Бойко Н.В.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России

Стагниева И.В.

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России

Залесская И.А.

МБУЗ «Городская больница №1 им. Н.А. Семашко»

Кириченко Ю.Г.

МБУЗ «Городская больница №1 им. Н.А. Семашко Ростова-на-Дону»

Морфологическое обоснование подготовки хряща перегородки носа для реимплантации при септопластике

Авторы:

Бойко Н.В., Стагниева И.В., Залесская И.А., Кириченко Ю.Г.

Подробнее об авторах

Журнал: Российская ринология. 2022;30(3): 146‑150

Прочитано: 1245 раз


Как цитировать:

Бойко Н.В., Стагниева И.В., Залесская И.А., Кириченко Ю.Г. Морфологическое обоснование подготовки хряща перегородки носа для реимплантации при септопластике. Российская ринология. 2022;30(3):146‑150.
Boiko NV, Stagnieva IV, Zalesskaya IA, Kirichenko YuG. Morphological evidence of nasal septum cartilage preparation for reimplantation in septoplasty. Russian Rhinology. 2022;30(3):146‑150. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/rosrino202230031146

Рекомендуем статьи по данной теме:

Введение

Септопластика — одна из самых распространенных операций среди хирургических вмешательств, выполняемых в оториноларингологической практике [1, 2]. На протяжении десятков лет хирургическая техника операций на перегородке носа развивалась по пути щадящего подхода и прошла путь от подслизистой резекции до эндоскопической септопластики [3, 4].

Имеется множество вариантов использования аутотрансплантатов хряща и кости для восстановления костно-хрящевого скелета перегородки носа [5, 6]. Это позволяет не только сохранить остов перегородки носа, но и обеспечить трофику и функциональную полноценность ее эпителиального покрова [7]. В большинстве случаев производят реимплантацию фрагментов перегородочного аутохряща между листками мукоперихондрия. Для предотвращения смещения свободнолежащих фрагментов хряща предложены различные методы их фиксации: сшивание, склеивание с помощью аутофибринового клея или с использованием обогащенной тромбоцитами плазмы [5, 8, 9].

Мы предлагаем использовать для реимплантации удаленный в пределах искривленной части четырехугольный хрящ после выравнивания его с помощью специального пресса [10]. Расплющивание хряща сохраняет его целостность и увеличивает площадь аутотрансплантата, позволяя заместить имеющиеся дефекты тканей. Эксперимент, проведенный ранее на кроликах, показал, что моделированный таким образом хрящ ушной раковины обладает не только способностью к приживлению, но и к регенерации хрящевой ткани [11].

Цель исследования — изучить морфологические изменения в четырехугольном хряще при его механическом моделировании с помощью пресса.

Материал и методы

В исследовании использовали секционный материал, полученный после тщательной отслойки мукоперихондрия с помощью инъекционного введения под него физиологического раствора, а после дугообразного разреза в типичном месте на перегородке носа — с применением распатора. Четырехугольный хрящ удаляли субтотально. Учитывая наличие возрастных особенностей в строении четырехугольного хряща [12], исследование проводили на материале двух возрастных групп: 1-я группа — 16—40 лет, 2-я группа — 41—60 лет (по 10 препаратов для каждой группы). Контрольную группу составили 10 интактных препаратов (по 5 в каждом возрастном интервале). Четырехугольные хрящи подвергали дозированному механическому воздействию с помощью пресса с целью их выравнивания. Силу воздействия регулировали таким образом, чтобы получить истончение хряща на 1/3 или на 2/3 от исходной толщины. Препараты фиксировали в 10% растворе нейтрального формалина. Парафиновые срезы окрашивали гематоксилином и эозином, по Ван Гизону на коллагеновые волокна, азуром А и по Хейлу на гликозаминогликаны, проводили ШИК-реакцию на гликопротеины.

Результаты и обсуждение

Как показали результаты исследования, даже при очень тщательной отслойке мукоперихондрия на хряще всегда обнаруживается больший или меньший участок сохранившегося клеточного, а иногда и волокнистого слоя надхрящницы (рис. 1).

Рис. 1. Тонкий слой надхрящницы, оставшийся после выделения хряща. Гиалиновый хрящ перегородки носа.

Окраска гематоксилином и эозином. Ув. 40.

Результаты светооптического исследования препаратов 1-й группы. В ряде серийных срезов расплющенного на 1/3 хряща возрастало количество дистрофически измененных хондроцитов, в которых цитоплазма вакуолизируется, ядро пикнотизируется и хрящевые клетки превращаются в пузырчатые хондроциты, появляются расщелины в хряще, однако они мелкие, несквозные и не приводят к разрыву остатков мукоперихондрия. Хрящ оставался жизнеспособным. В поврежденных клетках не определялось, а в дистрофически измененных снижалось содержание гликозаминогликанов и гликопротеинов. В интертерриториальном, территориальном матриксе и капсул хрящевых клеток изменений в содержании указанных гистохимических компонентов не происходило.

Гистологическое изучение серийных срезов расплющенного на 2/3 изначальной толщины хряща показало, что при этом воздействии резко возрастает количество пузырчатых хондроцитов с пикнотизированными ядрами и вакуолизированной цитоплазмой, а также пустых, не содержащих хондроцитов лакун. Выявляются разломы и расщелины разной величины и протяженности, что приводит к очаговой фрагментации хрящевой ткани на изолированные участки в отдельных серийных срезах (рис. 2). Более выраженные повреждения встречались в глубоких участках хрящевой пластинки, где нередко на месте повреждения определялись детрит, разрушенные хондроциты, гомогенные эозинофильные массы. В некоторых срезах были отмечены разрывы остатков надхрящницы и зоны молодого хряща.

Рис. 2. Фрагментация хряща перегородки носа, расплющенного на 2/3 толщины.

Окраска гематоксилином и эозином. Ув. 40.

Результаты светооптического исследования препаратов 2-й группы. Расплющенный на 1/3 от первоначальной толщины хрящ макроскопически представлен сплошной пластинкой, микроскопически характеризуется наличием трещин разной ширины и глубины (до 2/3 от высоты хрящевой пластины), не приводящих к формированию отдельных фрагментов хрящевой ткани (рис. 3).

Рис. 3. Фрагментация хряща перегородки носа, расплющенного на 1/3 толщины.

Окраска гематоксилином и эозином. Ув. 40.

Размер и количество трещин были более выражены в глубоких отделах хрящевой пластинки, в зоне зрелого хряща, менее — в поднадхрящничной зоне, в зоне молодого хряща. Сохранившиеся участки надхрящницы практически оставались неповрежденными, если не учитывать единичные мелкие трещины. По сравнению с интактным хрящом этой возрастной группы, в расплющенном хряще возрастало количество дистрофически измененных, поврежденных клеток и пустых лакун, особенно в центральных участках хрящевой пластинки, с очаговым снижением гликозаминогликанов в межклеточном матриксе. Однако большое количество клеток оставались неповрежденными, с четко выраженными клеточными структурами и признаками секреторной активности, обеспечивающей достаточный для этой возрастной группы уровень содержания гликозаминогликанов и гликопротеинов. Трещины при расплющивании хряща обычно проходили по интертерриториальному матриксу, особенно при возрастных изменениях последнего.

Расплющенный на 2/3 толщины хрящ, макроскопически представленный сплошной пластинкой, микроскопически характеризовался наличием множества трещин, а в плоскости одного гистологического среза — наличием фрагментов хряща разной величины и формы. В этом хряще резко увеличивалось количество поврежденных клеток и пустых лакун (рис. 4). Появлялись небольшие очаги гомогенизации хрящевой ткани. Однако в умеренном количестве встречались клетки с хорошо сохранившейся цитоплазмой, ядром и ядрышком, особенно по периферии хрящевой пластинки, что свидетельствует о жизнеспособности этих клеток. Очаговое уменьшение секреторной активности клеток, которое проявляется снижением метахромазии матрикса и цитоплазмы клеток, а, следовательно, и уменьшением синтеза гликозаминогликанов, следует отнести к возрастным изменениям. На всем протяжении, но чаще в центральных отделах хрящевой пластинки носа визуализировались значительные участки механического повреждения клеток и интертерриториального матрикса с образованием детритных масс.

Рис. 4. Дистрофические и апоптотические изменения хондроцитов гиалинового хряща перегородки носа.

Окраска гематоксилином и эозином. Ув. 400.

Особо следует подчеркнуть, что фрагментация хрящевой пластинки при расплющивании на 2/3 сопровождалась более выраженным (по частоте и глубине) растрескиванием сохранившейся надхрящницы.

Таким образом, в материале 1-й возрастной группы в расплющенном на 1/3 толщины хряще с очагово сохраненной надхрящницей определялись хондроциты с неизменившейся гистохимической характеристикой в отношении содержания гликозаминогликанов и гликопротеинов. Однако преобладание неизмененных хрящевых клеток свидетельствует о жизнеспособности моделированного таким образом хряща и возможности его приживления при аутотрансплантации, несмотря на очаговые разломы интертерриториального матрикса и гибель небольшого числа клеток.

При расплющивании хряща на 2/3 первоначальной толщины отмечались значительные механические повреждения с резким увеличением количества пустых лакун и дистрофически измененных клеток, что обусловливает появление местами выраженных дефектов хрящевой ткани с очаговым повреждением оставшейся надхрящницы. Трансплантация обработанного таким образом хряща возможна, однако приживление с восстановлением образованных дефектов, вероятно, потребует большего времени, а сам аутотрансплантат, учитывая слабую регенерационную способность хряща и повреждение надхрящницы, возможно, изменит свою гистологическую структуру.

В материале 2-й группы расплющивание хряща на 1/3 толщины сопровождалось гибелью небольшого количества хондроцитов, образованием трещин в интертерриториальном матриксе, небольшими повреждениями поднадхрящничной зоны при сохраненной на большем протяжении надхрящнице. Эти изменения не могут оказать значительного влияния на качество и сроки приживления расплющенного хряща и не являются противопоказанием для его аутотрансплантации.

Расплющивание хряща на 2/3 характеризовалось формированием более глубоких и широких расщелин в хряще, несквозной фрагментацией последнего, гибелью большого количества клеток, очаговой деструкцией интертерриториального матрикса и очаговыми надрывами надхрящницы. Учитывая, что с возрастом наблюдается снижение регенерационного потенциала тканей, в старшей возрастной группе больных целесообразно использовать расплющивание хряща не более чем на 1/3 первоначальной толщины.

Выводы

1. При расплющивании хряща увеличивается площадь аутотрансплантата, что позволяет заместить имеющиеся дефекты тканей.

2. Умеренное расплющивание (на 1/3 первоначальной толщины хряща) сохраняет морфологическую структуру хрящевой ткани и обеспечивает ее способность к приживлению и регенерации вне зависимости от возрастных факторов. Расплющивание хряща на 2/3 изменяет структуру хряща в зависимости от его возрастных свойств: в молодом возрасте такое воздействие не приводит к существенному повреждению клеточной структуры хрящевой ткани, в то время как в старшей возрастной группе наблюдается формирование зон детрита и фрагментации хряща.

3. При расплющивании хряща на 2/3 толщины в старшей возрастной группе и выявлении микроскопической фрагментации хряща макроскопическая целостность аутотрансплантата сохраняется.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Н.В. Бойко

Сбор и обработка материала — Н.В. Бойко, И.В. Стагниева, И.А. Залесская, Ю.Г. Кириченко

Написание текста — Н.В. Бойко, Ю.Г. Кириченко

Редактирование — Н.В. Бойко

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Царапкин Г.Ю., Кунельская Н.Л., Товмасян А.С., Кишиневский А.Е., Мусаева М.М., Кочеткова Т.А., Вершинина Е.А. Осложнения хирургического лечения искривления перегородки носа. Российская ринология. 2021;29(2):90-96.  https://doi.org/10.17116/rosrino20212902190
  2. Liu J-F, Yan Z-F, Zhang Z-J, Wang N-Y. Septoplasty alone is not suitable for most structural nasal obstructions. The World Journal of Otorhinolaryngology — Head & Neck Surgery. 2021;7:322-327.  https://doi.org/10.1016/j.wjorl.2020.05.007
  3. Лопатин А.С. Хирургия перегородки носа: септопластика или подслизистая резекция? Российская ринология. 1996;2:89-92. 
  4. Русецкий Ю.Ю., Спиранская О.А., Махамбетова Э.А., Сергеева Н.В. Эндоскопическая септопластика и перспективы ее применения у детей (обзор литературы). Российская ринология. 2019;27(3):134-140.  https://doi.org/10.17116/rosrino201927031134
  5. Сергеева Н.В., Русецкии Ю.Ю., Свистушкин В.М., Решетов И.В., Спиранская О.А., Махамбетова Э.А., Липскии К.Б., Садиков И.С. Методы реимплантации аутотканеи при септопластике. Вестник оториноларингологии. 2019;84(5):93-97.  https://doi.org/10.17116/otorino20198405193
  6. Царапкин Г.Ю., Крюков А.И., Товмасян Ф.С., Горовая Е.В., Усачева Н.В., Панасов С.А. Септопластика при девиации перпендикулярной пластинки решетчатой кости. Российская ринология. 2017;25(1):25-30.  https://doi.org/10.17116/rosrino201725125-30
  7. Расулев С.Д., Шиленкова В.В., Крамной А.И., Козлов В.С. Мукоцилиарный транспорт и двигательная активность цилиарного аппарата слизистой оболочки полости носа до и после септопластики. Российская ринология. 2011;19(1):17-20. 
  8. Апостолиди К.Г., Краиник И.В., Балин В.Н., Епифанов С.А., Михаилов В.В., Бекша И.С., Краиник А.И. Применение белково-тромбоцитарных мембран в реконструктивнои хирургии наружного носа. Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. 2011;4(2):41-45. 
  9. Bhamra N, Darr A, Neamonitou F, Barraclough J. A novel and cost-effective technique for securing the nasal septum to the anterior nasal spine in septoplasty and/or rhinoplasty surgery. JPRAS Open. 2019;21:43-47.  https://doi.org/10.1016/j.jpra.2019.06.001
  10. Сариуш-Залесский Ю.Ф., Залесский А.Ю. Способ лечения искривления перегородки носа. Патент РФ на изобретение №2136230/09, 1999.10.09. Бюл. №35. Ссылка активна на 30.11.21.  https://www.ntpo.com/patents_medicine/medicine_11/medicine_43.shtml
  11. Бойко Н.В., Залесская И.А., Панченко С.Н. Экспериментальное обоснование целесообразности реимплантации хряща перегородки носа при корригирующих операциях. Российская ринология. 2012;20(3):14-17. 
  12. Бойко Н.В., Залесская И.А., Панченко С.Н. Возрастные особенности строения хряща перегородки носа. Российская ринология. 2012;20(1):18-20. 

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.