Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Горный Б.Э.

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава Российской Федерации, Москва, Россия, 101990

Калинина А.М.

ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России, Москва

Долгова С.В.

БУЗ ВО «Вологодская городская поликлиника №1», Вологда, Россия

Набиуллина Г.А.

ГБУЗ Астраханской области «Центр медицинской профилактики», Астрахань, Россия

Палий И.А.

ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики», Томск, Россия

Бунова А.С.

ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Организационно-функциональная технология скрининга и профилактического консультирования пациентов с пагубным потреблением алкоголя и результаты ее апробации в первичном звене здравоохранения

Авторы:

Горный Б.Э., Калинина А.М., Долгова С.В., Набиуллина Г.А., Палий И.А., Бунова А.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1205

Загрузок: 24


Как цитировать:

Горный Б.Э., Калинина А.М., Долгова С.В., Набиуллина Г.А., Палий И.А., Бунова А.С. Организационно-функциональная технология скрининга и профилактического консультирования пациентов с пагубным потреблением алкоголя и результаты ее апробации в первичном звене здравоохранения. Профилактическая медицина. 2019;22(3):14‑19.
Gornyi BE, Kalinina AM, Dolgova SV, Nabiullina GA, Paliy IA, Bunova AS. Organizational and functional technology for screening and preventive counseling of patients with harmful alcohol consumption and the results of testing the technology in primary health care. Russian Journal of Preventive Medicine. 2019;22(3):14‑19. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20192203114

Рекомендуем статьи по данной теме:
Оцен­ка зна­ний и на­вы­ков ме­ди­цин­ских ра­бот­ни­ков, ока­зы­ва­ющих пер­вич­ную ме­ди­ко-са­ни­тар­ную по­мощь, в об­лас­ти ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния ос­тро­го цис­ти­та в со­от­ветствии с сов­ре­мен­ны­ми кли­ни­чес­ки­ми ре­ко­мен­да­ци­ями. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):23-31
Проб­ле­мы адап­та­ции мо­ло­дых вра­чей в пе­ри­од на­ча­ла тру­до­вой де­ятель­нос­ти в пер­вич­ном зве­не здра­во­ох­ра­не­ния. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(8):13-18
Вклад мо­биль­ных ме­ди­цин­ских бри­гад в про­ве­де­ние дис­пан­се­ри­за­ции взрос­ло­го на­се­ле­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):7-15
При­ме­не­ние ин­дек­сно­го ме­то­да для оцен­ки кад­ро­во­го обес­пе­че­ния пер­вич­ной ме­ди­ко-са­ни­тар­ной по­мо­щи. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(11):27-33
Роль вра­ча-нев­ро­ло­га и вра­ча-пси­хи­ат­ра при ока­за­нии ме­ди­цин­ской по­мо­щи мо­биль­ны­ми ме­ди­цин­ски­ми бри­га­да­ми сельским жи­те­лям 65 лет и стар­ше. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(12):51-57
Проб­ле­мы ор­га­ни­за­ции дис­пан­сер­но­го наб­лю­де­ния юно­шей 15—17 лет с за­бо­ле­ва­ни­ями кар­ди­оме­та­бо­ли­чес­ко­го про­фи­ля. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(12):81-87
К воп­ро­су об эф­фек­тив­нос­ти при­ме­не­ния ВПЧ-тес­ти­ро­ва­ния и ци­то­ло­ги­чес­ко­го ис­сле­до­ва­ния в рам­ках ком­би­ни­ро­ван­но­го скри­нин­га ра­ка шей­ки мат­ки. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(4):23-29
Ре­ги­ональ­ные осо­бен­нос­ти слу­ча­ев гос­пи­та­ли­за­ции и ам­бу­ла­тор­ных об­ра­ще­ний за ме­ди­цин­ской по­мощью взрос­ло­го на­се­ле­ния с ус­та­нов­лен­ной хро­ни­чес­кой обструк­тив­ной бо­лез­нью лег­ких. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(2):48-60

В глобальной стратегии по снижению вредного потребления алкоголя одна из центральных ролей отводится медицинским организациям, а в качестве основной меры в этом направлении называются мероприятия по проведению скрининга и краткосрочных вмешательств в связи с опасным и вредным употреблением спиртных напитков на уровне первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) [1].

Организации ПМСП считаются идеальной площадкой раннего выявления лиц с проблемным употреблением алкоголя и оказания им профилактической помощи [2—7].

Скрининг и профилактическое консультирование являются экономически эффективным способом оказания помощи пациентам с проблемным потреблением алкоголя в ПМСП. В рекомендациях целевой группы США по профилактической помощи (U.S. Preventive services task force — USPSTF) приведены убедительные доказательства, что краткие консультации медицинских специалистов первичного звена эффективны в снижении рискованного или опасного употребления алкоголя [8].

Несмотря на наличие доказательств эффективности и примеры успешного применения кратких профилактических вмешательств/консультаций, в том числе в реальных клинических условиях, широкое внедрение данного подхода произошло далеко не везде. В настоящее время на общенациональном уровне программы краткосрочного консультирования реализованы в Финляндии, Швеции и Шотландии [9—12]. В США, несмотря на имеющиеся рекомендации, скрининг и краткие вмешательства часто не проводятся [13—16]. В одном из отчетов Центра по контролю за заболеваемостью (США) представлены результаты опроса пациентов первичного звена: только 1 из 6 врачей обсуждал проблему употребления алкоголя [17].

Проблема пагубного потребления алкоголя актуальна и для нашей страны. Доля случаев смерти, прямо или косвенно связанных с употреблением алкоголя, от общего числа всех причин составляет от 27,8% для женщин до 41,1% для мужчин, превышая европейские и общемировые данные [18—21]. По некоторым оценкам [22], она даже превышает 50% в возрастной группе 15—54 лет. Поэтому необходимость внедрения вышеуказанной технологии в России давно назрела.

С 2013 г. в нашей стране в рамках диспансеризации была нормативно закреплена услуга по профилактическому консультированию, включающая работу по выявлению лиц с риском пагубного потребления алкоголя. Однако из-за ряда объективных (недостаток подготовленных кадров, низкая чувствительность скринингового инструмента) и субъективных (менталитет населения, нежелание самих медицинских работников касаться темы проблемного потребления алкоголя) причин результаты данного направления профилактической работы остаются неудовлетворительными [23, 24].

Цель исследования — разработать организационно-функциональную технологию скрининга и профилактического консультирования пациентов с риском пагубного потребления алкоголя и апробировать ее в первичном звене здравоохранения.

Материал и методы

Работа проведена в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения от 26.10.17 № 869, Методическими рекомендациями «Организация проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения», Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19.08.09 № 597н [25—27].

Для отработки организационных аспектов внедрения СПК в практику первичного звена было проведено аналитическое исследование в виде организационного эксперимента по раннему выявлению пациентов с пагубным потреблением алкоголя и оказанию им профилактической помощи.

Эксперимент продолжался 12 мес (с октября 2017 г. по сентябрь 2018 г.) в 3 субъектах РФ (Астраханская, Вологодская, Томская области) с разным характером алкогольной ситуации на базе восьми медицинских организаций [28].

Использованы два варианта включения пациентов-участников в исследование в реальных условиях работы медицинских организаций: обращение в поликлинику в ходе диспансеризации и самостоятельное обращение в Центр здоровья [26]. Все обратившиеся пациенты заполняли вопросник AUDIT-C (три вопроса), краткий тест, предназначенный для предварительного скрининга.

При положительных результатах (не менее 4 баллов у мужчин, не менее 3 баллов у женщин) пациенты направлялись в кабинет медицинской профилактики на второй этап скрининга с использованием вопросника AUDIT (10 вопросов).

В зависимости от результатов заполнения вопросника AUDIT сформированы три группы пациентов (табл. 1).

Таблица 1. Критерии распределения пациентов по группам

Лица, попавшие в 1-ю группу, не нуждались в целевом консультировании, получали советы по ЗОЖ.

С лицами, отнесенными ко 2-й группе, проводилось профилактическое консультирование, направленное на сокращение или отказ от пагубного потребления алкоголя в соответствии с алгоритмом, представленным в Методических рекомендациях «Организация проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» [26].

Пациентам, попавшим в 3-ю группу, предлагалась консультация специалиста-нарколога.

Результаты профилактического консультирования были оценены в ходе телефонного опроса пациентов городской поликлиники. Опрос проводился через 12 мес врачом Центра здоровья, консультировавшим данных пациентов. Пациенту задавался вопрос: «Вы придерживаетесь того плана, который мы с вами разработали, относительно употребления алкоголя?». Если пациент отвечал положительно, врач уточнял, в чем это конкретно проявлялось.

Результаты и обсуждение

За 12 мес реализации пилотного проекта, начиная с октября 2017 г., краткий вопросник AUDIT-C, предназначенный для универсального скрининга, заполнили во всех регионах-участниках 15 303 человека. Доля пациентов, которые по результатам скринингового этапа были отнесены к группе риска, оказалась небольшой (n=908; 5,9%), но существенно большей, чем при заполнении ранее используемого скринингового инструмента диспансеризации для выявления проблемного потребления алкоголя (1,1%) [29] (рис. 1).

Рис. 1. Дизайн организационного исследования.

Были отмечены территориальные различия в результатах как универсального (табл. 2),

Таблица 2. Результаты универсального скрининга в пилотных регионах
так и целевого скрининга (табл. 3).
Таблица 3. Результаты целевого скрининга в пилотных регионах Примечание. * — от количества пациентов, получивших профилактическую консультацию.
Наибольшая доля лиц с риском пагубного потребления алкоголя зафиксирована в Вологодской области —15,6%, при этом, по данным диспансеризации в этом регионе, она была в 3 раза меньше (5,2%); наименьшая — в Астраханской области (4,2 и 1,4% соответственно).

В Томской области по результатам пилотного проекта выявлено 5,9% лиц с риском пагубного потребления алкоголя, что не отличалось от данных практического здравоохранения (форма 131) — 5,8%. В настоящей работе не ставились цели эпидемиологической оценки ситуации, так как при проведении опроса в пилотном проекте не формировались репрезентативные выборки, а проводилось сплошное исследование за определенный период времени. Вместе с тем получение данных о несколько большей выявляемости риска пагубного потребления алкоголя может быть отражением того факта, что опрос проводился, как отмечено выше, предварительно обученными медицинскими работниками.

По результатам целевого скрининга, пациенты распределились следующим образом: до 7 баллов — 616 (67,8%) человек, 8—19 баллов — 277 (30,5%), свыше 20 баллов — 15 (1,7%).

Как видно из данных, представленных в табл. 3, структура распределения пациентов с различным риском пагубного потребления алкоголя также различалась в пилотных регионах. В Вологодской области она в наибольшей степени соответствовала популяционной структуре распределения, представленной ВОЗ в руководстве по AUDIT [30].

В Астраханской области, благополучной по величине интегрального индекса алкогольной ситуации (ИИАС), доля лиц с риском пагубного потребления алкоголя (4,2 на 100 человек) соответствовала ожиданиям [29]. При этом доля пациентов с риском опасного и вредного потребления алкоголя была выше стандартного распределения, а частота выявления пациентов с возможной зависимостью была существенно ниже.

В Томской области, которая характеризовалась относительно неблагополучной алкогольной ситуацией, распределение пациентов по уровню риска еще более существенно отличалось от стандартного.

Возможно, указанные различия определялись непосредственным характером взаимодействия организаторов эксперимента с исполнителем, проводящим скрининг и консультирование (в Вологодской области), и опосредованным, который осуществлялся через региональные центры медицинской профилактики (Астраханская и Томская области).

Из 74 пациентов с риском пагубного потребления алкоголя, которые были проконсультированы в Вологодской области, до 61 человека удалось дозвониться по телефону. Результаты телефонного опроса пациентов, которые были проконсультированы в Центре здоровья и были готовы к сокращению потребления алкоголя (отказу), представлены на рис. 2.

Рис. 2. Результаты профилактического консультирования.

Из общего количества пациентов, которые были проконсультированы, специалисту удалось опросить 45 (60,8%) человек, из них 55,6% соблюдали рекомендации по сокращению потребления алкоголя, 40% не соблюдали.

Продемонстрированная по данным опроса результативность консультирования существенно превышала оценки, полученные в других исследованиях. На наш взгляд, это связано с методикой опроса и отсутствием объективных подтверждений, свидетельствующих о сокращении потребления алкоголя.

Таким образом, в ходе выполнения данной задачи эксперимента был разработан алгоритм скрининга и профилактического консультирования в ходе диспансеризации, который отработан на примере медицинских организаций в 3 регионах. Выявлены выраженные территориальные различия в результатах как универсального, так и целевого скрининга, которые, на наш взгляд, определяются не только оценкой алкогольной ситуации в регионе, но и типом организационного взаимодействия между участниками эксперимента.

Апробация данной организационно-функциональной технологии показала ее реалистичность в условиях практического здравоохранения. Однако более широкое внедрение технологии на территории всей страны потребует, кроме подготовки кадров, непосредственно участвующих в работе по скринингу и профилактическому консультированию, больше внимания уделять работе с организаторами здравоохранения, подготовке методических и организационно-распорядительных документов.

Авторы выражают глубокую благодарность региональным организаторам пилотного проекта, руководству поликлиник и всем медицинским работникам, участвовавшим в скрининге и профилактическом консультировании.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Б.Г.

Сбор и обработка материала — Б.Г., Д.С., Н.Г., П.И.

Статистическая обработка — Б.Г.

Написание текста, редактирование — Б.Г., А.К., А.Б.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

*Горный Борис Эмануилович, к.м.н.; адрес: 101990, Москва, Петроверигский пер., д. 10/3; https//orcid.org/0000-0002-9589-0186; eLibrary SPIN: 4531-6606; e-mail: BGornyy@gnicpm.ru

Калинина Анна Михайловна, д.м.н., профессор; https//orcid.org/0000-0003-2458-3629; eLibrary SPIN: 7598-4533; e-mail: AKalinina@gnicpm.ru

Долгова Светлана Викторовна; https//orcid.org/0000-0002-7533-9725е-mail: dolgsv@mail.ru

Набиуллина Галина Андреевна; https//orcid.org/0000-0002-9976-6289; е-mail: nabiullina_1@mail.ru

Палий Ирина Анатольевна; https//orcid.org/0000-0002-2955-5355е-mail: paliy_irina@mail.ru

Бунова Анна Сергеевна, м.н.с.; https//orcid.org/0000-0001-7606-7525; eLibrary SPIN: 2853-2269; e-mail: ABunova@gnicpm.ru

КАК ЦИТИРОВАТЬ:

Горный Б.Э., Калинина А.М., Долгова С.В., Набиуллина Г.А., Палий И.А., Бунова А.С. Организационно-функциональная технология скрининга и профилактического консультирования пациентов с пагубным потреблением алкоголя и результаты ее апробации в первичном звене здравоохранения. Профилактическая медицина. 2019;22(3):14-19. https://doi.org/10.17116/profmed20192203114

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.