Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Абрамов А.Ю.

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» Минобрнауки России

Аршинова В.В.

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

Кича Д.И.

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» Минобрнауки России

Алексеенко А.О.

ГБУЗ города Москвы «Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения города Москвы»

Аршинов А.С.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России

Разработка модели краткосрочной мотивационной интервенции при проведении профилактических медицинских осмотров среди молодежи

Авторы:

Абрамов А.Ю., Аршинова В.В., Кича Д.И., Алексеенко А.О., Аршинов А.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 987

Загрузок: 34


Как цитировать:

Абрамов А.Ю., Аршинова В.В., Кича Д.И., Алексеенко А.О., Аршинов А.С. Разработка модели краткосрочной мотивационной интервенции при проведении профилактических медицинских осмотров среди молодежи. Профилактическая медицина. 2023;26(4):57‑64.
Abramov AYu, Arshinova VV, Kicha DI, Alekseenko AO, Arshinov AS. Development of a model for short-term motivational interventions during the preventive medical examinations in young people. Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(4):57‑64. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20232604157

Рекомендуем статьи по данной теме:
От­но­ше­ние сту­ден­тов к здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):75-80
Воз­мож­нос­ти и ог­ра­ни­че­ния ис­поль­зо­ва­ния прог­рам­мных ин­фор­ма­ци­он­ных ус­тройств с ис­кусствен­ным ин­тел­лек­том для ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния за­бо­ле­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):108-114
Ка­чес­тво он­ко­ло­ги­чес­ко­го скри­нин­га на эта­пах про­ве­де­ния дис­пан­се­ри­за­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(9):57-65
Мар­шру­ти­за­ция взрос­ло­го на­се­ле­ния при про­фи­лак­ти­чес­ком ме­ди­цин­ском ос­мот­ре и дис­пан­се­ри­за­ции по вы­яв­ле­нию он­ко­ло­ги­чес­кой па­то­ло­гии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(12):7-11
Оцен­ка сос­то­яния здо­ровья сту­ден­тов стар­ших кур­сов фар­ма­цев­ти­чес­ко­го фа­куль­те­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):57-62
Рас­простра­нен­ность ку­ре­ния сре­ди жен­щин реп­ро­дук­тив­но­го воз­рас­та в се­вер­ном ре­ги­оне. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(2):81-86

Введение

Профилактика незаконного употребления наркотических средств (НС), психотропных веществ (ПВ) и других психоактивных веществ (ПАВ), таких как алкоголь и никотин, является неотъемлемой мерой снижения уязвимости и поддержки устойчивого развития детей и молодежи [1]. Незаконное употребление ПАВ — это один из ведущих факторов риска развития неинфекционных заболеваний [2, 3]. Организация и совершенствование мер, направленных на профилактику психических и поведенческих расстройств, вызванных употреблением ПАВ, стало приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации. Наиболее широко принципы защиты здорового образа жизни (ЗОЖ) и трезвости представлены в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 г. [4], а также в актах международного права [5—7].

Ежегодно в России, согласно приказу Минздрава России от 06.10.14 №581н [8], проводятся профилактические медицинские осмотры (ПМО) обучающихся в целях раннего (своевременного) выявления незаконного употребления НС и ПВ. Ряд авторов [9, 10] отмечает необходимость индивидуального подхода при проведении массовых ПМО среди молодежи, особенно в антинаркотической профилактике. Исследования обучающихся, участвующих в ПМО [11, 12], показали распространенность среди подростков и молодежи опыта употребления продукции, содержащей никотин и алкоголь. Кроме того, выявлена низкая оценка обучающимися факторов рисков здоровью, связанных с употреблением ПАВ, многие из которых поддаются коррекции.

Профилактическое консультирование — это эффективная технология профилактики хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) и коррекции факторов риска их развития, включенная в программу ПМО. Следует отметить, что в описании I и IV этапов Порядка ПМО [8] отсутствуют структура информирования, комментарии, методические приемы, практические примеры их использования, что затрудняет их восприятие и практическое применение специалистами. Однако для взрослого населения порядок проведения ПМО и диспансеризации расписан подробно в Приказе Минздрава России от13.03.19 №124н. В ПМО заложен адресный подход к каждому обучающемуся, что на сегодня представляет собой непростую задачу, особенно с учетом описанной выше проблемы. В связи с этим исследование направлено на разработку методики краткосрочной интервенции как вида структурированной информационно-разъяснительной беседы (I этап ПМО) и разъяснения обучающимся результатов, касающихся незаконного употребления НС и ПВ (IV этап ПМО, согласно приказу Минздрава России от 6 октября 2014 г. №581н).

Цель исследования — разработать модель краткосрочной интервенции как структурированной формы информационно-разъяснительной беседы, а также разъяснения результатов ПМО врачом-психиатром-наркологом по вопросам незаконного употребления НС и ПВ учащимися. Для достижения цели исследования предусмотрено решение следующих задач: 1) проведение анализа научной и методической литературы о краткосрочных вмешательствах и мотивационных консультациях, направленных на уменьшение факторов риска незаконного употребления ПАВ; 2) разработка модели краткосрочной мотивационной интервенции (Модель КМИ) как инструмента совершенствования здоровьесбережения подрастающего поколения. Кроме того, для достижения цели исследования проанализированы краткосрочные интервенции и мотивационные консультации, направленные на обеспечение психического благополучия и применяемые в рамках работы.

Материал и методы

Материалом исследования послужили: (а) результаты апробации методических материалов [1]; (б) результаты, полученные в рамках научно-квалификационной работы [13]; (в) метаданные более 10 опубликованных научных статей и авторских научных работ с описанием релевантных методик проведения краткосрочной мотивационной интервенции; (г) результаты информационно-разъяснительной беседы специалиста по Модели КМИ (хронометрия, эмоциональные и поведенческие реакции 150 обучающихся); (д) обработка разъяснений результатов проведенного ПМО (оценка кейсов обратной связи от обучающихся).

В настоящем исследовании применены научные методы: (а) анализ литературы; (б) синтез методик и программ; (в) анализ результатов авторской практической работы при организации профилактики зависимого поведения; (г) статистический анализ, который проведен с помощью онлайн-статистической платформы Jamovi-2021: первичными методами статистической обработки, методом сравнения парных несвязанных выборок с применением U-критерия Манна—Уитни).

При разработке методологии КМИ выполнены поиск и отбор релевантных методик краткосрочных мотивационных консультаций, направленных на снижение рисков немедицинского употребления различных видов ПАВ, а также на поддержку здоровья, особенно психического благополучия. Внимание уделялось показателям работы специалистов, выполняющих ПМО обучающихся.

На I этапе ПМО по авторской Модели КМИ применялась хронометрия длительности профилактической информационно-разъяснительной беседы врача-психиатра-нарколога с обучающимися (n=150). Параллельно хронометрии проводилась оценка изменений эмоционального состояния и когнитивно-поведенческих паттернов подростков. В журнале наблюдений специалист отмечал эмоциональное оживление мимики респондента в процессе КМИ как показатель повышения заинтересованности ученика в интервью [14]. Учитывались вопросы со стороны ученика по теме ЗОЖ и о профилактике зависимого поведения как признак повышения смысловой значимости интервью.

На IV этапе ПМО проводилось структурирование разъяснений по результатам медосмотра. Для формализации разъяснений применялась оценка кейсов обратной связи от обучающихся. Кейсы собраны в две группы по n=50. Контрольную группу кейсов составили материалы беседы с подростками, которые проходили процедуру ПМО без применения КМИ. Экспериментальную группу кейсов составили материалы беседы с подростками, которые проходили ПМО с применением КМИ.

Наряду с комментариями результатов ПМО специалист обращался к подростку со словами: «Мы с вами закончили профилактический медицинский осмотр. А сейчас предлагаю вам понять, как повлияла на вас настоящая процедура, вы не против?». Получив согласие, специалист переходил к предлагаемым ниже вопросам. Если подростку трудно было говорить, то специалист обращался к нему со словами: «Если вам сложно собраться с мыслями, то вы можете сообщить об этом кратко в виде ответов: «да» или «нет» на короткие вопросы: «Как бы вы отметили свое внутренне состояние после участия в осмотре: 1) сохранилось ли у вас волнение, тревога, которые были вначале; 2) что вы сейчас чувствуете; 3) захотелось ли вам сделать что-то полезное для своего здоровья; 4) что нового вы узнали?». После проведения краткой беседы специалист описывал кейс в журнале наблюдений с помощью отметок (+/–) по вопросам: 1) снижение стресса или тревоги; 2) улучшение самочувствия и/или уверенности в своих силах; 3) повышение мотивации, направленной на бережное отношение к своему здоровью; 4) повышение информированности о рисках развития зависимости как заболевания или факторах защиты здоровья и трезвости. Результат определяли посредством сравнения значимости положительных и отрицательных ответов в контрольной и экспериментальной группах кейсов.

Результаты

По результатам исследования выбраны 9 наиболее релевантных практик, соответствующих решаемой проблеме и разработке Модели КМИ, предложенных и внедренных в России, Австралии, Швейцарии, США (таблица). Практики проанализированы по субъекту и целям интервенции, целевой аудитории, а также по продолжительности и частоте проведения вмешательств.

Представленные в таблице методики предназначены для применения медицинскими специалистами как субъектами КМИ. При этом 6 методик предложены для специалистов первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), остальные (по одной методике) — для специалистов сферы охраны здоровья и социального благополучия, а также для специалистов системы здравоохранения, медработников и консультантов немедицинских учреждений.

Анализ целевой аудитории показал, что подростки являются целевой группой методики S. Levy и L. Shrier (2015) «Подростковый SBIRT», ученики школы участвуют в программах E. Berger и соавт., (2020) «Краткие вмешательства для здоровья ума в безопасных школах», а студенты — в программе A. Quinn-Zobeck (2007) «Скрининг и краткое вмешательство для кампусов колледжей и университетов». Молодежь также участвует в программе C. McKenzie и соавт., (2016) и Orygen, The National Centre of Excellence in Youth Mental Health (2018) «Краткие вмешательства по охране психического здоровья молодежи». Здесь следует отметить, что пациенты привлекаются к выполнению программы N. Fitzgerald (2017) «Краткое профилактическое консультирование по употреблению алкоголя для первичного звена медико-санитарной помощи», а лица, курящие сигареты, и пассивные курильщики — к выполнению программы WHO (2014) «Кратковременные антитабачные вмешательства 5A и 5R для больных табачной зависимостью в учреждениях ПМСП». При необходимости пациентам рекомендуется программа C. Warshaw, E. Tinnon (2018) «Скрининг, оценка и краткое консультирование психического здоровья и употребления ПАВ вследствие насилия со стороны интимного партнера». Программа «ПМО и диспансеризация» разработана коллективом под руководством профессора О.М. Драпкиной (2019) для определенных групп взрослого населения или лиц с диагностированными ХНИЗ.

Анализ целей представленных в таблице программ выявил, что они направлены на изменение отношения к здоровью или преодоление нежелательного поведения, либо на защиту от негативных последствий употребления ПАВ. Три методики нацелены на профилактику употребления алкоголя, среди них программы авторов N. Fitzgerald (2017), A. Quinn-Zobeck (2007), а также программа NIAAA (2019) «Скрининг на алкоголь, краткое вмешательство и направление на лечение молодежи». Две методики направлены на защиту от употребления ПАВ (S. Levy, L. Shrier, 2015; C. Warshaw, E. Tinnon, 2018), а одна — на отказ от активного/пассивного курения и употребления никотинсодержащей продукции (WHO, 2014). Программы (E. Berger и соавт., 2020; C. McKenzie и соавт., 2016 и Orygen, 2018) направлены на развитие психического здоровья и на снижение личностных и поведенческих расстройств. Продолжительность интервенции методик имела различный диапазон времени: от нескольких секунд до 30 мин. При этом частота вмешательств составила от одной до нескольких сессий. В трех методиках авторы не представили время и частоту проведения интервенции.

Сравнительный анализ моделей краткосрочной интервенции с целью профилактики психических и поведенческих расстройств у молодежи, вызванных употреблением психоактивных веществ

№/Авторы и название модели

Публикация

Субъект интервенции

Целевая аудитория

Цель интервенции

Длительность и частота интервенции

1-а). Levy S., Shrier L, 2015. «Подростковый SBIRT».

Скрининг среди подростков, краткосрочное вмешательство и направление на лечение от пристрастия к употреблению алкоголя и других наркотиков

Levy S, Shrier L. Adolescent SBIRT toolkit for providers. Boston: Boston Children’s Hospital; 2015. USA

Специалист системы первичной медико-санитарной помощи

Подростки и школьники

Изменение отношения к употреблению различных видов психоактивных веществ и поведения пациента

Ориентировочно:

3—9 с

3—9 мин

10 мин и более

2-б). WHO, 2014.

Кратковременные антитабачные вмешательства 5A и 5R для больных табачной зависимости в учреждениях ПМСП.

World Health Organization. Prevention of Noncommunicable Diseases (PND). et al. Toolkit for delivering the 5A’s and 5R’s brief tobacco interventions to TB patients in primary care. 2014.

Switzerland

Врач системы первичной медико-санитарной помощи

Пациент, курящий сигареты или пассивный курильщик

Отношение и поведение, связанное с курением, пассивное курение

3—5 мин

3-в). Драпкина О.М. и соавт., 2019.

Профилактический медицинский осмотр и диспансеризация определенных групп взрослого населения

Драпкина О.М., Дроздова Л.Ю., Калинина А.М., Ипатов П.В., Егоров В.А., Иванова Е.С., Гамбарян М.Г., Еганян Р.А., Карамнова Н.С., Горный Б.Э., Бойцов С.А., Ткачева О.Н., Рунихина Н.К., Котовская Ю.В. Организация проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения. Методические рекомендации. 2019. Российская Федерация

Руководители медицинских организаций, осуществляющих профилактический медицинский осмотр и диспансеризацию, врачи, средний медицинский персонал, участвующий в проведении ПМО

1. Лица с факторами риска развития ХНИЗ вне зависимости от их выраженности.

2. Лица в возрасте от 18 до 65 лет и старше.

3. Лица 65 лет и старше. Лица с заболеваниями и факторами риска

Профилактика ХНИЗ, в том числе таких факторов риска, как курение табака, злоупотребление алкоголем и наркотиками

1. 3—5 мин

2. 5—7 мин

3. 25—30 мин

4-г). Fitzgerald N., 2017.

Краткое профилактическое консультирование по употреблению алкоголя для первичного звена медико-санитарной помощи

Fitzgerald N. Краткое профилактическое консультирование в отношении употребления алкоголя: учебное пособие ВОЗ для первичного звена медико-санитарной помощи (русскоязычная версия). ВОЗ; 2017.

Медицинский работник системы первичной медико-санитарной помощи

Пациент, употребляющий алкоголь

Изменение отношения к употреблению алкоголя и поведения пациента

5—30 мин

5-д). Quinn-Zobeck A., 2007.

Скрининг и краткое вмешательство для кампусов колледжей и университетов

Quinn-Zobeck A. Screening and brief intervention tool kit for college and university campuses. – United States. National Highway Traffic Safety Administration, 2007. USA

Медицинский работник или консультант

Учащийся колледжа или университета

Изменение отношения и поведения пациента к употреблению алкоголя

10—15 мин

6-е). Berger E. и соавт., 2020.

Краткие вмешательства для здоровья ума в безопасных школах

Berger E, Reupert A, Allen K. School-based prevention and early intervention for student mental health and wellbeing: an Evidence Check rapid review brokered by the Sax Institute for the NSW Department of Education, 2020. Australia

Специалист сферы охраны здоровья и социального благополучия школ и университетов

Учащийся школы

Улучшение психического здоровья молодежи

От 1 до 3—5 сессий. Одна сессия 30—45 мин

7-ж). Warshaw C., Tinnon E., 2018.

Скрининг, оценка и краткое консультирование психического здоровья и употребления ПАВ вследствие насилия со стороны интимного партнера

Warshaw C, Tinnon E. Coercion related to mental health and substance use in the context of intimate partner violence: a toolkit for screening, assessment, and brief counseling in primary care and behavioral health settings. National Center on Domestic Violence, Trauma and Mental Health; 2018. USA

Специалист учреждений системы первичной медико-санитарной помощи и поведенческого здоровья

Пациент, подвергшийся насилию со стороны интимного партнера

Поддержание психического здоровья и предотвращение злоупотребления различными видами психоактивных веществ

Время в публикации не отражено

8-з). McKenzie C. и соавт., 2016; Orygen, 2018.

Краткие вмешательства по охране психического здоровья молодежи

McKenzie C, Pace N, Mann R, Schley C, Parker A. Brief interventions in youth mental health toolkit: a clinical resource for headspace centers. 2016.

The headspace Brief Interventions Clinic.

Brief interventions in youth mental health toolkit. Orygen, The National Centre of Excellence in Youth Mental Health. 2016—2018. Australia

Специалист системы здравоохранения

Молодежь

Психические расстройства легкой и средней степени тяжести с низким уровнем риска для себя и окружающих

Время в публикации не отражено

9-и). NIAAA, 2019.

Скрининг на алкоголь, краткое вмешательство и направление на лечение молодежи

Alcohol Screening and Brief Intervention for Youth: A Practitioner’s Guide training course. National Institute on Alcohol Abuse and Alcoholism, American Academy of Pediatrics; 2019. USA

Специалист системы первичной медико-санитарной помощи

Дети и подростки (от 9 до 18 лет)

Защита молодежи от негативных последствий употребления алкоголя

Время в публикации не отражено

По ключевым показателям профилактических интервенций нами отобрана модель «Подростковый SBIRT», разработанная в 2015 г. американскими исследователями Бостонского университета S. Levy и L. Shrier. Программа нацелена на снижение употребления алкоголя и других наркотиков при помощи скрининга среди подростков, а также на организацию краткосрочного вмешательства и, при необходимости, направление на лечение. Содержание программы показало, что наиболее точно она соответствует организационным аспектам проведения ПМО по требованиям Минздрава России. Методические приемы, практические примеры реализации, комментарии и пояснения сопряжены с российскими требованиями проведения ПМО обучающихся.

Следующим этапом стала модификация и адаптация избранной методики «Подростковый SBIRT» в соответствии с приказом Минздрава России от 6 октября 2014 г. №581н [8]. Эта работа легла в основу авторской Модели КМИ как профессионального инструмента, который структурирует ПМО для обучающихся. Модель КМИ опирается на научные и методологические подходы в сфере профилактики и лечения наркологических расстройств, предложенные отечественными и зарубежными учеными [1, 15—18].

Модель КМИ включает алгоритм действий, который помогает специалисту избегать споров и убеждений, а также оказывать содействие пациенту в изменении своего поведения. Представленная методика консультирования позволяет специалисту выступать в роли помощника пациента в процессе изменения поведения самим пациентом. Специалист выражает полное принятие личности и поведения пациента и помогает ему осознать свои действия «здесь и сейчас». Поэтому методика требует от медицинского работника знаний психологических особенностей подросткового и молодежного возраста, а также алгоритма организации профилактического консультирования и проведения информационно-разъяснительной беседы с подростком.

В связи с этим необходимо рассмотреть ранее представленные методические рекомендации «Модель краткосрочной мотивационной интервенции при проведении профилактических медицинских осмотров» [1], которые неоднократно апробированы на практике. Методические рекомендации содержат актуальные вопросы профилактики употребления ПАВ в подростковом возрасте, теоретические основы мотивации личности, описание практических навыков и алгоритма проведения КМИ. В первой части методических рекомендаций раскрыты возрастные особенности профилактики зависимого поведения, представлены классификации факторов риска и защиты в сфере предупреждения зависимости, подробно рассмотрены стратегии и цели профилактики употребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодых людей. Во второй части описаны теория и практика краткосрочного мотивационного консультирования, а также детально представлен алгоритм проведения авторской «Модели КМИ», который содержит три стадии последовательных действий специалиста, направленных на подготовку, проведение и завершение профилактической интервенции (рис. 1 на цв. вклейке). На стадии подготовки КМИ медицинский работник проектирует и организует условия включения КМИ в ПМО. На стадии проведения КМИ специалист начинает индивидуальную беседу с обучающимся, которая включает выполнение и анализ результатов трех кратких методик: 1) скрининг-опрос на выявление вида и частоты употребления ПАВ обучающимся в течение года; 2) выявление признаков опьянения; 3) оценка последствий рискованного поведения. По результатам методик медицинский работник в беседе формулирует и проводит адресную мотивационную интервенцию. В контексте беседы специалист информирует обучающегося о негативных последствиях употребления ПАВ, способах развития неакадемических компетенций здоровья. Во время беседы специалист мотивирует обучающегося на приверженность ЗОЖ и трезвости, консультирует и помогает в разработке плана на изменение поведения, уточняет шаги по повышению самоконтроля при отказе или постепенном снижении употребления ПАВ. В случае выявления опьянения специалист направляет обучающегося в медицинское учреждение. Стадия завершения КМИ проводится после получения результатов предварительного химико-токсикологического исследования (п-ХТИ). На основании сравнения результатов беседы и п-ХТИ медицинский работник подводит итоги ПМО. В заключение проводимой профилактической работы специалист высказывает поддержку и мотивирует обучающегося на формирование навыков ЗОЖ и усиливает значимость ранее высказанных в беседе рекомендаций.

Рис. 1. Действия специалиста при проведении КМИ.

КМИ — краткосрочная мотивационная интервенция; ПМО — профилактический медицинский осмотр; ХТИ — химико-токсикологическое исследование; ЗОЖ — здоровый образ жизни.

Если Модель КМИ используется в рамках приказа Минздрава России от 06.10.14 №581н, подготовка и проведение КМИ реализуются на I этапе ПМО, а завершение КМИ — на IV этапе ПМО.

Подготовка КМИ. В это время специалист проектирует алгоритм включения КМИ в профилактическую консультацию/осмотр и готовит материалы для ПМО.

Проведение КМИ. Включает начало и продолжение профилактической информационно-разъяснительной беседы. Начало беседы: скрининг частоты и объема употребления ПАВ за последний год; выявление признаков опьянения вследствие интоксикации ПАВ; оценка последствий рискованного поведения (травмы, самоповреждения, признаки аутоагрессии). Начало беседы формирует адресность КМИ для пациента. Продолжение беседы: на основе полученных результатов в начале беседы специалистом проводится адресная интервенция для пациента.

Завершение КМИ. Краткое подведение итогов беседы может служить окончанием интервенции. Завершение КМИ может быть дополнено вопросами от пациента в плане обратной связи. Это способствует закреплению профилактического потенциала интервенции на этапе разъяснения результатов проведенного ПМО.

Выход КМИ на второй уровень фиксировался результатами хронометрии беседы с обучающимися (n=150), что определило медиану длительности интервенции — 3 мин. Полученный результат позволяет включить Модель КМИ в осмотр/консультацию участкового врача-педиатра или врача-терапевта, так как по приказу Минздрава России от 02.06.15 №290н продолжительность однократного приема врача-педиатра составляет 15 мин, а врача общей практики (семейного врача) — 18 мин.

Параллельно проводился анализ изменений когнитивно-поведенческий паттернов участников ПМО. У 94,2% от всей выборки подростков наблюдалось оживление мимики, у 17,3% после завершения процедуры КМИ отмечена длительная улыбка. При этом 23,6% участников задавали вопросы специалисту по теме ЗОЖ и о профилактике зависимого поведения.

Выход КМИ на третий уровень проводился посредством сравнения кейсов экспериментальной и контрольной группы. По результатам анализа кейсов обратной связи определено снижение стресса и тревоги на 36% в экспериментальной группе обучающихся по сравнению с контрольной. Исходя из содержания кейсов, улучшение самочувствия или уверенности в своих силах среди подростков экспериментальной группы выросло на 44%. Кроме того, наблюдалось повышение на 74% мотивации, направленной на бережное отношение к своему здоровью, и рост на 84% показателя информированности о рисках развития зависимости и факторах защиты от данной болезни.

Таким образом, проведенное исследование привело к выводу о том, что структурированная врачом-психиатром-наркологом при помощи авторской Модели КМИ профилактическая информационно-разъяснительная беседа и разъяснение результатов проведенного ПМО (Приказ Минздрава России от 6 октября 2014 г. №581н) позволяют провести адресную профилактическую интервенцию среди обучающихся. Это повышает результативность настоящего профилактического вмешательства. Благодаря такому подходу специалист существенно увеличивает выявление факторов риска развития ХНИЗ и расстройств, вызванных употреблением ПАВ, а также способствует росту устойчивой приверженности здоровому образу жизни среди молодого поколения. Ниже представлена схема Модели КМИ, включенная в процедуру ПМО (рис. 2 на цв. вклейке).

Рис. 2. Схема модели краткосрочной мотивационной интервенции при проведении профилактических медицинских осмотров подростков.

КМИ — краткосрочная мотивационная интервенция; ПАВ — психоактивные вещества; ПМО — профилактический медицинский осмотр; ЗОЖ — здоровый образ жизни; ХТИ — химико-токсикологическое исследование.

Авторами модели КМИ рекомендовано применять ее среди подростков и молодых людей в рамках проведения ПМО, оказания ПМСП, профилактики неинфекционных заболеваний, направленной на прекращение употребления табака, алкоголя и других видов ПАВ. Подробное описание Модели КМИ представлено в авторских методических рекомендациях [18].

Настоящая Модель КМИ может быть применена и при оказании телемедицинской помощи подросткам и молодым людям. По нашему мнению, представляется целесообразным создание цифровой платформы поддержки и развития ментального здоровья различных групп населения. «Платформенные IT-продукты» специалист сможет рекомендовать пациенту для усиления профилактического потенциала посредством выработки поведенческих компетенций здоровья, углубления знаний и поддержки мотивации к ЗОЖ. Рекомендована разработка мобильного приложения для поддержки принятия решения медицинским специалистом ПМСП в рамках ПМО/консультации.

Модель КМИ хорошо себя зарекомендовала в практике применения врачом на заседаниях Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Авторами получен положительный результат при применении Модели КМИ в работе таких заседаний, что открывает широкие возможности к стандартизации межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики наркологических расстройств несовершеннолетних и их родителей.

Заключение

Современный подход к снижению зависимого поведения требует структурирования профилактической работы, проводимой медицинскими специалистами за пределами специализированных учреждений. Применяя модель краткосрочной мотивационной интервенции, медицинские работники, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, получают уникальную возможность проведения своевременного скрининга факторов риска незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, а также ранней диагностики наркологических расстройств. Модель краткосрочной мотивационной интервенции, наряду с повышением результативности проводимых мероприятий в рамках профилактических медицинских осмотров, также способствует осознанию молодыми пациентами важности здорового и трезвого образа жизни.

Благодарность. Авторы выражают благодарность Марине Владиславовне Ветровой за помощь в поиске материалов, методик и программ.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — А.Ю. Абрамов, В.В. Аршинова, А.О. Алексеенко; сбор и обработка материала — Д.И. Кича, А.О. Алексеенко; статистическая обработка — А.С. Аршинов; написание текста — В.В. Аршинова, А.О. Алексеенко; редактирование — А.Ю. Абрамов, Д.И. Кича.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.