Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Вржесинская О.А.

ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи», Москва, Россия

Бекетова Н.А.

ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи», Москва, Россия

Коденцова В.М.

ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи», Москва, Россия

Кошелева О.В.

ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи», Москва, Россия

Сокольников А.А.

ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи», Москва, Россия

Раджабкадиев Р.М.

ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи», Москва, Россия

Сёмин В.Б.

ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи», Москва, Россия

Витаминный статус студентов Северного государственного медицинского университета

Авторы:

Вржесинская О.А., Бекетова Н.А., Коденцова В.М., Кошелева О.В., Сокольников А.А., Раджабкадиев Р.М., Сёмин В.Б.

Подробнее об авторах

Просмотров: 658

Загрузок: 19


Как цитировать:

Вржесинская О.А., Бекетова Н.А., Коденцова В.М., Кошелева О.В., Сокольников А.А., Раджабкадиев Р.М., Сёмин В.Б. Витаминный статус студентов Северного государственного медицинского университета. Профилактическая медицина. 2018;21(1):39‑43.
Vrzhesinskaya OA, Beketova NA, Kodentsova VM, Kosheleva OV, Sokolnikov AA, Radzhabkadiev RM, Semin VB. Vitamin status in the students of the Northern State Medical University. Russian Journal of Preventive Medicine. 2018;21(1):39‑43. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed201821139-43

Рекомендуем статьи по данной теме:
От­но­ше­ние сту­ден­тов к здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):75-80
Ин­ди­ви­ду­аль­ные и кон­тек­сту­аль­ные ус­ло­вия фор­ми­ро­ва­ния по­ве­ден­чес­ких фак­то­ров рис­ка у сту­ден­тов пи­ще­во­го тех­но­ло­ги­чес­ко­го про­фи­ля. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(7):67-73
Оцен­ка сос­то­яния здо­ровья сту­ден­тов стар­ших кур­сов фар­ма­цев­ти­чес­ко­го фа­куль­те­та. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):57-62
Те­ра­пев­ти­чес­кий ле­карствен­ный мо­ни­то­ринг ан­тип­си­хо­ти­чес­ких пре­па­ра­тов в пов­сед­нев­ной пси­хи­ат­ри­чес­кой прак­ти­ке. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(5):145-152

Нарушение структуры питания приводит к развитию микронутриентной недостаточности. Студенты относятся к группе риска, поскольку на фоне повышенной умственной и нервно-эмоциональной нагрузки для них характерны нерегулярность приема пищи, частые перекусы, еда всухомятку иногда с избыточным самоограничением потребления отдельных пищевых продуктов, необоснованное использование диет [1—4].

Наиболее часто об обеспеченности студентов витаминами и минеральными веществами судят на основе данных фактического питания [5—7]. Несмотря на несом-ненную ценность, эти данные носят ориентировочный характер. Определение биохимических маркеров витаминного статуса дает более объективные сведения об обес-печенности микронутриентами и потому является перманентной задачей. Однако число таких исследований в России недостаточно [6, 8]. Так, в недавно проведенном обследовании студентов московского вуза [9] было обнаружено, что при хорошей обеспеченности витамином, А недостаточность каротиноидов имела место у 48% юношей и 24% девушек, витамина Е — у 20% обследованных, витамина В2 — у 38%. Адекватно обеспечены всеми исследованными витаминами были 39% студентов (50% девушек и 22% юношей).

Цель работы — оценка обеспеченности витаминами А, Е, В2, В12, D, фолатами и бета-каротином по их содержанию в сыворотке крови студентов медицинского вуза Архангельска, расположенного вблизи Северного полярного круга.

Материал и методы

В исследование в апреле 2015 г. включали практически здоровых студентов Северного государственного медицинского университета (Архангельск). Были обследованы 13 девушек и 45 юношей 18–26 лет (средний возраст 21,0±0,3 года) с индексом массы тела 22,5±0,6 кг/м2, отобранных случайным образом. Недостаток массы тела имели 13,5% обследованных, избыточную массу тела — 27%, ожирение — один человек, остальные студенты имели нормальное телосложение. Все обследованные 3 раза в неделю имели физическую нагрузку продолжительностью 1,5 ч. Протокол обсервационного поперечного (одномоментного) исследования одобрен комитетом по этике Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи. Предварительно от всех участников исследования было получено письменное информированное согласие. Критериями включения в исследование были возраст от 18 до 27 лет, индекс массы тела от 18 до 31 кг/м2, соотношение окружностей талии и бедер — в пределах 0,65—0,85. Критериями исключения из исследования были обострение хронических болезней желудочно-кишечного тракта, наличие инфекционных заболеваний.

Обеспеченность витаминами оценивали по их уровню в сыворотке крови, взятой натощак из локтевой вены. Концентрацию витаминов, А (ретинола) и Е (сумма α- и γ-токоферолов), каротиноидов определяли с помощью обращенно-фазовой высокоэффективной жидкостной хроматографии [10], В2 (рибофлавина) – флуориметрически с использованием рибофлавинсвязывающего апобелка [11], 25-гидроксивитамина D [25 (ОН)D] — иммуноферментным методом с использованием наборов 25-Hydroxy Vitamin D EIA («Immunodiagnotic Systems Ltd», Великобритания), витамина В12 и фолиевой кислоты микробиологически с использованием наборов ID-Vit («Immundiagnostik AG», Германия). В качестве критериев обеспеченности исследуемыми витаминами использовали величины, обоснованные в предыдущих исследованиях [12]. Лиц с показателями, не достигающими нижней границы нормы, считали недостаточно обеспеченными витамином.

Результаты обрабатывали с помощью программ IBM SPSS Statistics для Windows (версия 20.0). Для характеристики вариационного ряда рассчитывали среднее арифметическое (M), медиану (Me), стандартную ошибку среднего (m), минимум (min), максимум (max), 25-й и 75-й перцентиль. Для выявления статистической значимости различий непрерывных величин использовали непараметрический U-критерий Манна—Уитни для независимых переменных.

Результаты и обсуждение

Показатели обеспеченности витаминами студентов представлены в таблице.

Обеспеченность витаминами и каротином студентов (n=58) Примечание. р — уровень статистической значимости различий между показателями мужчин и женщин.
В среднем по группе за исключением витамина D и бета-каротина концентрация остальных витаминов находилась в пределах физиологической нормы. Концентрация в сыворотке крови транспортной формы витамина D-25 (ОН)D у мужчин находилась на уровне, соответствующем его дефициту, а у женщин хотя и была значимо в 1,6 раза выше, но находилась на уровне нижней границы нормы (30 нг/мл) [13, 14]. При этом если у мужчин даже значение 75-го перцентиля не достигало уровня нижней границы нормы, то среди женщин его значение было меньше этой величины у 30,7% обследованных. Таким образом, юноши были обеспечены этим витамином хуже. В целом по группе недостаточная обеспеченность этим витамином выявлялась у ¾ обследованных (рис. 1),
Рис. 1. Относительное число студентов, недостаточно обеспеченных витаминами.
дефицит (<20 нг/мл) — у 46,3%, а глубокий дефицит (<10 нг/мл) — у 4,9%.

Как видно из данных таблицы, студенты были достаточно хорошо обеспечены витамином А. Индивидуальные концентрации ретинола находились в границах нормы (30—80 мкг/дл) [12]. Дефицит этого витамина был выявлен у 1 человека (см. рис. 1), а маргинальная обеспеченность наблюдалась у 2 юношей и 2 девушек (6,9% обследованных).

В то же время практически у всех студентов был выявлен низкий уровень бета-каротина (провитамин А) в сыворотке крови. Лишь у 1 студента концентрация бета-каротина находилась на оптимальном уровне, у 4 (6,9%) — едва достигала нижней границы нормы, характерной для адекватного потребления каротиноидов, причем у юношей уровень бета-каротина был значимо ниже (см. таблицу).

Концентрация токоферолов в сыворотке крови студентов в среднем по группе находилась в границах нормы (см. таблицу). При этом у ¼ обследованных лиц содержание витамина в крови не достигало нижней границы нормы. Выраженный дефицит токоферолов выявлялся у 1 (1,7%) обследованного. Девушки были обеспечены витаминном Е несколько лучше юношей.

Как следует из данных таблицы, обеспеченность витамином В2 студентов-архангелогородцев была удовлетворительной. Как средняя концентрация рибофлавина, так и 25-й перцентиль превышали нижнюю границу нормы. Выраженный дефицит этого витамина выявлялся достаточно редко (см. рис. 1). Вместе с тем оптимально обеспечены этим витамином (уровень в сыворотке крови более 10 нг/мл) были лишь 28% обследованных.

Концентрация кобаламинов в сыворотке крови студентов соответствовала адекватной обеспеченности витамином В12 (см. таблицу). Дефицит выявлялся у каждого десятого обследованного (см. рис. 1).

Несмотря на то что среднее по группе и медиана содержания фолатов в сыворотке крови находились в пределах нормы, у 1/3 студентов уровень этого витамина не достигал нижней границы нормы.

Адекватно обеспечены всеми семью исследованными витаминами были только 2,4% студентов (рис. 2).

Рис. 2. Относительное число студентов, обеспеченных всеми витаминами, и с их сочетанным дефицитом.
Сочетанный дефицит трех и более витаминов (полигиповитаминоз) наблюдался у 31,7% обследованных, двух витаминов — почти у половины студентов.

Суммируя результаты, следует отметить, что все студенты были достаточно хорошо обеспечены витаминами А, В2 и В12: сниженный уровень был выявлен соответственно у 1,7, 8 и 10%. Выраженный дефицит витамина В2 выявлялся реже, чем среди студентов-москвичей [9]. Недостаток витамина Е и фолатов имели 25,9—29,3% обследованных. Сопоставимые данные по обеспеченности витамином Е были получены при обследовании студентов Москвы, Омска и Иркутска [6, 8, 9], а также детей и подростков, проживающих в Архангельской области [15].

Недостаточность витамина D и бета-каротина была наиболее выраженной, что согласуется с данными литературы [13, 14, 16]. Сниженный уровень бета-каротина встречался у 91,4% обследованных лиц, транспортной формы витамина D — у 75,6%. Юноши были хуже обеспечены витамином D и бета-каротином. Как известно, витамин D является витамином, синтез которого при достаточном облучении открытой поверхности кожи ультрафиолетовым излучением (длина волны 290—315 нм) может осуществляться в коже с максимальной интенсивностью в период с 11 до 14 ч. В климатогеографических условиях Архангельска (64°33′00″ с. ш., 40°32′00″ в. д.) естественная инсоляция солнечным лучами спектра «В» очень мала. Высокая частота выявления сниженной концентрации 25 (ОН)D в сыворотке крови может объясняться сразу несколькими причинами. Во-первых, северным местоположением, во-вторых, проведением обследования после продолжительной зимы (апрель). Кроме того, по всей видимости, несмотря на проживание вблизи моря, для студентов было характерно недостаточное потребление основного пищевого источника этого витамина — морской рыбы жирных сортов, присутствие которой в рационе является фактором, определяющим обеспеченность витамином D в широтах нашей страны [13, 14, 16].

Сниженный уровень бета-каротина у студентов, проживающих в Архангельске, выявлялся в 2 раза чаще, чем среди студентов московского вуза, обследованных в 2014 г. [9]. Такая неадекватная обеспеченность каротиноидами, по-видимому, отражает крайне низкое потребление овощей и фруктов в северных регионах страны.

Заключение

Практически все студенты имели дефицит витаминов в том или ином сочетании. Одним из основных компонентов здорового образа жизни является рациональное питание. Как следует из представленных данных, даже у студентов медицинских вузов имеются нарушения питания, по-видимому, отражающие недостаточность знаний. Учитывая, что достичь адекватной обеспеченности витаминами за счет традиционных пищевых продуктов невозможно, студентам целесообразно включать в рацион обогащенные витаминами пищевые продукты (хлебобулочные изделия, молочные продукты) или регулярно принимать витаминно-минеральные комплексы (витаминсодержащие биологически активные добавки к пище) [5, 17]. В связи с этим особое значение приобретает образовательная и информационно-разъяснительная работа о роли здорового питания среди всех слоев населения.

Авторы выражают благодарность Директору НИИ полярной медицины, профессору кафедры гигиены и медицинской экологии Северного государственного медицинского университета (Архангельск) д.м.н., профессору Галине Николаевне Дёгтевой за административную и организационную поддержку исследования, а также сотрудникам кафед-ры за помощь при сборе биоматериала (кровь) и предоставление некоторых анкетных данных.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — О.В., Н.Б., В.К.

Сбор материала — Р.Р., В.С.

Получение и обработка материала — О.В., Н.Б., О.К., А.С.

Статистическая обработка — О.В., Н.Б.

Написание текста — В.К.

Редактирование — О.В., Н.Б.

Сведения об авторах

Вржесинская Оксана Александровна — к.б.н., в.н.с. [Oksana A. Vrzhesinskaya, MD]; адрес: 109240, Россия, Москва, Устьинский проезд, 2/14 [address: 2/14 Ustinskiy pr., Russian Federation, Moscow, 109240, Russia]; Scopus Author ID: 54685500300; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8973-8153; eLibrary SPIN: 2745-1454; Author ID: 291868; e-mail: vr.oksana@yandex.ru

Бекетова Нина Алексеевна — к.х.н., с.н.с. [Nina A. Beketova, MD]; Scopus Author ID: 6603782280; ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2810-2351; eLibrary SPIN: 6604-6431; Author ID: 97403; e-mail: beketova@ion.ru

Коденцова Вера Митрофановна — д.б.н., проф. [Vera M. Kodentsova]; Scopus Author ID: 7004294573; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5288-1132; eLibrary SPIN: 8470-1211; AuthorID: 97401; e-mail: kodentsova@ion.ru

Кошелева Ольга Васильевна — научный сотрудник [Olga V. Kosheleva], Scopus Author ID: 7004231272; ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2391-9880; eLibrary SPIN: 1667-2098; AuthorID: 233910; e-mail: kosheleva@ion.ru

Сокольников Андрей Арнольдович — к.б.н., с.н.с. [Andrew A. Sokolnikov]; Scopus Author ID: 7003545532; eLibrary SPIN: 1628-7384; AuthorID: 629515; e-mail: sa221260@yandex.ru

Раджабкадиев Раджаб Магомедович — м.н.с. [Radzhab M. Radzhabkadiev]; eLibrary SPIN: 3702-4280; AuthorID: 735492; e-mail: 89886999800@mail.ru

Сёмин Василий Борисович — м.н.с. [Vasiliy B. Semin]; e-mail: 12gooolwill12@gmail.com

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.