21 года до 34 лет, что позволило считать беременных обеих групп сопоставимыми по возрастному составу. В то же время необходимо отметить, что среди обследованных пациенток основной группы только у 42,0% имелся благоприятный для рождения ребенка возраст (от 21 года до 30 лет), тогда как в контрольной группе эта цифра соответствовала 53,3% наблюдений. При ретроспективном анализе нами отмечено, что у пациенток с невынашиванием беременности чаще, чем в контрольной группе, встречались перенесенные инфекционные заболевания, число случаев которых в основной группе составило 54,4% и 26,7% - в контрольной группе. Распространенность различной соматической патологии в группе с невынашиванием беременности была достоверно (p<0,05) выше, чем у здоровых беременных. Что касается наличия экстрагенитальной патологии, то в основной группе отмечена высокая распространенность заболеваний желудочно-кишечного тракта (86,7%), хронического тонзиллита (62,2%), в 32,2% встречались заболевания щитовидной железы. У 41,1% пациенток основной группы выявлено сочетание нескольких экстрагенитальных заболеваний.
При изучении исходов предыдущих беременностей отмечено, что в основной и контрольной группах своевременными родами закончились 31,1 и 46,6% беременностей соответственно. Все пациентки, участвовавшие в обследовании, до наступления данной беременности ранее наблюдались и лечились по поводу различных гинекологических заболеваний. Однако число хронических воспалительных заболеваний половых органов в основной группе было достоверно выше, чем в контрольной (р<0,05).
При оценке показателей системы ПОЛ у женщин с первым эпизодом невынашивания беременности отмечалось достоверное снижение концентрации ДК и МДА в 1,3 и 1,4 раза соответственно. Согласно полученным нами данным, средние значения активности каталазы в плазме крови у беременных с физиологическим течением гестационного процесса (контрольная группа) составили 33,18±1,92 ммоль Н

Таким образом, результаты проведенного нами исследования показали, что у пациенток с первым эпизодом невынашивания беременности в I триместре нами обнаружены признаки сниженной активности каталазы, что позволяет рассматривать процессы свободнорадикального окисления как отдельное метаболическое звено в патогенезе этой патологии. Вместе с тем высокие уровни ДК и МДА у женщин контрольной группы можно объяснить как реакцию адаптации организма женщины, направленную на сохранение беременности. Известно, что в процессе адаптации к гестации ткани и органы испытывают определенный стресс, результатом которого является резкое повышение количества свободных радикалов, атакующих, в том числе, клетки плаценты и эмбриона [12, 14].
По данным литературы [6, 10, 14], увеличение количества свободных радикалов во время беременности связано с различными причинами, одной из которых является их участие в синтезе прогестерона. В свою очередь свободные радикалы активируют процесс ПОЛ, в результате которого образуются гидроперекиси холестерина, являющиеся предшественниками данного гормона.
Авторами доказано, что в условиях несостоятельности системы АОЗ организма беременной «мишенью» для биологического действия патогенных агентов (дисульфидов, перекисных соединений синглетного кислорода, супероксидных ионов и др.) являются белки, нуклеиновые кислоты, субстраты липидной природы, окисление которых приводит к их модификационным изменениям и, как следствие этого, - к нарушениям биологической активности, синтеза, транспорта ферментов, гормонов, витаминов, медиаторов, изменениям мембранной проницаемости, а также к энергетическому дефициту и нарушениям транспорта кислорода гемоглобином [1, 6, 9].
Анализируя полученные результаты, мы обнаружили, что при первом эпизоде прерывания беременности (основная группа) активность процессов ПОЛ и каталазы в плазме крови снижена. При гистологическом исследовании абортивного материала, полученного от пациенток основной группы, обнаружена децидуальная ткань с микротромбами и фибриноидными некрозами, диффузно-очаговой смешанной воспалительной инфильтрацией гравидарного эндометрия. Вместе с тем, несмотря на отсутствие изменений показателей коагулограммы, в тканях плаценты обнаружено усиленное тромбообразование, что, по нашему мнению, является следствием повреждающего воздействия на эндотелий сосудов хориона и плаценты свободных радикалов с последующим формированием тромбов. Данный факт подтверждает ключевую роль активных форм кислорода в невынашивании беременности независимо от ее генеза.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о разнонаправленности окислительно-восстановительных механизмов у пациенток с физиологическим течением беременности и у женщин с первым эпизодом невынашивания беременности и необходимости осуществления терапии, корригирующей свободнорадикальное окисление.
Выводы
Триггерным фактором в инициации первого эпизода прерывания беременности у женщин является изменение прооксидантно-антиоксидантного гомеостаза, а степень выраженности метаболических нарушений в процессе реализации окислительно-восстановительного десинхроноза служит толчком к формированию нарушений биохимических процессов на клеточном, тканевом, органном и организменном уровнях, что диктует необходимость разработки новых методов терапии, направленной на своевременную преконцептивную коррекцию свободнорадикального перекисного окисления липидов и способствующей оптимизации адекватных компенсаторных реакций организма матери, сохранению и пролонгированию беременности.